Виды различных АКПП: особенности работы, ремонт и правила эксплуатации

Содержание

Виды различных АКПП: особенности работы, ремонт и правила эксплуатации

Виды АКПП – классический автомат, вариатор, роботизированная коробка передач. Вариатор может быть выполнен производителем в одном из двух вариантов: ременной или тороидный. Последний тип КПП, или его еще называют робот, тоже выпускается в двух видах: с сухим сцеплением и с мокрым сцеплением.

Все виды АКПП объединяет одно – переключение передач скоростей происходит без участия человека. Коробка сама решает, когда необходимо увеличить крутящий момент.

История создания автоматической коробки передач

Идея создания автоматической коробки передач в умах человечества возникла в начале 20 века, спустя некоторое время после введения в эксплуатацию первого автомобиля. Первый базовый вид АКПП был оснащен гидротрансформаторов и планетарной передачей.

Прототип автоматической коробки передач был придуман Германом Фертингером из Германии. Она была создана в 1902 году. Ее использовали для переключения скоростей на морских судах.

Двумя годами позднее братья Стартевенты из Бостона усовершенствовали конструкцию и представили ее как улучшенный вид механической коробки передач для автомобилей.

Один из первых авто с АКПП

Только в 1930 году в свет вышла полуавтоматическая АКПП в США. А первый автомобиль, оснащавшийся ей, был Форд Т. Сцепление еще присутствовало, но планетарными передачами уже управляла гидравлика.

Компания Крайслер в тридцатые годы дорабатывает полуавтомат, оснащая его гидромуфтой. А в сороковые годы General Motors дарит миру полностью автоматическую КПП. Она была четырехступенчатой и со стандартным набором деталей для АКПП внутри:

  • гидромуфта;
  • планетарная передача;
  • гидроблок и ЭБУ.

Сейчас коробка АТ оснащается 5, 7, 8 и 9-ю ступенями переключения скоростей.

Что такое АКПП и ее виды: устройство и принцип работы

Каждый тип АКПП имеет свои преимущества и недостатки. Различаются эти виды коробок деталями внутри устройства.

Агрегаты классифицируют по нескольким категориям:

  • управление – полуавтомат, автомат, автомат в режиме ручного управления;
  • изменение крутящего момента – ступенчатое или бесступенчатое;
  • конструкция – гидромеханическая, механическая автоматизированная.

В прошлом столетии ни на одном автоматическом агрегате практически не было дополнительных функций. Сейчас автоматы оснащаются следующими функциями:

Спортивный режим. Возможность двигаться по автобану на большой скорости.
Зимний. Улучшает способность автомобиля двигаться по заснеженной или обледенелой трассе.

Типтроник или стептроник. Возможность одного из видов коробки отдавать часть управления водителю для передвижения по грунтовым дорогам, болотистой местности. Это нужно для того, чтобы не перегреть агрегат.

Несмотря на отличия, в автомобилях с АКПП устанавливается только 2 педали. Это «Движение вперед» и «Тормоз».

АКПП 4L80E

Классическая гидротрансформаторная АКПП

Классический вид АКПП состоит из 3 основных деталей:

  • гидротрансформатор;
  • планетарная передача;
  • гидроблок.

ГидротрансформаторПланетарная передачаГидроблок и соленоиды АКПП 6HP28

Гидротрансформатор здесь играет роль сцепления. Крутящий момент передается посредством 2 турбин и масла. Но трансмиссионная жидкость работает не только как смазка. Масло подается в гидроблок, где посредством давления на клапаны, воздействует на исполнительные устройства для переключения скоростей.

АКПП используют на легковых и грузовых машинах. Некоторые виды микроавтобусов также выпускаются с этим агрегатом.

Коробка DSG PowerShift MPS 6

Плюсы робота с двойным сцеплением

У роботизированной трансмиссии из преимуществ отмечают плавность переключения скоростей и плавное начало движения. Этот вид РКПП с двумя сцеплениями отличается экономичностью.

Недостатки роботизированного автомата

Минусов у этого вида АКПП много. Это и быстрый износ пакетов сцепления, и вибрации при разгоне, течь сальников через 15 000 километров. Заклинивание вилок сцепления также является проблемой номер один в роботизированной трансмиссии. Ремонт машин с РКПП – дорогостоящий.

Ремонт мехатроника стоит более 35 000 рублей, а комплект нового сцепления обойдется в 20 000 рублей.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Вариаторная коробка отличается от автоматизированной и роботизированной КПП наличием бесступенчатых передач. В коробку устанавливаются два шкива, связанные ремнем.

Конусообразные шкивы изменяют радиус во время поездки, благодаря чему меняется скорость автомобиля. Действие происходит настолько мягко и незаметно, что водитель и пассажиры не чувствуют изменения в передачах скоростей.

Вариатор Jatco.jpg

А какой из видов автомата вам больше всего нравится: классическая АКПП, вариатор или робот?
Классическая гидротрансформаторная АКПП
Вариатор CVT
Роботизированная коробка

Как определить какая коробка установлена в автомобиле: вариатор, робот или гидроавтомат

Отличий в видимой части АКПП в салоне автомобиля между вариатором, роботом, гидротрансформаторной коробкой практически нет, потому что производитель старается максимально упростить процесс взаимодействия водителя с КПП.

Для определения вида коробки передач на автомобиле нужно заглянуть в технический паспорт машины. В нем можно увидеть следующие сокращения:

  • АТ – классический автомат;
  • CVT – вариатор;
  • AMT – робот с одним сцеплением;
  • DSG – робот с двумя сцеплениями.

Во время работы КПП с гидротрансформатором и DSG при наборе скорости может ощущаться легкий толчок. Переключение скоростей на вариаторе происходит плавно. На AMT толчки чувствуются только при динамичной езде.

МКПП

Как пользоваться автоматической коробкой передач

Эксплуатация автоматической трансмиссии начинается с изучения режимов работы, запуска бензинового или дизельного мотора. Водитель должен уметь правильно пользоваться трансмиссией зимой.

Неправильное управление, переключение режимов может привести к поломке и дорогостоящему ремонту КПП.

Режимы работы

Для удобства все режимы работы сведены в таблицу.

Режим работы Пояснение
Р Режим P – это парковка. Блокируется выходной вал КПП.
R Задняя скорость. Включается движение назад переключением рычага на этот блок.
D Движение вперед. Включается при начале движения вперед.
N Нейтралка. В этом режиме колеса и вал заблокированы и не связаны с двигателем.
L Пониженная передача, что-то типа первой скорости на механике.
M Ручное переключение скоростей. Позволяет водителю самостоятельно переключать передачи.
S Спортивный режим. Включают его при обгоне на большой скорости или при езде на максимальных оборотах мотора.
OD Включение овердрайва – аналога пятой скорости на механике. Экономит топливо и используется при езде по автобану.
E Экономичный режим
Кнопка Kick Down Дает возможность резко набрать скорость, что-то типа пониженной передачи на механике.

Запуск двигателя с АКПП

В машинах с различными видами АКПП нет педали сцепления. Только газ и тормоз. Рекомендуется нажимать педаль тормоза при включении зажигания. Рычаг коробки должен стоять в положении «P» или «N». В остальных случаях машина может не завестись.

Запуск бензинового двигателя

  1. Ключ вставляется в замок зажигания.
  2. Рычаг стоит в положении «Парковка».
  3. Надавливается ногой тормозная педаль.
  4. Ключ зажигания проворачивается, но педаль не отпускается.
  5. Двигатель с коробкой прогреваются до 70 градусов, чтобы масло стало текучим. Водитель ждет минут пять, прежде чем начнет движение на авто.
  6. Рычаг коробки проводится по всем режимам для распределения масла по всем узлам коробки
  7. Отпускается педаль тормоза, рычаг ставится в режим «D». Водитель начинает движение.

Запуск дизельного двигателя

  1. Установить ключ в замок зажигания. Рычаг селектора должен стоять в положении «P».
  2. На панели приборов загорится индикатор работы свечей накала. Подождать, пока он не погаснет. При отрицательной температуре повторить прогрев.
  3. Нажимается тормозная педаль.
  4. Поворачивается ключ в замке зажигания.
  5. Дать движку прогреться вместе с коробкой.
  6. Начать движение, отпустив тормозную педаль и переведя рычаг селектора в режим «D».

Езда на автомобиле с АКПП и остановка

Когда отпускается тормозная педаль, начинается движение автомобиля вперед на скорости 5 километров в час. Для увеличения скорости следует нажать педаль газа. Скорость будет расти, автомобиль поедет быстрее.

При остановке сбрасывается скорость отпусканием педали газа. Для резко торможения нажимается педаль тормоза. Затем рычаг переводится в режим «P». На остановке на светофоре рычаг селектора оставляют в режиме «D».

Перед тем, как включить заднюю скорость, необходимо полностью остановить автомобиль, и только потом перевести рычаг в режим «R» и нажать на педаль газа.

От соблюдения правил будет зависеть комфорт езды и длительный срок эксплуатации автомобиля с коробкой.

Как эксплуатировать АКПП зимой

Перед холодами рекомендуется менять масло в коробке. При старте автомобиля не нужно сразу давить на педаль газа до упора в зимнее время. Обязателен прогрев в течение 5 минут в сильные морозы.

Читать статью  Mitsubishi ASX Клуб

Распространенные ошибки при использовании АКПП

Ошибки, которые допускают новички:

Пытаются стартовать с рычагом в режиме «P». Этого нельзя делать, так как такие действия приведут к быстрому выходу из строя коробки передач.

Используют нейтральный режим для съезда с горы. Машина станет неуправляемой.

Включают заднюю скорость до полной остановки авто. Такие действия приведут к быстрому выходу из строя автомобиля.

Нельзя буксировать автомобиль с АКПП на расстояние больше 50 километров со скоростью выше 50 км/ч. Нельзя буксировать другие машины, которые имеют вес больше, автомобиль с разными видами АКПП.

Как продлить жизнь коробке автомат

Регулярное техническое обслуживание, частичная и полная замена масла через 40-60 тысяч и 100-120 тысяч километров продлят жизнь автоматической трансмиссии. Соблюдение правил запуска двигателя, вождения, описанных выше, тоже способствуют продлению срока службы разных видов АКПП.

Диагностика АКПП

Диагностику АКПП заказывают в сервис-центре по ремонту автоматических коробок или у дилеров той модели автомобиля, которая находится у владельца. Симптомы и разновидности поломок у АКПП, DSG и CVT примерно одинаковы. Обнаружить их может и владелец, чтобы вовремя обратиться в мастерскую до того, как придется менять автомат полностью.

Тип автоматической трансмиссии Симптомы
АКПП Толчки и рывки на холодную – загрязнение гидроблока. Вибрации и пробуксовка при старте – проблемы с тормозной лентой, гидротрансформатором. Рывки и толчки при движении – поломка соленоидов, общая проблема с этим видом АКПП.
CVT Неуверенный разгон – поломка муфты основного хода. Дерганье при разгоне – поломка редукционного клапана гидравлического насоса. Машина едет только назад – неисправность муфты переднего хода.
DSG Симптомы и разновидности проблем DSG связаны со включением аварийного режима. Он извещает о неисправности в мехатронике. Вибрация при разгоне, потеря тяги – поломка сцепления. Еле слышимый скрежет, другие неприятные звуки – грязное масло или его отсутствие.

Как отремонтировать автомат

Для ремонта автоматической трансмиссии требуется обратиться в специализированный сервис-центр. Самостоятельно не рекомендуется разбирать любой из видов АКПП.

Автоматическая коробка любого вида – это сложный и дорогостоящий механизм. Важно следовать правилам эксплуатации трансмиссии, чтобы не допустить замены ее, которая ударит по карману владельца.

Если владелец имеет нужный опыт и уверен, что сможет провести ремонт автомата самостоятельно, то общий порядок действий будет следующим:

  1. Установка машины поставить на яму, эстакаду или подъемник.
  2. Слив трансмиссионного масла с коробки.
  3. Отсоединение АКПП от двигателя
  4. Снятие агрегата. Для этого потребуется помощь напарника, потому что в среднем АКПП весит 75 килограмм.
  5. Отсоединение и очистка гидроблока
  6. Разборка, чистка и промывка планетарной части
  7. Замена соленоидов на гидроблоке и фрикционов планетарной части

Гидротрансформатор лучше не разбирать. Потому что после разборки/сборки, его заваривают и проверяют на специальном стенде.

Каждый из видов автоматических коробок имеет свои плюсы и минусы, преимущества и слабые места. И какого-то одного, самого лучшего варианта, не существует.

Рассказывайте в комментариях о неисправностях, с которыми встречались, как их исправляли, делитесь советами, фотографиями поломок с нашими подписчиками.

АКПП: виды, устройство и принцип действия коробки автомата

акпп

Автоматические коробки переключения передач (АКПП) становятся все более популярными в нашей стране, доля автомобилей с АКПП растет быстрыми темпами. Автоматические коробки передач передают вращающий момент от двигателя к колесам автомобиля, автоматически увеличивая или уменьшая передаточное число, подстраиваясь под оптимальные режима работа двигателя. Коробка автомат классического типа состоит из гидротрансформатора и ряда планетарных передач. Коробка автомат, плавно переключая передачи, обеспечивает автомобилю плавный ход и превращает управление машиной в удовольствие.

В своей статье мы рассмотрим устройство и принципом работы автоматической коробки передач, перечислим основные видами коробок автоматов, познакомимся с режимами работы, проанализируем достоинства и недостатки АКПП.

Что такое АКПП

акпп

Автоматическая коробка передач (АКПП) — это коробка передач, которая самостоятельно определяет наиболее подходящее передаточное отношение в зависимости от текущего скоростного режима. Автоматическая коробка без участия водителя сама выбирает и переключает нужное передаточное отношение, подстраивается под заданную водителем скорость, обеспечивает плавное начало движения и плавный ход автомобиля. АКПП снимает с водителя львиную долю нагрузки во время движения по сравнению с классической механической коробкой передач.

Поскольку сейчас существуют разные варианты автоматических коробок (роботы и вариаторы), то, чтобы не путаться, АКПП еще называют: классический автомат, гидроавтомат, гидромеханическая трансмиссия, планетарный автомат.

История создания автоматической коробки

герман феттингер

Идея создания автоматической коробки принадлежит немецкому инженеру Герману Феттингеру, разработавшему первый гидротрансформатор в 1902 году, и поначалу такая трансмиссия применялась только для строительства судов.

Первый автомобиль, оснащенный планетарным автоматом, был американский Ford T. После выхода этого автомобиля наиболее активную роль в разработке автоматов сыграла компания General Motors, которой удалось выпустить полуавтоматическую трансмиссию в середине 1930-х годов. Та же GM в 1940 году создала первую совершенно автоматическую коробку передач

Устройство автоматической коробки передач

акпп

Автоматическая коробка передач имеет сложное строение и сам механизм, посредством которого обеспечивается переключение передач, сложен. Суть этого процесса сводится к включению и выключению муфт и тормозов посредством давления рабочей жидкости.

Есть несколько видов АКПП, которые имеют некоторые различия в конструкции, но основные элементы у них одинаковые.

акпп

  • Гидравлический трансформатор (гидротрансформатор). Представляет собой металлический корпус, который заполнен специальной рабочей ATF-жидкостью (маслом). Его основная задача — передавать вращение от мотора к коробке переключения передач. По факту — это аналог сцепления в механической КПП. Состоит из насосного, турбинного и реакторного колес, блокировочной муфты и муфты свободного хода. Колеса имеют лопасти с отверстиями для циркуляции рабочей жидкости. Муфта свободного хода нужна, чтобы реакторное колесо могло вращаться в обратную сторону. Блокировочная муфта позволяет заблокировать гидротрансформатор при определенных режимах работы автомобиля.
  • Планетарный механизм. Это редуктор, который переключает скорости в результате изменения передаточного числа на шестеренках. Состоит из: планетарных рядов (солнечная шестерня, сателлиты, коронная шестерня, водило), валов, барабанов с фрикционными муфтами, обгонной муфты и ленточного тормоза. Блокировка одного из элементов планетарного ряда приводит к передаче вращения и изменения крутящего момента. Планетарный ряд может блокироваться ленточным тормозом, обгонной муфтой и фрикционными муфтами. Планетарный механизм выполняет функции блока шестерней в механической коробке.
  • Гидросистема. Состоит из масляной помпы, фильтра, толкателей, гидрораспределителя. Рабочая жидкость создает рабочее давление в коробке и защищает внутренние элементы от перегрева и коррозии.

акпп

  • Электронный блок управления. Собирает входящую информацию от педалей, систем АБС и ЕСП, датчиков, ручки АКПП и других систем, обрабатывает ее. После чего формирует сигналы, которые отправляются на исполнительные клапаны гидроблока. Блок управления регулирует работу фрикционных муфт и направляет потоки рабочей жидкости в ту или иную муфту, что ведет к переключению скорости. То есть блок управления — буквально «мозг» АКПП, он производит управление коробкой передач. Поломка блока управления ведет к переключению работы автомата в аварийный режим.

Сравнение АКПП с механической коробкой

акпп и механика

В современном мире «механика» медленно, но верно сдает позиции более прогрессивному собрату — АКПП. Автоматические коробки обеспечивают более плавную и экономную работу двигателя и плавный ход машины.

От водителя не требуется постоянно следить за скоростью и оборотами двигателя, чтобы вовремя включать нужную передачу. За него все сделает «автомат», что особенно удобно при езде по городу, и крайне удобно если вы находитесь в «пробке».

Водителю не нужно львиную долю своего внимания уделять управлению машиной. Хотя есть водители, которым нравится механическая коробка, позволяющая получать удовольствие от непрерывного физического процесса управления машиной и полного контроля езды.

Плюсы и минусы АКПП

акпп

У автоматической коробки передач есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо знать, прежде чем купить машину с автоматом или пересесть с «механики» на «автомат».

Плюсы АКПП

  • Простота и удобство управления, так как не нужно вручную переключать скорости. Водитель только управляет рулем и нажимает на газ и тормоз.
  • Отсутствует третья педаль — сцепления.
  • На машине с автоматом проще трогаться с места.
  • Плавное переключение передач и высокий коэффициент полезного действия.
  • Высокая надежность современных АКПП.
  • Невозможность «сжечь» сцепление и отсутствие необходимости в периодической замене сцепления.

Минусы АКПП

  • Механические коробки более экономичны, по сравнению с автоматами. Автомобиль с АКПП расходует больше топлива примерно на 10-15%. Хотя постепенное усовершенствование автоматов ведет к уменьшению этого показателя.
  • Автоматические коробки передач обходятся значительно дороже механических в обслуживании и ремонте. Если автомат выйдет из строя и его нужно будет полностью менять, это будет стоить солидную сумму (до трети стоимости подержанного автомобиля).
  • Невозможность быстрого разгона и резкого набора скорости, что особенно чувствуется при совершении обгона на ограниченном расстоянии или плотном встречном потоке машин, то есть когда нужно очень быстро совершить обгон. Эта проблема частично решается включением спортивного режима.
  • Автомат ограничивает индивидуальность вождения в отличие от автомобилей с механикой, где водитель полностью контролирует езду.
  • Невозможность завести машину с «толкача».
  • Автомат может быстро выйти из строя при неправильной эксплуатации.
  • Автомобиль с автоматической коробкой имеет ограничения при буксировке, и эти нюансы нужно знать, прежде чем буксировать другой автомобиль или прицеп.

Типы АКПП

акпп

Сейчас существует три типа автоматических коробок переключения передач:

  • классическая АКПП. Когда говорят АКПП, то имеют ввиду именно этот тип коробок, и в этой статье мы касаемся именно этого типа. Они устанавливаются на большинстве современных легковых и грузовых автомобилей, хотя другие два типа постепенно увеличивают свое присутствие на авторынке.
  • Робот (роботизированная коробка передач). Представляет собой один из вариантов автоматической коробки. Главная его особенность — наличие сцепления, которое обеспечивает быстрое переключение передач без потери мощности мотора. В роботе имеются входные и выходные валы, которые объединяются при помощи зубчатых колес, что приводит к переключение скорости, управляются они синхронизатором. Роботизированная коробка обычно управляется специальным электронным блоком управления, но может также управляться водителем.
  • Вариатор не имеет фиксированных передач, поэтому переключение скорости происходит очень плавно. Переключение скоростного режима осуществляется за счет конусообразных шкивов на входе и выходе коробки. Ременное соединение обеспечивает перемещение узлов. Планетарная передача отвечает за движение задним ходом. Вариатор имеет самую большую экономичность из всех автоматических коробок.
Читать статью  Вакансии водителей в Москве

Принцип работы АКПП

акпп

При запуске двигателя происходит активация работы автоматической коробки за счет включения масляного насоса, который создает рабочее давление внутри коробки. После этого запускается гидравлический трансформатор, который раскручивается до скорости коленчатого вала.

При нажатии на педаль газа и переключении ручки управления автоматом, масло устремляется к турбине, которая начинает вращаться. Работа радиатора АКПП предотвращает перегрев масла коробки. Блок управления собирает всю поступающую информацию от степени нажатия на педаль газа и различных датчиков автомобиля, обрабатывает ее и посылает сигнал в гидравлический блок, где путем перемещений муфт и тормозов происходит изменение передаточного отношения, наиболее оптимального в данных конкретных условиях.

Масло, заполняющее внутреннюю полость автоматической коробки, имеет важнейшее значение для ее эффективной работы. За уровнем масла нужно следить, чтобы его не было слишком много или мало. Рабочее давление масла составляет 2,5-4,5 бар.

Рабочая температура масла равняется 80ºС, поэтому перед началом движения машину следует немного прогреть, что особенно важно в зимний период, чтобы избежать повреждения пластиковых элементов коробки.

Охлаждение масла чаще всего происходит за счет жидкостного радиатора, реже — воздушного. Автоматическая коробка передач в незаправленном виде и без гидротрансформатора весит в среднем около 70-80 кг. После заправки общий ее вес может достигать 110 кг.

Ресурс АКПП

коробка автомат

Точного значения срока службы автоматической коробки нет. Это будет зависеть от правильной эксплуатации автомобиля с АКПП, своевременного обслуживания коробки: замены масла и масляного фильтра, использования оригинальных запчастей и масла. Некоторые модели коробок-автоматов рассчитаны на 100-150 тысяч пробега, современные модели автомобилей оснащаются коробками-автоматами, рассчитанными на 500 тысяч км и более, и при этом не нуждаются в замене масла.

Прочитать подробнее о замене масла в автоматических коробках переключения передач вы можете в нашей статье: Замена масла в АКПП

Режимы работы автоматической коробки передач

Если вы ни разу не ездили на автомобиле с автоматической коробкой, нужно сначала узнать, какие есть режимы работы у коробки, как они обозначаются на панели и как ими пользоваться. Неправильное управление может привести к поломке коробки и дорогостоящему ремонту.

Все управление коробкой передач осуществляется через ручку, ее определенное положение включает определенный режим работы. На разных моделях АКПП количество режимов может быть разным.

коробка автомат

Основные режимы работы АКПП

  • P — Parking (парковка). Является аналогом ручника на «механике». Этот режим включается, когда машина стоит на парковке. При таком положении ручки передние ведущие колеса блокируются не прижатием тормозных колодок, блокировкой выходного вала трансмиссии.
  • N — Neutral (нейтральное положение). Колеса и вал не заблокированы, но и не связаны с двигателем. В таком положении машина может двигаться накатом. Если оставить автомобиль на стоянке в таком положении, то машина может покатиться под уклон, поэтому нельзя оставлять машину на парковку при таком режиме. Это положение используется при буксировке автомобиля.
  • R — Reverse (задняя скорость). Включает движение задним ходом. Для того, чтобы тронуться задним ходом надо нажать на педаль тормоза, перевести селектор в положение «R», отпустить тормоз, нажать газ.
  • D или A— Drive или Automat (основной режим движения). Используется во время езды в режиме автоматического переключения скоростей.
  • L или B или цифра 1 — Low (режим пониженной передачи). Аналог первой передачи на «механике», который предполагает езду на пониженной скорости. На некоторых моделях режим B включает блокировку дифференциала.
  • M — Manual (режим ручного переключения скоростей). Используется когда водителю требуется самому включать нужную передачу. Работает по аналогии с механической коробкой, только в более упрощенном варианте. Управление коробкой передач при этом режиме происходит за счет специальных кнопок «+» и «–» (подрулевых лепестков).
  • S или PWR — Sport или Power (спортивный режим). При этом режиме переключение передач происходит при высоких оборотах двигателя без потери скорости. Подразумевает возможность быстрого разгона и набора скорости, например при обгоне. Также используется для активной езды на максимальных оборотах двигателя.
  • O/D — OverDrive. Овердрайв — это повышенная передача, этот режим представляет собой аналог пятой передачи в механической коробке. Режим овердрайв используется при езде за городом с ровной скоростью свыше 50 км/ч, при езде на высокой скорости. Он экономит расход топлива.
  • D3 или O/D OFF — отключение овердрайва.
  • W или S или цифра 2 — Winter или Snow (зимняя езда). Подразумевает трогание с места и езду не выше второй скорости. Используется в зимний период при плохих дорожных условиях.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • E — Economic (экономичный режим).
  • Shift lock — кнопка разблокирования селектора коробки при заглушенном моторе. АКПП автоматически блокируется когда выключен двигатель. То есть, чтобы перевести селектор в положение Drive из положения Parking, нужно сначала завести мотор, при заглушенном моторе сделать этого не получится. Но если нажать кнопку Shift lock, то можно будет перевести селектор в любое положение. При нормальной работе АКПП эту кнопку лучше не использовать, она предназначена для механиков, которые ремонтируют автоматические коробки.
  • Kick-down — «пинок вниз». Нечто вроде пониженной передачи на «механики». Нажатие этой кнопки позволяет резко набрать высокую скорость путем переключения на пониженную передачу. Кнопка находится под педалью газа. При резком нажатии на газ до упора происходит включение kickdown.

Запуск двигателя с АКПП

коробка автомат

В машинах с АКПП есть только две педали для правой ноги водителя: газ и тормоз, сцепления здесь нет. Во время запуска двигателя газ не нажимается, но в большинстве машин нужно нажимать педаль тормоза, иначе автомобиль не заведется.

Автомобили с АКПП имеют встроенную блокировку начала движение при неправильном положении ручки селектора. Автомобиль с автоматической коробкой можно завести только если рычаг коробки находится в положении «P» — стоянка или «N» — нейтралка. Во всех других положениях рычага машину завести не получится.

Эта функция особенно полезна для начинающих водителей, которые могут забыть перевести рычаг в нужное положение и машина при запуске зажигания дернется вперед или назад и во что-нибудь врежется.

Большинство автопроизводителей рекомендуют всегда оставлять машину на стоянке в режиме «P» и трогаться только с этого положения.

Опытные водители советуют всегда нажимать тормоз при запуске двигателя: это убережет от движения машины на нейтральной передаче в положении «N». Также без нажатия на тормоз не получится перевести селектор в положение «D» — начало движения и «R» — задний ход.

Есть небольшие различия в том, как заводить автомобиль с автоматической коробкой с бензиновым и дизельным двигателем.

акпп

Запуск бензинового двигателя

  • Вставить ключ в замок зажигания.
  • Селектор должен стоять в положении «Парковка».
  • Нажать на педаль тормоза.
  • Повернуть ключ зажигания не отпуская педаль тормоза.
  • Дать некоторое время прогреться двигателю и коробке передач (особенно в зимнее время), чтобы масло стало более текучим. Прогрев занимает около 5 минут, или нужно дождаться прогрева масла до 70ºС, если такая информация выводится на монитор.
  • Ручку селектора надо провести по всем положениям, чтобы масло распределилось равномерно во всем узлам коробки.
  • Отпустить педаль тормоза и перевести селектор в положение Drive, машина начнет движение.

Запуск дизельного двигателя

Автомобили с дизельным двигателем оснащены свечами накала, и перед началом движения их надо прогреть.

  • Вставить ключ в замок зажигания.
  • Селектор должен стоять в положении «Парковка».
  • Подождать некоторое время пока на мониторе не погаснет индикатор работы свечей накала. Если на улице ниже 20ºС, то рекомендуется повторить прогрев свечей еще 1-2 раза.
  • Нажать на педаль тормоза.
  • Повернуть ключ зажигания не отпуская педаль тормоза.
  • Теперь также как и с бензиновым двигателем надо дать мотору прогреться и пройтись ручкой селектора по всем положениям для распределения масла.
  • Отпустить педаль тормоза, перевести селектор в положение Drive, машина тронется.

После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера лучше подождать несколько секунд для запуска бензонасоса.

Езда на автомобиле с АКПП и остановка

коробка автомат

После того, как вы завели двигатель, перевели ручку коробки передач в положение «D», отпустили педаль тормоза, машина начинает движение с маленькой скоростью около 5 км/ч. Нажимаем на педаль газа и машина ускоряется. Чем сильнее нажимать на педаль газа, тем быстрее будет ехать машина.

Чтобы сбросить скорость движения автомобиля нужно убрать ногу с педали газа, автомат включит пониженную передачу и скорость движения снизится. Для быстрого снижения скорости надо нажать на педаль тормоза.

Читать статью  Что такое холостой ход двигателя

Чтобы остановить автомобиль надо скинуть газ и нажать тормоз. Автомобиль остановится. Если вы планируете оставить машину на стоянке, то надо при нажатой педали тормоза перевести ручку селектора в положение — «P» (паркинг), и заглушить двигатель.

Если вы остановились на светофоре или стоите в пробке, то переводить ручку в положение «паркинг» не нужно. Она остается в положении «D». Для начала движения отпускаете тормоз и нажимаете газ.

Иногда для езды удобен режим «M» (ручной режим). Он включается во время движения в положении «D». Переключение скоростей происходит с помощью кнопок «+» и «-», расположенных на рычаге переключения передач. Этот режим используется во время езды по плохой грунтовой дороге на пониженной передаче внатяг, чтобы избежать пробуксовки. А также во время крутого подъема и крутого спуска.

Что нельзя делать с АКПП

коробка автомат

Чтобы автоматическая коробка прослужила долго и не ломалась, нельзя делать некоторые вещи.

  • Заводить автомобиль с АКПП с «толкача». Такой запуск вдвое сократит жизнь автоматической коробки передач.
  • Нельзя ездить в положении ручки «P» (паркинг).
  • Использовать положение «N» (нейтралка) для спуска с горки. Особенно если включить этот режим прямо на ходу из положения «D». В таком случае машина может заглохнуть, отключается гидроусилитель руля и тормозов, машина становится практически неуправляемой.
  • Использовать положение «N» во время обычного движения.
  • Включать положение «R» (задний ход) до окончательной остановки машины.
  • Включать положение «D» (драйв) во время движения задним ходом до полной остановки машины.
  • Буксировать машину большего веса чем ваша.
  • Буксировать машину с АКПП на расстояние больше 40-50 км при скорости больше 50 км/ч. В буксируемой машине с заглушенным двигателем в автоматической коробке не создается нужного давления масла, поэтому все детали в ней вращаются без нужного количества смазки, что приводит к быстрому износу.

На первый взгляд автоматическая коробка передач представляется неким очень сложным механизмом, управлять которым и поддерживать в рабочем состоянии, очень трудно. На самом деле это не так. Для тех водителей, которые долгое время ездили на механике, период привыкания к автомату может быть немного тяжеловат. Но те, кто всегда ездил только на автомате, считают, что автомобиль с АКПП намного проще в управлении.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Добрый день, дорогие друзья. Автоматическая коробка передач в автомобиле (АКПП или «автомат») – это трансмиссия, которая вместо водителя самостоятельно нажимает педаль сцепления, и переключает скорости. Она самостоятельно принимает решение, какая и в какой момент времени должна быть включена передача.

Что такое автоматическая коробка передач и какие они бывают

Визуально автоматическая трансмиссия отличается от механической коробки отсутствием педали сцепления и положениями рукоятки КПП. В АКПП нет привычных для «механики» указателей передач на селекторе. Вместо цифр на «набалдашнике» селектора, рядом с ним написаны буквы «D» – драйв, «P» – паркинг, «N» – нейтраль, «R» – реверс.

Какие бывают коробки автомат

Существует три вида автоматических трансмиссий:

  1. Классический гидротрансформатор;
  2. Вариатор или вариаторная коробка;
  3. Роботизированная или «робот».

Садясь в автомобиль, оборудованный АКПП, визуально трудно определить, какой тип автоматической трансмиссии в ней установлен – две педали, знакомые буквы на консоли рядом с селектором КПП.

Визуально трудно отличить разные типы автоматических коробок передач

Все они имеют существенные отличия между собой в конструктивном и потребительском плане. Одни отличаются плавностью переключения передач, другие экономией топлива, третьи надежностью.

Одно их всех объединяет – предназначение. Назначение автоматической коробки передач – облегчить процесс управления автомобилем. Водителю ненужно задумываться, когда переключать скорость, как правильно выжимать педаль сцепления, как трогаться и какую скорость выбрать. Рассмотрим основные различия каждого типа автоматических трансмиссий, плюсы и недостатки. Разберемся, какая из них лучшая.

Гидротрансформаторная АКПП

Это самый «древний» вид автоматической коробки передач. Она первая появилась на автомобилях в далеком прошлом. На тот момент оснащалась тремя или четырьмя передачами. Поэтому считается классическим «автоматом». Это название можно услышать в разговорной речи автолюбителей, теперь вы знаете, что это означает.

Название происходит от гидротрансформатора, который является механизмом сцепления маховика двигателя и механической части АКПП. Он отвечает за передачу крутящего момента от мотора к планетарному механизму включения передач. Великолепно гасит колебания силового агрегата и КПП, продлевая срок службы обоих.

Гидротрансформатор автоматической коробки передач или бублик классического автомата

Сцепление маховика с коробкой происходит за счет трансмиссионного масла. То есть, жесткой связи нет, её обеспечивает давление масла в «бублике» гидротрансформатора. Чем оно выше, тем больше крутящего момента передается от ДВС к коробке. Чем меньше – тем свободнее вращаются маховик и вал КПП. Это своего рода диск сцепления на механике.

Поэтому важно следить за качеством масла. Чем оно хуже, тем быстрее забиваются соленоиды гидротрансформатора, чувствуются рывки при переключении. Теряется плавность движения и включение скоростей.

За включение и выключение передач отвечает гидроблок. Он управляется электроникой. В механической части гидротрансформаторной автоматической коробке находится определенное количество планетарных передач – комбинации шестерен с разным передаточным числом. Чем их больше, тем больше скоростей у АКПП.

Подробности о работе и устройстве классическго «автомата» читайте в материале Как работает АКПП – устройство и принцип работы классического «автомата»

Планетарные передачи в гидротрансформаторной автоматической коробке передач

Достоинства и недостатки классического автомата

Будем сравнивать с другими типами автоматических трансмиссий, так как преимущества перед МКПП все уже давно знают, особенно те, кто часто ездит в городе.

Плюсы:

  1. Самая надежная автоматическая коробка переключения передач среди всех «автоматов»;
  2. Не требует пристального ухода, достаточно вовремя менять масло и соблюдать определенные правила эксплуатации;
  3. Отличается хорошей плавностью хода. До появления «робота» с двумя сцеплениями, была самая «мягкая» трансмиссия – плавно трогалась и переключала скорости во время движения.

Минусы:

Если сравнивать с другими автоматическими КПП, то классическая коробка-автомат не имеет видимых недостатков. Именно поэтому, многие покупатели ищут автомобили с обычной гидротрансформаторной АКПП. Их всех прельщает надежность, неприхотливость, долговечность агрегата. Тем более это касается рынка подержанных автомобилей.

Вариаторная или бесступенчатая коробка передач (вариатор)

Это еще один вид автомата. Из названия видно, что он не имеет фиксированных наборов звездочек – передач. Во время движения автомобиля происходит имитация переключения скоростей. Хотя многие производители утверждают, что их вариатор оснащен шестью или более скоростями, но это не более чем иллюзия для комфорта водителя.

Конструктивно вариатор сильно отличается от классического автомата. Вместо планетарных передач, для изменения передаточного числа служит два шкива с изменяемым радиусом. Соединяются между собой ремнем, имеющую особую конструкцию. Он состоит из определенного набора металлических пластин, поэтому визуально похож на цепь.

Ремень и конусы вариаторной автоматической трансмиссии

Изменение передачи происходит за счет сужения или расширения стенок шкивов. За счет этого добивается плавность «переключения» передачи. Такая конструкция обладает рядом недостатков, которые перекрывают её достоинства.

Плюсы вариативной автоматической АКПП

  1. Плавность хода, переключения передач и начало движения. Не имея фиксированных звездочек, включение передачи происходит за счет изменения радиуса конуса. Это происходит быстро и плавно, поэтому водитель не замечает этого.
  2. Быстрый выход на максимальный крутящий момент. Опять же, за счет отсутствия в конструкции вариатора фиксированных шестерен. Бесступенчатая КПП сразу выходит на свой максимум, обеспечивая полную передачу момента при разгоне.

Минусы

  1. Менее надежная, чем классическая автоматическая коробка передач. Ремень имеет свойство растягиваться к 100 тысячам километров пробега. Требователен к эксплуатации, если перегреть вариатор, то вас ждет дорогой ремонт.
  2. Вариатор не славиться своей экономичностью и динамическими характеристиками.
  3. Более дорогой в обслуживании.

Роботизированная коробка или робот

Простыми словами роботизированная коробка – это гибрид механической КПП и электроники. Все то же самое, как в МКПП, только за переключение передач, выжим сцепления отвечает компьютер. Он самостоятельно передвигает вилки, смыкая или размыкая определенные шестерни, работает со сцеплением. Поэтому его можно смело называть автоматической коробкой передач. Визуально не отличить, где робот, а где автомат, но конструктивно они сильно отличаются.

Устройство роботизированной АКПП

Существует два типа роботизированной трансмиссии – с одним и двумя сцеплениями. Первый тип плохо себя зарекомендовал, достаточно вспомнить «робота» на Лада Веста и Xray. Постоянные тычки, пенки при переключении скоростей вызывали бурю негодования среди владельцев автомобилей. Им приходилось привыкать к трансмиссии и терпеть боль при вождении.

Второй тип – был лишен этих недостатков. В его конструкции установлено два сцепления, одно для четных, другое для нечетных передач. Например, во время движения на второй передачи, третья уже включена, но её сцепление отключено. При достижении определенной скорости, плавно включается сцепление третьей, второй выключается и готовится четвертая. Наглядным примером является DSG от концерна VAG, второе название трансмиссии – преселективная коробка-автомат.

Это обеспечивает плавность переключения скоростей. Водитель даже не замечает этого, он просто жмет на педаль газа. Изменение передач можно проследить только по показаниям тахометра. Платой за комфорт является повышенное внимание к обслуживанию роботизированной АКПП.

Плюсы робота с двойным сцеплением

  1. Плавность переключение скоростей и начало движения автомобиля.
  2. Экономичность. Роботизированные КПП DSG прославились выдающимися показателями топливной экономии. Даже на бензине по трассе автомобиль потребляет не больше 5-6 литров на 100 километров в зависимости от объема двигателя.
  3. Хорошие динамические характеристики. Если сравнивать классический автомат или вариатор, то робот с двумя сцеплениями разгоняет машину до первой сотни километров быстрее своих конкурентов.

Недостатки роботизированного «автомата»

  1. Он требует большего внимания к себе. Частая замена масла, новый комплект сцепления может потребоваться на пробегах 60-70 тысяч. Если экономиться и забивать «болт» на обслуживание, то быстро может выйти из строя мехатроник.
  2. Большие расходы на обслуживание и ремонт. Комплект нового сцепления на DSG будет стоить от 20000 тысяч рублей без работы. Ремонт мехатроника от 10 до 35 тысяч рублей. Ремонт всего агрегата может обойтись от 11 до 120 тысяч, в зависимости от поломки.

Что лучше выбрать

В реалиях 2020 года лучшим выбором для покупки автомобиля является роботизированная коробка с двумя сцеплениями. Если рассматривать DSG, то на данный момент надежность этой автоматической коробки передач не уступает классическому автомату. Взамен вы получаете экономию топлива, плавность движения машины, отличную динамику.

Роботизированная автоматическая трансмиссия DSG

Пусть стоимость обслуживания и ремонта роботизированной трансмиссии от Volkswagen выше, чем других АКПП, но в перспективе они окупятся сэкономленным бензином и удовольствием от вождения.

Второе место – классическая гидротрансформаторная коробка передач. Она надежнее DSG, не такая требовательная к обслуживанию. Некоторые меняют в ней масло не по регламенту, а только тогда, когда она начинает «пинаться» и «уходить» в аварию. Это 100 и более тысяч километров. Но вы не получите той динамики, удовольствия и экономии.

Поделиться:

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/vidy-akpp

Источник https://autoexpertjournal.ru/akpp/

Источник https://avtoyoutube.ru/avtomaticheskaya-korobka-peredach.php