Каким газом заправляют авто с ГБО
Газомоторное топливо (ГМТ) имеет высокие экологические характеристики, а также является экономически более выгодным по сравнению с традиционным бензином или дизелем. Все больше автовладельцев в мире выбирают именно этот вариант еще и потому, что он подвержен меньшей ценовой изменчивости. О том, какой газ используют для заправки транспортных средств с ГБО и чем они отличаются, мы расскажем в нашем материале.
Общепринятая терминология
- СПГ — сжиженный природный газ, также обозначаемый как LNG (liquefied natural gas). Его добыча ведется на газовых месторождениях. Чтобы получить СПГ, природный газ охлаждают до температуры –162 °C.
- КПГ — компримированный (сжатый) природный газ (метан). Также можно встретить аббревиатуру CNG (compressed natural gas).
- СУГ — сжиженный попутный углеводородный газ (пропан-бутан), или LPG (liquefied petroleum gas).
Разновидности ГМТ
Природный газ (метан)
Спрос на данный вид моторного топлива в РФ стабильно увеличивается. Он представляет собой газообразные углеводороды, которые образуются в земной коре. Его добыча ведется через скважины, расположенные под землей или под водой (в море). В естественной среде природный газ состоит из 75–98 % метана (CH4) и различных примесей, содержание которых варьирует в зависимости от места его добычи. Это может быть грунт, пропан, бутан, пентан и другие вещества.
После того как добыча сырья завершена, его очищают от загрязнений и осушают. После этого отделяют сероводород и прочие элементы. Для этого применяют такое технологическое оборудование, как низкотемпературный сепаратор.
Поскольку природный газ не пахнет, заметить, что он утекает, невозможно. Чтобы обеспечить максимально возможную безопасность при его использовании, добавляют специальные примеси, придающие запах.
В качестве МТ природный газ используется в двух формах:
- компримированном (сжатом);
- сжиженном.
Каждый вариант имеет свои физические свойства, способы перевозки и хранения.
Реализация чистого метана происходит через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). На них он транспортируется по магистралям благодаря применению компрессорного оборудования. На АГНКС природный газ осушают, сжимают и подают в ГБО автомобиля под давлением. Как правило, его величина составляет 200–220 атм. Характеристики и требования к данной разновидности газового топлива регламентируются ГОСТом 27577-2000.
Ключевые потребители CNG — легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения.
Этот вариант транспортировки является экономически наиболее эффективным. Для начала газовую смесь подготавливают, удаляя из нее все лишние примеси. Как правило, для этого применяют «молекулярные сита». Затем очищенный метан начинают поэтапно охлаждать. При этом газ переходит в сжиженное состояние, а его объем уменьшается в 600 раз. Перевозят и хранят LNG в специальных криоцистернах, в которых поддерживается определенное давление и температура.
После этого СПГ могут:
- перевести обратно в газообразное состояние, применяя испарители;
- использовать в качестве МТ.
Второй вариант крайне перспективен для легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых транспортных средств как частного, так и коммерческого назначения. Это обусловлено тем, что в жидком метане скапливается много тепловой энергии при относительно низком давлении в криоемкости (от 5 до 16 атм.).
Ключевые достоинства обоих видов природного газа в том, что они имеют высокие экономические и экологические характеристики. К тому же, он не горюч. На открытом пространстве при нормальной температуре метан возвращается в газообразное состояние. При утечке он бесследно улетучивается. Вещество не токсично, не опасно для здоровья человека, имеет 4 класс опасности (малоопасные соединения).
Ключевой минус метана — недостаточно развитая сеть автозаправочных станций. Сегодня в РФ функционирует всего порядка 400 АГНКС. Стоит отметить, что ежегодно газомоторная инфраструктура развивается и на ключевых действующих и перспективных автомагистралях России вводят в эксплуатацию новые объекты.
Сжиженный углеводородный газ
Один из наиболее широко распространенных видов альтернативного топлива. СУГ — это не природный газ. Он является нефтепродуктом, смесью сжиженных под давлением легких углеводородов (пропана C3H8 и бутана C4H10). Их смешивают для того, чтобы получить нужное октановое число. Причем состав зависит от времени года: в зимний период выше концентрация пропана, а в летний — бутана. Производят LPG при добыче нефти и газового конденсата.
Компонентный состав СУГ может быть разным:
- ПА — пропан автомобильный;
- ПТ — пропан технический;
- СПБТ — смесь пропана и бутана технических;
- БТ — бутан технический.
Ключевыми потребителями LPG являются легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения.
Масса СУГ выше, чем у воздуха, из-за чего в нишах и закрытых помещениях при утечке его концентрация может быть высокой. Чтобы использование этого вида топлива было безопасным, в него также добавляются одоранты. LPG малотоксичен.
В сжиженном состоянии объем пропан-бутановой смеси уменьшается до 250-300 раз. При этом отмечается концентрация огромного количества энергии.
Пропан имеет октановое число 105, метан — 110. В выхлопных газах двигателей с ГБО, в отличие от моторов на бензине и дизеле, содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода (CO) и в 1,2 раза меньше окиси азота. Также СУГ экономичнее примерно на 30–50 %.
На сегодняшний день на территории РФ насчитывается более 3000 АГЗС.
Преимущества ГБО DIGITRONIC
Для создания газобаллонного оборудования компания использует цифровую технологическую платформу. Она представляет собой тандем самых высокотехнологичных разработок газовой и автомобильной отрасли. Продукция адаптирована к условиям российского климата, отличается высоким уровнем надежности, демонстрирует стабильную безотказную работу.
DIGITRONIC выпускает комплекты ГБО для 4, 6 и 8 цилиндров, а также FSI с непосредственным впрыском. Ассортимент компании позволяет с легкостью подобрать модель для любого транспортного средства. Оборудование прошло сертификацию, на него предоставляется официальная гарантия.
Для получения дополнительной информации по оборудованию DIGITRONIC свяжитесь с нашими специалистами по указанным на сайте номерам.
Газомоторное топливо (ГМТ) имеет высокие экологические характеристики, а также является экономически более выгодным по сравнению с традиционным бензином или дизелем. Все больше автовладельцев в мире выбирают именно этот вариант еще и потому, что он подвержен меньшей ценовой изменчивости. О том, какой газ используют для заправки транспортных средств с ГБО и чем они отличаются, мы расскажем в нашем материале. Содержание: Общепринятая терминология Разновидности ГМТ Природный газ (метан) Сжиженный углеводородный газ Преимущества ГБО DIGITRONIC Общепринятая терминология СПГ — сжиженный природный газ, также обозначаемый как LNG (liquefied natural gas). Его добыча ведется на газовых месторождениях. Чтобы получить СПГ, природный газ охлаждают до температуры –162 °C. КПГ — компримированный (сжатый) природный газ (метан). Также можно встретить аббревиатуру CNG (compressed natural gas). СУГ — сжиженный попутный углеводородный газ (пропан-бутан), или LPG (liquefied petroleum gas). Разновидности ГМТ Природный газ (метан) Спрос на данный вид моторного топлива в РФ стабильно увеличивается. Он представляет собой газообразные углеводороды, которые образуются в земной коре. Его добыча ведется через скважины, расположенные под землей или под водой (в море). В естественной среде природный газ состоит из 75–98 % метана (CH4) и различных примесей, содержание которых варьирует в зависимости от места его добычи. Это может быть грунт, пропан, бутан, пентан и другие вещества. После того как добыча сырья завершена, его очищают от загрязнений и осушают. После этого отделяют сероводород и прочие элементы. Для этого применяют такое технологическое оборудование, как низкотемпературный сепаратор. Поскольку природный газ не пахнет, заметить, что он утекает, невозможно. Чтобы обеспечить максимально возможную безопасность при его использовании, добавляют специальные примеси, придающие запах. В качестве МТ природный газ используется в двух формах: компримированном (сжатом); сжиженном. Каждый вариант имеет свои физические свойства, способы перевозки и хранения. Компримированный Реализация чистого метана происходит через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). На них он транспортируется по магистралям благодаря применению компрессорного оборудования. На АГНКС природный газ осушают, сжимают и подают в ГБО автомобиля под давлением. Как правило, его величина составляет 200–220 атм. Характеристики и требования к данной разновидности газового топлива регламентируются ГОСТом 27577-2000. Ключевые потребители CNG — легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения. Сжиженный Этот вариант транспортировки является экономически наиболее эффективным. Для начала газовую смесь подготавливают, удаляя из нее все лишние примеси. Как правило, для этого применяют «молекулярные сита». Затем очищенный метан начинают поэтапно охлаждать. При этом газ переходит в сжиженное состояние, а его объем уменьшается в 600 раз. Перевозят и хранят LNG в специальных криоцистернах, в которых поддерживается определенное давление и температура. После этого СПГ могут: перевести обратно в газообразное состояние, применяя испарители; использовать в качестве МТ. Второй вариант крайне перспективен для легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых транспортных средств как частного, так и коммерческого назначения. Это обусловлено тем, что в жидком метане скапливается много тепловой энергии при относительно низком давлении в криоемкости (от 5 до 16 атм.). Ключевые достоинства обоих видов природного газа в том, что они имеют высокие экономические и экологические характеристики. К тому же, он не горюч. На открытом пространстве при нормальной температуре метан возвращается в газообразное состояние. При утечке он бесследно улетучивается. Вещество не токсично, не опасно для здоровья человека, имеет 4 класс опасности (малоопасные соединения). Ключевой минус метана — недостаточно развитая сеть автозаправочных станций. Сегодня в РФ функционирует всего порядка 400 АГНКС. Стоит отметить, что ежегодно газомоторная инфраструктура развивается и на ключевых действующих и перспективных автомагистралях России вводят в эксплуатацию новые объекты. Сжиженный углеводородный газ Один из наиболее широко распространенных видов альтернативного топлива. СУГ — это не природный газ. Он является нефтепродуктом, смесью сжиженных под давлением легких углеводородов (пропана C3H8 и бутана C4H10). Их смешивают для того, чтобы получить нужное октановое число. Причем состав зависит от времени года: в зимний период выше концентрация пропана, а в летний — бутана. Производят LPG при добыче нефти и газового конденсата. Компонентный состав СУГ может быть разным: ПА — пропан автомобильный; ПТ — пропан технический; СПБТ — смесь пропана и бутана технических; БТ — бутан технический. Ключевыми потребителями LPG являются легковые автомобили, а также малотоннажные грузовые транспортные средства как частного, так и коммерческого назначения. Масса СУГ выше, чем у воздуха, из-за чего в нишах и закрытых помещениях при утечке его концентрация может быть высокой. Чтобы использование этого вида топлива было безопасным, в него также добавляются одоранты. LPG малотоксичен. В сжиженном состоянии объем пропан-бутановой смеси уменьшается до 250-300 раз. При этом отмечается концентрация огромного количества энергии. Пропан имеет октановое число 105, метан — 110. В выхлопных газах двигателей с ГБО, в отличие от моторов на бензине и дизеле, содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода (CO) и в 1,2 раза меньше окиси азота. Также СУГ экономичнее примерно на 30–50 %. На сегодняшний день на территории РФ насчитывается более 3000 АГЗС. Преимущества ГБО DIGITRONIC Для создания газобаллонного оборудования компания использует цифровую технологическую платформу. Она представляет собой тандем самых высокотехнологичных разработок газовой и автомобильной отрасли. Продукция адаптирована к условиям российского климата, отличается высоким уровнем надежности, демонстрирует стабильную безотказную работу. DIGITRONIC выпускает комплекты ГБО для 4, 6 и 8 цилиндров, а также FSI с непосредственным впрыском. Ассортимент компании позволяет с легкостью подобрать модель для любого транспортного средства. Оборудование прошло сертификацию, на него предоставляется официальная гарантия. Для получения дополнительной информации по оборудованию DIGITRONIC свяжитесь с нашими специалистами по указанным на сайте номерам.
Метан или пропан-бутановая смесь: каким газом лучше всего заправлять авто
В то время как в большинстве стран мира автомобилисты все чаще выбирают между электричеством и водородом, в России еще долго будет актуально углеводородное топливо. Чаще всего это бензин, дизтопливо и газовое топливо. Дизель и бензин считаются вредными для здоровья человека из-за содержания в их составе канцерогенов и свободных радикалов. Если делать ставку на здоровье и экологию, то из традиционных видов горючего в однозначном выигрыше будет газ. Однако и тут есть свой выбор, и, как обычно бывает в таких случаях, у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Каким газом обычно заправляют автомобили
Если машина оборудована ГБО, то необходимо использовать для заправки газомоторное топливо. В соответствии со способом его получения данный вид горючего подразделяют на сжатый природный газ, сжиженный нефтяной газ, биогаз и сжиженный природный газ. Чаще всего используют первые два варианта.
Под природным газом обычно понимают метан, поскольку его доля в нем очень высока. Его добывают из недр земли как на суше, так и на морском шельфе. После добычи газ очищают от примесей, что делает его горение менее вредным. Чтобы человек мог почувствовать утечку газа, в него добавляют примеси с резким запахом.
В других случаях газ сжижают при низких температурах, что облегчает его перевозку.
Другим вариантом газового топлива, используемого для заправки автомобилей, является пропанбутановая смесь, которая называется нефтяным газом, поскольку ее получают из газоконденсата, сопровождающего скопления нефти, а также в процессе ее переработки. Эта смесь тяжелее метана и используется в газовых баллонах в регионах, где нет газификации. Токсичность СНГ низкая, но его недостатком является риск скопления в низинах при утечке, поскольку он тяжелее воздуха.
Что лучше: метан или пропан-бутан
В свое время основной выбор автомобилистов был между бензином и недорогим в то время, но менее популярным дизелем. Теперь же многие останавливают свой выбор на газе ввиду его относительной дешевизны и экологичности. От того, какой выбор будет сделан, зависит то, какое именно газоболонное оборудование будет установлено на автомобиль.
Плюсом пропан-бутана является простота хранения. Пропан и бутан легко сжижаются и удобны в хранении и транспортировке. Взрывоопасными они становятся при концентрации выше 2,1 %.
Метан гораздо легче по плотности и хорошо перемешивается с воздухом, он очень летучий. В воде практически не растворяется. Для хранения метана приходится применять тяжелые и толстостенные высокопрочные резервуары. Это значит, что топливный бак автомобиля, куда можно заправлять метан, будет иметь значительный собственный вес, что является очевидным минусом использования метана в автомобилях. Взрывоопасность метана начинается с концентрации в 4,4 %.
В то же время метан по стоимости дешевле пропана, а экологическая чистота у него выше. К тому же благодаря летучести накопление опасных концентраций менее вероятно, чем у пропана или бутана.
Основные различия метана и пропан-бутана
- У метана в 2 раза ниже уровень взрывоопасности. Кроме того, он менее токсичен и содержит мало примесей. Хотя для использования в автомобилях разница во вредности для здоровья с пропан-бутаном, по-видимому, пренебрежимо мала, ведь последний широко используется и в бытовых целях – например, для приготовления пищи.
- По цене топлива метан стоит дешевле, но требует более дорогого и тяжелого газоболонного оборудования. Так, стоимость ГБО для метана будет более чем в 2 раза выше, чем для пропан-бутановой смеси.
- Пропан-бутановой смеси хватит на втрое большую дистанцию, чем метана. А в баллонах она находится под меньшим давлением.
- При аварии более прочные метановые баллоны меньше деформируются.
- Что касается доступности топлива на заправках, то пропановые АЗС есть почти везде, тогда как метановые – только в крупных городах.
Какие можно сделать выводы
Таким образом, у каждого из этих видов газообразного автомобильного топлива есть свои плюсы и минусы. Метан более предпочтителен в крупных городах, где дальность поездок небольшая, есть где заправиться, а экологичность выхлопов и безопасность имеют большое значение. Пропан-бутановая смесь, напротив, более предпочтительна в малых городах и сельской местности, а также для тех, кто совершает дальние поездки, то есть часто водит автомобиль за городом. В подобных случаях неплохим выбором может быть и неприхотливый, доступный везде бензин.
А какова ситуация в мире
В отличие от России, большинство стран мира возлагают большие надежды на электродвигатели, чем на газ, и в основном происходит рост числа именно электрических машин. Так что, если вы планируете ездить на своем автомобиле за рубеж, то этот фактор может иметь значение. В России же электрокары если и станут доминирующим типом легковушек, то еще не скоро, а газ может быть промежуточной экологически чистой альтернативой с пониженным уровнем выбросов вредных для здоровья веществ и парниковых газов.
Пропан или метан: аргументы и факты для вашего авто
С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.
Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?
Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Читайте также Как выполнить калибровку и настройку форсунок Valtek?
Метан, пропан и бутан
Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.
Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.
Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:
- Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
- Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.
Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:
- газ подвергается процедуре тщательной очистки;
- пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.
Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.
Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.
По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.
C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.
Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.
Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.
Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:
- Газ фильтруют.
- Дополняют одорантами.
- Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
- Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.
Читайте также ЭБУ Digitronic 3d power: современная технология и высокое качество
Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.
На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.
В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.
Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?
Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:
- Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
- По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
- Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
- По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
- По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
- Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
- По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
- Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.
Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.
Читайте также Замерзает газовый редуктор: что делать?
Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.
Почему выгодно заправлять авто газом
При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:
- автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
- высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
- установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
- использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).
Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.
Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.
Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.
На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.
Читайте далее:
Метановое ГБО: когда прощаешь все минусы
Какое отличие метана от пропана?
Какое давление в газовом баллоне?
Газовое оборудование на дизель: насколько реально?
Пропан или метан: что лучше для двигателя?
Источник https://www.digitronicgas.ru/stati/kakim-gazom-zapravlyayut-avto-s-gbo/
Источник https://fb.ru/post/cars/2022/1/26/346069
Источник https://progbo.com/poleznyie-stati/propan-ili-metan