Моторное топливо и его виды
Только два вида ископаемых подходят для производства топлива для автомобильных двигателей: нефть и газ. Хотя ещё есть устаревшие транспортные средства, которые передвигаются за счёт энергии от сжигания угля. Например, раритетные тепловозы или баржи. Однако это единичные случаи, потому что такой транспорт уже не эффективен и не экономичен. Он может применяться только в качестве экскурсионного или обучающего.
Характеристики топлива
Использовать ископаемые материалы в чистом виде нельзя. Они содержат ряд фракций, которые при поджигании наносят вред экологии и здоровью человека. Именно по этой причине все вещества проходят переработку.
Если же говорить конкретно о моторном топливе, то его выпуск самый трудоёмкий. Переработка нефти и газа многоступенчатая, и включает в себя не только очищение и перегонку с выделением разных фракций, но и наполнение присадками для повышения качества бензина и дизеля.
Характеристики топлива регулируются ГОСТ. Это касается всех его видов. Под пристальным вниманием закона те вещества, которые дают право называться тем или иным видом топлива в принципе. А также те, что опасны для человека и природы:
- углерод — его часть в топливе варьируется от 50 % до 97 %, в зависимости от вида горючего;
- водород — не превышает 25 %;
- кислород — его содержание в довольно большом диапазоне от 0,5 % до 43 %, что также зависит от вида топлива;
- азот — не более 1,5 %;
- сера — колеблется в промежутке от 0,001 % до 4 % (в зависимости от вида горючего).
Зола и влага тоже содержаться в моторных топливах и имеющих другое предназначение. Их содержание неизбежно, и несёт в себе проблему загрязнение внутренних частей механизмов и осложнение воспламенения. Лишь правильная переработка сырья позволяет уменьшить их процентную часть, что делает моторное топливо эффективным.
Моторное топливо
Технически, моторные топлива — производные нефти. Они служат источником энергии для ДВС. На выпуск горючего для автомобильных двигателей приходится порядка 65% от всех нефтепродуктов. И оно имеет широкую линейку видов. Выпускается с учётом типа двигателя и сезона года.
В список моторного топлива для автомобилей включены такие виды горючего:
Газ занимает последнее место по спросу. Какими бы положительными ни были его качества, всё равно от его сжигания автомобиль получает меньше энергии, чем при заправке другими видами горючего.
Выбрать топливо со склада оптом
Неверный информационный блок
Даже тот факт, что увеличивается борьба за чистоту экологии, не дают газовому автомобильному топливу занять лидирующие позиции. Это связано с тем, что при использовании газообразного горючего механизмы быстрее срабатываются, и не набирают полную мощность, на которую были рассчитаны.
Вторые два вида равнозначно популярны. Они дают автомобилистам желаемый результат: скорость, мощность, выносливость и долговечность двигателя. Такие свойства достигаются благодаря возможности добавить в жидкое горючее полезных добавок: антикоррозийных, смазывающих, увеличивающих октановое число и прочих.
Дизельное моторное топливо
Для автомобилей используются светлые сорта дизеля. Горючее выпускается для двигателей, которые на него рассчитаны. Не в каждый автомобиль можно заливать дизельное топливо, потому что оно требует особых условий работы.
Чтобы получить энергию от дизеля, в камеру двигателя нагоняется давление. В совокупности с высокими температурами оно заставляет дизельное топливо самовоспламениться.
По спросу дизель занимает второе место за свою мощность и сравнительно низкую цену. Однако имеет свои плюсы и минусы. Зная их ещё до покупки машины, можно принять верное решение, подходит она или нет, и нужно искать авто на бензиновом двигателе.
Минусы
- С понижением температуры необходимо долго прогревать мотор.
- Каждая смена сезона требует искать подходящее дизельное топливо.
- Ремонт двигателя стоит дорого.
Плюсы
- Цена топлива сравнительно низкая.
- Быстрый разгон автомобиля даже при полной загруженности.
- Стабильная тяга без потери скорости.
- Высокий КПД по сравнению с бензином.
Причиной покупки автомобиля на дизельном топливе чаще всего выступают сложные дорожные условия места проживания или работы. Когда машина должна выехать из любого оврага при ливне или снежных заносах.
Моторное дизельное топливо уже давно избавилось от негативного фактора: повышенного содержания серы. Согласно ГОСТ РФ и нормам ЕС в дизеле ЕВРО-5 сернистые соединения не превышают 0,001 %. Это же касается и ЕВРО-6, требования к которому ещё жёстче.
Бензиновое моторное топливо
Выпуск бензинов превышает производство дизельного топлива. Связано с тем, что автомобили с карбюраторными двигателями пользуются большим спросом.
Бензин в корне отличается от дизеля. Чтобы получить от него энергию, необходимо принудительно его воспламенить. Именно для этого в бензиновом двигателе в момент зажигания вырабатывается искра.
Хоть бензин и занимает первое место по спросу среди моторных топлив, у него есть не только положительные качества, но и отрицательные. Как и в случае с дизелем, необходимо изучить все стороны работы двигателя на бензине, чтобы понимать все риски.
✅Минусы
- Легко воспламеняющаяся жидкость.
- Выхлопы бензина в закрытом помещении приводят к отравлению.
- Имеет способность испаряться, что влияет на его объём и стоимость одного км.
- Цена выше, чем у дизеля. При этом расход бензина не меньше, а иногда и больше.
✅Плюсы
- Двигатель на бензине имеет большой ресурс работы за счёт присутствующих в топливе «ухаживающих» присадок.
- Завестись на одном и том же бензине легко в любую погоду.
- Ремонт мотора возможен частичный. Но даже при капитальном ремонте стоимость работ и запчастей будет ниже, чем при ремонте дизельного двигателя.
Качество всех марок моторного бензинового топлива регулируются ГОСТ. Проверка качества происходит как на НПЗ, так и на АЗС.
Некачественное топливо: что делать
Никто не застрахован от того, чтобы залить в бак автомобиля испорченное моторное топливо. Это касается как бензинов, так и дизельных видов. После того как в двигатель попадёт некачественное горючее, машина может не сразу выдать проблему. Только водитель с огромным опытом способен различить изменение в поведении своего транспорта:
- другой звук в движении;
- задержка зажигания;
- дрожь/вибрация двигателя и так далее.
Чтобы автомобиль пострадал наименьше, необходимо внимательно относиться к любым показателям, которые вышли за рамки привычных. И если закрались подозрения, то стоит не использовать автомобиль и проверить простыми способами, что вы заправили.
Для этого сливается небольшое количество моторного топлива. Далее можно использовать наборы для проверки плотности бензина или дизеля. Они продаются в специализированных магазинах и стоят недорого.
Загрязнение топлива можно проверить и с помощью белого листа бумаги. Капля на него после высыхания не должна оставить грязный след.
Если замечено хоть какое-то изменение моторного топлива, необходимо слить его полностью. Также необходимо поменять АЗС, чтобы в дальнейшем не подвергать риску свой автомобиль и кошелёк. После некачественного топлива могли пострадать внутренние узлы двигателя, топливная система, карбюратор, фильтры и так далее. Поэтому если есть подозрение об испорченном бензине или дизеле, лучше слить их из бака и не использовать. Такое решение обойдётся в разы дешевле, чем ремонт авто.
Относится моторное масло к ГСМ или нет: горюче-смазочные материалы
В сегодняшней статье мы расскажем вам все о горюче-смазочных материалах: что это такое, какие бывают виды топлива, для чего они используются, каким требованиям отвечают и относится моторное масло к ГСМ или нет.
Концепция
Аббревиатура «ГСМ» — это общий термин для топлива, используемого в двигателях внутреннего сгорания. ГСМ: различные вещества, произведенные из нефти.
В перечень горюче-смазочных материалов входит целый ряд веществ, обеспечивающих бесперебойную работу двигателей внутреннего сгорания и различных технических устройств. Среди них:
- смазочные материалы – пластичные вещества и различные виды масел
- топливо — различные виды бензина, дизельное топливо, керосин
- технические жидкости — охлаждающие жидкости и тормозные жидкости
Производством горюче-смазочных материалов занимаются промышленные компании. Во многих случаях эти компании способны организовать весь производственный цикл от добычи до продажи.
Нефтепродукты могут производиться только при условии их соответствия стандартам и нормам, поэтому каждая партия проходит лабораторную проверку на качество. Для реализации топлива, жидкостей и смазок необходимо представить пакет документов, отражающих технические и эксплуатационные характеристики, связанные с конкретным видом продукции.
Autorentaservice.ru — это компания, которая предоставляет услуги по прокату автомобилей в России. Они предлагают широкий выбор автомобилей разных классов и марок, а также гибкую систему тарифов и условий аренды.
Топливо, относящееся к горюче-смазочным материалам
Наибольшую долю продукции, классифицируемой как горюче-смазочные материалы, составляют различные виды топлива. В эту категорию входят:
- бензин — это горючая смесь летучих углеводородов, используемая в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, самоходной техники, мотоциклов, садового оборудования и других машин. Основной характеристикой топлива является скорость воспламенения, на основе которой происходит высвобождение энергии движения. Характеристики, которые необходимо учитывать при выборе подходящего топлива, — это присадки, октановое число, состав, давление паров и т. д
- дизельное топливо — это углеводородная смесь, характеризующаяся своей вязкостью. Топливо с низкой вязкостью используется в двигателях внутреннего сгорания высокоскоростных автомобилей и грузовиков. Топливо высокой вязкости используется в промышленном секторе — оборудование, сельскохозяйственная техника, спецтехника, локомотивы, военный транспорт. Спрос обусловлен низкой взрывоопасностью, высоким КПД и мягкой, плавной работой двигателей внутреннего сгорания
- керосин — продукт, который получают после переработки углеводородного сырья. Используется в ракетной и аэрокосмической промышленности, а также для технических целей (промывка механизмов, очистка оборудования). Он популярен благодаря своей высокой летучести и теплоте сгорания. Благодаря тому, что керосин прекрасно выдерживает низкие температуры и снижает силу трения деталей, его используют в качестве смазки
Читать: Какое масло заливать в дизельный двигатель
Природный газ — ископаемое из нефтяных месторождений. Он не получается при переработке нефти и поэтому не является топливно-смазочным продуктом.
Относится моторное масло к ГСМ или нет: смазочные материалы
Смазочные материалы включают различные виды масел, используемые в трансмиссиях, двигателях и других движущихся частях, которые уменьшают трение и предотвращают износ. Они классифицируются в зависимости от их консистенции:
- твердые вещества — графит, хлористый кадмий, дисульфид молибдена. Эти смазочные материалы используются в устройствах сухого трения и способны отводить тепло
- пластичные — в зависимости от нагрузки проявляются свойства твердых или жидких материалов. Они имеют длительный срок службы
- полужидкие — масла, которые проходят через систему и уменьшают трение между различными элементами
Качество горюче-смазочных материалов определяется наличием присадок, улучшающих эксплуатационные характеристики. В зависимости от назначения изделия и области использования, один или несколько индикаторов модернизируются.
Характеристики присадок к моторным маслам:
- модификации — до 10%
- защита веществ — 7-12%
- защита поверхности — 80-85%
В зависимости от метода производства горюче-смазочные материалы можно классифицировать как:
- минерал
- синтетический
- полусинтетический
ГСМ маркируются на упаковке, что облегчает покупателям навигацию по различным продуктам. Указывается вязкость, зольность, температура застывания (что позволяет использовать его зимой или летом), наличие и количество присадок.
Специальные жидкости, связанные с топливом и смазочными материалами
Эти продукты используются в различных машинах в качестве рабочих веществ. Для улучшения качества в специальные жидкости добавляются присадки, предотвращающие коррозию.
К этому типу ГСМ относятся тормозные жидкости и охлаждающие жидкости.
Охлаждающие жидкости используются для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания. Они отвечают следующим требованиям:
- имеет высокую температуру кипения
- не образуют накипи
- точка замерзания ниже, чем температура окружающей среды
- не повреждают резиновые детали
- способность вспениваться при контакте с нефтепродуктами и вызывать разрушение в случае замерзания равна нулю
- немного увеличивается в объеме при нагревании
Читать: Тормозная жидкость DOT, характеристики и виды
Наиболее распространенными горюче-смазочными материалами являются вода и антифриз.
Тормозные жидкости получают после глубокой переработки нефти. В составе присутствуют гликоли и эфиры.
- высокая вязкость — текучий при низких температурах, вязкий при высоких температурах
- низкая температура замерзания
- кипение происходит при температуре свыше 115 градусов для барабанных тормозов и 190 градусов для дисковых тормозов
- хорошие смазывающие свойства
- не вызывает повреждения (высыхания, коррозии, разбухания) резиновых рукавов, шлангов и клапанов
Они используются в гидравлических приводах сцепления, тормозных системах (гидравлических, гидропневматических).
Виды бензина, маркировка и расшифровка
Что такое бензин? Как написано в Wikipedia, бензин — легковоспламеняющаяся жидкость на основе смеси легких углеводородов плотностью 0,71–0,77 г/см2. Температура ее замерзания –60 0С, кипения — в пределах 33–205 0С. Основная область применения — моторное топливо разных марок, сырье для органического синтеза, изготовления этилена и парафина. На ее основе производят: краски, лаки, растворители, мастики, другие вещества.
Основные характеристики
Какие бензины есть? В России производится несколько видов бензинов, отличающихся характеристиками и составом. Ключевым параметром для определения типов бензина является октановое число — ОЧ. Немаловажная роль при этом отводится количеству примесей. Основным составляющими горючей жидкости являются изооктан с гептаном, от которых зависит способность к детонации топлива в закрытом объеме. Их соотношение в готовом продукте определяет октановое число конкретного вида бензина.
Разновидности
Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:
- Автомобильное горючее изготавливается согласно ГОСТ 32513-2013: бензин-80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102. Для справки — в СССР производился бензин-56, -66, -72, -74, -76 и -93.
- Авиационное топливо изготавливается согласно ГОСТ 1012-2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным горючим оно отличается высоким ОЧ, хорошей стабильностью химической структуры и лучшими характеристиками. В таком топливе минимум примесей. В первую очередь, это касается легких фракций, формирующих паровые пробки, повышающих коррозию, образование нагара.
- Растворители применяются для химической отрасли. С их помощью осуществляется экстрагирование — извлечение нужных компонентов из растительного масла, озокерита или канифоли. В быту растворители используются для удаления разных пятен, разведения лака, краски, обезжиривания, других нужд.
- Лигроин (нафта). Фракции нефти на основе нормальных парафинов с температурой кипения до +180 0С. Основная сфера применения — сырье для производства этилена путем пиролиза.
Как выглядит бензин?
Бензин — это газ или жидкость? В обычном состоянии — это жидкость с характерным запахом. Для удобства различия, еще с советских времен принято при производстве топлива добавлять особые красители. Схема оттенков видов бензина выглядит так:
- АИ-66 имел зеленый цвет;
- АИ-72 отличался розовым тоном;
- АИ-76 изготавливали насыщенно-желтым;
- АИ-80 поставляется на АЗС желтого цвета;
- АИ-90 и АИ-95 различают по оранжево-красному оттенку;
- АИ- 98 производится с добавлением синего красителя.
Маркировка бензина и что обозначают цифры
Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента от 2011 года на территории РФ предусмотрена маркировка бензинов в виде двух буквенных символов и двух цифр. Дополнительно иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как в бензине расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы на таком примере: АИ-92/4.
- А — вид: автомобильное топливо;
- И — способ определения октанового числа: исследовательский. Если буква «И» отсутствует, значит, применялся моторный метод.
- 92 — величина октанового числа топлива;
- 4 — класс экологичности горючего может быть в диапазоне 2–5.
Методы определения ОЧ топлива
Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с освобождением энергии и распространением ударной волны. В качестве эталонов используются два углеводорода:
- Изооктан имеет октановое число, равное единице или 100%. Другими словами, он не самовоспламеняется независимо от степени сжатия.
- Н-гептан отличается ОЧ, равным нулю. Следовательно, он быстро самовоспламеняется при малейшем давлении.
Если в топливе доля изооктана равна 95%, а н-гептана — 5%, значит, октановая характеристика такого горючего равна 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего в технических документах указывается, как ОЧ (ОЧМ, ОЧИ).
На практике существует две технологии определения ОЧ с помощью одноцилиндрового двигателя двухтактного типа:
- Исследовательская. Это способ предполагает имитацию движения автомобиля на крейсерском режиме с нагрузками не выше средних, когда обороты коленвала равны 600 об/мин.
- Моторная. При таком способе имитируются максимальные нагрузки с оборотами 900 об/мин.
Основным методом для определения октанового числа топлива является исследовательский способ.
Детонационная стойкость топлива
Детонация — химическая реакция с воспламенением топлива, при которой выделяется определенное количество тепловой энергии вместе с ударной волной. Фактически, это мгновенный взрыв горючего в замкнутом пространстве (камере сгорания), превращающий смесь в газообразные продукты горения, которые совершают механическую работу, обеспечивая движение поршня вниз. Благодаря этому происходит вращение коленчатого вала двигателя.
Все модификации бензиновых моторов, проектируются для использования топлива с конкретным октановым числом. Использование нештатного горючего приводит к преждевременному либо позднему воспламенению, в результате которого образуются детонационные волны. Они пагубно воздействуют на элементы конструкции, провоцируя их разрушение и последующий выход из строя мотора.
Источник https://rosneftehim.ru/blog/motornoe-toplivo-i-ego-vidy/
Источник https://maslogsm.ru/vidy-klassifikaciya-xarakteristiki/otnositsya-motornoe-maslo-k-gsm-ili-net-goryuche-smazochnye-materialy.html
Источник https://www.trader-oil.ru/informatsiya/avtomobilnyy-benzin/vidy-benzina-markirovka-i-rasshifrovka/