АВТО +
Ручник: описание,устройство,принцип работы,эксплуатация.
Nevada 1976 0 комментариев
Стояночный тормоз
Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ
Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД. Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад. Вот и все, экзамены придется пересдавать.
Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.
Ручник выполняет функцию блокировки колес. Причем, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как известно, основная тормозная система автомобиля прекращает свое воздействие на колеса, как только убирается нога с тормоза. Такое воздействие ручника на задние колеса автомобиля обусловлено особенностями механизма.
Устройство стояночного тормоза
механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг) К основным элементам ручника относятся:
- тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению
В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.
Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.
ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА
Наиболее наглядно и доступно можно показать механизм работы ручника на примере тормозного механизма с механическим приводом. Хотя на сегодняшний день существуют более сложные и технологичные их виды.
Важно! Ручной стояночный тормоз – это система, состоящая из управляющего рычага, связанного с фрикционными колесными дисками посредством тяг и тросов.
При использовании ручника следует потянуть управляющий рычаг на себя. Рычаг имеет храповое колесо, обеспечивающего фиксацию рычага в рабочем положении. При этом передается усилие на тросы, связывающие рычаг с тормозным механизмом задних колес. Наиболее распространенными являются механизмы из трех тросов, но они могут иметь два или один трос. В системе присутствует такая деталь, как уравнитель. С ее помощью центральный трос связывается с боковым. В результате усилие распределяется равномерно на правое и левое колесо.
Основные элементы тормоза с тросами соединяются при помощи регулируемых наконечников. Их применение значительно упрощает обслуживание, и позволят при необходимости регулировать узлы без замены основных составляющих. Без труда осуществляется подтяжка ручного тормоза.
Тросы соединяются с рычагами фрикционных механизмов. При передаче усилия на рычаги, они разводят тормозные колодки и прижимают их к барабанам тормозной системы. Для того чтобы разблокировать колеса, достаточно опустить рычаг ручного тормоза, и система придет в исходное, нерабочее положение.
КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК
Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы. Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса. Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.
КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК
Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо: Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться); Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее; Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле.
Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут; Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей; Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз; Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным. Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. Главная сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.
Эксплуатация ручного тормоза
В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.
Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.
А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.
В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.
ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ
Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие. Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:
- суппорт, дополненный поршнем;
- колодки;
- ротор, крепящийся к ступице.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА
Не следует более двух недель оставлять машину на ручнике, особенно на улице. Влажный воздух может стать причиной коррозии, и колодки «прикипят» к колесным дискам или барабанам.
Нужно хотя бы раз в месяц проверять исправность ручника. Тросы могут растянуться, и ручник не будет работать должным образом. Если это произошло, необходимо будет подтянуть ручной тормоз.
Электрический, гидравлический и другие виды стояночного тормоза
С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.
Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.
Сколько в автомобиле тормозных систем
Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем:
Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:
- Механический привод
- Гидравлический
- Электрический
- Пневматический
Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.
Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.
Как это работаетПринцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом.
Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес.
Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства. Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых. Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.
Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников. Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.
Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.
Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.
Историческая справка. Барабанные тормоза были изобретены французским инженером Луи Рено в 1902 году. До 1930-х годов использовалась схема, в которой колодки разводились при помощи системы рычагов, позднее стали использовать небольшие по размеру тормозные цилиндры. Устройство барабанного тормоза подразумевает быстрый износ колодок, и до изобретения в 1950-х годах саморегулирующегося механизма, система требовала постоянной подстройки. С 1970-ого года на передние колеса легковых автомобилей устанавливают дисковые тормоза. На задние – как правило, барабанные, поскольку стояночный тормоз наиболее эффективно работает именно с этим видом фрикционных механизмов.
Тюнинг гидравлической системы
Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля.
Простая схема включает в себя:
- главный тормозной цилиндр;
- расширительный бачок;
- регулятор давления;
- два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.
При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.
Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.
Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.
По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.
Внешний вид ручного гидравлического тормоза.
Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.
Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.
Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.
Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.
Электромеханический стояночный тормоз
Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.
Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.
При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.
Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.
Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:
- входные датчики;
- электронный блок управления.
Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.
При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.
При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.
Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.
Общие рекомендации при использовании стояночного тормоза
Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.
Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.
Почему ломается стояночный тормоз, и как его отремонтировать
Как работает стояночный тормоз, признаки неисправности механизма, проверка работоспособности, правила ремонта. Видео о работе стояночного тормоза.
Ручной тормоз (другое название – стояночный тормоз) является важным узлом автомобиля, поскольку он предназначен для удерживания транспортного средства, если машина должна стоять на парковке на одном месте. Следовательно, это один из элементов, обеспечивающих безопасность, и поэтому стоит отнестись к нему внимательно. Поломка ручника может обернуться проблемами, если вдруг возникнет необходимость надежно удерживать машину на одном месте при парковке под уклоном.
Работоспособный стояночный тормоз будет блокировать колеса автомобиля, тем самым предотвращая его самопроизвольное движение. Даже ПДД указывают на необходимость постановки автомобиля на ручник. Будем помнить, насколько важен этот элемент управления.
Давайте рассмотрим причины, по которым ломается ручник, признаки, которые укажут на его неисправность, и выясним, можно ли его отремонтировать самостоятельно.
Как работает стояночный тормоз
Любой автомобиль имеет основную тормозную систему, но, кроме нее, предусмотрен еще дополнительный механизм для надежной эффективной фиксации, когда машина останавливается на месте парковки. Важно это и тогда, когда автомобиль находится на участке, где дорога находится под любым уклоном.
Еще одна функция стояночного тормоза – это обеспечение остановки в момент экстренного аварийного торможения, если у основной тормозной системы автомобиля внезапно произошел отказ, и затормозить обычным способом невозможно. Водители с опытом вождения иногда пользуются ручником, начиная движение с подъемом дороги, или когда транспортное средство начинает входить в резкий поворот.
Конструкция ручника включает размещаемый рядом с местом водителя рычаг, связанный приводными тонкими тросиками с задними колесами и их тормозными механизмами. Водитель поднимает рычаг и трос, соединяющий его с планкой, натягивается. Тросики приводят в движение скобы внутри барабанов, разжимание которых ведет к разведению колодок и блокировке колес.
Натяжение тросов регулируется при помощи специальных резьбовых наконечников. Длину привода можно изменять посредством вращения регулирующих гаек. Когда ручник включается, натягиваются возвратные пружины. Если машину снимают с ручного тормоза, именно пружины разводят друг от друга тормозные колодки и диски.
Какие виды стояночных (ручных) тормозов существуют:
- механический стояночный тормоз;
- электромеханический стояночный тормоз;
- гидравлический стояночный тормоз.
У ручника механизм приводится к запуску разными способами, это чаще всего осуществляется рычагом (авто с МКПП), ножной педалью (АКПП) или кнопочным управлением. По типу конструкции соединения привода и тормозного механизма можно встретить такие варианты:
- барабанный тормоз, где рычагом осуществляется натяжение троса механической системы или сдвиг поршня гидравлической системы, и это меняет положение тормозных колодок;
- винтовые системы, где винт осуществляет давление на элементы, что ведет к изменению положения поршня дисковых тормозов;
- кулачковый механизм, где работает кулачок-толкатель, его поворот закручивает винт, оказывающий механическое воздействие на поршень (это другой вид винтовой системы);
- центральный тормоз (трансмиссионный) – он блокирует карданный вал вместо тормозных дисков или барабанов колес.
Чаще всего на автомобилях устанавливается механическая тормозная ручная система, наиболее простая, и поэтому самая надежная из всех имеющихся. Водители могут оценить ее удобство, поскольку рычаг ручника механического типа всегда под рукой, а чтобы заставить его работать, нужно всего лишь до упора потянуть его на себя, либо сдвинуть вверх.
Приводной механизм тормоза гидравлического типа имеет конструкцию намного более сложную, поэтому он встречается гораздо реже. Самый прогрессивный – электромеханический привод ручника, он работает на электронной системе управления с выходом в бортовой компьютер и взаимодействует с входными датчиками, определяющими угол наклона.
Его включают, нажимая кнопку на приборной доске, и он автоматически выключается в тот момент, когда автомобиль начинает движение. Электроника сама определяет, когда транспортное средство находится на дороге с уклоном. Вычисляя, в каком положении находятся в этот момент педали, электронная система регулирует постепенное отпускание тормозов.
Как понять, что ручной тормоз неисправен
Как показывает опыт многих водителей, ручник выходит из строя довольно редко, если, конечно, автомобиль проходит регулярное техобслуживание и техосмотры, и машина эксплуатируется нормальным образом. Но все-таки этот неприятный момент случается.
На какие признаки нужно немедленно обратить внимание, чтобы не оказаться в критический момент один на один с неработающим ручным тормозом:
- Наблюдается слишком свободное движение рычага. Чтобы затормозить, приходится прилагать максимально сильное воздействие на рукоятку тормоза. Это может случиться по причине растянувшихся тросиков тяги или из-за стертых тормозных колодок.
- При работе рычага не происходит торможения машины. Это может означать механическое повреждение привода, натягивающего тросы, а также неисправные колодки или тяга могут вызвать такой же результат.
- Не происходит растормаживания. Может случиться, что тормозным колодкам не удается полностью освобождать диски, вариант – барабаны. При нормальной работе колесного механизма автомобиль не в состоянии выйти на выбранную скорость. Потребуется разобрать, почистить и отрегулировать тормозные механизмы, при этом, если ослабли возвратные пружины, их следует заменить.
Как можно проверить работоспособность ручного тормоза
Чтобы провести проверку, нужно остановить машину на дороге, где есть небольшой уклон в 25 градусов. Затяните либо включите ручник. Если при задействованном ручном тормозе автомобиль все-таки будет двигаться вниз по склону, то система стояночного тормоза явно неисправна, и придется ее либо отрегулировать, либо побыстрее приступать к ремонту.
Если вы хотите проверить, исправен ли ручник, но поблизости нет дороги под уклон, можно сделать так. Поставьте машину на ровную дорогу, ручной тормоз активируйте, после чего включайте нейтральную передачу. Выходите из машины и попытайтесь ее столкнуть с места.
Если вам не удалось сдвинуть автомобиль с той точки, где он находится, значит, тормоза удерживают машину надежно, и можно быть уверенным – тормозная система работает исправно.
Вот как еще можно определить, в каком состоянии находится стояночный тормоз – работает нормально или неисправен. Поднимите до упора рычаг тормоза, вслед за этим включайте первую передачу и далее плавно отпускайте сцепление. Увидели, что двигатель заглох – все в порядке, ручной тормоз работает исправно, и беспокоиться не о чем.
Причины отказа стояночного тормоза:
1. Самой простой причиной может оказаться плохо отрегулированный винт, и устранить недостаток проще простого – нужно просто его ослабить либо наоборот, поплотнее затянуть.
2. Тросик в оплетке может заклинить. Внутрь попадает влага, в результате начинается процесс коррозии, далее будет проявляться ухудшение работы ручного тормоза.
3. Тросики, которые от планки ведут к колесам, повреждены – возможно, полностью оборвались. Тут ремонт бессилен и детали подлежат замене.
4. Тросик может перестать работать из-за закисления. Такое может произойти, если долгое время не задействовать ручной тормоз при поездках на автомобиле.
5. Если тормозные колодки изношены, и детали начнут оповещать об этом владельца авто скрежетом в процессе остановки машины, то поврежденные колодки могут оказаться причиной неисправности ручного тормоза. Изношенные колодки нужно заменить на новые, причем обе одновременно, так как они и истираются одновременно на обоих колесах – правом и левом.
И наоборот – то, как водитель обращается с ручным тормозом, влияет на состояние колодок и способно выводить их из строя. Когда едете в автомобиле, всегда до конца опускайте рычаг стояночного тормоза.
6. Попадание на колодки разных вредных субстанций – наледи зимой или налипших реагентов и соли может вести к плохой работе стояночного тормоза. Чтобы избавиться от ненужного слоя, слегка нажмите на тормоз при езде на небольшое расстояние. Слой масла на накладках также ухудшает работу ручника – устраните неполадки, ведущие к протечкам масла, и потом очистите или замените полностью колодки.
Как можно отремонтировать ручной тормоз
Так как ручник – немаловажный элемент, отвечающий за безопасность, нельзя допускать его неисправность, но, если таковая обнаружилась, то ремонтировать стояночный тормоз нужно безотлагательно. Сначала следует поставить диагноз этому узлу и выяснить, в чем причина поломки, и почему ручной тормоз не работает должным образом.
Самостоятельно можно осмотреть механизм, чтобы выяснить, оборваны ли тросики, появилась ли ржавчина или закисление. Более детальный осмотр проведут профессионалы, для чего машину придется отправить в сервис или автомастерскую.
Если при осмотре выяснилось, что ручной тормоз перестал хорошо работать из-за появившейся ржавчины, то вполне можно самому заняться элементарным очищением данного узла. Это делают, нажимая кнопку или дергая рычаг многократно вверх-вниз, добиваясь, чтобы ржавчина откололась и рабочий элемент был очищен.
Иногда требуется смазка троса: его можно самостоятельно снять, чтобы смазать, но сделать это можно только, если в наличии у вас есть гараж с ямой.
Как подтянуть трос, который перестал удерживать механизм? Сначала затягиваем на два щелчка рычаг ручника, затем ослабляем гайку уравнителя. Регулировочную гайку поворачиваем, пока не почувствуем достаточное натяжение тросика. После этого затягиваем контргайку.
Если после всех манипуляций трос так и не натянулся, это значит, срок его службы закончился, а поэтому его нужно заменить на новый. Если вы заметите на тросе потертости или разрывы, то такой элемент тоже подлежит замене.
Если вы видите, что на панели лампочка ручного тормоза или не горит, или, напротив, постоянно горит и не выключается, то неисправность может таиться в электросистеме автомобиля. Здесь потребуется вмешательство специалиста, поскольку самостоятельно чинить электрику крайне не рекомендуется. Лампочка на панели может просто перегореть, а может быть серьезная неисправность из-за замыкания в сети, по причине чего и нарушена индикация приборной панели.
Чтобы не произошло застопоривание механизма ручного тормоза из-за закисания его тросиков, нужно время от времени запускать механизм, не допуская долгого бездействия.
Иногда водители забывают о наличии ручника и вообще им не работают, а если машина на коробке-автомат, то и необходимость в этом зачастую отсутствует. Но механизм есть механизм, он требует время от времени запуска и работы. Только тогда он будет функционировать исправно, а когда возникнет экстренная необходимость, не подведет и выполнит свою функцию.
Правила, продлевающие жизнь стояночного тормоза
Возьмите себе в привычку всякий раз, когда садитесь в машину и трогаетесь с места, проверять, в каком положении стоит ручник. Если стояночный тормоз будет постоянно включен, то начнут перегреваться диски и тормозные колодки, что ведет к их быстрому износу.
Если машина будет во время длительной стоянки находиться на ручнике, это негативно скажется на состоянии тормоза. В воздухе всегда есть влага, от которой может пойти коррозия, не говоря об осадках. Результат – ржавчина способна «приварить» колодки к барабанам или дискам. С ручным тормозом машина не должна стоять дольше двух недель.
Вредно стояночному тормозу оставление зимой машины на ручной тормозной системе. Ваша стоянка окажется совсем короткой, но этого достаточно, чтобы на колеса начал налипать снег и лед, колодки и диски примерзнут. Если вы захотите тронуться, то движение окажется невозможным, а если применить силу, то вероятны более значительные поломки.
Не игнорируйте ручной тормоз, и регулярно, не реже одного раза в месяц, проводите осмотр и проверку. Если заметите растяжение тросов, подтяните их.
Водители, которые ездят на машинах на АКПП, справятся, не используя ручник, но тут тоже следует время от времени пользоваться ручным тормозом. Поступая так, вы продлите срок службы механизму «паркинга», да и таким образом сходит на нет вероятность того, что машину может повести назад, и она стукнется о бордюр или заденет соседний автомобиль.
Если есть даже небольшая неисправность ручника, никогда не ставьте машину на уклоне. Ведь может случиться сбой, даже если у вас автомат, да и первая передача иногда не обеспечивает автомобилю полное и прочное удержание на месте.
Заключение
Следить за «здоровьем» ручника и вовремя ремонтировать, если случились неполадки – ответственность, лежащая на каждом водителе, и это очень важно. Когда ручной тормоз исправен, это всегда является дополнительной гарантией безопасности водителя и пассажиров.
Безотказная работа механизма – залог экстренного торможения, которое может понадобиться в некоторых ситуациях. А кроме того, работоспособный тормоз обеспечивает сохранность транспортного средства, оберегая автомобиль от ДТП.
Видео о работе стояночного тормоза:
Источник https://seite1.ru/xodovaya-chast/ruchnik-opisanieustrojstvoprincip-rabotyekspluataciya/.html
Источник https://znanieavto.ru/stop/stoyanochnyj-tormoz-ustrojstvo-i-mexanizm-ruchnogo-tormoza.html
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/21956-pochemu-lomaetsya-stoyanochnyj-tormoz-i-kak-ego-otremontirovat.html