Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач

Содержание

Как ездить на автомате, вождения на автомобиле с автоматической коробкой передач для начинающих

С 1980-х годов АКПП перешла с гидравлического управления на электронное, и чем современнее модель, тем сложнее и капризнее трансмиссия, хотя и ездить становится «интереснее». Для начинающих водителей будет полезным не только узнать правила управления автоматической КПП, но и разобраться в её устройстве и работе.

Рассмотрим, как научиться ездить на автомате, используя две педали и селектор переключения режимов.

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

  • «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D» – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B» – Такой же режим, как и «L».
  • «2» – режим движения не выше второй передачи.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).

При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.

А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.

Как переключать передачи на «автомате»

Как ездить на автомате

Начнем с того, что пользоваться коробкой — автомат достаточно просто и удобно. При езде такая коробка сама подбирает необходимое передаточное число с учетом нагрузки на двигатель, скорости движения ТС, положения педали газа и т.д.

Что касается водителя, главной задачей становится выбор необходимого режима при помощи селектора в салоне автомобиля. При этом на практике не все водители знают, как переключаются режимы АКПП для управления коробкой и что они означают.

Итак, рассмотрим традиционную гидромеханическую автоматическую коробку передач (АКПП с ГДТ). Управление автоматической коробкой передач предполагает наличие следующих режимов:

  • P — парковочный режим, парковка. В такой режим можно переводить селектор АКПП после полной остановки автомобиля в том случае, если дальнейшая езда не планируется (машина ставится на стоянку). Также в данном режиме можно запускать ДВС (например, для прогрева).

Единственное, чтобы избежать поломок, если автомобиль стоит на неровной площадке (имеется значительный уклон), сначала нужно затянуть стояночный тормоз («ручник»), а уже затем перевести селектор в режим «паркинг».

Не вдаваясь в подробности, при постановке в режим «P» в коробке срабатывает блокировка, то есть машина не покатится вперед или назад. Однако в том случае, если есть уклон и стояночный тормоз не затянут, вся нагрузка ложится на достаточно хрупкий механизм блокировки.

Кстати, в случае парковки на ровной площадке затягивать стояночный тормоз нет острой необходимости. Это позволяет зимой не пользоваться ручником, что, в свою очередь, исключает примерзание задних тормозных колодок, подклинивание тормозных цилиндров и т.д. (особенно в случае с барабанными задними тормозами).

  • D — движение вперед, передачи переключаются автоматически. Данный режим является стандартным для АКПП.

При езде в режиме «драйв» в случае кратковременной остановки (например, на светофоре) водителю достаточно удерживать автомобиль, нажимая на педаль тормоза. При этом переводить в селектор в режим P не нужно. Также при отпускании педали тормоза машина с АКПП не покатится назад в случае, если дорога имеет уклон.

  • R – задний ход, реверс. Включение данного режима означает, что автомобиль с АКПП будет двигаться только назад (включена задняя передача).

Обратите внимание, включать режим R можно только тогда, когда автомобиль полностью остановлен. Более того, переключение в данный режим должно производиться только при нажатой педали тормоза. Это позволяет избежать качения автомобиля вперед или назад в том случае, если машина стоит на неровной площадке.

  • N – нейтральная передача (нейтраль, нейтралка). Данный режим означает, что коробка и двигатель разомкнуты. Указанный режим позволяет произвести прогрев двигателя, выполнять буксировку машины с АКПП без вывешивания ведущих колес и т.д.

Нужно учитывать, что если машина поставлена в режим N, на уклоне без нажатой педали тормоза или включенного ручника автомобиль будет скатываться.

  • Режимы D3, D2, D1 (на разных АКПП обозначены L2, L или могут обозначаться просто 3, 2, 1 и т.д.) фактически являются блокировкой включения повышенных передач.

Например, D1 или L означает, что автомобиль будет двигаться только на первой передаче, D2 означает, что выше второй передачи коробка не переключится и т.д. Указанные режимы необходимы для тяжелых условий эксплуатации (например, езда в «натяг», движение с малой скоростью, движение по снегу, льду, скользким покрытиям).

В указанных режимах проявляется более выраженный эффект торможения двигателем, который облегчает езду по горным серпантинам, дорогам с частыми спусками и подъемами и т.д.

  • Дополнительные режимы АКПП у разных производителей могут обозначаться: S-спортивный режим, Е — экономичный, W- зимний и т.п.

Например, в спортрежиме автомат будет «затягивать» переключение и переходить на повышенную передачу при высоких оборотах двигателя. Это позволяет автомобилю динамично ускоряться с места, выполнять обгоны.

В режиме экономии переключения передач, напротив, будут происходить раньше, двигатель не «раскручивается», а сам режим подходит для спокойной езды.

В режиме W (winter, зима) или S (snow, снег) коробка распределяет крутящий момент так, чтобы ведущие колеса не пробуксовывали. Если просто, автомобиль трогается не с первой, а сразу со второй передачи.

Зимний режим «автомата» предполагает, что передачи переключаются плавно (на пониженных оборотах двигателя). Это необходимо для того, чтобы добиться плавности переключений и исключить вероятность заносов. Добавим, что данный режим настоятельно не рекомендуется использовать, когда на улице плюсовая температура.

Еще отметим, что некоторые АКПП имеют режим «овердрайв», который отключает переход на самые высокие передачи. Например, 4-х ступенчатый автомат не будет переходить на четвертую передачу. Такой режим хорошо подходит для езды в черте города, где скорости невысокие, а движение предполагает постоянные разгоны и остановки.

  • Добавим, что АКПП также имеет так называемый режим «кик-даун» (дословно, удар или сброс вниз). Данный режим предполагает резкое понижение передачи для интенсивного ускорения в том случае, если водитель сильно нажимает на педаль газа.

Включение «кик-даун» обычно производится нажатием педали акселератора на ¾ хода, после чего АКПП переключается на пониженную передачу, повышаются обороты двигателя, машина активно ускоряется. Этот режим незаменим при обгонах, резких перестроениях в потоке и т.д.

  • Также следует выделить возможность ручного переключения передач на многих АКПП. Данная функция, хорошо известная под названием Типтроник (Tiptronic), позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.
Читать статью  Вариатор или автомат? Что надежней, плюсы и минусы

Как правило, полностью «ручным» переключением передач эту функцию назвать нельзя, так как КПП работает в полуавтоматическом режиме, имитируя ручное управление.

Запуск автомобиля с АКПП

Перед тем, как начать ездить на автомате, нужно научиться заводить автомобиль с ключа:

  1. Перед запуском двигателя проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р» или «N». Электроника блокирует включение двигателя в других режимах в целях безопасности, чтобы машина самопроизвольно не покатилась.
  2. Весь процесс вождения автомобиля с АКПП происходит одной ногой. Левую ногу поставьте на площадку, правую на педаль тормоза. Это также нужно для разблокировки в некоторых моделях машин.
  3. Вставьте и проверните ключ зажигания. На панели загорятся лампочки. Подождите несколько секунд, пока насос включится и подаст масло в двигатель.
  4. Запустите стартер двигателя.

Как трогаться на автомате

Перед началом движения прогревают двигатель, чтобы его детали и рабочие жидкости достигли рабочих температур. По этой же причине греют АКПП: при температуре ниже 75 — 95℃, жидкость меняет вязкость и не способно полноценно смазывать, охлаждать и защищать механизмы. Поэтому ездить «на холодную» вредно: АКПП испытывает высокие нагрузки, а водители жалуются на пинки, толчки и т.п.

Тему разогрева автомобиля с АКПП мы уже подробно рассматривали.

После прогрева автомобиля можно начинать движение. Как трогаться на автомате:

  1. Проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р»: перед троганием автомобиль должен быть заторможен.
  2. Нажмите на тормоз.
  3. Переведите рычаг на «D» для движения вперед или «R» для заднего хода.
  4. Дождитесь лёгкого толчка — АКПП нужна секунда для переключения режима.
  5. Отпустите педаль тормоза и машина поедет.
  6. Для разгона плавно нажимайте педаль газа.

Трогайтесь с места и разгоняйтесь на автомате плавно. Электронике АКПП требуется время, чтобы получить сигнал о действии водителя и послать команду исполнительным механизмам. Ездить агрессивно в целом вредно: коробка испытывает большую нагрузку, поскольку АКПП работает при недостаточной смазке.

Как тормозить двигателем на автомате

На автоматических КПП можно тормозить двигателем, только этот процесс отличается от МКПП.

Как ездить на автомате, вождения на автомобиле с автоматической коробкой передач для начинающих

Для подтормаживания двигателем в зависимости от условий необходимо выбрать следующие положения селектора:

  • при наличии кнопки «O/D» на скорости ниже 110 км/ч ее можно нажать для плавного притормаживания двигателем и ограничения скорости передвижения до 80 км/ч;
  • «L», «D1» или «D2» при движении по бездорожью со спусками и подъемами под большим углом, такие режимы позволяют использовать максимум мощности и ограничивают скорость до 20-50 км/ч (L, D1), 40-80 км/ч (D2);
  • «D3» — движение до 3-й передачи при скорости до 100-110 км/ч;

Как пользоваться ручником

Производитель указывает, что использовать стояночный тормоз необходимо даже в положении селектора «Р»

Как ездить на автомате, вождения на автомобиле с автоматической коробкой передач для начинающих

Основными моментами для использования ручного тормоза являются:

  • необходимость дополнительной фиксации машины при стоянке с работающим мотором, особенно при покидании транспорта;
  • необходимость надежной фиксации машины в случае установки запаски и другого мелкого ремонта;
  • при остановке на поверхности с большим углом наклона для избегания выбивания селектора с положения «Р» из-за большой нагрузки на ведущие колеса.

Перед началом движения необходимо проверять стояночный тормоз для избегания попытки начать движение при затянутом стояночном тормозе.

Работа с педалями на автомате

Вопрос простой — одной ногой работать, или, всё же, двумя? Собственно, те автолюбители, которые пересели на автомат с механики, «по накатанной» действуют одной ногой. Правой. Левая нога, так как нет педали сцепления, просто остаётся незадействованной. Это и есть правильная езда на автомате. Почему?

Во-первых, если до этого вы ездили на механике, не придётся переучиваться. Во-вторых, это и не нужно. В-третьих, работа с педалью тормоза предполагает точное дозирование усилия. А для этого необходимо, чтобы пятка упиралась в пол. Если же нажимать на тормоз свободной левой ногой, то из-за характерного расположения педалей на автомате будут возникать неудобства.

Если вы ещё ездите на механике, попробуйте в качестве эксперимента понажимать на педаль тормоза левой ногой. Вы сразу поймёте, что это крайне неудобно, и дозировать усилие правильно с первых попыток не получится. Только выберите для экспериментов безопасное место, без других участников движения и препятствий в виде столбов или заборов! Это может быть опасно.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

zamena masla

Нужно ли прогревать автомат перед ездой

На просторах Интернета встречается информация о том, что АКПП просто обязательно всегда прогревать перед началом движения. Более того, несложно найти подробные «инструкции», как это надо делать. Якобы это позволяет значительно продлить срок службы автомата. Нужно ли прогревать коробку — каждый решает сам для себя. Кто хочет, вот типовая инструкция от «экспертов»:

  1. Установите АКПП в режим P.
  2. Запустите двигатель.
  3. Прогрейте его в течение 3-4 минут.
  4. Нажмите на тормоз, включите режим R, слегка нажмите на газ и дайте поработать мотору в таком режиме около 1 минуты.
  5. Аналогичную процедуру повторите с включённым режимом D.
  6. Можете начинать движение.

Почему эту инструкцию не стоит воспринимать, как обязательную к выполнению? Во-первых, не каждый автовладелец готов тратить лишние 5-6 минут на весьма сомнительную процедуру. Во-вторых, никто и никогда экспериментально не доказывал, что регулярно прогреваемая коробка действительно служит дольше. А то, о чём говорят «эксперты» на этот счёт — всего лишь их фантазии и предположения. Не более того.

Для расширения кругозора лучше почитайте, прогревать ли двигатель.

Буксировка автомобиля с АКПП

Неисправный автомобиль буксируется в режиме N, но не стоит забывать о том, что автомобили с АКПП буксировать можно только на относительно небольшие расстояния. Ввиду того, что в неработающем двигателе бездействует и масляный насос, то значительно ухудшается смазка узлов и элементов коробки-автомата. Все перечисленное актуально при транспортировке авто на значительные расстояния. Поэтому при возникшей необходимости транспортировки вашего неисправного транспортного средства имеющего АКПП, делать это нужно при скорости не превышающей 70 км.ч. и на расстояние не более 70 километров. В противном случае идеально будет воспользоваться эвакуатором.

Зимняя езда на автомате

На более ранних автомобилях с автоматическими трансмиссиями специальные режимы для езды по скользким дорогам предусматривались не всегда. Если у вас такая машина, то зимой нужно ездить просто более осторожно. Плавно нажимать на педали газа и тормоза, а также учитывать другие особенности движения и маневрирования по скользкому покрытию.

Если же есть режим SNOW, который часто обозначен также пиктограммой в виде снежинки, то зимой рекомендуется ездить именно на нём. Благодаря этому станет проще трогаться с места, а ведущие колёса не будут терять зацепление, если вы слишком резко нажали на педаль газа. Кроме удобства и безопасности зимний режим позволяет экономить топливо. Хотя летом использовать его для этих целей, всё же, не стоит.

Можно ли переключать скорости АКПП на ходу?

Переключение режимов движения на ходу разрешается, но не во все положения. Так, к примеру, режимы P и R включать при движении вперед недопустимо. Включение этих режимов производится при условии полной остановки автомобиля. Пренебрежение этим правилом неизбежно приведет к серьезной неисправности коробки-автомата. Также нежелательно во время движения ставить рычаг переключения передач в режим N, потому как в этом режиме отключается связь двигателя с колесами и в случае резкого торможения может привести к заносу машины. В любой другой режим АКПП можно переводить в движении. В некоторых случаях это делать даже необходимо. Так, к примеру, переключение из режима 3 в режим 2 повышает эффективность торможения двигателем.

Дополнительные режимы работы АКПП

Чтобы правильно пользоваться автоматической коробкой передач, нужно изучить и дополнительные режимы работы. Их также называют подрежимам. Возможно, не во всех модификациях коробок они будут обозначены именно так, как будет описано далее в статье:

  • Режим овердрайв, имеет обозначение «D» или «O/D». Он предназначен для длительного движения на повышенной скорости. Применяется за городом.
  • Буквами «D3» или «O/D OFF» обозначаются выключение режима овердрайв. Он принудительно отключает 4-ю ступень, чтобы она не срабатывала при кратковременном увеличении скорости. Позволяет экономить ее ресурс муфты гидротрансформатора при езде по городу.
  • Положение рычага на метках «S» или «2» свидетельствует об активации режима пониженных скоростей. Его следует включать, если вы планируете долго ехать медленно. Его применяют для уверенного передвижения по дороге с ледяным покрытием. В некоторых модификациях автомобилей положение маркируется буквой «W».
  • Положение рычага на метке «L» или 1 означает о включении только первой ступени. Он используется в режиме диагностики трансмиссии или проведения ремонта. Также можно включать, чтобы тронутся на неровном покрытии и дальше двигаться на ползущей скорости.
Читать статью  ПОРЯДОК ПОСАДКИ В АВТОМОБИЛЬ: ПРАВИЛА И ДЕЙСТВИЯ

Как буксировать автомобиль с АКПП

Буксирование – это самый опасный режим работы автоматической КПП. Эти ситуации нужно избегать любыми способами, но если вы попали в такую ситуацию, то для этого существует режим «N». Переведите селектор в это положение и буксируйте машину до ближайшего места стоянки или автомастерскую для ремонта. Принцип буксировки автомобиля с АКПП состоит в следующем:

  1. Переведите рычаг в нейтральное положение.
  2. Управляя педалью тормоза, контролируйте натяжение троса.
  3. Плавно вращайте руль, на выключенном ДВС это будет сложно.
  4. Так как масло не циркулирует в АКПП, то она сильно перегревается, поэтому останавливайте автопоезд каждые 20 минут на 5 минут.
  5. Буксируйте автомобиль с АКПП с максимальной скоростью 40 км/ч, так как детали в трансмиссии трутся на сухую.

При буксировке авто с работающим мотором все намного проще, так как агрегаты смазываются и руль крутится легко. По этой причине буксируйте по возможности с включенным ДВС.

Можно ли с акпп буксировать другие автомобили

Если возникла необходимость в буксировке другого транспортного средства машиной с АКПП, то это также сильно нагруженный режим работы для автоматической коробки. По этой причине проще и порой дешевле вызвать эвакуатор, а не «гробить» автомат на другой машине. Но если ситуация безвыходная, то соблюдайте следующие требования:

  • Не буксируйте машину с большей массой, чем ваш авто.
  • Начинать движение с таким прицепом нужно максимально плавно и двигайтесь на пониженной передаче, переведя селектор в ручной режим или «S», если он имеется.
  • Контролируйте температуру масла в коробке, чтобы она не перегрелась.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

  1. Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
  2. Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого! Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.
  3. Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.
  4. Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час. В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.
  5. Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача». И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.
  • https://akppoff.ru/korobka-avtomat/kak-ezdit-na-avtomate
  • https://fastmb.ru/soveti_auto/2665-kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html
  • http://KrutiMotor.ru/kak-upravlyat-avtomobilem-s-korobkoj-avtomat/
  • https://AutoVogdenie.ru/kak-pravilno-ezdit-na-korobke-avtomat-sovety-po-vozhdeniyu.html
  • https://a6s.info/ru/transmissiya/64-ezda-na-akpp
  • https://retailmotors.by/secrets/kak-ne-ezdit-na-avtomate-polnoe-rukovodstvo-po-akpp
  • https://akpphelp.ru/osnovnyje_pravila_ekspluatacii_akpp.html
  • https://ProAvtoMaster.com/ekspluatatsiya/kak-ezdit-na-avtomate

Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач

ПроАвтомастер

Как ездить на акпп

Эксплуатация

Автор Proavtomaster На чтение 15 мин Просмотров 30.2к. Опубликовано 11 января, 2022

Многие автоконцерны постепенно отказываются от механической коробки передач. Все чаще машины комплектуются АКПП и в этом есть свои плюсы. Автоматическая трансмиссия лучше выбирает скоростные режимы, обеспечивая приемлемую динамику и оптимальные скоростные режимы. Особенно это заметно в городском цикле, когда приходится делать много коротких остановок. Автоматическое переключение скоростей позволяет экономить не только топливо и ресурс деталей, но и нервы.

Как ездить на автомате – особенности автомобилей с АКПП

В автоматической коробке передач переключение ступеней осуществляется только в зависимости от скорости. При достижении определенного порога происходит переход с одной ступени на другую. Осуществляется это благодаря встроенной электронике и шестеренчатым парам, управляемыми соленоидами. Также имеется сцепление, обеспечивающее плавность перехода с одной ступени на другую.

Как показывает практика, вождение на автомате намного проще, чем на машине механической трансмиссией. Все объясняется принципом работы автомата и отсутствием третьей педали сцепления. Важно запомнить одно, каждый раз в начале старта с места нажимать педаль газа следует плавно.

  • простота и легкость в управлении машиной;
  • отсутствие необходимости самостоятельно переключать передачи;
  • современные автоматические коробки обладают не меньшим сроком службы по сравнению с механическими.

Как трогаться на акпп

Основные режимы работы АКПП

В машинах с автоматической КПП не нужно переключать передачи. Такая трансмиссия оснащена переключателем режимов работы, которые определяют то, в какой момент будет происходить переход с одной ступени на другую. Управление АКПП выполняется кнопками и рычагом. В этом плане трансмиссия, наоборот, как бы усложнена, потому что в машине с механикой есть только рычаг и педаль. Невзирая на увеличившееся количество органов управления, процесс управления намного проще. Важно знать о том, что в такой трансмиссии есть основные и дополнительные режимы работы. К первым относятся:

  • «P» — эта латинская буква указывает на активацию режима парковки. Ведущие колеса блокируются, а двигатель разъединен с трансмиссией. Именно в таком положении рычага следует запускать мотор, так как на его валу нет нагрузки.
  • «R» — положение рычага трансмиссии в этом режиме указывает на включение задней передачи. Активизируется электронным путем и только в состоянии полной остановки машины.
  • «N» — если вы планируете буксировать автомобиль, то делать это нужно именно в этом режиме. Мотор отсоединен от трансмиссии, ведущие колеса не заблокированы.
  • «D» — такое положение рычага указывает на движение вперед. Его следует включать при любых поездках.
  • «M» — этот знак на АКПП указывает на то, что передачи на автомате переключаются вручную, но он имеется не на всех моделях авто с подобными коробками.

Дополнительные режимы работы АКПП

Чтобы правильно пользоваться автоматической коробкой передач, нужно изучить и дополнительные режимы работы. Их также называют подрежимам. Возможно, не во всех модификациях коробок они будут обозначены именно так, как будет описано далее в статье:

  • Режим овердрайв, имеет обозначение «D» или «O/D». Он предназначен для длительного движения на повышенной скорости. Применяется за городом.
  • Буквами «D3» или «O/D OFF» обозначаются выключение режима овердрайв. Он принудительно отключает 4-ю ступень, чтобы она не срабатывала при кратковременном увеличении скорости. Позволяет экономить ее ресурс муфты гидротрансформатора при езде по городу.
  • Положение рычага на метках «S» или «2» свидетельствует об активации режима пониженных скоростей. Его следует включать, если вы планируете долго ехать медленно. Его применяют для уверенного передвижения по дороге с ледяным покрытием. В некоторых модификациях автомобилей положение маркируется буквой «W».
  • Положение рычага на метке «L» или 1 означает о включении только первой ступени. Он используется в режиме диагностики трансмиссии или проведения ремонта. Также можно включать, чтобы тронутся на неровном покрытии и дальше двигаться на ползущей скорости.

Режимы работы АКПП

Режимы у современных машин

В современных АКПП для повышения безопасности движения на машине внедрили дополнительный – аварийный режим работы. Он зачастую никак не обозначен, но система автоматически переходит в него, если в механизмах или компонентах управления ступенями обнаружена проблема. Водитель узнает о его активации по соответствующей пиктограмме на приборке. В таком положении возможно движение на минимальной скорости, чего должно быть достаточно для того, чтобы добраться до автосервиса.

Также в современных коробках бывают следующие режимы работы:

  • d overdrive;
  • Kick down;
  • Pwr sport;
  • Snow.

O d overdrive

Обучение вождению на авто с АКПП включает пункт пользования режимом O/D overdrive. О нем уже говорилось ранее в статье, но стоит вспомнить. Он нужен для блокирования 4-й ступени при движении с кратковременным набором скорости. Принудительное отключение муфты гидротрансформатора этой передачи экономит ее ресурс. Режим активируется нажатием или отпусканием кнопки, расположенной непосредственно на рычаге или возле него. На щитке обычно имеется желтый сигнальный индикатор.

Его следует включать при движении в потоке со скоростью 40-60 км/ч и частым нажатием педали тормоза. Если его выключить, то автомобиль станет заметно тупить, так как для выхода с 4-ой ступени нужна большая скорость, а при нахождении в потоке это не допустимо.

Kick down

Если вы нажимаете на педаль газа резко, то автоматически вызывается, так называемый, режим Kick down. Это приводит к отключению повышенной ступени и переходу на пониженную. Такой режим нужен для сохранения плавности набора скорости и исключения резких переходов. Когда оборот достигнут нужного уровня, доля переключения на повышенную ступень, произойдет переход на более высокую передачу.

Читать статью  Контрактные АКПП

Pwr sport

В режиме Pwr sport переключение на повышенную передачу происходит при достижении максимальных оборотов на текущей ступени. Это обеспечивает наилучшую динамику, а мотор развивает максимальную мощность. Используется при движении на больших скоростях.

Дополнительные режимы АКПП

Snow

Режим Snow активируется при езде по скользкой или мокрой дороге, на которых сцепление с поверхностью заметно хуже. Если он активирован, то при положении рычага переключения передач в положении «D» машина трогается с места на второй ступени.

Можно ли переключать скорости АКПП на ходу

Наличие педали газа и тормоза в салоне говорит о присутствии в автомобиле АКПП. Это обязывает водителя научиться правильно пользоваться ей. Находясь в движении, то есть, когда машина не стоит на месте, можно выполнять не так-то и много действий. К примеру, нельзя переключать АКПП на ходу:

Переключать с D на N, чтобы автомобиль катился накатом без ступеней. Это приведет к потере связи с колесами и аварийной ситуации на дороге.

  1. Включать или выключать режим D/O блокирования 4-й ступени.
  2. Переходить из режима D на S для движения на большой скорости по автобану.
  3. Менять передачи при активации ручного управления, то есть режима «M». Он есть не на всех модификациях коробок. Позволяет переключаться между режимами «1» или «L», «2» и «3», соответственно, при максимальной скорости движения 25, 50 и 120 км/ч.

Переключение передач АКПП на ходу

Езда на автомате — запуск двигателя автомобиля с АКПП

Уроки вождения на автомате подразумевают прохождение практики по запуску ДВС и первом старте. Казалось бы какие могут быть сложности с такой трансмиссией. Включил «D» да и поехал. Так можно, но срок службы коробки будет сильно ограничен, потому что неправильные режимы работы приводят к ее чрезмерной нагрузке, из-за чего ремонт потребуется намного быстрее ожидаемого срока.

Важно. Управление машиной с АКПП проще и безопаснее, так как программного установлены жесткие правила переключения скоростей, на которые повлиять водитель не может. В его власти только задание желаемого режима работы, который должен соответствовать дорожной ситуации.

Стоит отметить, что АКПП отличаются между собой по разным признакам, поэтому и действия также могут быть отличными между ними. Начиная от количества дополнительных режимов, заканчивая особенностями конструкции агрегата и ходом рычага. Поэтому перед выездом на большую дорогу рекомендуется изучить особенности управления автомобилем с такой трансмиссией.

Чтобы правильно запустить двигатель с автоматической коробкой передач, нужно перевести рычаг переключателя скоростей в режим «P» или «N». Двигатель будет отсоединен от трансмиссии и ему будет проще запуститься на холодную.

Важно. Машину невозможно завести с включенными режимами: «D», «R» или «M». Активируется защита, которая заблокирует старт, так как в таком положении велика вероятность возникновения поломки.

Как трогаться на автомате

Эксплуатировать автомобиль с автоматической КПП следует правильно. Выполняйте рекомендации не только в движении, но и при старте с места. Трогаться с такой коробкой нужно по следующему алгоритму:

  • Проконтролируйте положение селектора. Оно должно быть «P» или «N». В таком состоянии мотор ненагружен трансмиссией и запуск облегчен, особенно важно соблюдать в холодное время года, когда масло слишком густое.
  • Перед поворотом ключа зажигания обязательно нажмите педаль тормоза и снимите ручник, так как автомобиль, возможно, стоял на уклоне.
  • Запустите мотор в режиме парковки или нейтрали.
  • Когда двигатель прогреется до нужной температуры, переведите селектор в положение «D» или «R». Соответственно, для движения вперед или назад.
  • Чтобы режим переключился, потребуется до 1-й секунды. После этого отпустите тормоз и плавно нажимайте на педаль газа.

Как ездить на АКПП

Как правильно прекращать движение при акпп

Прекращение движение можно рассматривать как торможение. Оно бывает трех типов в зависимости от ситуации:

  • торможение мотором, используется в случае отказа тормозной системы;
  • экстренное, применяется в моменты резкой остановки при возникновении необходимости;
  • нормальное, водитель плавно нажимает педаль торможения и АКПП постепенно переключает ступени с большей на меньшую.

Для полной остановки с положения движения автомобиля нажмите на тормоз, резко или плавно, и обязательно переведите селектор переключения передач в положение «P».

Важно. Некоторые советуют переводить АКПП в режим N, но колеса не заблокированы и тогда машина может покатиться на небольшом уклоне. Всегда переводите рычаг в положение «P» или паркинг.

Как буксировать автомобиль с АКПП

Буксирование – это самый опасный режим работы автоматической КПП. Эти ситуации нужно избегать любыми способами, но если вы попали в такую ситуацию, то для этого существует режим «N». Переведите селектор в это положение и буксируйте машину до ближайшего места стоянки или автомастерскую для ремонта. Принцип буксировки автомобиля с АКПП состоит в следующем:

  1. Переведите рычаг в нейтральное положение.
  2. Управляя педалью тормоза, контролируйте натяжение троса.
  3. Плавно вращайте руль, на выключенном ДВС это будет сложно.
  4. Так как масло не циркулирует в АКПП, то она сильно перегревается, поэтому останавливайте автопоезд каждые 20 минут на 5 минут.
  5. Буксируйте автомобиль с АКПП с максимальной скоростью 40 км/ч, так как детали в трансмиссии трутся на сухую.

При буксировке авто с работающим мотором все намного проще, так как агрегаты смазываются и руль крутится легко. По этой причине буксируйте по возможности с включенным ДВС.

Буксировка на АКПП

Можно ли с акпп буксировать другие автомобили

Если возникла необходимость в буксировке другого транспортного средства машиной с АКПП, то это также сильно нагруженный режим работы для автоматической коробки. По этой причине проще и порой дешевле вызвать эвакуатор, а не «гробить» автомат на другой машине. Но если ситуация безвыходная, то соблюдайте следующие требования:

  • Не буксируйте машину с большей массой, чем ваш авто.
  • Начинать движение с таким прицепом нужно максимально плавно и двигайтесь на пониженной передаче, переведя селектор в ручной режим или «S», если он имеется.
  • Контролируйте температуру масла в коробке, чтобы она не перегрелась.

Как ездить на коробке автомат с прицепом

Движение с прицепом аналогично буксировке другого авто, только вес груза меньше. Автоматическая коробка в любом случае будет работать под увеличенной нагрузкой. По этой причине нужно также соблюдать несколько несложных требований:

  1. При частой езде с прицепом рекомендуется установить дополнительный радиатор АКПП для охлаждения масла, так как под нагрузкой оно сильно нагревается, и детали быстрее изнашиваются.
  2. Если планируете буксировать прицеп на большие расстояния, то выработайте навыки езды на пониженных передачах 2 и 3. В таком состоянии коробка менее нагружена и детали не так сильно изнашиваются.
  3. Чем чаще вы буксируете другие машины, тем больше раз придется обращаться к услугам автосервиса за ремонтом своей трансмиссии: менять фильтр, масло и производить прочие работы. Используйте только качественную трансмиссионную жидкость.
  4. Двигайтесь с максимальными оборотами не более 4500 об/мин и не нажимайте до упора педаль газа.

Езда с прицепом на АКПП

Как пользоваться коробкой автомат в пробках и на светофорах

Коробка автомат была придумана для облегчения процесса управления автомобилем в городском режиме, поэтому движение с частыми остановками под светофорами – это нормально. Многих новичков интересует, нужно ли включать нейтраль при движении в заторах. Все зависит от типа АКПП. Если это роботизированная коробка, то нейтралку включать не нужно, потому что актуаторы автоматически разъединяют сцепление при нажатии на педаль тормоза.

В коробках с гидротрансформатором включение режима N позволяет продлить работу агрегата, так как в таком положении селектора она меньше подвержена нагреву. И это актуально только в том случае, когда фильтр уже засорен и мало плохо циркулирует. Если все нормально, то включение нейтрали не играет никакой роли.

Как водить машину автомат — торможение двигателем

Если возникла необходимость торможения двигателям на АКПП, то есть два варианта действий. Первый заключается в выполнении следующих шагов:

  1. Активируйте режим overdrive. Автоматически АКПП переключается на 3-ю ступень.
  2. Если вы двигаетесь со скоростью менее 90 км/ч, то в ручном режиме переведите трансмиссию на вторую ступень. Автомобиль сразу же начнет медленно тормозить, естественно, в это время не нажимайте педаль газа.
  3. Если вы двигаетесь со скоростью менее 50 км/ч, то переведите коробку в режим «L».

Второй вариант применим при движении по склону. Нужно выполнить следующие действия:

Ставьте рычаг КПП в режим S (до 90 км/ч) или L (до 50 км/ч).

  1. Не нажимайте на педаль газа на протяжении всего процесса торможения.
  2. Периодически выжимайте педаль тормоза до полной остановки или достижения заданной скорости.

Как правильно пользоваться АКПП при обгоне

Обгон с АКПП

При совершении обгона для авто важна динамика, то есть, быстрый набор скорости за короткое время. По сути, достаточно просто сильнее надавить на педаль газа и машина начнет разгон для совершения маневра. При нажатии на педаль газа до упора автоматически сработает режим кикдаун и произойдет быстрый, но плавный набор скорости. После обгона отпустите педаль, и коробка выйдет в нормальный режим работы.

Как научиться ездить на автомате зимой — нужно ли прогревать перед ездой

Так как коробка работает за счет свойств масла, циркулирующего внутри нее, то прогрев в зимнее время перед началом движения обязателен. Важно сделать масло более текучим, чтобы оно лучше смазывало детали. Чтобы ускорить процесс, при заведенном двигателе и выжатой педали тормоза переводите селектор во все положения, застывая в каждом на 5 секунд. Затем на холостых оборотах включите нужный режим и в течение 2 минут удерживайте тормоз выжатым, после, начинайте движение.

Распространенные ошибки при езде на акпп

Автоматическая КПП представляет собой сложный агрегат, который требует правильного и бережного обращения. Это важно, так как ее ремонт стоит дорого. Чтобы не «попасть на деньги» не выполняйте следующих действий:

  1. Не двигайтесь накатом, это приводит к перегреву АКПП.
  2. Не переключайте трансмиссию в режим задний ход или парковку, это приведет с повреждению агрегата.
  3. При остановке авто на стоянке, сначала активируйте ручной тормоз, затем включите режим «P».
  4. Не буксируйте авто с большим весом и на скорости более 40 км/ч.
  5. Не нажимайте педаль газа при положении селектора в зоне N.

Вождение на автомате для начинающих

Следует правильно заводить машину с АКПП, тормозить или буксировать. Соблюдение всех перечисленных в статье рекомендаций продлит срок ее службы и снизит затраты на ремонт. Это руководство для чайников, но и действующие владельцы почерпнут немало полезной информации. На самом деле научиться управлять автоматической коробкой несложно, просто нужно выработать привычку.

Источник https://4x4privod.ru/kak-ezdit-na-avtomate-vozhdeniya-na-avtomobile-s-avtomaticheskoy-korobkoy-peredach-dlya-nachinayuschih/

Источник https://proavtomaster.com/ekspluatatsiya/kak-ezdit-na-avtomate

Источник