Как научиться пользоваться сцеплением на автомобиле в разных условиях

Как научиться пользоваться сцеплением на автомобиле в разных условиях

vk ok z

На автомобиле с механической коробкой передач 3 педали: тормоз, газ и сцепление. Но не все водители знают, что сцепление требует особого внимания и навыков вождения. Его неправильно использование может привести к серьёзным поломкам и дорогостоящему ремонту.

Педали в автомобиле

На подъёме

В вождении важно научиться трогаться на подъеме плавно, не откатываясь назад. Для этого есть два универсальных способа: с ручником и без:

  1. Чтобы тронуться в горкус помощью ручника, нужно выжать сцепление и включить первую передачу. Затем нужно не сильно нажать на газ и довести обороты до отметки в 2500 оборотов.

Теперь нужно начать плавно поднимать ногу с педали газа и одновременно со сцепления. Машина будет издавать характерные вибрации, со временем придёт понимание, в каком темпе это нужно делать.

Порядок нажатия педалей на подъеме

После этого можно отпускать ручник, и машина тронется с места. Очень важна плавность движений, при резких манипуляциях автомобиль сразу заглохнет.

  1. Немного сложнее трогаться на подъеме без использования ручника. Порядок действий примерно такой же. Выжимаем сцепление и включаем первую передачу. Одновременно правой ногой держим тормоз. Теперь нужно аккуратно начать отпускать ногу со сцепления. Если звук двигателя стал сильнее, значит, сцепление сработало правильно.

Теперь можно начать отпускать педаль тормоза и перекидывать ногу на газ. Делать это нужно плавно, иначе двигатель заглохнет. Этот момент переброски требует опыта, поэтому повторить его придётся не один раз.

Как пользоваться сцеплением

Есть основные правила, которых нужно придерживаться при езде на механической коробке передач, чтобы не повредить сцепление:

  • Педаль нужно выжимать полностью до упора, иначе коробка передач будет работать некорректно.
  • Движение всегда нужно начинать с первой передачи. Но почти сразу рекомендуется переключаться на вторую.
  • Сцепление не должно быть выжато долгое время, это увеличивает его износ.
  • Систему сцепления необходимо регулярно проверять в автосервисе, ведь это важная часть нормального функционирования автомобиля.
  • При попадании в ямы или застревании в снегу лучше взять машину на буксир. В попытках выбраться сильно жжётся сцепление, крутятся высокие обороты и нарушается работа и других деталей.

Нога на педали сцепления

Как правильно выжимать сцепление на механике

Что определиться с тем, как правильно выжимать сцепление с механической коробкой передач, нужно разобрать цели, для которых это делается. Сцепление выжимается в двух случаях: для переключения передачи и чтобы двигатель не заглох при полной остановке на передаче.

Читайте также: Почему буксует сцепление в машине и как это исправить

Важно нажимать на педаль сцепления не пальцами, а хотя бы подушечками пальцев. Даже если рост не позволяет дотянуться, нужно настроить сидение или подложить подушку под спину. Правильно нажатие обеспечит полный контроль над педалью, что упростит движение.

Нажатие педали сцепления

Как научиться плавно отпускать сцепление

Чтобы научиться плавно отпускать сцепление на механике, есть только одно упражнение – поиск момента «схватывания». Этот момент происходит, когда обороты на машине падают и появляется небольшая вибрация всего автомобиля.

Суть упражнения заключается в том, чтобы зафиксировать это положение и отработать до автоматизма.

Для этого нога с педали сцепления поднимается до того момента, когда ещё чуть-чуть и машина тронется. И затем педаль полностью мягко отпускается. Если всё было сделано правильно, автомобиль не заглохнет.

С автомобилями на автомате проще. Достаточно выжать тормоз, включить коробку передач в положение D и плавно отпустить педаль. Когда машина тронулась, можно уверенно добавлять газ.

Как правильно трогаться с места

Когда машина уже запущена, а коробка передач стоит на нейтральной передаче, важно правильно выжать сцепление и плавно тронуться с места. Чтобы избежать резких рывков и дерганья машины, начинать поездку нужно в 3 этапа:

  • Выжимаем педаль сцепления и включаем первую передачу. Теперь не торопясь поднимаем ногу на небольшое расстояние. Автомобиль начнёт двигаться.
  • Для стабилизации работы агрегата педаль нужно держать в таком положении около трёх секунд.
  • Теперь, когда машина уже набирает обороты и уверенно едет, можно полностью отпускать сцепление. И при этом добавлять немного педали газа.

Если педаль отпускать не плавно, а резко – механизмы трансмиссии и коробки попадут под удар. Это приведёт к поломкам или нестабильной работе систем.

Водитель трогается с места

Но есть нюансы в разных дорожных условиях. Например, на светофоре начинающие водители часто выжимают сцепление и включают передачу заранее, чтобы быстро тронуться. Это чревато износом выжимного подшипника, который напрямую влияет на работу с двигателем. Лучше, подъехав к светофору, спокойно отпустить педаль и поставить коробку в нейтральное положение.

Особое внимание нужно уделять сцеплению в пробке. Из-за постоянных движений на маленькие расстояния, водителям проще держать передачу и сцепление включёнными. Такая долгая работа механизма сцепления приведёт к постоянному трению о диск маховика и нагреванию. А это в свою очередь поспособствует быстрому износу детали.

Читать статью  12 недорогих машин с автоматической коробкой передач

Читайте также: Особенности работы автокорректора фар: порядок проверки и замены механизма

Самый простой способ съехать с горки – включить нейтральную передачу и катиться по инерции. Но он не самый безопасный. Для безопасного спуска с горы необходимо выжать сцепление и включить первую передачу, а при необходимости тормозить педалью или в крайнем случае, ручником.

Как сберечь сцепление

Самое плохое, что может случиться со сцеплением, – оно сгорит. Что происходит в таком случае? Ведомый диск трётся о диск маховика с большим усилием. Из-за этого появляется запах гари, который может распространяться по салону. Также машина теряет динамику, ей становится сложнее управлять. Тронуться с места будет практически невозможным, так как включаться передачи будут рывками, и машина будет дёргаться.

Сожженное сцепление

Чтобы этого не произошло, сцепление нужно беречь:

  • Научиться правильно трогаться. Этому учат ещё в автошколе, но можно тренироваться самостоятельно, с помощью упражнения по поиску момента «схватывания». Это доводится до автоматизма со временем, когда нога запоминает правильное положение.
  • Всегда выжимать сцепление до конца. А также не нажимать на него просто так. Многие из-за удобства всегда держат ногу над педалью и, не замечая, легко нажимают на неё. В этот момент идёт нагрузка на механизм, что приводит к быстрому износу.
  • Не забывать опускать ручник. Казалось бы, мелочь, но при трогании автомобиля на ручнике, колёса остаются частично заблокированными. Машине становится тяжело ехать и увеличивается нагрузка на двигатель, трансмиссию и сцепление.
  • Не переключать передачи с газом и не начинать трогаться на высоких оборотах. Да, автомобиль едет быстрее, но это уместно только для гоночных моделей на соревнованиях. В обычных дорожных условиях переключение должно осуществляться незаметно и мягко.
  • Не перегружать автомобиль. Сильная загрузка автомобиля вещами или буксировка другой машины влияет на сцепление. Так как автомобилю требуется больше мощности, чтобы тронуться, а значит, увеличивается нагрузка на механизм сцепления.

Если придерживаться основных правил переключения сцепления в разных условиях и научиться правильно трогаться с места, деталь прослужит долгий срок.

9 главных ошибок вождения на «механике»

Все для автолюбителя: обзоры, ремонт, авто схемы и новости

Описание основных ошибок вождения на «механике»: что не нужно делать, используя на автомобиле механическую коробку передач. Видео о езде на МКПП.

На всех автомобильных рынках мира растут продажи машин с автоматической коробкой передач. Ими легче управлять, и во многих случаях они обеспечивают лучшую топливную экономичность, чем их аналоги с ручным управлением. Однако настоящий энтузиаст всегда скажет, что механическая коробка передач намного лучше, чем любой другой тип трансмиссии.

Большинство водителей-ветеранов, предпочитающих механическую КПП, знакомы с принципом ее работы. Им она представляется простой и интуитивно понятной, но даже у них порой возникают сложности. Существует немало ошибок, которые люди совершают при вождении автомобиля с «механикой», независимо от того, как долго они ее используют. Это происходит, когда ручное переключение передач не понимается должным образом.

Чтобы оптимизировать преимущества механических коробок, следует избегать некоторых запрещенных действий. Остановимся на самых распространенных.

Неправильное использование сцепления

Неправильное использование сцепления

Один из самых базовых навыков при обучении вождению с механической коробкой передач (МКПП) – переключение сцепления. Водители «старой школы» знакомы с этим, потому что раньше это была самая популярная трансмиссия.

Автомобили с механической коробкой задействуют водителя более активно из-за постоянной работы со сцеплением, и оно очень важно. Это связующее звено между двигателем и трансмиссией. Его безупречная работа обеспечивает больший пробег, долгий срок службы двигателя, КПП и самого механизма сцепления.

Многие выжимают его только наполовину; положение усугубляется, когда сопровождается резким переключением передач. Нередко пользователи просто неспособны оказать необходимое давление, особенно если педаль не слишком информативна и имеет длинный ход. Происходит ли это случайно или намеренно, в любом случае наносится ущерб.

Недонажатие приводит к неполному разъединению коробки и двигателя, тогда как первичный вал трансмиссии продолжает вращаться под нагрузкой. Следствие – шлифование зубьев синхронизатора, повышенный износ кулисы рычага, блокировочных колец и значительное сокращение срока службы других вовлеченных в процесс деталей. При разовом стечении обстоятельств это не критично, но если резкое переключение скоростей вкупе со слабо выжатым сцеплением входит в привычку, со временем это приводит к нечеткому переключению передач, хрусту, проскальзыванию и общему ненормальному поведению КПП.

Другая вредная привычка – держать машину на передаче с нажатым сцеплением в течение длительных промежутков времени. Оно предназначено для кратковременного включения и выключения, поэтому вы не должны долго жать на него. Терзая педаль каждый раз, вы портите подшипники и другие детали: при всей прочности покрывающих их фрикционных материалов они стираются быстрее обычного. Детали ждет быстрый износ, а владельца – преждевременная ревизия КПП со всеми вытекающими расходами. Разумнее проявить мудрость и поставить машину на нейтраль, пока горит красный свет. Дайте сцеплению передохнуть.

На педали сцепления не должно быть места для ноги

На педали сцепления не должно быть места для ноги

Многие механические автомобили не имеют «мертвой» педали, и их водители постоянно держат левую ногу на сцеплении. Несмотря на то, что у дизельных машин оно чуть более жесткое и вы можете позволить себе опустить на педаль ногу (при условии, что на нее вообще не производится давление), с бензиновыми моделями ситуация иная.

Читать статью  Автомобильное сцепление — как правильно пользоваться

Сцепление в них очень легкое, и даже малейший вес на педали способен вызвать его частичное проскальзывание и максимально быстрый износ. Еще один неприятный момент, возникающий при частых кратковременных нажатиях на педаль сцепления (например, при задевании ногой) – это нагрев. Страдает и вилка, и выжимной подшипник.

Неправильный стиль вождения рано или поздно приводит к нарушению работы всего механизма, размыканию дисков, повышенному сжиганию топлива наряду с падением производительности двигателя и снижению сцепления машины с дорогой из-за потери тяги. Особенно хорошо это чувствуется на обледенелой трассе зимой.

Проблему можно преодолеть, взяв за правило убирать стопу на пол кабины, а к сцеплению переходить только тогда, когда нужно переключить передачу. Со временем это станет привычкой, и первоначальный дискомфорт исчезнет. То же самое относится и к вождению с АКП – там приходится работать с двумя педалями вместо трех, но все действия должны выполняться одной ногой.

Использование рычага переключения передач в качестве опоры

Использование рычага переключения передач в качестве опоры

Многие бюджетные автомобили не имеют подлокотников, и водителя часто кладут руку на рукоятку передач. Они объясняют это тем, что хотят быть готовы переключиться в любой момент, на самом деле это просто удобное место. Привычка кажется безобидной, но этот рычаг соединен со множеством элементов, помогающих ему менять положение. Положить на него руку – значит оказать внешнее давление и дать дополнительную нагрузку на трущиеся детали трансмиссии, включая вилку переключения передач и муфту. Сила веса вашей руки со временем ослабит механизм и ускорит шлифование трущихся элементов. Это снижает срок службы всей трансмиссии, а ремонт обойдется недешево.

Если не собираетесь переключать передачи, всегда отпускайте рычаг и держите обе руки на рулевом колесе. Это лучше для трансмиссии, и в любом случае так водить правильно.

Включение заднего хода в движении

Включение заднего хода в движении

Крайне важно понимать, что включение задней передачи без полной остановки чревато серьезными последствиями. У многих водителей есть привычка включать передачу заднего хода, пока машина продолжает катиться вперед. Частая картина на тесных парковках, когда водитель торопится поскорее завершить манёвр. Даже если пользователь в обычных условиях делает все правильно, в спешке его координация нередко нарушается, что приводит к непреднамеренному запуску задней передачи без предварительной полной остановки машины.

Переходя на задний ход, включите малую передачу, называемую холостым ходом. Он изменяет направление движения шестерни, переводя его в обратное. Включение задней передачи, когда машина все еще скользит вперед, может серьезно повредить трансмиссию, ибо одно зубчатое колесо продолжает крутиться, а другое пытается попасть в его пазы – в этот момент происходит слизывание, стирание торцевой части зубьев шестеренок, и можно услышать характерный хруст.

Сломать зубья достаточно трудно, но если таким поведением злоупотреблять изо дня в день, они будут скрежетать и стираться, вызывая вылетание задней передачи вплоть до того, что ее потребуется удерживать рукой. Чтобы этого избежать, перед движением назад машина должна быть остановлена полностью. И когда вы выжали сцепление для включения задней скорости, подождите 2-3 секунды: после этого все сработает беспрепятственно, без скрежета и толчков.

Вождение на высокой передаче при низких оборотах

Вождение на высокой передаче при низких оборотах

Существует распространенное мнение, что вождение автомобиля на более высокой передаче продлевает срок его службы. Хотя в некоторой степени это верно, многие люди пытаются повышать передачу на малых оборотах. Удержание передачи в более высоком положении при движении автомобиля на низкой скорости отрицательно скажется на трансмиссии. В этот момент на подшипники и шестерни коробки подается чрезмерная нагрузка, плюс изнашивается поршневая система, поскольку надолго задерживается в верхней мертвой точке. Если вы постоянно пытаетесь так делать, в перспективе это может нанести непоправимый ущерб механике вашего автомобиля.

Если вы едете по ровной поверхности или спускаетесь с пологого склона на 5-й передаче при 40-50 км/ч, положив при этом ногу на газ (не нажимая, а просто поддерживая скорость), ничего страшного не произойдет. Другое дело, когда вы решаете обогнать попутку или впереди вас горка, и вы утапливаете педаль газа в пол, не понижая передачу, возникают проблемы. Вы наверняка почувствуете вибрации, вызванные детонацией двигателя. Они могут вызвать перегрев, нарушить синхронизацию силового агрегата и вообще пагубно влияют как на элементы самого двигателя, валы, подшипники, цилиндры, поршни и т.д., так и на детали, находящиеся вне его – например, опоры.

Кроме того, происходит повышенный износ компонентов двигателя вследствие недостаточной смазки, поскольку работа масляного насоса напрямую зависит от частоты вращения коленвала. Чем она больше, тем выше давление масла, поэтому работающий на низких оборотах двигатель испытывает масляное голодание.

Естественно, неправильно подобранное передаточное отношение плохо влияет и на компоненты трансмиссии. Двигатель пытается прокрутить все, что находится внутри нее. Каждая деталь рассчитана на определенную нагрузку, и та, что является адекватной для 2-й передачи, может оказаться пагубной для шестерни, отвечающей, к примеру, за 5-ю или 4-ю передачу.

Если вам нужно ускориться, но вы находитесь на высокой передаче и низких оборотах, переключитесь на пониженную, прежде чем начать ускорение. Двигатель и трансмиссия будут работать лучше, и, что более важно, вы их не повредите.

Читать статью  Почему не включаются скорости при заведенном двигателе

Активация сцепления при движении по склону

Активация сцепления при движении по склону

Вождение машины по наклонной плоскости – головная боль для тех, кто не умеет это делать. С механической коробкой передач может быть трудно заставить машину двигаться в гору, но большинство современных автомобилей имеют систему автоматического удержания тормозов, и вам не нужно делать ничего особенного.

Однако некоторые автомобилисты для удержания автомобиля на уклоне задействуют сцепление, ненамеренно повреждая его. Оно действительно срабатывает – но лишь за счет усиленного трения. Вы держите его на грани зацепления с двигателем; часть мощности передается на трансмиссию, но большая часть уходит в виде потерянной энергии трения. Она оказывает существенное давление на компоненты сцепления и способствует его преждевременному выходу из строя вкупе с нарушением всего процесса переключения передач. Порой и одного раза достаточно, чтобы потрепать систему сцепления и вызвать проблемы во время движения.

Пропуск передач

Пропуск передач

Понижение передачи на более чем 1 вниз или переход на более низкую позицию при резком увеличении скорости – плохая идея для автомобилей с невысокими характеристиками. Это сжигает слишком много топлива и перегружает двигатели, неспособные обрабатывать минимумы RPM вкупе с более высокой скоростью вращения колес.

«Прощупывание» двигателя и скоростных режимов, варьирующихся от машины к машине, подскажет, когда нужно переключиться в правильное положение. Делайте это последовательно, дожидаясь перехода стрелки тахометра в зону 2-2,5 тысяч оборотов.

Манипуляции с понижением передач сразу на 2 пункта вниз, особенно на высоких начальных оборотах, достаточно аварийноопасны: в этом случае ведущая ось начинает активно затормаживаться, и машину может резко «повести» на дороге, вплоть до серьезных ДТП с переворачиванием.

Положение передач на стоянке

Положение передач на стоянке

Покидая машину, оставлять ее на первой передаче – не лучший вариант. Переключитесь на нейтраль. Позже, когда потребуется ехать, пристегнитесь, нажмите на тормоз, блокируя колеса и обеспечивая безопасность в случае любых последующих неправильных действий.

Следующим шагом проверьте положение рычага передач. Оптимальная позиция, как мы говорили выше – нейтральная (поводите рычагом влево-вправо: он должен иметь достаточно большую амплитуду, это свидетельствует о «выключенном» состоянии, нулевой передаче). Включение сцепления без перехода в нейтральное положение приводит к преждевременному износу диска.

Пренебрежение уровнем и качеством масла

Пренебрежение уровнем и качеством масла

Водителям стоит внимательнее относиться к качеству и количеству масла, используемого для механической трансмиссии. Такие машины могут оснащаться щупами и датчиками, однако у некоторых нет ни этих инструментов, ни даже сливной пробки (масло там залито на весь срок эксплуатации). Откройте инструкцию по эксплуатации автомобиля или какой-либо сервисный мануал и проверьте, нужно ли менять трансмиссионное масло в вашей коробке, а если да, через какой промежуток времени.

Кроме того, при каждом удобном случае обращайте внимание на потеки в области трансмиссии: масло может сочиться из сальников или каких-либо трещин, образовавшихся от пойманных вами кочек и ям.

Все это надо устранить как можно быстрее, герметизировать и долить жидкость до нормального уровня, чтобы обеспечить всем элементам должную смазку. Внутри трансмиссии практически постоянно происходит движение. Даже когда машина стоит на нейтральной передаче в полном покое, первичный вал трансмиссии вращается, задействуя и промежуточный вал.

Если же автомобиль движется, крутится выходной вал, а вращение первичного прекращается, только когда выжато сцепление. Учитывайте это и помните о первоочередной потребности всех трущихся/крутящихся элементов в должном уровне смазки и охлаждения.

Заключение

Идеальное вождение – это искусство, которым владеют немногие. Идет ли речь о «механических» или «автоматических» моделях, есть определенные привычки, которые могут превратить любую поездку в удовольствие или, наоборот, вызвать кучу проблем. Если потратить некоторое время на практику и отточить свою технику переключения передач, можно вплотную приблизиться к тому, чтобы стать настоящим асом.

Видео о езде на МКПП:

Описание основных ошибок вождения на «механике»: что не нужно делать, используя на автомобиле механическую коробку передач. Видео о езде на МКПП.

9 главных ошибок вождения на «механике»

  1. Неправильное использование сцепления
  2. На педали сцепления не должно быть места для ноги
  3. Использование рычага переключения передач в качестве опоры
  4. Включение заднего хода в движении
  5. Вождение на высокой передаче при низких оборотах
  6. Активация сцепления при движении по склону
  7. Пропуск передач
  8. Положение передач на стоянке
  9. Пренебрежение уровнем и качеством масла
  10. Видео о езде на МКПП

||rss|Описание основных ошибок вождения на «механике»: что не нужно делать, используя на автомобиле механическую коробку передач. Видео о езде на МКПП.__NEWL__На всех автомобильных рынках мира растут продажи машин с автоматической коробкой передач. Ими легче управлять, и во многих случаях они обеспечивают лучшую топливную экономичность, чем их аналоги с ручным управлением. Однако настоящий энтузиаст всегда скажет, что механическая коробка передач намного лучше, чем любой другой тип трансмиссии.__NEWL__Большинство водителей-ветеранов, предпочитающих механическую КПП, знакомы с принципом ее работы. Им она представляется простой и интуитивно понятной, но даже у них порой возникают сложности. Существует немало ошибок, которые люди совершают при вождении автомобиля с «механикой», независимо от того, как долго они ее используют. Это происходит, когда ручное переключение передач не понимается должным образом.__NEWL__Чтобы оптимизировать преимущества механических коробок, следует избегать некоторых запрещенных действий. Остановимся на самых распространенных.__NEWL__Неправильное использование сцепления__NEWL__Один из самых базовых навыков при обучении вождению с механической коробкой передач (МКПП) – переключение сцепления. Водители «старой школы» знакомы с этим, потому что раньше это была самая популярная трансмиссия.__NEWL__Автомобили с механической коробкой задействуют водителя более активно из-за постоянной работы со сцеплением, и оно очень важно. Это связующее звено между двигателем и трансмиссией. Его безупречная работа обеспечивает больший пробег, долгий срок службы двигателя, КПП и самого механизма сцепления.

Источник https://drivertip.ru/osnovy/kak-polzovatsya-stsepleniyem.html

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/5517-9-glavnyh-oshibok-vozhdeniya-na-mehanike.html

Источник