Что такое ГБО в машине
Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.
Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.
Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.
ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).
Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.
Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Развитие газового оборудования
Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.
Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.
Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.
Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.
Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.
Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.
При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.
Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.
Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.
Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.
Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.
Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.
Топливо
В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.
Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.
Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.
Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.
Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.
Мифы, связанные с ГБО
Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.
Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.
Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.
Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.
С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.
Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.
Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.
На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.
Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.
В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше
Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.
Окупаемость и производители
Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.
У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.
Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.
Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.
Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.
Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование
Что такое ГБО в автомобиле? Это газобаллонное оборудование, которое устанавливают на машину для экономии денег. Ведь бензин и дизельное топливо дорожает чуть ли не каждый месяц, а при заправке газом можно сэкономить от 20 до 40% своих кровных денежных средств. И это при учёте того, что газ тратится немного больше, чем бензин.
Так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы установки системы ГБО, не портится ли двигатель, безопасно ли это (ведь придётся всё время возить газовый баллон)? Эти и другие вопросы сразу появляются у каждого, кто задумывался о том, не установить ли на своё авто хороший комплект ГБО нового поколения. Ведь стоимость установки выльется в хорошую сумму и по идее её надо как можно скорее окупить.
Максимальную выгоду установка системы питания газом принесёт таксистам, большим внедорожникам, любителям путешествовать в Европу на своём авто (в этом случае всё может окупиться за одну поездку).
Также не стоит забывать, что придётся пройти регистрацию ГБО в ГАИ, и разобраться с такими вопросами, как влияние на двигатель и безопасность водителя.
В статье максимально расскажу о том, стоит ли переходить на газ, плюсы и минусы, цена, полезные советы, а так же есть ли реальная экономия и как её посчитать.
Что это такое?
Расшифровка аббревиатуры ГБО звучит так – газобаллонное оборудование. Эта система позволяет в дополнение к бензину или другому топливу использовать альтернативный источник энергии – сжиженный газ (метан или пропан-бутан). То есть в автомобиле можно использовать как стандартное горячее, так и газ. Переключаться между ними просто, причём при этом не теряется динамика и скорость транспортного средства.
Как вообще появилась идея об использовании газа вместо горючего? В конце 18 века французский учёный Филипп Лебон открыл так называемый светильный газ. А в 1823 году Самуэль Браун из Англии создал газовый двигатель на этом самом светильном газе. Через 37 лет Ж. Э. Ленуар наладил массовый выпуск ДВС на голубом топливе.
В начале 20 века развитые европейские страны со скудным наличием нефти берут на вооружение отличную замену бензина – сжиженный газ. Именно в Германии совершенно случайно обнаружили сжиженный газ после получения дизельного топлива. Его применили в качестве источника энергии для автомобиля и уже в 1935 году на выставке были представлены автомобили, которые работали на метане, метаноле, нефтяном газе (пропан-бутан) и тепловом топливе. Поскольку в то время был дефицит бензина, то использование систем питания газом стало очень популярным, в том числе и в России. У нас на Родине в качестве горячего применялся газ, который выделялся в специальных газогенераторах из торфа и угля.
Полвека назад кроме Германии и Англии массово применять газовое топливо стали в Украине, Китае, Литве, Италии, России, Турции, Польше и других развитых странах.
Сейчас самый главный поставщик газового оборудования является Италия. А на некоторых авто уже изначально устанавливают только газовое оборудование, либо двухтопливное (бензин + газ).
Для классификации систем ГБО применяются поколения, которые неофициально утверждены среди автолюбителей. О них пойдёт речь ниже.
Виды и поколения
Газобаллонное оборудование всё время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие неофициальные поколения ГБО:
1 поколение. Самая простая механическая система. В неё входит газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. ГБО первого поколения давно не выпускаются на рынке. Их запрещено применять с 2006 года из-за нарушения экологических норм. Но, несмотря на это, эту систему до сих пор некоторые устанавливают на свои авто.
2 поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средства, выпущенными с завода после 2000 г. В состав системы входит электрический редуктор, дозатор (электронный) и датчик содержания кислорода – лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные авто.
3 поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объём подачи газа при помощи форсунок, основываясь данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО 3 поколения можно установить на авто, для которых не подходит ГБО 4 поколения.
4 поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределённым впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь – электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить 4 поколение газобаллонного оборудования и выше.
4+ поколение. Это системы для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подаётся топливо в соотношении 80% — газ и 20% — бензин.
5 поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО 4 поколения, поэтому оно не популярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подаётся в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подаётся в испарённом). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат тоже может нарушить работу топливного насоса, который стоит недёшево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора, двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС, мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В 5 поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса, такую систему ставить экономически невыгодно. Установка ГБО 5 поколения в 3-4 раза дороже, чем установка ГБО-4.
6 поколение. Улучшенная версия 5 поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдёт для инжекторных ДВС). Цена установки высока и начинается от двух тысяч евро.
На старые автомобили (до 2000 г.) можно поставить любую систему ГБО. А для новых авто после 2000 г. можно ставить только ГБО 4 и 5 поколения. ГБО 5 и 6 поколения подойдут не на любую машину, да и ставить их экономически невыгодно. Самый лучший выбор – это ГБО 4 поколения.
Кроме поколений автолюбители условно подразделяют ГБО на классы.
Классы ГБО
Автолюбители также разделяют газобаллонное оборудование на следующие классы:
1 класс. Это системы, которые содержат все детали одного бренда. Поэтому такие системы питания газом являются наиболее эффективными и надёжными.
2 класс. Это системы, в которые входят детали разных производителей. А продаются ГБО 2 класса под новым названием, которое сам придумал продавец. В свою очередь такие ГБО делятся на системы высокого качества (итальянские бренды) и бюджетные (производитель – Китай или Турция).
3 класс. Это китайские подделки, внешне похожие на качественное брендовое оборудование. Качество оставляет желать лучшего.
Теперь отвечу на самый главный вопрос, стоит ли вообще устанавливать на автомобили ГБО.
Стоит ли устанавливать
Когда не стоит устанавливать газобаллонное оборудование:
- На автомобили с малым количеством лошадиных сил (малолитражки). Если на такие авто поставить ГБО, то их динамика сильно ухудшится. Экономия топлива здесь невысокая, потому что изначально расход бензина не очень большой. Также от багажного отделения совсем не останется места.
- На новый автомобиль. Если установить на него ГБО, то он автоматически лишится официальной гарантии.
- На легковые автомобили с дизельным двигателем – тут экономия будет примерно 20%.
- При малом пробеге в год. Для видимой экономии есть смысл устанавливаться систему питания газом на те автомобили, на которых ездят более 15000 км пробега в год. В ином случае окупаемость может составить не один год.
- При дальнейшей эксплуатации автомобиля менее 2-3 лет.
- Самым экономным водителям. Разумеется, газобаллонное оборудование ставят для того, чтобы максимально сэкономить. Но чтобы система работала надёжно и безотказно, надо выбрать хорошее оборудование, установить его должны профессионалы в специальном сервисе. В дальнейшем следует регулярно проводить диагностику и обслуживание ГБО, а также техосмотр и сменить документы на автомобиль. Для этого надо выделить деньги и время автомобилиста. Если же поставить ГБО в гараже подешевле, а про обслуживание системы вообще не забыть, то лучше отказаться от такой затеи вообще из-за возможной опасности.
Когда ГБО стоит устанавливать:
- При ежегодном пробеге автомобиля более 20000 км (такси, грузовым автомобилям, автобусам, всем кто при помощи транспорта зарабатывает деньги).
- При повышенном расходе бензина (более 9 л на трассе и более 12 л в городе).
- При применении высокооктанового бензина (АИ-95 или АИ-98).
- При неагрессивном стиле вождения.
- Если автомобиль уже снят с официальной гарантии.
При установке водителю надо узнать, сколько будет потреблять автомобиль газового топлива. В норме потребление газа должно быть на пару литров больше, чем при использовании бензина на 100 км (не более 10-20%), либо вообще соответствовать расходу стандартного топлива.
А теперь давайте выясним устройство и принцип работы газобаллонного оборудования.
Устройство
В ГБО входят детали, которые обеспечивают использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива с сохранением функции переключения обратно на бензин.
В состав газобаллонного оборудования входят следующие компоненты:
- Баллон. Это ёмкость для газа, которая бывает тороидальной или цилиндрической формы. Баллон тороидальной можно хранить в нише для запаски с целью экономии багажного места. Средний объём баллонов – 40 л. Их заправляют на 80% от полного объёма в целях безопасности. Есть 4 вида баллонов, которые различаются долговечностью и весом.
- Редуктор-испаритель. Превращает жидкий газ в газообразное состояние, который требуется для работы двигателя.
- Газовые трубопроводы, шланги, фитинги. Обеспечивают поступление газа от баллона к мотору.
- Мультиклапан и вентиляционная коробка. Устанавливают на горловину ёмкости для газа. В мультиклапан входят расходный и заправочный клапана, а также индикатор уровня газа в баллоне и заборная трубка. При утечке газа аварийный клапан перекрывает его поступление. Либо при помощи венткоробки газ отводится наружу из багажника.
- Газовый редуктор. Он подаёт нужное количество газа с определённым давлением. Имеет как вакуумное, так и электронное управление в зависимости от поколения ГБО. Для регулировки давления используется винт.
- Газовый фильтр. Предотвращает попадание лишних предметов в ДВС.
- Манометры. Измеряют давление в редукторе и баллоне.
- Датчик давления газа. Передаёт данные о давлении газовой смеси в блок управления. Если давление повышается, то ЭБУ перекрывает подачу газа в мотор.
- Смеситель. Он смешивает воздух и газ. Так готовится рабочая газовая смесь.
- Дозатор. Регулирует количество поступающего газа.
- Электронный блок управления. Отсюда происходит управление системой ГБО, от ЭБУ выводится кнопка-переключатель «газ/бензин» на панель приборов в салон. Наличие такой кнопки указывает, что стандартная система питания остаётся в автомобиле и на неё можно переключиться в любой момент. Такой блок управления имеется в инжекторных авто.
- Газовый, бензиновый или электромагнитный клапан. Ставится только в карбюраторные машины. Перекрывают газовую магистраль при остановке автомобиля или переключения на бензин. В нём также есть фильтр для очистки топлива. В инжекторных авто эту роль выполняет эмулятор форсунок.
- Выносное заправочное устройство. При помощи него осуществляется заправка баллона.
Ещё одна хорошая статья: Жидкое стекло для автомобиля: что это, ТОП лучших, виды, цена, плюсы и минусы, как покрыть машину, отзывы
ГБО бывает 2 типов: инжекторное (создан для инжекторных моторов, здесь газ подаётся в мотор под давлением) и эжекторное (предназначен для карбюраторных моторов, здесь газ подаётся при помощи карбюратора).
Немного технического материала — как работает ГБО, написал как можно понятнее.
Принцип работы
Расскажу про принцип работы ГБО 4 поколения, который является самым популярным среди автолюбителей.
- После переключения с бензинового топлива на ГБО, газ в сжиженном состоянии переходит из баллона в газовую магистраль.
- Регулирование расхода голубого топлива осуществляется при помощи мультиклапана. Через него же происходит заправка с помощью выносного заправочного устройства.
- Далее жидкий газ поступает в газовый клапан-фильтр. Он очищает газ от примесей и отложений. Также этот клапан закрывает поступление газа при переходе на бензин или при выключении работы автомобиля.
- Потом очищенный от смолистых отложений газ поступает в редуктор-испаритель. Здесь давление газа резко снижается от 16 до 1,8 атмосфер. Голубое топливо моментально испаряется и происходит поглощение тепла до температуры около -40°C. Для того, чтобы газ переходил из жидкого в парообразное состояние, редуктор должен быть прогрет до температуры более +40°C. Именно система охлаждения двигателя подогревает редуктор, чтобы он не промёрз. Поэтому прежде чем включить ГБО, авто работает на бензине до выставленной температуры (до 50°C), а потом происходит переключение на газ.
- Далее, при помощи разряжения во впускном коллекторе работающего мотора, газ идёт из редуктора через дозатор в смеситель, а потом в двигатель при помощи карбюратора (узел питания двигателя). Чем сильнее водитель жмёт на газ, тем больше газа засасывается в движок. Так происходит только в карбюраторных машинах.
- А в инжекторных автомобилях газ поступает в ДВС через газовые форсунки, которыми управляет блок управления. Если компьютер «поймёт», что давление недостаточное, то блок управления переключится на бензиновое топливо. Важный момент – инжекторное ГБО работает по принципу незаметности для электроники авто, чтобы она «не знала», что вместо бензина используется голубое топливо.
- Водитель при помощи кнопки переключателя топлива может выбрать «газ», который отключит бензиновый клапан и откроет газовый. А если выберет «бензин», то клапаны сработают наоборот. Дополнительно этот контроллер показывает, сколько газа осталось в баллоне и наличие возможных ошибок.
Кратко объясню, как устанавливают ГБО на авто.
Как установить ГБО?
При установке ГБО на автомобиль, то систему питания надо модернизировать. Надо установить баллон в багажное отделение, от него проложить магистраль к подкапотной области. Также в блок цилиндров ДВС надо встроить газовые форсунки, на впускной коллектор присоединить газовые сопла. Трубки следует обязательно связать с системой охлаждения двигателя. Все компоненты должны быть соединены «намертво», потому что в трубках создаётся очень высокое давление.
Далее надо правильно настроить электронику, где есть свои тонкости. Важно понимать, что установку газобаллонного оборудования должен производить только специалист со специальным допуском.
На самом деле в конструкции автомобиля мало что меняется при установке ГБО. В топливную магистраль встраивается клапан, который перекрывает подачу бензина. Другие компоненты машины остаются нетронутыми. ГБО – это дополнение, которое можно в любой момент времени убрать.
Также рекомендуется при установке системы заменить свечи зажигания с большим калильным числом.
Посмотрите подробное видео:
Грамотная установка ГБО на автомобили!
С установкой разобрались, теперь выясним, какой газ рекомендуется и «с чем его едят».
Какой газ подходит?
Для ГБО подходят только следующие виды газа:
- Метан – это сжатый природный газ (компримированный природный газ). Он не сжижается. Его получают из продуктов жизнедеятельности животных и разных отходов органического происхождения. Его также применяют в обычных газовых плитах. Имеет меньшую цену за литр по сравнению с пропаном, но метановых газовых заправок в России очень мало. Установка ГБО для метана дорогая. Метан расходуется больше, чем пропан (в среднем 11 л на 100 км).
- Пропан-бутан – сжиженный нефтяной переработанный газ. Это продукт отхода при добыче нефти, поэтому он стоит дешевле бензина (примерно в 2 раза). Также его используют в холодильниках и аэрозолях. Бутан специально добавляют в пропан для улучшения качеств последнего. Заправок с пропан-бутановой смесью много по стране. Установка пропановой ГБО дешевле, чем метановой.
Оба типа газов имеют разные требования к системе ГБО. Во-первых – это сам газовый баллон. Метан должен храниться в баллоне под давлением, которое в разы больше, чем для пропана-бутана. Поэтому баллон для метана тяжелее и больше, к тому же к этому газу повышенные требования безопасности. Поэтому автовладельцы больше выбирают пропан-бутановую смесь в качестве топлива.
Примерное давление в баллоне со сжиженным пропаном – от 12 до 16 атмосфер, а с метаном — более 200 атмосфер. Газовый баллоны не заправляют до конца из-за того, что при повышении температуры он расширяется (когда вы заезжаете в тёплое место). В зимний период его заправляют до 80-85%, а в летний – до 75%. Время заправки баллона – не более 5 минут. Также обращу вше внимание, что в летний и зимний периоды пропан-бутан имеет разное процентное соотношение.
Все газовые баллоны должны проходить регулярное обслуживание и тарировку.
В обычный газовый баллон может поместиться до 40 л газовой смеси, что сравнимо с объёмом бака легкового автомобиля. Газа же расходуется более 10-20% по сравнению со стандартным топливом, поэтому это экономически выгодно.
Существует 2 вида баллонов. Первый – в форме цилиндра, он вмещает больше газа, но его придётся класть багажник за спинку заднего сидения, что не совсем удобно для хетчбэков и универсалов. Второй – тороидальный, похож на тюбинг для катания. Его можно положить на место запаски, и багажное отделение будет свободным. Останется только решить, куда вы положите запасное колесо. Отмечу, что для ГБО 5 и 6 поколения необходимы иные типы баллонов.
Какие есть преимущества и недостатки газового оборудования?
Плюсы и минусы
Для начала ознакомимся с преимуществами:
- Высокая экономия на топливе по сравнению с бензином. Сколько можно сэкономить я написал ниже в статье. Главное условие для экономии – пробег должен быть не менее 10 000 -15 000 км в год.
- ДВС, работающий на газе – экологичнее в 3 раза, чем неэтилированный бензин. Газ – это чистое топливо, количество вредных выбросов в атмосферу минимальное. К тому же в голубом топливе нет серы и присадок. Сейчас в Европе уже есть льготы для тех, кто использует авто на газе. А в некоторых районы Европы на бензиновом автомобиле ездить запрещено. Газ уступает по экологичности только электрокарам и автомобилям на водороде.
- Отмечается плавность в работе мотора из-за медленного горения газа. Да и к тому же октановое число у газа значительно выше – от 100 до 110, тогда как у бензина максимальное – 98 (АИ-98). Разгон будет плавный, шум от мотора станет тише в 2 раза, пропадут дёргания машины. Также высокое октановое число оказывает высокое сопротивление топлива к взрыву (детонации).
- Значительно увеличивается ресурс мотора из-за снижения на него нагрузки (примерно на 30-45%).
- Повышается запас хода в 2 раза. Когда газ закончится, авто переключится на бензин. Это защищает водителя от некачественных АЗС, которые находятся далеко от населённых пунктов.
- Увеличенный ресурс масла. Поскольку газ не оставляет никакого нагара и отложений на картере ДВС (корпусе), а также в цилиндрах, то и масло долго не стареет при повышенном пробеге, его менять надо реже. Также масляная плёнка с деталей мотора не смывается, что улучшает работу деталей мотора.
- Увеличивается ресурс свечей примерно на 40%.
- Вероятность взрыва меньше, чем при использовании бензина. Как бы это ни звучало, но это факт. В ГБО имеются различные клапаны и датчики, которые непрерывно обеспечивают безопасность применения. Если будут повреждены трубки с газом, то он сразу же испарится. Например, если произойдёт утечка бензина, то при наличии искры он сразу же вспыхнет.
- Безотказность запуска мотора. При поломке бензонасоса, машина с газобаллонным оборудованием сможет завестись. Если это случилось на холоде, то прогрейте редуктор горячей водой и запустите мотор на газе. Этого хватит, чтобы доехать до автосервиса.
Ещё одна хорошая статья: Шноркель: что это такое, для чего он нужен, плюсы и минусы, как сделать своими руками
Какие есть недостатки?
- Высокая стоимость установки. Цена зависит от поколения и вида мотора.
- Баллоны с газом займут полезную площадь багажника (до 40%) или заменят место под запасное колесо и инструменты. А без запасного колеса ездить за город в наших условиях – рискованное удовольствие.
- Необходимо регулярное обслуживание системы из-за возможных утечек газа с заменой газового фильтра и резиновой диафрагмы в редукторе. Причём надо строго придерживаясь рекомендаций производителя. Если произойдёт утечка пропан-бутана, то будет локальный взрыв, а если метан – то машина будет полностью уничтожена.
- Сложнее продать автомобиль. Некоторым покупателям не нравится, когда вносятся любые изменения в конструкцию авто. Но можно постараться демонтировать ГБО без следов, либо её тщательно скрыть. Но на это потребуются деньги. Иногда при продаже авто ГБО снимают, чтобы поставить на другое транспортное средство, или чтобы продать систему отдельно. При установке старой системы питания газом на другое авто можно сэкономить до 40% денег.
- Проблемы с парковкой. Иногда запрещено ставить авто в подземных парковках из-за того, что газ пропан тяжелее, чем воздух. При сгорании он оседает внизу. А поскольку такие парковки проветриваются реже, то это сильно снижает безопасность. Но вряд ли будут осматривать каждый автомобиль, поэтому многие паркуют машины с ГБО в таких местах, несмотря на запреты. Также по этой причине нельзя оставлять автомобиль с ГБО в гараже со смотровой ямой.
- Мало газовых заправочных станций по сравнению с бензиновыми или дизельными. Это связано с высокими требованиями по безопасности, а также проблемой с транспортировкой и хранением газа. Поэтому придётся при любой возможности заправлять машину.
- Снижение мощности двигателя до 20%. Не верьте слухам, что ГБО ускоряет автомобиль. При использовании ГБО машина технически не станет быстрей.
- На холоде необходимо потратить часть бензина на прогрев редуктора. Только после этого можно переключиться на газ. Если этого не делать, то редуктор быстро выйдет из строя, какой бы он качественный не был. Поэтому в баке всегда должен находиться бензин.
- Придётся проходить регистрацию в ГИБДД. Для этого понадобится собрать документы, либо обратиться в фирму, где вам помогут за определённую плату.
- Придётся время от времени сливать конденсат из редуктора (на ГБО 4 поколении). На ГБО 5 и 6 поколений это можно не делать.
- Повышается вес машины от 20 до 40 кг.
- Нельзя завести двигатель на газу при отрицательных температурах.
- Придётся часто менять воздушный фильтр.
- Если автомобиль на гарантии, то при установке ГБО вы автоматически её лишитесь.
- Есть сложности с переделкой машин с турбонаддувом.
- Нельзя оформить стоянку автомобиля с ГБО в подземной парковке в своём доме.
Как мы видим, как плюсов, так и минусов хватает. Поэтому каждый решает для себя, стоит ли заморачиваться с установкой ГБО, чтобы сэкономить на топливе.
Тем не менее, продолжим. Расскажу, как пользоваться системой питания газом.
Как пользоваться ГБО
Когда на автомобиль ставят ГБО, то переключатель с газа на бензин выносят на панель приборов. Там есть 3 положения: «бензин», «газ» и «нейтральное положение». Здесь водитель может выбрать, какой клапан закрыть или открывать. При выключенном моторе перекрыты газовый и бензиновый клапаны одновременно. Также если нет искры зажигания, то ГБО перекроет подачу газа в движок.
В морозы следует сначала завести двигатель, включив переключатель на «бензин», а когда мотор редуктор прогреется, то можно перейти на газ. Вообще всегда рекомендуется заводиться на бензине, это поможет прослужить мембранам редуктора дольше.
ГБО 4 поколения и выше могут при помощи газового ЭБУ управлять впрыском бензина в цилиндры. Здесь мотор сам вычисляет, какое топливо применять в данный момент времени.
Переключать авто на газ следует на свободной дороге. Делается это так: переключатель надо перевести в нейтральное положение. Когда почувствуете, что авто начинает «глохнуть», то значит, что ДВС выработал весь бензин. В этот момент поставьте переключатель на «газ». Перед долгой стоянкой всегда переключайте двигатель с газа на бензин таким же образом.
Совет тем, кто любит агрессивную езду. При работе мотора на газу очень не рекомендуется держать высокие обороты (более 5 тыс. об./мин.), иначе возникнет перегрев узлов ДВС. Хотя в некоторых ГБО при превышении 4 тыс. оборотов произойдёт переключение на бензин без участия водителя. Также система питания газом постоянно проверяет датчики и остаток газа в баллоне.
Всегда следите за запахом газа в салоне. При правильной работе и отсутствии утечек запаха никакого быть не должно.
Важный совет! На трассе при резких обгонах или высокой скорости движения рекомендуется переключаться на бензин, чтобы не терять динамику авто, а при езде в городе переключайтесь на газ.
Что можно отрегулировать в системе самостоятельно? Увеличивать или уменьшать холостой ход можно при помощи винта на редукторе. А при помощи дозатора можно настроить количество и качество газовой смеси. Но делать это надо, предварительно взяв консультацию у автомехаников, которые вам установили газовое оборудование.
Подробно отвечу на один из главных вопросов про ГБО: опасна ли эта штука?
Опасно ли ГБО?
Несмотря на то, что давление в пропановом баллоне в разы меньше, чем в метановом, пропан является более взрывоопасным. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха в 2 раза. Если произойдёт его утечка в закрытой области, то он будет не улетучиваться, а накапливаться. А при попадании искры произойдёт взрыв. Метан же наоборот, легче, чем воздух в 1,5 раза и при утечке он начнёт улетучиваться наружу.
Также есть вероятность разрыва баллона с газом. Это может произойти, если вы после поездки в сильный холод загоните авто в тёплое помещение. А если баллон давно не менялся и максимально заправлен, то вероятность взрыва баллона в тёплом месте ещё выше.
Если произойдёт обычная утечка газа или баллона, то он станет сразу же охлаждаться. Потом газ просто испарится. При отрицательной температуре риск взрыва — минимален.
При установке газобаллонного оборудования проверенных производителей в сертифицированных центрах обеспечивается самый высокий уровень безопасности, сведя риск взрыва практически к нулю. Также в современных ёмкостях для газа имеются предохранительный клапан, который срабатывает при повышении давления более 27 атм. А мультиклапан автоматически перекрывает подачу газа при полной остановке машины. Дополнительно в баллоне присутствует арматура, обеспечивающая дополнительный уровень безопасности.
Сама пропан-бутановая смесь ничем не пахнет, но в неё добавляют этантиол для обнаружения утечек, который неприятно пахнет.
В немецком клубе ADAC проводились испытания. Например, при имитации удара автомобиля сзади с нанесением максимального повреждения системе ГБО. Затем авто подожгли. Тест прошёл вполне успешно. Если оборудование правильно установлено, то оно менее опасно при аварии по сравнению с бензином. К тому же прочность баллона в разы выше, чем бензобака. Проще уничтожить саму машину, чем сломать газовый баллон.
Частые возгорания автомобиля с ГБО случаются, если будут нарушены правила при установке оборудования. Либо при езде со сломанной системой питания газом. По статистике похожих ситуаций при эксплуатации машин с неисправной бензиновой системой примерно столько же, сколько и с ГБО.
А чтобы произошёл взрыв, то в салоне должно очень сильно пахнуть газом – только мёртвый не заметит. Если появился запах – то немедленно останавливайте автомобиль, закрывайте вентиль газового баллона, проверьте систему на герметичность, особенно в месте крепления баллона – он не должен быть ослаблен (а это означает разрыв газопровода).
Просто так газом в салоне пахнуть не будет – всё это мифы и слухи.
Соблюдайте эти простые правила эксплуатации ГБО и всё будет в порядке:
- Строго соблюдайте все рекомендации производителя и специалистов, которые установили вам эту систему. Вы ведь не будете её ставить самостоятельно?
- Никогда не заправляйте баллон более, чем на 80%. Для этого в нём есть ограничитель, который ни в коем случае не надо удалять. А также зимой старайтесь не заезжать в тёплые помещения.
- Не превышайте максимально разрешённое давление в баллоне.
- Вовремя проходите обслуживание ГБО, меняйте все фильтры и другие компоненты.
- Не заправляйте баллон обычным бытовым газом.
- Никогда не используйте баллоны, бывшие в употреблении. Срок работы нового баллона не более 10-12 лет, а в дальнейшем он ржавеют, что повышает риск его разгерметизации.
Главное, чтобы установка ГБО произошла в строгом соответствии с правилами, тогда вы можете не переживать об утечке газа. При переключении на бензин или при выключении зажигания электроника моментально перекроет подачу газа в двигатель.
Помните, если автомобиль с ГБО стоит в гараже, то не надо туда входить с зажжённой сигаретой или пользоваться зажигалкой. Вообще при наличии в воздухе газа в количестве 2%, может случиться его возгорание, не говоря о том, что это смертельно для человека по причине отравления. Но даже если даже утечка газа случилась во время движения автомобиля, то отравиться им никак не получится.
Отмечу, что опасность возгорания существует только при установке ГБО старых поколений. На системах 4 поколения и выше имеются датчики, которые постоянно следят за состоянием компонентов и не допустят его возгорание. Такой продуманной системы безопасности нет даже для бензиновой машины, где утечку топлива можно выявить не сразу.
Также ходят слухи, что ГБО убивает движок. Так ли это на самом деле? Ответ — ниже.
Вреден ли газ для двигателя
Здесь мнения разнятся: одни говорят, что газ полезен для мотора, другие утверждают, что газ сократит работу ДВС. Что из этого правда? Давайте разбираться.
Газ полезен для двигателя: он позволяет продлить срок его работы. Любой грамотный автомеханик подтвердит: в ДВС на газу на цилиндрах не появляется нагар, масляная плёнка не смывается с деталей силового агрегата, свечи работают дольше, нет детонации мотора, не загрязняются компоненты отложениями и примесями, дольше служит моторное масло. По статистике мотор на газу живёт почти в 2 раза дольше до наступления капитального ремонта.
Ещё одна хорошая статья: Что такое рестайлинг автомобиля: что означает слово, развод ли это, фото
А второе утверждение правдиво только частично — проблемы с работой двигателей были, если он уже старый и к нему подключают ГБО 1-3 поколения. Особенно, если двигатель эжекторный, а ГБО – 2 поколения. Если при установке системы неправильно настроить угол опережения зажигания, то это может привести к высыханию стенок цилиндров. В более новом ГБО (4 поколения и выше) угол опережения настраивается автоматически.
Также были моменты, когда сами автовладельцы подкручивали подачу газа, чтобы уменьшить его расход. А такое делать нельзя, если ГБО работает без ошибок и замечаний. Это нарушает работу головок блока цилиндров и может вызвать прогорание клапанов.
Для сохранения работоспособности мотора не перегружайте автомобиль. Также пусть автомеханики настроят автоматический переход на бензин при повышении оборотов более 3500 оборотов, и дополнительный впрыск бензина при интенсивных обгонах.
При установке ГБО 1-3 поколений во впускном коллекторе появлялись хлопки газа, что могло привести к пожару.
Если в моторе нет гидрокомпенсаторов, то это может ускорить износ силового агрегата при установке газового оборудования. Либо надо вовремя провести регулировку зазора клапанов. Да и вообще на любом движке надо увеличить эти самые зазоры, чтобы уменьшить вероятность перегрева автомобиля.
Это интересно! Во времена СССР правительство решило сэкономить природные ресурсы. Приказали все государственные машины перевести на газ. А статья в расходах на бензин была очень жирная, да и его можно было слить. С газом же такие штуки не прошли. Он дешёвый, да и «слить» его не удастся. Поэтому водители и руководители стали массово жаловаться, что ломаются двигатели, прогорают цилиндры и прочее. Поэтому, правда это или нет – решать вам.
Что предстоит проходить автовладельцу после установки ГБО?
Обслуживание систем ГБО
На самом деле затраты на обслуживание газобаллонного оборудования не такие уж большие. Примерный ресурс ГБО может доходить до 200 тыс. км пробега. Всё зависит от качества системы и топлива.
Если газ некачественный, то быстро может сломаться газовый инжектор. Именно ресурс работы элементов впрыска газа определяет расходы на обслуживание систем ГБО. Чаще всего ломаются клапаны, реже – резиновые детали и диафрагма в редукторе (их срок службы не более 4 лет).
- Каждые 15000 км пробега надо менять газовый фильтр, который стоит от 600 до 1000 р. в зависимости от системы.
- Каждые 30000 км пробега следует провести простое техобслуживание по чистке газовых форсунок, смазки резьбы в вентилях, а также такие проверку: герметичности сжатым воздухом, стабильности работы ДВС при разной частоте вращения коленвала, работу датчиков. Также надо проверить работоспособность клапанов на баллоне. Вместе с заменой фильтра такие манипуляции стоят в среднем 2500 тыс. руб.
- Один раз в 2 заправки или после тысячи км пробега обязательно сливайте конденсат, который образуется в редукторе. Главное знать, где находится этот винт у мастеров, которые ставят ГБО. Это касается ГБО-4 поколения и ниже.
- После 60000 км пробега следует провести заменить резиновую мембрану на газовом редукторе.
- Один раз в год обязательно надо провести проверку всего оборудования, арматуры баллона и магистрального вентиля. Узлы системы при необходимости заменяют. Газовый баллон перед проверкой не должен содержать газ. Такую проверку лучше всего делать осенью.
- Есть также техобслуживание – оно называется освидетельствование газового баллона. Для этого надо сдать баллон в специальный пункт, где проведут его проверку, покрасят и прикрепят табличку с датой испытаний и датой следующих проверок.
Для максимального сохранения работоспособности системы ГБО надо проводить самостоятельно ежедневное обслуживание. Перед поездкой проводите визуальный осмотр креплений компонентов системы для проверки герметичности, а также проверяйте работу мотора на холостом ходу и при повышении оборотов. После поездки эту процедуру надо повторить, убрать с компонентов ГБО грязь и пыль, слить конденсат из редуктора.
Если возникли проблемы с нормальной работой системы ГБО по причине его неправильной настройки или самостоятельной установки, то автосервисы могут отказать в ремонте и диагностике.
Теперь озвучу средние цены на установку системы ГБО.
Стоимость установки ГБО
Цена установки ГБО-4 на стандартный автомобиль с 4 цилиндрами обойдётся в среднем в 30000 руб. без учёта регистрации оборудования в ГИБДД. Метановая ГБО обойдётся в среднем в 50000 руб.
Рекомендуется установить ГБО производства Италии и Голландии – они более надёжны и долговечны. Российские системы более дёшевы (на 10-15 тыс. руб.), но это может обернуться скорым ремонтом.
Баллон с газом покупается отдельно. Здесь же можно довериться нашему производителю — качество баллонов здесь не хуже, чем в европейских.
Стоимость зависит от типа газа, поколения системы, а также типа двигателя (количества цилиндров). ГБО более известной фирмы будет стоить на 50% дороже, чем малоизвестной. Цилиндрический баллон стоит дешевле, чем тороидальный. А баллон для метана дороже, чем для пропана.
Если установить более дешёвое газобаллонное оборудование, то оно сможет проработать не более 3 лет, а более дорогое при своевременном обслуживании проработает до 15 лет и более. Яркий пример – фирма BRC.
Есть даже такая поговорка – «подсел на газ». Это значит, что если автовладельцу понравилось ездить на голубом топливе, то он устанавливает ГБО и на последующие автомобили.
Также на цену установки влияет то, кто будет устанавливать оборудование. Если обратиться в специализированный сервис, то вы можете быть уверены в качестве и надёжности, но придётся доплатить на гарантию и ответственность фирмы. Также за дополнительную плату сертифицированный автосервис поможет зарегистрировать оборудование в ГИБДД. На самом деле это получится выгоднее, чем проводить регистрацию самостоятельно.
Обычные гаражные сервисы проведут установку гораздо дешевле, но здесь не будет никакой гарантии и сертификата для постановки ГБО в ГИБДД.
Как поставить авто с ГБО на учёт в ГИБДД? Подробный ответ – ниже.
Как зарегистрировать ГБО в ГИБДД
По закону ГБО на автомобиле должно быть безопасным и официально зарегистрированным в ГИБДД. Пошаговый порядок действий:
- Перед тем, как проводить установку оборудования, надо пройти предварительную техническую экспертизу и получить заключение.
- Далее надо написать заявление в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию авто.
- После того, как разрешение получено, можно ехать в сертифицированный сервис для проведения установки газового оборудования. Там вам должны выдать заключение и копии сертификатов на оборудование.
- После установки оборудования пройдите техосмотр и получите на руки диагностическую карту.
- Собранный пакет документов отнесите в ГИБДД для получения свидетельства о соответствии авто с внесёнными изменениями в конструкцию. На это даётся 10 дней после установки оборудования.
- Снова зарегистрируйте авто в ГИБДД.
В пакет документов входят:
- Заключение предварительной технической экспертизы.
- Заявление на внесение изменений в конструкцию.
- Протокол проверки безопасности авто после внесённых изменений.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Копии сертификатов на оборудование, а также ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о прохождении регистрации).
- Паспорт водителя.
Если не зарегистрировать оборудование на учёт в ГИБДД, то водителю выпишут соответствующий штраф или сделают предупреждение.
Теперь самое интересное — сколько можно сэкономить денег и быстро ли окупится ГБО?
Экономия
Как посчитать экономию и когда окупится газобаллонное оборудование?
Несмотря на то, что расход газа по сравнению с бензином на 10-20% больше, его стоимость почти в 2 раза меньше. При большом пробеге за год можно сэкономить хорошую сумму, которую можно потратить на что-нибудь полезное.
Формула для расчёта окупаемости ГБО выглядит так:
(A * (B — 1,2 * C)) / 100, где
- А – расход бензина в литрах на 100 км пробега;
- B – стоимость 1 литра бензина;
- C – стоимость 1 литра газа;
- 1,2 – это повышающий коэффициент. Здесь он показывает, что расход газа будет на 20% больше, чем бензина.
Когда мы поделим цену установки ГБО вместе с дополнительными тратами на экономию с 1 км пробега, то получим примерный срок окупаемости системы.
Рассмотрим реальный пример.
Автомобиль расходует 12 литров АИ-92 на 100 км. Стоит 1 литр бензина 43 р., а литра газа пропана – 23 р. При установке ГБО на автомобиль будет сэкономлено на каждый км пробега: (12 * (43-1,2 * 23))/ 100 = 1,85 р. Таким образом, вы будете экономить каждые 10 000 км пробега (1,85 * 10000) = 18500 рублей.
Цена установки ГБО-4 составила 30000 р. Окупаемость системы наступит через (30000 / 1,85) = 16216 км пробега. Как правило, полная окупаемость системы наступает в среднем через 1-2 года активной езды.
При расчёте окупаемости надо взять в расчёт следующие дополнительные траты:
- Стоимость регистрации авто в ГИБДД (вместе с техосмотрами) от 8 до 12 тыс. руб. Платится один раз.
- Количество бензина, который будет тратиться на прогрев и при интенсивной езде.
- Замена фильтров и комплектующих.
- Цена техосмотра оборудования каждые 10000 км.
Видео: плюсы и минусы газового оборудования на авто
Теперь вы точно знаете, что такое ГБО в автомобиле, нужна ли вам эта система, сможете ли вы её быстро окупить. Главное не стоит забывать о том, что ГБО предназначена в первую очередь для экономии денег на топливе.
Важно помнить, что газовое оборудование должно быть 4 поколения и выше, а после установки вы должны регулярно ездить на техосмотр, несмотря на то, что двигатель на газе гораздо безопаснее, чем на бензине.
Напишите своё мнение, что вы думаете об установке газобаллонного оборудования, был ли у вас опыт использования, рекомендуете ли вы связываться с переделкой автомобиля ради экономии.
Всё про газовое оборудование на авто (ГБО)
Газобаллонное оборудование, установленное на автомобиле, позволяет использовать в качестве топлива для двигателя не дорогой бензин, а дешевый газ. Именно ради экономии многие автовладельцы устанавливают газовое оборудование на свои авто. Но как понять, какое оборудование лучше и чем одно поколение ГБО отличается от другого?
Это и сложно и просто одновременно. Сложно – потому что ново и неизвестно, а просто – потому что ничего фантастически сложного в этом нет.
Кстати, на нашем сайте есть отличная статья об установке ГБО на автомобиль, в которой также подробно рассмотрен вопрос о порядке его регистрации в ГИБДД.
В данном материале мы рассмотрим следующие вопросы:
- Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле;
- Эволюция поколений автомобильного газобаллонного оборудования: ГБО 1/2/3/4/5/6-го поколений;
- Как выбрать газовое оборудование на авто и какое ГБО лучше?
А внизу страницы смотрите познавательно видео о плюсах и минусах установки в автомобиль газобаллонного оборудования.
Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле
Цель данной статьи – поближе познакомиться с газобаллонным оборудованием для автомобилей. А лучший способ познакомиться с любым механизмом – это понять из чего он состоит, и как это работает.
Газовое оборудование для автомобилей первого поколения (подробней о поколениях ГБО читайте ниже по тексту) состояло полностью из механических узлов. А все комплекты газобаллонного оборудования, начиная со второго поколения, имеют две основные части: механическую и электрическую.
Одним из наиболее важных элементов ГБО в автомобиле является газовый баллон. Он может быть металлическим, металло-композитным или полностью композитным. В нём находится топливный газ – обычно это либо метан, либо пропан-бутан.
Метан – это сжатый природный газ, закачанный в баллоны под очень высоким давлением.
Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ, состоящий из смеси газов пропана и бутана.
Газовые установки для метана и пропан-бутана практически одинаковые, различие между ними состоит в основном в баллонах.
- Баллоны для метана изготавливаются цилиндрической формы. Они тяжелее и толще пропановых, ведь газ в них находится под давлением 200 атмосфер.
- А в баллонах с пропаном давление всего 15 атмосфер, и он хранится в сжиженном состоянии.
Большинство легковых автомобилей оборудованы газобаллонным оборудованием, работающим именно на пропанобутановой смеси. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать устройство и принцип работы газового оборудования для авто на примере самого распространенного на сегодняшний день пропанобутанового ГБО 4-го поколения.
Пропанобутановые баллоны бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные. Последние имеют круглую форму и предназначены для укладки в нишу под багажником вместо запасного колеса.
На баллоне для сжиженного газа установлена очень важная деталь – это мультиклапан. Он состоит из следующих основных частей:
- входной и выходной штуцеры;
- заправочный и расходный вентили;
- заборная трубка;
- поплавок уровня газа – связан с указателем уровня и автоматическим клапаном;
- автоматический клапан – при заполнении баллона до максимально допустимого уровня во время заправки (обычно до 80%) он перекрывает входной канал;
- указатель уровня газа в баллоне;
- предохранительный клапан – на случай превышения давления в баллоне (обычно настроен на 25 атмосфер);
- скоростной (расходный) клапан – на случай обрыва магистрали.
Входной штуцер через специальную трубку высокого давления (медную или пластиковую) соединяется с заправочным штуцером, который обычно устанавливают под задним бампером автомобиля либо врезают непосредственно в сам бампер.
Выходной штуцер мультиклапана также через трубку высокого давления соединяют в подкапотном пространстве с электромагнитным клапаном. Суть его работы очень проста:
- По умолчанию электромагнитный клапан всегда закрыт, и двигатель работает на бензине;
- При подаче электрического сигнала клапан открывается и переключает питание мотора с бензина на газ;
- Когда мы переходим на бензин или глушим автомобиль, тогда клапан автоматически закрывается.
В электромагнитном клапане установлен фильтр очистки жидкостной фазы, так как газ находится ещё в жидком состоянии и под большим давлением то и фильтр ему нужен соответствующий.
Выходной штуцер электромагнитного клапана через трубку высокого давления подключается к газовому редуктору-испарителю. Это очень важный узел автомобильного газобаллонного оборудования, который выполняет сразу несколько функций. Внутри него происходят следующие процессы:
- На вход редуктора газ поступает в сжиженном состоянии и под высоким давлением;
- В редукторе он испаряется, и на выходе мы его получаем в газообразном состоянии и под низким давлением (около 1 атмосферы).
- Во время испарения газ очень сильно охлаждается, поэтому редуктор подключают к системе охлаждения двигателя, горячий антифриз из которой нагревает и редуктор, и газ до рабочей температуры.
Кроме того, газовый редуктор умеет изменять свою производительность. Делает он это в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя, с которым он соединен через вакуумную трубку.
Таким образом, на выходе из редуктора мы имеем газообразный пропан-бутан, который под низким давлением поступает через фильтр паровой фазы уже непосредственно на газовые форсунки. Форсунки – это то, через что газ впрыскивается непосредственно во впускной коллектор двигателя.
К коллектору газовые форсунки подключаются при помощи специальных штуцеров (ввёртышей). Эти штуцеры засверливаются во впускной коллектор как можно ближе к бензиновым форсункам, и через трубочки соединяются с газовыми форсунками.
Всё, о чем было написано выше, относится к механической части ГБО. Главным же узлом электрической части газобаллонного оборудования в автомобиле, от которого зависит правильная работа всей системы, является электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ).
Блок управления – это компьютер, который управляет всей работой газобаллонного оборудования в автомобиле. Им оснащаются все современные комплекты автомобильного газового оборудования.
Суть работы блока управления ГБО 4-го поколения заключается в том, чтобы получить данные впрыска с бензиновых форсунок, затем рассчитать относительно них необходимый впрыск газа, и подать соответствующие импульсы на газовые форсунки.
Таким образом сохраняется логика управления и особенности работы автомобиля, заложенные разработчиком. Конечно, здесь не всё так просто и в электронных «мозгах» учитывается множество параметров, которые в реальном времени корректируются под особенности работы двигателя и его эксплуатации.
Эволюция поколений ГБО для автомобилей
Некоторые автолюбители ошибочно считают, что существует газовое оборудование, например, поколения «Евро-3» или «Евро-4». Но это не правильно. Такого понятия, как «ГБО Евро-4», нет.
«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» – это нормы токсичности выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к эволюции поколений автомобильного газобаллонного оборудования. На сегодняшний день существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.
ГБО 1-го поколения
Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своему устройству. Оно устанавливалось на автомобили с карбюраторными двигателями, и на инжекторные моторы с подачей газа через впускной коллектор.
Дозировка газа в ГБО первого поколения производилась через регистр мощности (грубо говоря, через краник подачи), который был установлен на шланге, идущем к смесителю на впускном коллекторе.
ГБО 2-го поколения
Второе поколение газового оборудования на авто отличается от первого лишь тем, что вместо краника, регулирующегося механическим путем (того самого регистра мощности), в системе установлен шаговый двигатель. Он также регулирует подачу топлива, но уже в автоматическом режиме при помощи блока управления.
ГБО 2-го поколения имело широкую популярность, в основном его ставили на автомобили с моноинжекторными двигателями, в которых присутствовал лямбда-зонд, так как блок управления получал информацию для регулировки подачи газа именно с этого датчика.
Газобаллонное оборудование 2-го поколения, несмотря на его примитивность и низкий КПД, можно купить и установить на авто даже сейчас. Это связано с его низкой стоимость. Цены на ГБО 2-го поколения с установкой начинаются от 10 000 руб.
ГБО 3-го поколения
Газобаллонное оборудование третьего поколения было предназначено для авто с двигателями имеющими распределенный впрыск топлива. Регулировка подачи газа в нём осуществлялась таким же шаговым двигателем, как и в оборудовании 2-го поколения, но уже не в один общий коллектор, а в каждый цилиндр отдельно.
На рынках стран СНГ такое оборудование не продавалось в принципе. У нас оно встречается лишь на некоторых автомобилях 1990-х годов выпуска, пригнанных из-за границы, и комплектовавшихся ГБО на заводском конвейере.
ГБО 4-го поколения
Газовое оборудование 4-го поколения – это самое распространенное на сегодняшний день газобаллонное оборудование для автомобилей. Оно предназначено для установки на машины с инжекторным двигателем, имеющим распределенный впрыск топлива в цилиндры.
При установке ГБО 4-го поколения, на автомобиль параллельно штатному бензиновому инжектору ставится отдельный газовый инжектор, который состоит из блока управления, редуктора и газовых форсунок. Принцип его работы мы уже рассмотрели выше.
На рынке представлено множество моделей газового оборудования 4-го поколения, на которое цена комплекта с установкой колеблется в пределах 20-40 тыс. руб. (в зависимости от комплектации и производителя).
Стоимость ГБО 4-го поколения, конечно, выше чем второго, но зато его эксплуатационные характеристики (расход топлива, надежность, стоимость обслуживания) лучше на порядок. Поэтому мы рекомендуем устанавливать на автомобили газовое оборудование именно 4-го поколения.
ГБО 5-го поколения
Пятое поколение газового оборудования для авто отличается от 4-го жидкой подачей газа (пропана) в цилиндры, то есть газ не переходит из жидкого состояния в газообразное.
Работает такая система следующим образом:
- В газовом баллоне ГБО 5-го поколения установлен насос, как в бензобаке;
- Газ под давлением, нагнетаемым насосом, подается на рампу с форсунками;
- Форсунки впрыскивают жидкий газ непосредственно в коллектор.
Таким образом, в газовом оборудовании пятого поколения отсутствует газовый редуктор. Эта система предназначена для автомобилей, на которых невозможна установка ГБО 4-го поколения, либо если это бывает проблематично (например, сложно вывести подогрев газового редуктора).
Стоимость газобаллонного оборудования пятого поколения существенно выше 4-го, и с учетом установки достигает размеров 80-100 тыс. руб. Причем примерно две трети от стоимости оборудования – это цена топливного насоса, который к тому же довольно часто выходит из строя из-за высокого содержания примесей в газе.
ГБО 6-го поколения
В основе ГБО 6-го поколения также лежит принцип жидкой подачи газа, как и в 5-ом поколении, но уже не через отдельный газовый инжектор, а через штатную систему впрыска топлива автомобиля.
Для того чтобы осуществлять подачу жидкого газа, в топливопровод между двигателем и бензобаком автомобиля врезается специальный блок клапанов – селектор топлива. При помощи этого селектора и происходит переключение подачи топлива в систему: с бензина на газ, и наоборот.
Таким образом, в ГБО 6-го поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется непосредственно форсунками инжектора двигателя.
Газовое оборудование 6-го поколения официально пока ещё не продается в России. Но многие специалисты считают, что стоимость такой системы будет еще выше, чем ГБО пятого поколения, так как селектор топлива – это уникальная запатентованная технология, которая дешевой точно не будет.
Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?
При выборе ГБО важно знать, что все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально:
- Баллоны, как правило, выбирают объемом не меньше, чем бензиновый бак в машине. Но обычно ставят баллон максимального размера, который влезает в посадочное место под запаску.
- Мультиклапан, редуктор, газовые магистрали (трубки) выбираются в зависимости от мощности двигателя.
- Газовые форсунки подбирают в зависимости от мощности, приходящейся на один цилиндр.
Желательно выбирать все узлы и комплектующие ГБО, сделанные одним производителем. Так вы существенно снизите риск возникновения проблем в дальнейшем при его эксплуатации.
Выбирая газобаллонное оборудование для авто, обязательно убедитесь в его качестве. Производителей хорошего автомобильного газового оборудования не так много. Например, хорошо себя зарекомендовали комплекты ГБО следующих марок:
- BRC (Италия – США)
- OMVL (Италия)
- Lovato (Италия)
- Prins (Нидерланды)
- Digitronic (Польша)
Однако сегодня довольно часто встречаются как комплекты никому не известных производителей откровенно низкого качества, так и множество подделок под оборудование известных брендов. Поэтому при выборе ГБО будьте предельно внимательны.
Если вы видите газовое оборудование с сомнительным названием, или продавец не может вам как-то рассказать про него точно, или установщик при настройке теряется и не может его долго подключить – это значит, что с ним что-то не то.
Также стоит отметить, что, на наш взгляд, качество работы ГБО примерно на две трети зависит от качества форсунок, поэтому на них экономить мы категорически НЕ рекомендуем.
Хорошее качественное газобаллонное оборудование, которое ввозится в страну через официальных дилеров или производителей, без проблем устанавливается на автомобиль и настраивается один, максимум два раза, после чего безотказно служит до очередного технического обслуживания.
В любом случае не торопитесь с выбором, и не торопитесь на месте. Если у вас возникли сомнения в том или ином оборудовании, езжайте домой, откройте интернет и поищите отзывы владельцев. Установка газового оборудования на автомобиль – это очень ответственное мероприятие, поэтому спешка тут совершенно ни к чему.
Видео: плюсы и минусы установки ГБО на авто
Источник https://gboteh.ru/vse-o-gbo/chto-takoe-gbo-v-avtomobile.html
Источник https://motorist.guru/tyuning/gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html
Источник https://unit-car.com/ustroystvo/42-vidy-gbo-dlya-avtomobilej.html