Что означает отметка АТ в водительских правах?

Содержание

Что означает отметка АТ в водительских правах?

Отметка АТ (с англ. automatic transmission — автоматическая коробка передач) в водительском удостоверении означает, что владелец документа имеет право управлять только транспортными средствами, которые оборудованы автоматической коробкой передач (АКПП).

Вопрос-ответ

Те, кто хочет получить права, но при этом не хочет изучать «механику», может пройти обучение вождению на автомобиле с АКПП. В таких случаях на водительском удостоверении обязательно ставят отметку АТ, которая является ограничением в открываемой категории и запрещает водить автомобиль, оборудованный механической коробкой передач (МКПП), которая требует постоянных ручных переключений во время движения.

То есть все, кто сдавал экзамен по вождению на автомобиле с коробкой-автомат, будут иметь отметку АТ, а те, кто проходил обучение на механической коробке передач, получат водительское удостоверение без соответствующей отметки. Права без отметки «АТ» считаются универсальными: с ними можно ездить на «автомате» и на «механике».

С 2017 года согласно приказу МВД России N 365 (ред. от 01.12.2017) «О введении в действие водительского удостоверения» отметку «АТ» также ставят в водительских удостоверениях тех лиц, которые имеют медицинские ограничения для управления автомобилем на механике. Такими ограничениями могут быть, к примеру, частичная неподвижность рук или одной руки, отсутствие верхней конечности или кисти, отсутствие нижней конечности или стопы, деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы, отсутствие пальцев или фаланг, неподвижность в межфаланговых суставах и т. д.

Где ставится отметка АТ?

Если обучение проводилось на автомобиле, оборудованном АКПП, то отметка АТ ставится в последнем столбце (графа №12) на обратной стороне водительских прав. С 2017 года эту отметку стали ставить в пункте 14, где обычно указываются ограничения по медицинским показаниям для всех категорий. Поэтому, если ограничение относится к определенной категории транспортного средства (ТС), то отметка будет указана в графе №12, а если человек имеет медицинские ограничения допуска к управлению ТС всех категорий, то тогда ее поставят в пункт 14.

Вопрос-ответ

Что грозит за езду на «механике» с отметкой АТ в правах?

Езда на «механике» с такой отметкой в водительских правах приравнивается к нарушению ПДД РФ. Такое нарушение часто рассматривается сотрудниками ГИБДД как управление без прав (ст. 12.7 КоАП РФ) и грозит привлечением к ответственности с наложением штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Что делать, если в правах стоит АТ, а хочется водить «механику»?

Чтобы сесть за руль автомобиля с МКПП, владельцу прав с отметкой АТ нужно заново пройти обучение вождению и дополнительно пройти переэкзаменовку в ГИБДД. Для тех, кто решил освоить вождение с механической коробкой передач, в автошколах есть специальные курсы переподготовки, включающие в себя 16 часов практических занятий. После прохождения занятий нужно будет повторно продемонстрировать свое водительское мастерство инспекторам ГИБДД. Согласно процедуре, сдать нужно будет только «площадку». «Теорию» и «город» автомобилистам сдавать уже не придется.

Смотрите также:

  • Правительство оставило без прав владельцев мопедов →
  • Что означает отметка ML в водительских правах? →
  • В РФ появятся новые права со штрих-кодом →

Чем отличаются права на автомат и на механику — обучение, стоимость, пометка

Чтобы получить допуск к управлению автомобилем, водитель должен пройти курс обучения, сдать экзамен. После ему выдадут должным образом оформленное водительское удостоверение.

Но выдаваемые права на машину с коробкой автомат отличаются от документа для механики. И не только визуально. С какими нюансами еще может столкнуться автомобилист?

Чем отличаются права на механику и автомат

Права на механику предоставляют более широкие возможности по сравнению с аналогичным удостоверением для вождения авто с автоматизированной трансмиссией. Отличаются они внешним оформлением и предоставляемыми владельцу возможностями. Эти условия необходимо понимать, записываясь на курсы в автошколу.

Права на автомате ограничивают доступ водителя на управление ТС, с учетом конструктивного исполнения коробки скоростей.

Рычаг АКПП Рычаг механики

Где в правах указывается: механика или автомат

Выглядят права на механику и автомат почти идентично. Лицевая страница одинакова для любого водительского удостоверения. Здесь предусмотрено указание следующих данных:

  • наименование документа, государство, его выдавшее;
  • серия и номер;
  • фамилия, имя и отчество, фото владельца;
  • дата и место, где родился водитель;
  • постоянное место жительства;
  • дата получения документа;
  • крайняя дата, по которую действует ВУ;
  • роспись собственника;
  • особые отметки.
Читать статью  КПП на ВАЗ 2107: устройство, неисправности, ремонт

На обороте прав в табличной форме отмечены водительские категории, с датами напротив позиций, соответствующих разрешениям водителя. При допуске к вождению легковой машины, это будет «В».

Для автоматической трансмиссии не предусмотрена отдельная строка. Категорию лиц в трансмиссии автомат указывает пометка «АТ», размещенная ниже этой таблицы, в п. 14.

Чем отличаются права на автомат и на механику — обучение, стоимость, пометка Чем отличаются права на автомат и на механику — обучение, стоимость, пометка

Как понять, что права только на автомат

Понять, что права выданы для управления ТС только на АКПП можно по отметке «АТ», которая стоит на документе. Если под таблицей с категориями ничего не указано, или присутствуют другие пометки, автомобилист может ездить на любой машине, согласно отмеченным позициям в квалификационном документе (без учета типа трансмиссионного механизма).

На чем лучше обучаться и сдавать экзамен

Рассматривая, какие права лучше получать, на автомат и на механику, важно учитывать несколько важных аспектов. Ведь от выбора программы обучения зависит размер платы за курс, порядок сдачи аттестационного экзамена.

Отличия в стоимости обучения и экзаменах

Если человек, поступающий в специализированное учебное заведение, намерен сдавать на права для вождения машины на автомате, необходимо отметить данное обстоятельство при заключении договора с обучающим учреждением.

Чтобы получить водительское удостоверение (при любом типе коробки передач), учиться потребуется около трех месяцев. Разница в обучении будет заключаться в типе трансмиссии на автомобиле, на котором будут проводить уроки вождения.

Нормативы по общим объемам уроков по вождению на машине с механической трансмиссией – не менее 90 часов, для АКПП – на 2 меньше. Продолжительность занятий определяет руководство учреждения, поэтому нормы могут быть увеличены. Если ученик не усвоил навыки в отведенное время, придется проходить дополнительные уроки.

Обучение вождению на машине в АКПП обойдется несколько дороже, ввиду дороговизны обслуживания данного механизма. Но при прохождении уроков на авто с МКПП немного возрастут расходы на топливо, поскольку потребление у такой машины, особенно при езде в городе, выше, чем у АКПП.

Цена курса обучения для механической трансмиссии – от 25 000 руб., для автомата – от 30 000 руб. Точные расценки зависят от финансовой политики соответствующей автошколы и региона.

Полноценно освоить навыки вождения на механике сложнее, чем при АКПП. Ученик должен научиться синхронизировать ручные и ножные органы управления, сохраняя полный контроль происходящего вокруг него на дороге.

На экзаменах претенденту предстоит пройти проверку на авто с типом трансмиссионного механизма, по которому предстоит получать допуск к управлению.

Можно ли ездить на автомате, если сдал на права на механике

Пройдя курс обучения для механики и успешно сдав экзамен, водитель получает универсальные водительские права. Этот документ дает право ездить на автомобиле с любой конструкцией коробки передач, включая автоматическую.

Если в ходе учебы не удалось полноценно освоить особенности переключения селектора на АКПП, самостоятельное закрепление необходимых навыков не составит проблемы. Но законодательство не предусматривает запреты на вождение любого типа автомашин, если водитель обучился езде на авто с механической коробкой.

Если сдать на права на автомат, можно ли ездить на механике

Обладатель удостоверения с отметкой «АТ» может водить только ТС с автоматической коробкой передач. Выезд на машине с механической трансмиссей считается нарушением ПДД, с соответствующими дисциплинарными последствиями для нарушителя.

Если права на автомат, можно ли ездить на роботе

Пометка «АТ» не делит автоматические коробки по типам. Этот документ разрешает водить автомашину с любой АКПП – классической, роботизированной или вариаторной.

Как пересдать на права с АКПП на механику

Чтобы избавиться от пометки «АТ» в водительском удостоверении, претенденту необходимо пройти повторный курс в учебном заведении. Объем практических занятий для освоения необходимых навыков ­– 16 часов.

Затем ученику нужно успешно пройти аттестацию в автоинспекции. После этого он получит документ, не ограничивающий его в возможностях вождения по соответствующей категории, вне зависимости от типа трансмиссионного механизма.

Если водительское удостоверение на автомат, а ездишь на механике, какая ответственность

Управление автомобилем на механике при наличии водительского документа для АКПП приравнивается к вождению при отсутствии допуска к вождению. Если инспектор ГИБДД выявит данный факт, машину придется забирать со штрафной стоянки, а нарушителю, согласно ст. 12.7 КоАП РФ, выпишут административный штраф в сумме от 5 до 15 тысяч рублей.

Читать статью  Как правильное ездить на автомате

Машину вернут после оплаты штрафных санкций. Также придется возместить расходы за эвакуацию автомобиля и его пребывания на штрафстоянке.

Отзывы опытных водителей

В завершение обзора несколько отзывов автомобилистов:

Ольга: «Проходила обучение и сдавала на удостоверение для АКПП, поскольку не собираюсь ездить на механике. Считаю это решение оправданным, а если соберусь поменять машину, тоже куплю с автоматической коробкой передач».

Михаил: «Считаю, что можно получить полноценные навыки управления автомобилем только на механике. Сдав на такое удостоверение, водитель не ограничен в допуске по типу трансмиссии, а освоить особенности вождения на авто с автоматической коробкой не представляет проблемы».

Владимир: «Работаю инструктором в автошколе. По опыту, считаю, что лучше учиться и сдавать на механику. Это повышает качество обучения, квалификацию водителей».

Борис: «Я автолюбитель с большим стажем. По моему мнению, нельзя полноценно обучиться езде на машине, пройдя курс только для автоматической коробки. Нужно освоить навыки для МКПП, чтобы полностью владеть ситуацией».

Управление автомобилем с автоматической трансмиссией связано с определенными особенностями. Ездить на такой машине проще.

Но если водитель получил квалификационный документ с отметкой «АТ», предполагающей вождение только на АКПП, пересаживаться на механику можно после дополнительного обучения и аттестации, добившись выдачи универсального удостоверения по соответствующей водительской категории.

Чем отличаются права на механику и автомат?

Согласно требованиям правительственного Постановления №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», граждане, сдававшие экзамен по вождению на автомобиле с АКПП, вправе управлять автомобилем только с коробкой-автомат (п.28).

После принятия поправок МВД, отметка «АТ», указывающая на то, что владелец проходил обучение на машине с автоматической коробкой передач, ставится на оборотной стороне удостоверения.

Статистика показывает, что многие автомобилисты, умеющие ездить на автомате, не знают, как обращаться с механической коробкой. Согласно Постановлению Правительства РФ №1097, лица, прошедшие обучение на АКПП, не могут управлять транспортным средством с другим типом трансмиссии, если не прошли соответствующие курсы.

Водительское удостоверение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач с отличительной отметкой «АТ».

Водительское удостоверение на управление автомобилем с механической коробкой передач без отличительной отметки.

Где в правах указывается механика или автомат?

Если водитель обучался и сдавал экзамены на транспортном средстве с автоматической трансмиссией, на оборотной стороне прав будет специальная отличительная пометка «АТ». Благодаря этой надписи инспектор может отличить ваши документы по соответствующим показателям.

Если перевернуть удостоверение, вы сможете обнаружить графу под названием «Особые отметки». Обратите внимание на следующее:

  • Графа 12 содержит ограничения, которые касаются категорий транспортных средств. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, их разновидности.
  • Графа 14 показывает те ограничения, которые имеются в конкретном экземпляре водительского удостоверения. Именно здесь будет указан и тип коробки передач автомобиля, на котором вы проходили обучение.

Чем отличается водительское удостоверение на механику и АКПП?

Автоматическая коробка передач встречается в любых классах, вне зависимости от того, минивэн это или седан. Использование ТС с автоматом позволяет многим гражданам пройти более легкое обучение, так как разобраться с работой механики могут или хотят не все. Если ученик автошколы не планирует в будущем пользоваться транспортом с механической коробкой, он вправе выбрать учебу на автоматической трансмиссии, после чего получит документы с соответствующей маркировкой. Если владелец водительского удостоверения с отметкой «АТ» захочет пересесть на авто другого типа, ему придется переэкзаменоваться в ГИБДД, чтобы оформить необходимые права.

Внешний вид документа с лицевой стороны абсолютно одинаков и не отличается вне зависимости от того, проходил ли гражданин курсы с МКПП или АКПП. Посмотреть на водительские права можно на фотографии ниже.

Увидеть, как выглядит водительское удостоверение на автомат с оборотной стороны, можно на следующем фото. Отметка «АТ» находится в левом нижнем углу, она относится к графе 14.

Механическая коробка намного сложнее в использовании, поэтому обучение на ней требует большего мастерства от водителя, соответственно, понадобится больше усилий для получения навыка управления таким транспортным средством. Важно, чтобы автомобилист знал, как правильно выжать сцепление, когда переключить передачу. Необходимо, чтобы человек мог сделать это на ходу, не глядя на ручку, поскольку если он станет отвлекаться на то, чтобы посмотреть на рычаг КПП, водитель рискует спровоцировать ДТП, ослабив внимание к дорожной ситуации. Кроме этого, гражданин должен чувствовать машину, понимать, когда именно требуется переключить передачу и в каком случае это надо делать.

Практические навыки, касающиеся своевременного включения сцепления, не потребуются человеку, который ездит на транспортном средстве с коробкой-автомат, когда важно только при начале и окончании движения поставить ее в соответствующий режим. При управлении авто с АКПП используется только две педали – тормоз и газ.

Читать статью  Как прогревать вариатор машины правильно

Согласно требованиям ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года (редакция от 30.12.2018), граждане, сдавшие экзамен на права на автомобиле с механической трансмиссией, вправе управлять машиной с любой коробкой передач. Иными словами, им доступна техника как с МКПП, так и с автоматом (ст. 25, п. 2). В этом же законодательном акте указывается, что лица, обучившиеся вождению на ТС с автоматической трансмиссией, не имеют права садиться за руль авто с механикой. Следовательно, если человек, имеющий удостоверение с отметкой «АТ», хочет приобрести машину с МКПП, ему придется пройти обучение в автошколе повторно.

Ниже представлен образец документа на управление автомобилем с механической коробкой.

Чем отличается обучение на права на механику и автомат?

Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза. Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.

Сам процесс обучения на автомобилях с АКПП и механикой не имеет отличий ни по количеству учебных часов, ни по отрабатываемым действиям. Длительность курса составляет 2,5-3 месяца в зависимости от условий конкретной автошколы, на автодроме и в городе выполняют одни и те же упражнения (разворот, въезд на эстакаду, перестроение и т.д.). Разница заключается только в способе управления транспортным средством: автомобиль с механической трансмиссией требует переключения сцепления, а для вождения машины с коробкой-автомат используется всего две педали – газа и тормоза.

Отличия в стоимости обучения

Цена курсов вождения авто с механической трансмиссией, несмотря на большую сложность процесса, ниже. Отличие связано не только с тем, что схема хорошо отработана, но и с тем, что сами автомобили дешевле, их обслуживание проще, и они есть в любой автошколе. В некоторых школах стоимость курсов идентична, точная цена зависит от конкретной организации и города, а также дополнительных услуг. Например, в одних фирмах затраты на горюче-смазочные материалы включены в сумму, в других они рассчитываются отдельно. Различия могут затрагивать и количество часов, в зависимости от этого варьируется и стоимость.

В ряде школ предлагают часы по практическому обучению вождению сверх основного курса. Если у гражданина возникают сложности с освоением навыков, ему можно записаться на дополнительные занятия.

Стоит отметить, что не во всех автошколах есть машины с автоматической трансмиссией, эта проблема особенно часто встречается в небольших городах. Именно поэтому многие предпочитают пройти обучение на механику, не имея альтернативы.

Отличия в экзаменах

Рекомендуется обратить внимание на то, что требования ГИБДД и программы автошкол достаточно часто меняются. Поэтому уточнять нюансы нужно уже непосредственно перед поступлением и сдачей экзаменов. В данный момент ученики еще до начала учебного процесса имеют право выбрать не просто марку автомобиля, если в автошколе предлагаются разные машины, но и тип трансмиссии, на которой будет проходить обучение. В целом процедура получения навыков вождения на автомате и механике мало чем отличается: теоретическая часть для всех одна, упражнения на автодроме и в городе тоже. Разница заключается только в том, каким образом происходит вождение.

Ответственность за управление автомобилем на механике с правами на автомат

Согласно статье 12.7 КоАП, если автомобилист имеет удостоверение с отличительной пометкой «АТ» и сядет за руль машины с механической трансмиссией, это приравнивается к вождению ТС лицом, с отсутствием водительского удостоверения. Кодекс предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей, транспортное средство конфискуют и отправляют на штрафстоянку. Исключением является езда на учебном ТС при обучении в автошколе.

Нюансы

При выборе обучения на автомобиле с механикой можно отметить следующие достоинства:

  • Полученное водительское удостоверение не будет иметь ограничений, в отличии от прав на автомат, вы сможете ездить на авто с любым типом трансмиссии.
  • Усвоенные навыки позволят контролировать езду самостоятельно, динамика разгона и торможения будет полностью в ваших руках. Вы сможете самостоятельно выбирать стиль вождения, а не подстраиваться под работу АКПП. При необходимости можно понизить передачу, дав большую нагрузку на двигатель, но увеличив при этом крутящий момент, это актуально, например, при движении в крутую гору или если машина забуксовала в грязи.
  • Получение расширенного числа практических навыков, которые могут пригодиться в экстремальной ситуации.

Неопытному водителю, который никогда не сидел за рулем автомобиля, намного легче будет разобраться в конструкции, где всего две педали, т.е. с АКПП. Ему не придется учиться выполнять сложное упражнение по переключению, не будет рывков при не выжатом до конца сцеплении. Авто не заглохнет в ответственный момент, если новичок резко бросит педаль. На горках автомат не откатывается, потому что достаточно отпустить тормоз и нажать на газ. В это время не требуется переключение передачи, которое заставляет бросить педаль, нужно успеть выжать сцепление. Иначе говоря, входящая в экзамен процедура намного упрощается, если выполнять ее на АКПП.

Тем не менее, несмотря на большую легкость учебы на права с коробкой-автомат, имеет смысл записаться на курсы вождения ТС с механикой, если в дальнейшем есть шанс, что гражданину потребуется сесть за руль авто с МКПП. Классические ситуации – покупка машины с механической трансмиссией, необходимость перегонки транспортного средства, отсутствие транспорта с АКПП в компании, предоставляющей услуги аренды ТС.

Если гражданин, получив удостоверение с отметкой «АТ», решит ездить на механике, ему придется повторно обучаться в автошколе, что экономически весьма невыгодно. Если сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией, имея права на машину с АКПП, можно столкнуться со штрафом до 15 тысяч рублей и эвакуацией транспортного средства на штрафстоянку. Оспорить подобное решение инспектора ГИБДД не получится даже в судебном порядке.

Источник https://aif.ru/auto/gibdd/chto_oznachaet_otmetka_at_v_voditelskih_pravah

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/prava-na-avtomat

Источник https://zakon-voditel.ru/voditelskoe-udostoverenie/otlichie-prav-na-mehaniku-i-avtomat