16 видов топлива, на котором могут передвигаться автомобили

Содержание

16 видов топлива, на котором могут передвигаться автомобили

16 различных видов топлива, на котором может ездить ваш автомобиль

А что картошка? Ты думаешь, картошка – это так вот просто, сварил и съел? Да? Не тут-то было! Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить?

Тося из фильма «Девчата»

Примерно в таком же ключе, как это сделала героиня фильма «Девчата», защищая картошку от нападок лесозаготовителей Урала, можно возразить тем людям, которые в ответ на вопрос «На чем могут ездить автомобили?» утверждают, что всего на нескольких видах топлива, вроде того, что только на бензине, дизеле да газе. На самом деле ассортимент гораздо шире. И как минимум на данный момент можно выделить 16 крупных групп и подгрупп альтернативных видов энергии для приведения автомобиля в движение, которые имеют все шансы в будущем заменить привычные варианты топлива.

Давайте рассмотрим, какие варианты доступны уже сейчас для заправки вашего автомобиля, а какие будут доступны в будущем, помимо бензина и дизельного топлива.

Мы много слышим об альтернативных видах топлива для автомобилей, но какие есть варианты? Пробежимся по ним и отметим отличительные особенности каждого из них.

Сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Сжиженный нефтяной газ уже пытались использовать в качестве топлива для автомобилей. К примеру, в конце 1990-х годов Opel, Volvo, а также ряд других производителей предлагали его в качестве выбора для своих двухтопливных моделей. Такие автомобили запускались на бензине, а затем, после прогрева, переходили на сжиженный нефтяной газ.

В континентальной Европе и в других частях мира «СНГ», или «автогаз», как его часто называют, остается третьим по популярности видом топлива после бензина и дизельного топлива. Он производит меньше вредных выхлопных газов, и он в два раза дешевле, чем бензин. Однако нужно учитывать его больший расход – ровно в два раза по сравнению с обычным жидким бензином.

Водород

Водород – топливо, которому уже много десятилетий пророчат большое будущее, которое никак не хочет наступать. С одной стороны, известно, что из выхлопной трубы заправленного водородом автомобиля будет вылетать только водяной конденсат, но, с другой, также хорошо изучено, что выделение (производство) водорода крайне дорого (дороже бензина и уж тем более газа), к тому же его хранение взрывоопасно, по крайней мере, в баллонах под давлением, а в специальных ячейках безопасно, но дорого.

Топливный элемент автомобиля работает путем объединения водорода из бака с кислородом для производства электроэнергии, на которой работает двигатель. Фактически автомобиль имеет свой собственный бортовой генератор, а не держит электроэнергию в батарее.

Биоэтанол

Биоэтанол получается в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Полученный этанол затем смешивается с бензином или дизельным топливом для получения нового типа топлива, которое может быть использовано в большинстве автомобилей с ДВС как с небольшими конструкционными изменениями, так и без.

Количество биоэтанола, смешанного с ископаемым топливом, колеблется от 10% (Е10) до 15% (Е85). С экологической точки зрения использование биоэтанола имеет смысл, поскольку углекислый газ, который он производит при сжигании в двигателе, компенсируется газами, поглощенными им во время его производства. Недостаток – повышенный расход.

Сжиженный природный газ (СПГ)

В мире насчитывается около 20 миллионов транспортных средств, использующих СПГ (сжатый под большим давлением до жидкого состояния природный газ). Многие из них – автобусы и грузовики, которые работают в городских условиях, что позволяет им свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. СПГ на 75% уменьшает выбросы твердых частиц в атмосферу по сравнению с дизельным топливом, а также создает меньше углекислого газа, чем бензин, и до 90% меньше оксида азота.

Биодизель

Плюсом биодизельного топлива можно считать то, что его получают из восстанавливаемых органических элементов. В зависимости от поколения биодизеля (всего их три) топливо могут получать из рапса и других сельхозкультур, из жиросодержащих отходов и из липидов микроводорослей.

Промышленное производство биодизеля обходится дороже, чем получение дизельного топлива из нефти, поэтому этот вид горючего прижился слабо. Плюс к этому биодизель сложно назвать нейтральным веществом – растворяющие свойства у него получше будут, чем у обычного дизеля, поэтому фильтры нужно менять чаще, чтоб они не пришли в негодность.

Пропан

Важно отличать пропан от сжиженного газа. Пропан можно назвать СПГ, но не весь СПГ состоит из пропана. Немногие автомобили работают исключительно на пропане, и большинство из них используют его как биотопливо, где они работают сперва на бензине, а затем переключаются на пропан, чтобы уменьшить выбросы.

Поскольку пропан – это газ, ему нужен больший резервуар для хранения достаточного его количества. Двигатель будет сжигать на 27% больше пропана, чтобы достичь той же мощности, что и бензин. Стоит также отметить, что пропан работает наилучшим образом в холодных климатических условиях.

Вода

Если бы это было возможно – просто залить воду в бак и поехать… это был бы прорыв в технологии передвижения. Увы, пока такого чуда техники в реальности не придумали. Не верьте всяким врунам на YouTube.

Принцип работы заключается в использовании электролиза для разделения воды на кислород и водород. Этот процесс требует электричества, очень много электричества, которое будет вырабатываться полученным водородом. Однако при сжигании водорода будут тепловые потери, что делает всю установку неэффективной.

Но не все потеряно. Необходимая для электролиза воды электроэнергия может быть собрана солнечными панелями, установленными на корпусе автомобиля, и тогда все заработает. В теории… На практике сделать это на данном этапе развития невозможно, по крайней мере, чтоб автомобили получились экономически выгодными.

Воздух

Задумка, над которой работают несколько компаний, а именно: Jaguar Land Rover Tata и Citroën.

Более вероятное использование сжатого воздуха из двух компаний предложил Citroën в модели Cactus Airflow 2L в 2014 году. Он использовал обычный бензиновый двигатель, но с дополнительными двумя воздушными цилиндрами, которые заряжаются при помощи регенеративной энергии. Бензиновый двигатель совмещен с системой «Hybrid Air», использующей энергию сжатого воздуха, накапливающегося в специальных резервуарах, для вращения ведущих колес, что снизит нагрузку на ДВС и уменьшит расход дорогого топлива.

Пар

Не смейтесь: пар был серьезным конкурентом двигателю внутреннего сгорания в первые годы после появления автомобилей с ДВС. Один автомобиль на заре автомобильной эры (в 1906 году) даже установил мировой рекорд скорости на суше – 200 км/ч. Сейчас такие машины делают только энтузиасты.

Кинетическая энергия

Также еще один из альтернативных источников энергии, который широко используется автопроизводителями и чаще называется рекуперативным торможением. Идея проста: по мере того, как автомобиль замедляется, его энергия движения возвращается для зарядки аккумулятора, а не теряется с теплом и скрежетом при торможении.

Как и во всех формах передачи энергии, превращение кинетической энергии в накопленную никогда не бывает на 100% эффективным, поэтому вы не можете управлять автомобилем исключительно путем накопления энергии и последующего ее высвобождения при необходимости. Кроме того, для достижения разумных расстояний вам нужна большая батарея для хранения электричества, а это лишний вес. Чем тяжелее автомобиль, тем больше кинетической энергии он должен преобразовать в накопленную энергию посредством рекуперативного торможения.

Читать статью  Что такое винтик — понятно всем, а что же такое шпунтик?

Солнечная энергия

Идея автомобиля, который никогда не нуждается в подзарядке или заправке топливом, приближается к реальности при помощи солнечной энергии. Этот источник энергии был опробован уже множество раз в различных направлениях деятельности человека. Но была одна загвоздка – из него было трудно извлечь достаточно энергии при малой площади.

Голландская фирма «Lightyear» утверждает, что она решила эти проблемы с помощью своей технологии, которая должна появиться в продаже в 2020 году.

Азот

Азот – самый распространенный газ в атмосфере, составляет около 78% воздуха. Мы им дышим. Использование его для питания автомобилей имеет смысл, поскольку у него будет очень мало вредных выбросов при использовании в качестве топлива. Помещенный в резервуар в жидком виде, он работает подобно «воздушным» двигателям.

Когда азот впрыскивают из резервуара, он расширяется при резком переходе из жидкого в газообразное состояние, и эту почти мгновенную реакцию расширения можно использовать для того, чтобы привести в действие турбину. Турбина будет вращать генератор для выработки электричества, которое будет использоваться для приведения в движение автомобиля. Недостатками является то, что жидкий азот является очень опасной жидкостью, а также то, что пока нет никакой инфраструктуры для его заправки.

Аммиак

Аммиак использовался для питания двигателей внутреннего сгорания еще в 1943 году. С тех пор он не оказал большего влияния, потому что обладал низкой плотностью энергии – где-то в два раза ниже, чем у бензина.

Однако аммиак можно производить дешево и в больших количествах, его можно использовать в качестве топлива для поршневых двигателей или в топливных элементах для выработки электроэнергии. В аммиаке нет углерода, поэтому он производит нулевые вредные выбросы углекислого газа. То, что удерживает его от использования в качестве топлива в настоящее время, касается его безопасности при хранении на автозаправочных станциях и на борту автомобилей.

Древесный газ

Древесный газ был известен с 1870-х годов и достиг наибольшей популярности во время Второй мировой войны, когда топливо было дефицитным. Он генерируется путем газификации древесины или древесного угля, который затем приводит в действие двигатель внутреннего сгорания. Правда, о высокой мощности и экологичности (нужная древесина) можно забыть. Автомобиль ехать будет, но не быстро.

Алкоголь

Выражение «залью себе пол-литра» может заиграть новыми красками, если алкоголь станет автомобильным топливом. На самом деле «алкогольные» автомобили использовались и раньше, в основном в спорте. Например, в дрэг-рейсинге, где заливается метанол. Плюс – это высокое октановое число метанола и других спиртовых видов топлива, таких как бутанол и этанол, и все они могут использоваться с двигателями внутреннего сгорания.

Метанол имеет меньшую плотность энергии, чем бензин, поэтому для получения такой же мощности от двигателя необходимо использовать большее его количество. Однако есть доказательства, что при производстве спиртового топлива используется больше парниковых газов, чем при его сжигании в двигателе, поэтому с точки зрения матушки-природы алкоголь использовать в виде топлива для машин очень даже выгодно.

Чем отличается бензин АИ-92 от АИ-95? Какой лучше заливать?

расшифровка маркировки октанового числа бензина

Основной показатель детонационной стойкости горючего материала. Указывает на величину способности бензина противостоять воспламенению. Проверяется в исследовательских лабораториях на специальном оборудовании – 1-цилиндровых агрегатах с переменным уровнем сжатия горючего.

Такие установки работают на 600 оборотах в минуту. Температура воздуха и смеси составляет 52 градуса Цельсия, а угол опережения зажигания равен 13 градусам.

Чем больше число, тем лучше?

Нет, это не так. Сравнение АИ-95 с АИ-92 в плане лучше или хуже не совсем корректно. Числа «92» и «95» указывают на то, что топливо подходит для разных силовых агрегатов.

В чем различия?

Отличия 92-го бензина от 95-го в следующем:

  • меньшей стоимости за 1 литр;
  • подходит для карбюраторных моторов;
  • не используется в турбированных силовых агрегатах с высокой степенью сжатия;
  • более низком октановом числе;
  • более широкой распространённости (встречается на всех заправках РФ).

Преимущества 95-го бензина

бензин АИ-95

Это топливо самое популярное среди отечественных автомобилистов. Отличается повышенной стойкостью к детонации. Содержит присадки для повышения эффективности сгорания, снижения расхода и уменьшения процесса нагарообразования за счёт коксования углерода. Использование различных добавок увеличивает стоимость горючего. Поэтому заправляться АИ-95 дороже, чем АИ-92.

Ещё одна особенность горючего с большим октановым числом — сниженный уровень токсичных отработавших газов. Благодаря этому достоинству топливо является основным во многих странах мира.

АИ-95 часто рекомендуют использовать производители иномарок. Однако в последнее время российские автомобилестроительные заводы также советуют заправлять свои машины горючим с октановым числом не ниже 95.

Достоинства 92-го бензина

бензин АИ 92

Эта марка горючего также широко представлена в России и странах СНГ. Нефтехимическая продукция рассчитана на использование и в современных инжекторных, и в устаревших карбюраторных моторах.

Топливо обладает высокой стойкостью к самовоспламенению и обеспечивает плавную работу силовых агрегатов в широком диапазоне нагрузок. Используется в двигателях со степенью сжатия бензина до 10,5. Этот показатель часто встречается в силовых агрегатах без турбонаддува.

Когда стоит заправляться АИ-92?

Если двигатель внутреннего сгорания по паспорту должен ездить на этом бензине. Обратите внимание, что некоторые производители указывают возможность использования нескольких марок горючего.

Например, у отдельных моделей Volvo встречается следующая рекомендация. Основной бензин – АИ-95, а резервный – АИ-92. В сильную жару шведский производитель вовсе советует использовать топливо АИ-98, чтобы свести риск детонации к нулю.

Лучше заливать топливо, которое рекомендовано автокомпанией. Это наиболее разумный вариант для работы ДВС на протяжении длительного периода.

В каких случаях лучше заливать АИ-95?

Аналогичная ситуация. Если в инструкции по эксплуатации сказано, что силовая установка должна работать на 95-м, то отдаём предпочтение этому топливу.

Повторяем, что 92 бензин не хуже 95. Просто силовой агрегат не так хорошо приспособлен к работе на топливе с меньшим октановым числом.

Что будет, если залить 92-й вместо 95-го?

Что будет, если перейти с 92-го на 95-ый бензин

Однократная заливка АИ-92 вместо АИ-95 никак не скажется на состоянии мотора. Владелец не сломает ДВС и не нанесёт существенного вреда топливной системе после одной заправки.

Современные силовые установки оснащены датчиками детонации, которые работают на топливе с иным октановым числом. Устройство непрерывно связано с ЭБУ, постоянно передавая данные о состоянии блока ДВС. Благодаря датчику, электронный блок управления корректирует угол зажигания и вносит изменения при формировании топливовоздушной смеси.

Устройство успешно работает на низких и средних оборотах. Ошибки возникают при высоких нагрузках на силовой агрегат. Датчик работает менее эффективно, что приводит к ускоренному износу двигателя внутреннего сгорания.

Также водитель почувствует незначительное ухудшение динамики машины и отметит увеличение среднего расхода. Разница в «аппетитах» двигателя будет заметна при эксплуатации авто за городом и в смешанном цикле.

О гарантии

Самый главный минус использования топлива с более низким октановым числом — в возможных проблемах с гарантией.

Рассмотрим следующую ситуацию. Владелец автомобиля систематически заливал менее дорогое горючее в силовой агрегат. Двигатель «забарахлил», возможно, по другим причинам. Водитель приехал в сервисный центр, а специалисты взяли пробы из топливного бака. В итоге владельцу машины отказали в гарантийном ремонте.

Что случится, если заправляться 95-м вместо 92-го?

К чему приведёт замена АИ-92 бензином АИ-95? Использование более дорогостоящего топлива с увеличенным октановым числом практически не скажется на динамических характеристиках автомобиля. Разницы не почувствовать.

Однако владельцу машины может показаться, что мотор работает более тихо и плавно. Но из-за увеличенного времени горения бензина элементы силового агрегата начнут перегреваться. Это будет проявляться при динамичной и агрессивной езде. Увеличенной нагрузке станут подвергаться детали клапанного механизма, что ускорит их износ.

Среди других недостатков такого решения отметим повышение расхода масла.

Таким образом, водитель будет переплачивать за заправку, а получит много минусов.

Видео:92 или 95. Какой бензин лучше лить?

Об экономии топлива

Какой бензин лучше по среднему расходу – 92 или 95? Стоит сразу отметить, что использование горючего с большим октановым числом в ДВС, которые настроены на работу с АИ-92, не оправдано с точки зрения экономии.

Заливка АИ-95 уменьшает средний расход при разных режимах вождения, но незначительно. Разницу практически не ощутить при движении в пробках. Выиграть пару десятков километров можно только при езде по трассе, а при оплате полного бака на заправке придётся дополнительно заплатить около 5-7%.

Читать статью  Компенсация ГСМ в 2020 году: кому, что и как компенсировать

Использование АИ-92 вместо АИ-95, напротив, позволяет экономить при оплате на АЗС, и даже увеличение среднего расхода не слишком отразится на этих цифрах.

Однако не забывайте о недостатках этого выбора. Во-первых, двигатель необходимо эксплуатировать в щадящем режиме (без динамичной езды на высоких оборотах). Во-вторых, могут возникнуть проблемы с гарантией.

О правильном выборе горючего

Заправляйтесь на крупных автозаправочных станциях. В таких местах меньше риск нарваться на некачественную нефтехимическую продукцию, которая приводит к засорению фильтров и топливной магистрали, ухудшению динамических характеристик. Частые заправки в «сомнительных местах» вовсе могут стать причиной быстрого износа и поломки двигателя внутреннего сгорания.

При выборе места для заправки также стоит упомянуть о «фирменном» топливе. Главное отличие этого горючего в наличии моющих присадок, которые призваны предотвратить образование отложений в топливной системе. Эти добавки увеличивают стоимость 1 литра бензина, однако их эффект достаточно сомнителен.

Качественный бензин является чистым нефтехимическим продуктом, хорошо справляющийся с функциями растворителя. Благодаря этому отложения не образуются, а топливные магистрали не засоряются через несколько месяцев и даже лет. Главное – вовремя менять фильтр, руководствуясь рекомендациями автопроизводителя и особенностями эксплуатации транспортного средства.

Что в итоге?

Следуйте рекомендациям автомобилестроительной компании для вида используемого топлива. Заправляйтесь в проверенных местах, чтобы исключить заливку поддельной продукции.

От ослиной мочи до АИ-102 — чем отличается топливо в России и за рубежом

В России в последние годы появилась возможность заправляться «сотым» бензином — если денег не жалко. А в Америке вы не встретите бензина с октановым числом больше 93, и многие льют 87-й даже в мощные современные машины… Все дело в том, что классификация топлива в разных странах отличается. Под одинаковыми названиями продается разное горючее, и наоборот. Дром изучил, что на самом деле льется из заправочных колонок в разных уголках мира и в чем отличия России. Заодно мы сравнили, как соотносятся цены на топливо в разных странах в 2021 году.

Российское горючее: догнали Запад?

Сегодня мы классифицируем бензин по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» добавок, которые отличают разные «фирменные» марки вроде «Лукойл Экто», «Роснефть Pulsar» или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автомобилисты знали, что в «Жигули» надо лить 93-й бензин, а в «Запорожец» — 76-й, и не особенно привередничали насчет горючего. Даже владелец недосягаемой для простых смертных «Волги» был зачастую счастлив перенастроить мотор под «семьдесят шестой» бензин. Дело в том, что низкооктановое горючее могло доставаться совершенно бесплатно. Правда, незаконно, но это мало кого смущало. Многим товарищам место работы позволяло практически бесконтрольно воровать бензин, предназначенный для грузовиков и сельхозтехники. Про соответствие топлива мировым стандартам никто и не задумывался — иномарок-то, по сути, не было.

Шутки о том, что в СССР автомобилисты (порой) заправлялись ослиной мочой, были настолько недалеки от реального положения дел, что даже цензура пропускала подобное на широкие экраны (см. «Джентльмены удачи», 1971 г.). Да, с нефтеперерабатывающего завода топливо выходило, вероятно, качественным, соответствующим ГОСТам, но дальше на разных этапах транспортировки и хранения бензин мог постепенно превращаться в «не бензин».

В 90-е годы начался медленный процесс приведения российских стандартов в соответствие с западными. И процесс все еще не завершен, хотя теперь на заправках вешают гордые таблички «Евро-5». Но тут есть некоторое лукавство. Да, марки бензина и экологические стандарты у нас вроде такие, как в Европе, да не совсем. Табличка «Евро-5» совершенно не означает, что бензин соответствует принятому в Европе стандарту EN228. Некоторые производящиеся в России виды горючего ему отвечают, некоторые — нет. Это на усмотрение производителя.

По Сети гуляют страшилки: мол, нынешние российские стандарты топлива — слишком мягкие, уступающие не только европейским, но даже советским. Якобы под видом высокооктанового бензина могут продавать не пойми что, и это даже законно. Как ни удивительно, такая лазейка в нормах действительно есть. Соблюдение ГОСТов, где октановое число четко прописано, в наше время не является обязательным, производители могут руководствоваться собственными ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации). Единственное жесткое требование для всех НПЗ и АЗС — соответствие топлива Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Этот документ подобно западному стандарту EN228 жестко контролирует множество параметров топлива, включая, скажем, массовую долю кислорода, и это должно гарантировать, что горючее соответствует российскому экологическому классу К5. С начала 2016 года в нашей стране запрещена продажа горючего более низких экологических классов. Но речь именно про российскую классификацию, а название «Евро-5» в данном случае не более чем маркетинговый ход заправочных сетей.

И, как ни странно, октановое число в наших краях — дело добровольное. По Техническому регламенту бензин должен иметь октановое число «не менее 80», и все… На деле картина не такая страшная. Проверки бензина на АЗС известных брендов неоднократно подтверждали, что мухлежом с октановым числом они не занимаются.

В прежние годы многие заправки грешили тем, что продавали топливо с повышенным содержанием серы, из-за чего масло и катализатор приходили в негодность. Сейчас считается, что эти беды удалось искоренить практически повсеместно, кроме мелких «ноунейм»-заправок. Экологический класс К5 предусматривает, что содержание серы не превышает 10 мг/кг. Так оно обычно и есть.

Лучше всего, конечно, заправляться тем бензином, про который точно известно, что он соответствует EN228 или ГОСТам. К сожалению, даже в случае с фирменными «улучшенными» вариантами бензина такое встречается далеко не всегда. Скажем, про горючее G-Drive 100 его производитель «Газпром» указывает, что продукция произведена в соответствии с евронормалью EN228. «Лукойл» в описании бензина «ЭКТО 100» ссылается на ГОСТ 32513-2013. А бензин «Роснефть Pulsar-100» соответствует только техрегламенту Таможенного союза.

Кстати, эти фирменные марки топлива действительно можно считать горючим более высокого класса? Октановое число соответствует заявленному, но в остальном говорить об обещанном росте мощности и одновременно экономичности особого смысла нет. По сути это то же обычное горючее, только с пакетом моющих присадок. И это не какая-то сугубо российская особенность. На Западе есть аналогичные Shell V-Power, BP Ultimate, но никакими волшебными свойствами они не обладают.

Что касается классификации дизельного топлива, Технический регламент предусматривает маркировку такого типа: ДТ-Л-К5, где ДТ означает «дизельное топливо», Л — «летнее», К5 — пятый экологический класс. Вместо Л возможны варианты:

Е — межсезонное (-15 °С)
З — зимнее (-20 °С)
А — арктическое (-38 °С)

Некоторые производители классифицируют дизельное топливо в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005, который полностью отвечает европейской спецификации EN 590. В этом случае горючее для районов с умеренным климатом разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:

Сорт А (+5 °С)
Сорт B (0 °С)
Сорт C (-5 °С)
Сорт D (-10 °С)
Сорт E (-15 °С)
Сорт F (-20 °С)

Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы:

Класс 0 (-20 °С)
Класс 1 (-26 °С)
Класс 2 (-32 °С)
Класс 3 (-38 °С)
Класс 4 (-44 °С)

После сорта или класса указывается вид III (Евро-5). Дизельное топливо более низких экологических классов в нашей стране больше не продается.

По идее, дизельное топливо, соответствующее этому ГОСТу (и, следовательно, евронормали EN 590), должно быть таким же, как на Западе. На практике не все этому верят. Недаром у нас до сих пор боятся брать дизельные легковушки и внедорожники: на них приходится всего 7,5% продаж, в то время как в Евросоюзе сейчас — 28%, а до «дизельгейта» доля достигала 55%.

Европа: экономия с помощью спирта

Первая непривычная для нас особенность, которая бросается в глаза на европейских заправках, — отсутствие 92-го бензина. А 95-й (в Европе его еще называют Super) имеет в названии приставки Е5 и Е10, что означает долю биоэтанола в составе горючего — 5 или 10 процентов. Делаются такие смеси не только ради более чистого выхлопа и уменьшения потребления нефти, но и элементарно ради экономии денег: чем больше в топливе спирта из растительного сырья и чем меньше бензина — тем дешевле. Скажем, если литр Е5 в Германии обойдется в 142 рубля на наши деньги, то Е10 — 137 рублей.

Читать статью  Самая выгодная топливная карта для юридических и физических лиц в 2023 году

Не слишком большая экономия? Тогда заправляйтесь Е85, в котором бензина всего 15%, а спирта — 85%. Правда, лить такое можно только в машины, у которых моторы имеют многотопливную конструкцию (flex fuel). Оно того стоит: за литр Е85 просят в районе 68 рублей.

Аналогичным образом B7 в названии дизельного топлива означает 7-процентное содержание биодизеля. В Европе его делают из рапса, в США — из сои, в Азии — из пальмового или кокосового масла.

В остальном европейский ассортимент топлива похож на наш. Помимо фирменных «улучшенных» вариантов бензина с октановым числом 98-100 (Shell V-Power и Total Excellium стоят в районе 156 руб./л) встречаются и премиум-варианты дизеля. Стандартная такая солярка обойдется в 121 рублей за литр, а особо качественная — в 135 рублей.

США: другие октановые числа

Бывает, что несведущий автомобилист, впервые севший за руль автомобиля с американского рынка, узнает, что для его модели рекомендован бензин «от 91», и льет в бак наш АИ-92, даже не подозревая, что мотор на это не рассчитан. Надо было лить 95-й.

На американских заправках встречаются три основные марки бензина: Regular (87), Plus или Midgrade (89) и Premium (может иметь октановое число от 91 до 93). Иногда 93-й называют Super или Supreme. Бензинов с более высоким октановым числом на обычных заправках в США не встретишь. Но это вовсе не значит, что автомобили на американском рынке адаптированы под низкооктановое топливо. По сути марки бензина в США сравнимы с нашими и европейскими, но вот измерение октанового числа там происходит иначе.

Напомним, что октановое число характеризует детонационную стойкость топлива, и существует два основных способа его измерения: исследовательский (он же RON — Research Octane Number) и моторный (он же MON — Motor Octane Number). В обоих случаях используется лабораторный одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия, различаются лишь режимы работы. Моторный метод предполагает более жесткие условия, и получаемое октановое число оказывается ниже, чем при исследовательском методе.

В советское время использовались оба варианта: если в наименовании марки бензина была только буква «А» (как у А-76), то метод — моторный, если «АИ» (как у АИ-93), то метод исследовательский. Сегодня октановое число всех видов бензина, продающихся у нас, определяется исследовательским методом, как и в Европе и большинстве других стран. Моторный метод сохранил распространение в Новой Зеландии.

У США — свой путь. Цифры в названиях американского горючего соответствуют так называемому антидетонационному индексу (AKI — Anti-Knock Index). Он рассчитывается как среднее арифметическое между показателями, полученными по исследовательскому и моторному методам. Иногда прямо на заправочном пистолете написана формула: (R+M)/2. По этой причине у американского бензина «заниженное» октановое число по сравнению с нашим.

Примерное соответствие американского бензина нашему:

AKI 87 (Regular) = АИ-92
AKI 89 (Plus, Midgrade) = нечто среднее между АИ-92 и АИ-95
AKI 91 (Premium) = AИ-95
AKI 93 (Premium, Super, Supreme) = АИ-98

Цены сильно отличаются в зависимости от штата. Скажем, в Калифорнии цена Regular, которым заправляется большинство автомобилистов, достигает 66 рублей за литр, а в Виргинии — в районе 44 рублей. Premium — 70 и 55 рублей соответственно.

Как и в Европе, выбор экономного автомобилиста в США — это спиртобензиновая смесь Е85, которая обойдется в 33–61 рубль за литр в зависимости от штата.

Есть любопытное отличие: во всем мире под маркировкой Е85 продается горючее, в котором ровно 85% биоэтанола, а вот нормативы американского рынка допускают содержание спирта в диапазоне от 51 до 83%. Делается это не из-за дефицита спирта — с ним в Америке все в порядке. США — мировой лидер по производству спиртового топлива. Биоэтанол в огромных масштабах производится из кукурузы. Но американцам приходится заботиться об автомобилистах северных штатов, где машина на «настоящем» Е85 может просто не завестись. Дело в том, что у спирта ниже теплота сгорания, и без достаточного количества бензина на холоде будут проблемы с запуском, потребуется принудительный прогрев впускной системы. Поэтому в зависимости от сезона Е85 в США содержит разную долю спирта.

Нельзя сказать, что использование биоэтанола в США носит массовый характер: E85 встречается примерно на 10% заправок. Существует еще смесь UNL88. Число в названии означает, что по характеристикам этот бензин близок к 87-му Regular. Но есть тут и спирт в количестве 15% (то есть по международной классификации такой бензин стоило бы назвать Е15). Стоит он немного дешевле обычного Regular, но встречается еще реже, чем Е85.

Дизельное топливо в Америке — тоже не в чести, порой его еще надо поискать, но все-таки оно распространено больше, чем биоэтанол. По словам знакомых, живущих в США, солярку встретишь где-то на одной заправке из четырех. Цена — как у бензина Regular или чуть выше. Что касается классификации американского дизельного топлива, то существует разделение на Diesel № 1 и Diesel № 2. Первый — дороже, рассчитан на холодный климат и содержит дополнительные моющие присадки.

Бразилия: чистый ром — в бензобак

Если европейцы и американцы сохранили в своем спиртобензиновом топливе минимум 15–17% бензина, то в Бразилии заправляются топливом Е100, которое представляет собой чистый спирт. Ведь двигатели flex fuel позволяют заправляться смесью бензина и спирта в любой пропорции, вплоть до неразбавленного этанола. Климат позволяет. В Бразилии такие моторы широко распространены не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, тракторах и мотоциклах.

Цена — значительно ниже, чем где бы то ни было в мире, поскольку развитие местного сельского хозяйства и обширные посевные площади делают производство спирта очень рентабельным. Тут его гонят из сахарного тростника. В определенном смысле это ром максимальной крепости, и его, ни с чем не смешивая, льют в бензобак. Цена литра — 61 рубль. Для сравнения: литр 95-го бензина в Бразилии стоит 82 рубля. Дизельного топлива — 76 рублей.

Классификация обычного бензина — похожа на американскую. Обычный Regular имеет октановое число 87 по AKI, Premium — 91. «Улучшенные» сорта вроде Petrobras Podium демонстрируют 97 по AKI, то есть «по-нашему» это примерно 102-й бензин.

Китай перешел на «европейские» сорта

До конца 2016 года в Китае действовал так называемый 4-й общенациональный стандарт бензина, предполагавший выпуск марок с октановым числом 90–93–97.

Сейчас страна перешла на 6-й стандарт, и классификация стала более привычной для нас: 92–95–98. Также существует дешевый 89-й бензин и постепенно получают распространение «крутые» варианты типа 101-го. Смена стандартов означает более жесткие нормативы содержания бензола, ароматических веществ и олефинов.

А вот дизельное топливо имеет непривычную для нас классификацию: No. 0, No. -10, No. -20 и т. п. Нетрудно догадаться, что это дизель для разных сезонов, и число в его маркировке соответствует температуре застывания.

Бензин 95 стоит в Китае 87 рублей за литр, дизельное топливо — 77 рублей.

Индия: новинка рынка — 95-й бензин

Как и в Китае, недавняя смена экологических норм в Индии повлияла на выбор марок бензина на заправках. Суть перехода со стандарта BS4 на BS6 в основном заключался в снижении содержания серы, однако по какой-то причине вся нефтяная промышленность страны решила сконцентрироваться на производстве низкооктанового — 91-го — бензина. И он, кстати, в Индии совсем не дешев — около 100 рублей за литр. На некоторых заправках для автомобильной элиты в качестве альтернативы предложили дорогущие марки бензина с октановым числом 99-100, которые стоят в районе 160 рублей за литр. И никаких промежуточных вариантов!

Этой весной Indian Oil с особой помпой презентовала 95-й бензин под фирменным названием XP95, который должен стать новым массовым сортом. Нефтяникам пришлось принять во внимание, что в стране очень много машин с современными двигателями, отличающимися высокой степенью сжатия, и заправлять такие автомобили 91-м — плохо, а «сотым» — слишком дорого. XP95 по цене не очень далеко ушел от низкооктанового бензина — в районе 115 руб./л.

Дизель в Индии бывает «простым», а бывает — «улучшенным» вроде Shell V-Power. Первый стоит около 98 рублей за литр, второй — 107 рублей.

А что с классификацией газомоторного топлива? Или с водородом? Надо сказать, тут нет ничего особо примечательного, о чем стоило бы знать обычному автомобилисту. А вот разнообразие зарядок для электромобилей — актуальная тема, и мы держим руку на пульсе. Подробности — в материале «Все виды зарядок для электромобилей».

Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru

Источник https://1gai.ru/publ/521868-skolko-suschestvuet-vidov-topliva-na-kotorom-mogut-peredvigatsya-avtomobili.html

Источник https://avtocity365.ru/avtomobilistu-v-pomoshh/benzin-ai-92-i-ai-95/

Источник https://www.drom.ru/info/misc/84846.html