Схема зажигания уаз 469 с вариатором
С самого рождения на машине стояли:
коммутатор 13.3734
катушка зажигания Б-116-02
допсопротивление 1402.3729 и было все подключено по такой схеме:
Теперь же используя такую схему подключения, пробуем избавиться от вариатора:
Собственно вот и он сам на месте:
И общий вид без вариатора:
Теперь дело за малым — пробуем запустить и тут… опять какая то чехарда!
В общем машина заводится, но холостых оборотов нет вообще, только если ногой подгазовывать!
При нажатии на педаль газа обороты поднимаются независимо от нажатия, где то до 2500об/мин, зависают немного и потом падают, машина глохнет! Больше оборотов пожалуйста, хоть до максимала, ХХ же нет!
Напомню что больше ничего не трогал!
В общем куда дальше копать ума не приложу?
Да кстати от нагрева катушки я избавился полностью — теперь все холодное и катушка и транзистор!))
Запуск двигателя любого автомобиля возможен благодаря воспламенению горючей смеси в цилиндрах силового агрегата. Чтобы обеспечить нормальную работоспособность мотора, необходима правильная настройка системы зажигания (СЗ). Кроме того, все элементы, в том числе катушка, трамблера автомобиля УАЗ и прочие компоненты всегда должны быть в рабочем состоянии.
Описание СЗ на УАЗ
Как производится монтаж, настройка и регулировка схемы зажигания на АУЗ 417 или любом другом? Об этом мы расскажем ниже. Но для начала давайте разберемся в принципе работы узла, а также разновидностях СЗ.
Принцип работы СЗ
Как уже сказали, зажигание на УАЗ выполняет одну из основных функций при запуске силового агрегата. Благодаря этой системе осуществляется процедура воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах силового агрегата путем подачи искры. Непосредственно искра подается на свечи зажигания, на каждый из цилиндров устанавливается по одной свече. Все эти СЗ функционируют в режиме очередности, воспламеняя горючую смесь в необходимый промежуток времени. Необходимо также учитывать, что система зажигания на автомобилях обеспечивает не только подачу искры, но и определяет ее силу.
Читайте также: Цикловое наполнение в мг цикл
Аккумулятор транспорта не в состоянии вырабатывать напряжение и ток, необходимые для воспламенения смеси, поскольку это устройство вырабатывает ток только определенной силы. На помощью приходится система зажигания, предназначение которой заключается в увеличении показателя мощности батареи машины. В результате применения СЗ АКБ позволяет передавать на свечи достаточное напряжение для поджигания смеси.
Виды систем зажигания
На сегодня различаются три основные вида систем зажигания, которые могут устанавливать на авто:
- Контактная СЗ. Считается морально устаревшей, но продолжает успешно использоваться на транспортных средствах отечественного производства. Принцип работы заключается в том, что система выдает необходимый импульс, который появляется благодаря работе распределительного компонента. Само устройство контактного типа простое, и это плюс, ведь в случае поломке водитель всегда сможет произвести диагностику и ремонт самостоятельно. Стоимость заменяемых компонентов не высокая. Основными составляющими системы контактного типа являются батарея, КЗ, привод, свечки, конденсатор, а также прерыватель с распределителем.
- Система бесконтактного зажигания, которая называется транзисторной. Таким типом оборудованы многие транспорты. Если сравнивать с вышеописанным видом, то система характеризуется рядом преимуществ. Во-первых, вырабатываемая искра имеет большую мощность, что обусловлено повышенным уровнем напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Во-вторых, бесконтактная система оснащается электромагнитным устройством, позволяющим обеспечить стабильную работу, а также передачу энергии на все узлы. В результате, при правильной настройке ДВС, это позволяет не только увеличить мощность работы, но и сэкономить горючее. В-третьих, это удобство в плане обслуживания узла. Чтобы обеспечить работоспособность на протяжении долгого времени, после настройки и установки привода трамблера этот элемент нужно время от времени смазывать. Для обеспечения нормальной работоспособности элемент смазывается каждые десять тысяч километров пробега. Что касается недостатков, то это сложность ремонта. Отремонтировать устройство самому нереально, для этого требуется специальное диагностическое оборудование, которое есть только на СТО.
- Еще один вариант СЗ — электронный, который на сегодня наиболее технологичный и дорогой, поэтому им оснащаются новые транспорты. В отличие от двух вышеописанных систем, система электронного зажигания характеризуется сложным устройством, которое обеспечивает работоспособность не только момента, но и других параметров. В настоящее время электронными системами оборудуются все современные машины. Ключевым преимуществом является более упрощенная процедура настройки угла опережения, а также отсутствие необходимости периодической проверки контактов на наличие окисления. На практике топливовоздушная смесь в двигателях с электронной СЗ практически всегда сгорает в полном объеме.
Этот тип также имеет свои минусы, в частности, в вопросе ремонта. Своими руками его произвести нереально, поскольку для этого необходимо оборудование. Подробная инструкция по регулировке зажигания с помощью лампочки представлена на видео ниже.
Читайте также: Установка phoenix os на жесткий диск
Как правильно выставить?
Как после подключения производится установка зажигания для правильной работы мотора?
Каков порядок, как правильно выставлять настройку узла, читайте ниже:
- Для начала транспорт необходимо зафиксировать на месте, включите ручной тормоз. Поршень первого цилиндра должен быть установлен в верхнюю мертвую точку, учтите, что отверстие на шкиве коленчатого вала должно совпадать с меткой, которая расположена на крышке распределительных шестерен.
- С распределительного устройства необходимо демонтировать крышку. Сделав это, увидите бегунок, находящийся против ввода 1, внутри крышки. Если его нет, то коленвал необходимо повернуть на 180 градусов и поставить октан-корректор на 0. С помощью гаечного ключа закрутите болтом указатель к корпусу контроллера распределителя, чтобы он был совмещен со средней меткой на октан-корректоре. Винт фиксации пластик к корпусу распределительного контроллера немного отпустить.
- Осторожно повернуть корпус, придерживая бегунок пальцем, чтобы он не вращался. Так сможете устранить зазоры в приводе. Корпус проворачивается до того момента, пока острая часть лепестка на статоре не будет совмещена с красной риской на роторе. Пластину зафиксировать винтом к корпусу контроллера.
- Следующим этапом будет установка крышки контроллера на место и диагностика высоковольтных проводов. Они должны быть установлены в соответствии с порядком функционирования цилиндров, то есть первый, второй, четвертый, третий. Когда момент зажигания будет установлен, необходимо произвести диагностику правильности во время езды.
- Запустите агрегат силовой и прогрейте его около десяти минут, пока температура не составит около 80 градусов. Двигаясь по ровной и прямой дороге со скорость примерно 40 км/час, резко нажмите на педаль газа. Если при наборе скорости до 60 км/час почувствуете или услышите детонацию, она должна быть кратковременной, то все сделано верно. Если же детонация очень сильная, то распределительный контроллер необходимо повернуть на половину или одно деление против часовой стрелки. При полном отсутствии детонации установленный угол опережения должен быть увеличен, то есть контроллер следует повернуть по часовой стрелке.
Читайте также: Знак два молотка на белом фоне
У меня машина 1989 года, изначально была с бесконтактной системой зажигания. В дальнейшем было переделано на контактную, о чём в принципе не жалею. А плюсы и минусы у каждой есть свои речь не о них. Пользоваться приходилось схемой проводки УАЗ 3303 старого образца, естественно, ещё с карбюратором.
Завод сразу предупреждает о возможности внесения изменений в электросхему. Поскольку машине почти 30 лет на ходу, такие изменения есть. Приведу несколько схем с контактной и бесконтактной системой обеспечения зажигания для разных уазиков. Но так как в те времена особых различий не было я считаю их аналогичными с некоторыми отличиями.
Электросхема проводки
На верхнем рисунке приведена бесконтактный вариант электропроводки автомобиля в цветном виде, на нижнем более старого образца.
Схема проводки УАЗ 3303 старого образца
На представленной выше отдельно приведена электросхема генератора УАЗ 3303
Схема, имеющая систему зажигания с контактами взята от 469. На схеме присутствует радиоприёмник, это интересно.
Электросхема УАЗ 469 аналогичная 3303 с контактной системой зажигания
В заключение привожу ещё одну от бортового УАЗ 33036 более нового, но ещё не инжекторного.
Вариатор УОЗ
Методы корректировки угла опережения зажигания при адаптации бензиновых двигателей для работы на газовом топливе пропан-бутан и метан.
Предпосылки необходимости корректировки угла опережения зажигания
Противники установки газового оборудования на автомобиль аргументируют свою точку знания тем, что бензиновый двигатель не предназначен для работы на газе. Это действительно так, поскольку газ является более высокооктановым топливом, а соответственно обладает несколько иными свойствами, чем бензин любой марки.
Казалось бы, высокое октановое число топлива это очень хорошо, но на практике это хорошо только в том случае, когда потенциал этого высокого октанового числа реализован. Помните, несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы отказались от производства низкооктанового бензина марки А76(АИ80)? Привело это к тому, что при использовании бензина марки АИ92 на моторах, предназначенных для работы на бензине марки АИ80, начали гореть выпускные клапана.
Причиной являлось то, что топливо с высоким октановым числом при использовании в моторе с низкой степенью сжатия горит медленнее низкооктанового, а значит. поджигать его нужно раньше, иначе догорать оно будет в выпускном коллекторе, выжигая выпускные клапана. Именно поэтому производители данных моторов в их руководствах по эксплуатации отдельно отмечают тот факт, что использование в них высокооктанового бензина без соответствующих корректировок угла опережения зажигания не допускается.
Существующие методы корректировки УОЗ угол опережения зажигания
1. Однорежимная прошивка блока управления.
В случае использования однорежимной прошивки так же, как и в случае простого поворота трамблёра в сторону раннего зажигания на карбюраторных машинах, угол опережения зажигания становится раньше и при работе на бензине, и при работе на газе. Это приводит к тому, что на при работе на бензине мотор уже начинает детонировать, а для газа опережение ещё недостаточно раннее.
Если же в однорежимной прошивке выставить опережение, для газового топлива, ездить на бензине станет совершенно невозможно. Ещё одним недостатком прошивок, и однорежимной в том числе, является то, что неизвестно на какую величину и в каких режимах изменили карту угла опережения и как обкатывались эти изменения, если обкатывались вообще. Кроме того, бонусом ко всему вышеперечисленному обычно добавляют изменение карт топливоподачи, которое в данном случае часто приводит к уходу коэффициентов адаптации и невозможности корректно расстроить газовое оборудование. Часто заводские калибровки бензиновых блоков управления не корректируют, а просто уродуют. Бывали случаи, когда после пере прошивки двигатель глох в самые неподходящие моменты, а причину происходящего удавалось выяснить только после смены прошивки. Представляете, какие средства на диагностику можно потратить в этом случае в попытках выяснить причины неисправности?
Если говорить о современных моторах, выпущенных после 2008-го года, обладающих нормами токсичности евро3 и выше, то там есть одна особенность, которая активно используется при чип-тюнинге, и о которой большинство пользователей даже не подозревают. Оcобенность эта заключается в том, что дроссельная заслонка на этих моторах не cвязана напрямую с педалью газа через тросик или механический привод. Зависимость степени открытия дроссельной заслонки от степени нажатия на педаль газа здесь определяется соответствующей калибровкой блока управления, которая при чип-тюнинге неизбежно меняется таким образом, что при малых нажатиях на педаль газа дроссельная заслонка открывается в разы больше. Именно это и приводит к поросячьему восторгу «прошитых», наивно полагающих, что так машина «полетела» благодаря супер оптимизации углов опережения зажигания и калибровок топливоподачи.
2. Двухрежимная прошивка блока управления.
Двухрежимная прошивка обладает теми же недостатками что и однорежимная за исключением того что в ней создаются две таблицы калибровок между которыми происходит переключение.
3. Установка вариатора угла опережения зажигания.
Корректировка угла опережения зажигания путём установки вариатора угла опережения зажигания позволяет обойти выше приведённые недостатки прошивок благодаря тому, что в данном случае вмешательства в заводские калибровки бензинового блока управлении не происходит. Кроме того, эффект от установки вариатора честный — никаких изменений степени открытия дроссельной заслонки при той же степени нажатия на педаль газа не происходит, никаких «педаль рывков» не прошивается.
Ещё одно достоинство корректировки угла опережения зажигания вариатором заключается в том, что при смещении сигнала с датчика положения колен вала в раннюю сторону, в раннюю сторону так же смещается и впрыск топлива, что позволяет впрыскивать газ чуть раньше, компенсировав тем самым более длительное время его горения. К недостаткам вариаторов углов опережения относят тот факт, что они подключаются между датчиком положения колен вала и блоком управления и в случае выхода из строя вариатора, мотор может заглохнуть. Теоретически -это действительно так, однако, на практике надёжность вариатора не меньше надёжности блока управления двигателем и общего снижения надёжности системы управления двигателя в целом практически не происходит.
Кстати, немного отойдя от темы отметим, что некоторые газовщики уверяют, что и без корректировок угла опережения зажигания будет все работать без вреда для мотора, если в определённых режимах обеспечивать до впрыск бензина к газу. При этом газ начинает гореть с бензиновой скоростью и корректировать при этом уже ничего не нужно. Маркетологи BRС, например, даже название придумали для подобной технологии — «стратегия сохранения клапанов VSR».
На практике подобные технологии позволяют устанавливать клиенту более дешёвое оборудование, не забыв взять с него плату как за более дорогое. Условно говоря, на мотор мощностью 300 лошадиных сил устанавливается оборудование, рассчитанное максимум на 200 лошадиных сил, добавляется 30% до впрыск бензина в мощностных режимах и вуаля! Всё работает! Всё для клиента! Всё для заботы о выпускных клапанах его мотора! Именно поэтому, подобные технологии любимы многими установщиками газового оборудования.
И так, рассмотрим более подробно, что же такое вариатор УОЗ
Вы могли слышать, что установка ГБО негативно отражается на работе ДВС, давайте разберемся, правда ли это и как можно этого избежать. В данной части статьи мы рассмотрим устройство, способное не только продлить срок службы эксплуатации вашего двигателя, но и значительно сократить чрезмерное потребление газа.
Вариатор УОЗ (угла опережения зажигания) — электронное устройство, способное сместить угол опережения зажигания на такие показатели, которые необходимы для стабильно воспламенения газовой смеси в камерах ДВС. У газа высокий октановый показатель. Ни одна марка бензина до такого уровня не дотягивает. Пропан-бутановое горючее имеет октановое число от 100 до 105 единиц, метан — 120. Из этого следует, что газ воспламеняется, не столь быстро, как бензин, то есть у этих видов горючего должно быть разное время подачи искры, разный угол опережения зажигания (аббревиатура — УОЗ).
Этот фактор оказывает серьёзное влияние на расход газового горючего, а также динамику работы двигателя автомобиля. Температура отработанной газовой смеси более высокая, чем у бензиновой. В момент раскрытия выпускных клапанов, от перегруза газо-воздушная смесь самовоспламеняется. Вот тут и приходит на помощь вариатор УОЗ, который вовремя скорректирует угол опережения зажигания, сократит перерасход горючего. Внедряют вариатор ГБО с метановым и пропан-бутановым оборудованием.
Стоит обратить внимание на следующие приборы:
- Различные виды устройств Microluch. Подбирают подходящую модель вариаторов по типу датчиков коленчатого и распределительного вала автомобиля.
- Прибор 618-Тритон является двухканальным, его можно интегрировать на моторы с индуктивными либо цифровыми датчиками коленчатого вала.
- Вариатор 60-2 model 1 используют для систем зажигания с импульсным датчиком положения коленвала.
Перед установщиками газового оборудования стоит непростая задача правильно установить вариатор УОЗ, а клиент должен иметь возможность в любой момент убедиться в том, что вариатор установлен правильно и работает корректно. Добиться и того и другого позволяет визуальная система диагностики вариатора 60-2, наличием которой вариатор 60-2 принципиально отличается от остальных вариаторов, присутствующих на рынке.
Обычно подобная диагностика вариатора осуществляется с помощь осциллографа. Именно эту функцию постоянно выполняет микроконтроллер вариатора 60-2 и с помощью четырех двухцветных ветодиодов выдаёт уже готовый результат обработки пользователю или установщику. Таким образом, пользователь может самостоятельно в любой момент убедиться в том, что вариатор работает и корректирует сигнал, а не просто шлёт на выход то, что получает на входе. Кроме того, вариатор 60-2 допускает два независимых режима конфигурации. Конфигурация с компьютера с помощью терминальной программы и конфигурация с помощью переключателей, находящихся на корпусе вариатора.
Последний тип конфигурирования позволяет оперативно менять величины углов опережения без необходимости использования дополнительных устройств. К недостатку вариатора 60-2 можно отнести отсутствие возможности корректировки сигналов с датчиков положения распредвала и отсутствие возможности регулировать углы опережения в зависимости от нагрузки. Однако на практике необходимость корректировок сигналов распредвалов возникает крайне редко, а изменение угла опережения от нагрузки и так выполняется бензиновым блоком управления и дополнительные корректировки могут привести к проблеме перерегулирования.
Безусловно, стоимость вариатора 60-2 выше большинства аналогов, однако эта стоимость оправдана.
Угол опережения зажигания можно увеличить только при работе автомобиля на газовом топливе. После получения сигнала от колен вала датчик УОЗ корректирует величину угла опережения зажигания на число, заданное в настройках, далее передает его на электронный блок управления уже корректное значение. Система автомобиля посылает сигнал на раннее воспламенение газового топлива. Используя вариатор УОЗ, расход газовой смеси снижается на 10%.
Преимущества установки вариатора УОЗ на ГБО 4 поколения:
- Повышается мощность автомобиля
- Расход топлива снижается
- Уменьшение износа клапанов
Какой вариатор УОЗ выбрать?
Существует 2 вида подключения по типу датчика оборотов коленчатого Валла:
- Датчик Холла
- Индуктивный датчик
На карбюраторных автомобилях с ГБО 1-ого поколения, нельзя настроить вариатор УОЗ. Как правило вариаторы УОЗ различаются производителями, но не функционалом.
Вариатор УОЗ Poletron
Установка вариатора угла опережения зажигания улучшает работу двигателя на газовом питании, а также уменьшает потребление газового топлива и риск возникновения «обратного выхлопа» в установках более раннего поколения. Вариаторы опережения зажигания рекомендуется применять особенно в установках, работающих на CNG.
Вариатор УОЗ EG DYNAMIC
Снижает расход топлива. На пропане цифра экономии составляет до 10%, на метане до 25%. Повышает крутящий момент двигателя. Позволяет избежать прогорания клапанов на метане.
ВАРИАТОР УОЗ Р-01
Простая калибровка и настройка. Сканирует и распознает сигналы коленчатого и распределительного валов на различных типах двигателей. Динамическое изменение угла зажигания в зависимости от нескольких параметров сразу: уровня оборотов двигателя (RPM), положения дроссельной заслонки (TPS) и давления во впускном коллекторе (MAP). Одновременно поддерживает один индуктивный и до двух цифровых датчиков с возможностью подключения их в любой конфигурации. Гибкая настройка момента активации ПУОЗ. Встроенная защита от скачков напряжения. Очень маленький водонепроницаемый корпус (90х85мм) с герметичным разъемом.
Куда устанавливается вариатор УОЗ?
Удобнее всего устанавливать вариатор ГБО совмещенно с газобаллонной системой. В инструкциях производителей, даются рекомендации по использованию в этих целях подкапотного пространства автомобиля. Мастера ГБО устанавливают вариатор опережения зажигания рядом с бортовым компьютером.
В пользу этого есть следующие аргументы:
Существует 2 вида подключения по типу датчика оборотов коленчатого Валла:
- Отсутствует грязь и в вариатор не попадает вода
- Не нужно использовать длинные провода, то есть сигнал от датчика будет чище
- Тепло от работающего двигателя не будет влиять на вариатор
- Удобно выполнять настройку и диагностику
Преимущества вариатора ГБО
Для автомобилей с инверторными двигателями, с ГБО 2 или 3 поколений, применение вариаторов зажигания приветствуется, так как повышается рабочий температурный уровень двигателя, что ускоряет прогар клапанов. Почему необходимо устанавливать вариатор ГБО 4 поколения?
Что он позволяет:
- увеличивать мощность двигателя автомобиля, так как газ прогорает полностью
- обеспечивает экономию топливных ресурсов, так как газовое топливо полноценно отдаёт энергию
- вариатор для ГБО предупреждает прогорание клапанов, сохраняет компрессию на необходимом уровне
- нейтрализует негативные последствия от неправильной настройки ГБО, например, перегрев и выгорание седел клапанов
- применяют в автомобилях на любых типах моторов, независимо от количества цилиндров.
Вариаторы УОЗ последнего поколения, совершенно другие, нежели чем были ранее. Вариаторы нового образца оснащены другими прошивками, датчиками, и действуют по новой схеме. Проблемы, связанные с применением вариатора ГБО, происходят от его неправильного подключения, либо используются устаревшие модели. Поэтому, если встречаются негативные отзывы о вариаторе ГБО или описывается неудачный опыт его применения, следует поинтересоваться, в каком году была куплена и установлена данное устройство на автомобиль.
ВАРИАТОР УОЗ ТАР — 03/2
Вариатор ТАР — 03/2 имеет такие преимущества:
- Осциллоскоп. Вариатор сам объединяет все значения, и надобность в осциллоскопе отпадает
- Отправка отчётов о работе устройства из программы
- Обслуживание двух распределительных валов
- Автоматическая калибровка
- Новый, усовершенствованный метод автоматического изменения УОЗ в зависимости от параметров двигателя.
Важно помнить, что самостоятельная установка вариатора, не самое правильное решение, в данном случае необходимо обратиться в специализированный Сервисный Центр к профильным специалистам. Самодеятельность, как показывает практика, ни к чему положительному не приводит. Принимайте правильное решение в пользу безопасной и качественной настройки вашего автомобиля.
По вопросам приобретения газобаллонного оборудования просьба обращаться в Интернет магазин
Источник https://rav4life.ru/avtomobili/shema-zazhiganija-uaz-469-s-variatorom.html
Источник https://mirgbo.ru/vse-o-gbo/variator-uoz/
Источник