Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

Содержание

Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

К самым востребованным нефтепродуктам относится дизельное топливо (ДТ, дизтопливо). Применяется в качестве горючего во многих сферах. Ввиду экономичного расхода по спросу не уступает, а иногда даже превосходит бензин. В связи с этим предлагаем подробнее изучить, что такое дизельное топливо, из чего и как его производят, а также марки и сферы применения.

Состав дизельного топлива

Если рассматривать, из чего делают дизельное топливо, то однозначно можно сказать – из нефти. В составе продукта смесь углеводородов:

  • Парафиновых – до 10-40%. Алканы и нефтяные парафины с 18-35 атомами водорода и углерода.
  • Нафтеновых – 20-60%. Циклоалканы – циклические насыщенные углеводороды, преимущественно циклогексан и циклопентан.
  • Ароматических – 15-30%. Арены – органические циклические соединения с ароматической системой – бензольным кольцом: 6 углеродно-водородными группами в углах молекулярного шестиугольника. Такие углеводороды входят в состав многих конечных продуктов, получаемых при переработке нефти.

Дополнительно дизтопливо может содержать смолы, соединения серы, вода, механические примеси, а также красители (кроме зеленого и голубого) и вещества-метки. Допускается добавление присадок, но не металлосодержащих (не касается антистатических). Конкретный химический состав зависит от ряда факторов:

  • места добычи нефти;
  • температуры перегонки;
  • добавленных присадок, меняющих характеристики и состав.

На что влияет состав дизельного топлива

Содержание углеводородов и других веществ влияет на свойства и особенности применения дизтоплива:

  • Стойкость к низким температурам. Максимальные показатели принадлежат зимнему и арктическому дизтопливу. Чтобы этого добиться, в состав добавляют тяжелые углеводороды.
  • Износ двигателя. Происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов, смол и других примесей.
  • Испаряемость. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряется дизтопливо и сложнее происходит воспламенение.
  • Вязкость. Определяет возможность использовать дизтопливо при отрицательной температуре. Чем больше парафиновых углеводородов, тем быстрее кристаллизуется (застывает) топливо: летнее – при -10 °C, а густеет уже при -5 °C. Чтобы снизить температуру застывания, дизель подвергают депарафинизации – очищению от парафинов. Чем их меньше, тем более сильные холода может выдержать нефтепродукт.
  • Цетановое число. Определяет степень воспламеняемости горючего в цилиндре. Чем больше парафинов, тем выше цетановое число и больше показатель воспламеняемости.

Технология производства дизельного топлива

Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.

Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C. Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности.

Установка для производства дизельного топлива

Установка для производства дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
  • Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
  • Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.

Как работают ректификационные колонны

Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.

Какие виды дизельного топлива существуют

Дизтопливо классифицируется по сезону, когда его рекомендовано использовать. Разница заключается в максимальной температуре, до которой применение нефтепродукта не приводит к засорению топливной системы из-за кристаллизации. Если говорить о том, какие марки дизельного топлива выпускает наша промышленность, то это будут:

  • Летнее дизельное топливо (Л). Предназначено для использования при температуре от -5 °C и выше.
  • Межсезонное (Е). Используется при температуре окружающего воздуха от -15 °C и выше.
  • Зимнее (З). Рекомендовано для применения при температуре до -25 °C и до -35 °C (в зависимости от реальной температуры фильтруемости, о которой пойдет речь ниже).
  • Арктическое (А). Применяется при температуре от -45 °C и выше, оптимально для использования в суровом климате.

Зимнее дизтопливо можно получить путем добавления в летнее специальных депрессорных присадок, которые снижают температуру застывания и незначительно влияют на температуру предельной фильтруемости. Самый дорогой способ получения арктического топлива – депарафинизация летнего, т. е. очищение от парафинов, выступающих причиной кристаллизации при низкой температуре окружающей среды.

Какие виды дизельного топлива бывают по экологичности:

  • Евро 3. Устаревший стандарт ДТ, бывший актуальным до 2006 года. Сегодня вытеснен с производства, поскольку не удовлетворяет новым требованиям.
  • Евро 4. Все ввозимые в Россию транспортные средства с 2013 года должны соответствовать минимум стандарту Евро 4. Но нужно учитывать, что в ближайшем будущем международное сообщество намерено отказаться и от этого стандарта.
  • Евро 5. Действует с 2009 года, считается обязательным для всех дизельных автомобилей, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В России этот стандарт тоже действует как в отношении ввозимого транспорта, так и в отечественном автомобилестроении.
  • Евро 6. Новый стандарт, введенный в Европе с 2015 года. В соответствии с ним были созданы новая схема рециркуляции выхлопов EGR, система селекции газов SCR и сажевые фильтры. За счет этого в выхлопах содержатся только вода и безвредные газы. На территории России стандарт пока не действует.

Дополнительно дизтопливо классифицируется на экологические классы, зависящие от содержания серы:

  • К2 – не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
  • К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
  • К5 – менее 10 мг/кг (вид III).

Основные характеристики дизельного топлива

Теперь ответим на вопрос, чем характеризуется дизельное топливо. К главным параметрам горючего относятся:

  • цетановое число;
  • плотность;
  • вязкость;
  • температура вспышки;
  • массовая доля серы;
  • зольность;
  • кислотность;
  • содержание воды;
  • предельная температура фильтруемости.

Цетановое число

Если для бензина основная характеристика – октановое число, то для дизельного топлива – цетановое. В бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, а в дизеле – от силы сжатия. Оба числа отражают, насколько быстро топливовоздушная смесь воспламеняется в цилиндрах двигателя. По-простому это задержка по времени между поступлением смеси в цилиндры и ее зажиганием от сжатия.

Цетановое число варьируется в пределах 40-55, оптимальное значение составляет 48-51, а минимальное рекомендованное в соответствии с п. 5.2 ГОСТ 305-2013 для всех марок равно 45. При значении менее 40 горючее считается некачественным. Двигатель в таком случае будет работать нестабильно, что проявится в падении мощности и детонации. Повышенное цетановое число – тоже не норма. При уровне более 60 топливовоздушная смесь просто не успевает сгорать в цилиндрах, что ведет к повышенному расходу и увеличению дымности выхлопов.

Читать статью  Самая выгодная топливная карта для юридических и физических лиц в 2023 году

В Европе цетановое число должно быть не менее 54-56, а в России стандарты менее строгие, допускают использование топлива с числом 45 (для зимнего ДТ). Метод испытания для определения показателя должен отвечать требованиям ГОСТ 32508-2013.

Как цетановое число определяет степень воспламеняемости

Как цетановое число определяет степень воспламеняемости

Плотность

Показатель плотности определяет объем топлива в генераторе. При достаточной плотности горючее способствует большему выделению тепловой энергии. Нормативные значения для дизтоплива при 15 °C составляют не более:

  • 863,4 кг/м3 – для летнего и межсезонного дизтоплива;
  • 843,4 кг/м3 – для зимнего;
  • 833,5 кг/м3 – для арктического.

Кинематическая вязкость

Под вязкостью понимают способность топлива противостоять перемещению одного слоя относительно другого. В технических характеристиках обычно указывается кинематическая вязкость. От нее зависит то, насколько результативным будет распыление топлива. Если вязкость превысит установленную норму, то горючее будет распыляться некачественно. В результате повышается риск преждевременного износа и увеличенного истирания деталей.

Значения вязкости при 20 °C для разных видов дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:

  • 3-6 мм2/с – для летнего и межсезонного;
  • 1,8-5 мм2/с – для зимнего;
  • 1,5-4 мм2/с – для арктического.

Температура вспышки в закрытом тигле

Безопасность использования дизтоплива определяется температурой вспышки. В соответствии с ГОСТ 305-2013 она ограничивается следующими значениями:

  • Для дизелей общего назначения – 40 °C для всех марок дизтоплива.
  • Для тепловозных, судовых и газотурбинных двигателей – 62 °C для летнего и межсезонного дизельного топлива, 40 °C – для зимнего, 35 °C – для арктического.

Массовая доля серы

Содержание серы в разных видах нефтепродуктах сегодня строго нормируется. Это связано с усиленной борьбой за экологию. Сера опасна для окружающей среды, а также приводит к образованию коррозии, повышенному нагару и износу внутренних элементов двигателя и топливной системы.

Массовая доля сернистых соединений ограничивается 2000 мг/кг. Но при производстве дизтоплива нужно учитывать, что при слишком низком уровне серы горючее теряет свои смазочные свойства. В таком случае в состав топлива обязательно добавляются специальные смазывающие присадки.

Зольность

При сгорании топлива образуется зола, содержащая минеральные вещества. Попадая в места между трущимися деталями, она вызывает усиленный износ. Особую опасность представляет кварц, приводящий к абразивному износу прецизионных элементов топливного насоса и форсунок. По этой причине уровень зольности тоже ограничивают. Для дизтоплива она составляет не более 0,01%.

Кислотность

По ГОСТ 305-2013 кислотность KOH на 100 см3 составляет не более 5 мг. Это важно, поскольку кислоты приводят к коррозии деталей двигателя и топливной системы. Подобный процесс вызывают минеральные кислоты и щелочи, используемые при производстве дизтоплива. Их нельзя удалить полностью, поэтому количество подобных веществ ограничивают.

Вода в составе дизельного топлива содержится во взвешенном состоянии и в виде эмульсии. Капельки заполняют поры хлопчатобумажных фильтров, прекращая доступ топлива к насосу. При снижении температуры до уровня ниже 0 °C вода замерзает, и мелкие кусочки льда тоже забивают фильтры и топливопроводы.

В связи с этим максимальное содержание воды по ГОСТ 305-2013 составляет 200 мг/кг. Превышение этого показателя приводит к тому, что вода отслаивается и собирается в нижней части, поскольку имеет более высокую плотность. Из-за образования водяной пробки в магистрали блокируется работа двигателя.

Предельная температура фильтруемости

Предельная температура фильтруемости определяется в соответствии с ГОСТ 22254-92 и ГОСТ EN 116-2013. По ГОСТ 305-2013 показатель составляет:

  • не выше -5 °C – для летней марки;
  • не выше -15 °C – для межсезонной;
  • не выше -25 °C (по ГОСТ 22254-92) и -35 °C (по ГОСТ EN 116-2013) – для зимней;
  • не выше -45 °C – для арктической.

Как определяют предельную температуру фильтруемости

Как определяют предельную температуру фильтруемости

Для районов с умеренным климатом установлена классификация дизтоплива на сорта с разной предельной температурой фильтруемости:

  • А (+5 °С),
  • B (0 °С),
  • C (-5 °С),
  • D (-10 °С),
  • E (-15 °С),
  • F (-20 °С).

Таким образом, говорят про дизельное топливо сорта F и что это такое, можно сказать, что это горючее с предельной температурой фильтруемости -20 °C. К летним маркам относятся A, B, C, D, к межсезонным – E и F.

Для районов с холодным климатом горючее разделяется на другие классы, различающиеся температурой помутнения и предельной температурой фильтруемости. К зимним маркам относятся классы 0-3, к арктическим – 4.

Марки дизельного топлива: в чем принципиальная разница?

В сегодняшней статье мы выясним, какие существуют марки дизельного топлива, а также, что оно, вообще, из себя представляет.

Дизельное топливо — это разновидность жидкого углеводородного топлива, получаемого из нефтепродуктов, методом перегонки и сортировки отдельных фракций (керосиново-газойлевых). Существует более 160 лет (с 1857-го!), его также называют соляркой, солнечным маслом, дизелем, дизтопливом. К слову этилированный бензин появился в 20х годах XX века.

Фракция – часть какого-либо вещества.

На самом деле, называть дизельное топливо «соляркой», не совсем корректно. Последняя является продуктом прямой перегонки. Она более вязкая, имеет более высокую температуру кипения, низкое цетановое число, содержит серу в большем количестве. Дизель же – это комплекс парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, очищенный, экологичный, с различными присадками.

Сегодня дизель занимает вторую строчку в мировом рейтинге моторных горючих жидкостей для легковых автомобилей (после бензина).

Область применения

Рассмотрим, в каких сферах используется дизтопливо:

  1. В качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания железнодорожного и грузового транспорта (автобусы, грузовики, военная техника, тяжелые машины в промышленности);
  2. В сельском хозяйстве для заправки техники, электрогенераторов;
  3. Как топливо для дизельных легковых автомобилей, строительной техники, судов;
  4. Солярку применяют в качестве котельного горючего, для пропитки кож, обработки металлов (термической, механической), в смазочно-охлаждающих продуктах и т.д.

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.
Читать статью  Логист - построение оптимального маршрута по нескольким точкам

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Требования к дизелю

Ну что же, выше мы рассмотрели распространенные маркировки дизелей по ГОСТу и их основные понятия.

Далее, кратко обозначим ключевые требования к дизелю, в обязательном порядке указываемые в паспортах качества каждой марки:

  • Температурные условия применения;
  • Цетановое число;
  • Содержание серы в мг/кг (экологический класс);
  • Смазывающая способность;
  • Предельная t фильтруемости;
  • Температура вспышки;
  • Содержание водорастворимых кислот и щелочей, йода, воды, зол;
  • Плотность субстанции;
  • И др. параметры.

Теперь вы разбираетесь в марках и видах дизельного топлива, не хуже технических мастеров на производстве. Отдельно упомянем про, так называемое, городское дизтопливо. В него добавляют специальные антидымные присадки, сокращающие токсичность выхлопов, минимум, на 30%. Также выделяют биодизель, близкий по свойствам к углеводородной смеси, но являющийся комплексом метиловых эфиров жирных кислот.

Надеемся, материал оказался для вас полезным!

Дизельное топливо, марки и классы топлива, требования по гост

Дизельное топливо

Дизельное топливо, марки и классы топлива, требования по гост.

Поделиться в:

Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо, используемое в дизельных двигателях, воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.

Дизельное топливо:

Дизельное топливо (дизтопливо, diesel fuel) – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.

Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо , используемое в дизельных двигателях , воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.

Дизельное топливо – это горючая смесь различных углеводородов , получаемая при переработке нефтей и газовых конденсатов, как правило, путем прямой перегонки, и имеющая температуру кипения 200-350 °С.

Дизельное топливо внешне представляет собой прозрачную жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания смол).

Не растворяется в воде и не смешивается с ней. Огнеопасно. Токсично.

Дизельное топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Дизельное топливо марок Л, Е, З и А представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Температура самовоспламенения дизельного топлива:

– марок Л, Е – 300 °С;

Температурные пределы воспламенения дизельного топлива:

– марок Л и Е: 69 °С (нижний) и 119 °С (верхний),

– марки З: 62 °С (нижний) и 105 °С (верхний),

– марки А: 57 °С (нижний) и 100 °С (верхний).

Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом – от 2 % об. до 3 % об.

Удельная теплота сгорания дизельного топлива 42,7 МДж/кг.

Плотность дизельного топлива от 800 до 878,4 кг/м 3 .

В России действуют ГОСТ «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия», ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту » ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия», которые устанавливают требования и нормы к качеству дизельного топлива.

Марки, сорта и классы дизельного топлива:

В соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» в зависимости от условий применения установлены следующие марки дизельного топлива:

– Л – летнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;

– Е – межсезонное дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше;

– З – зимнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 35 °С);

– А – арктическое дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.

В свою очередь в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» дизельное топливо ЕВРО подразделяется на сорта и классы:

– марки Л – на сорта А, В, С, D;

– марки Е – на сорта Е, F;

– марки З – на классы 0, 1, 2, 3;

– марки А – на класс 4.

Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» в зависимости от климатических условий применения (З, А) и предельной температуры фильтруемости (минус 32, 38, 44, 48, 52) подразделяется на группы:

Обозначение для дизельного топлива включает в себя:

– для летнего дизельного топлива (марки Л) – марку, температуру вспышки и экологический класс топлива. Например, ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Л-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5 по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009);

– для межсезонного дизельного топлива (марки Е) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Е-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Е-К5 по ГОСТ Р 52368-2005;

– для зимнего дизельного топлива (марки З) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-З-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-3-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013;

– для арктического дизельного топлива (марки А) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-А-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-А-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.

Экологический класс дизельного топлива:

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены экологические классы дизельного топлива: К2, К3, К4 и К5.

Экологический класс дизельного топлива – это классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности дизельного топлива.

Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены следующие требования и нормы к экологическим классам дизельного топлива:

Характеристики дизельного топлива* Единица измерения Нормы в отношении экологического класса
К2 К3 К4 К5
Массовая доля серы, не более мг/кг 500 350 50 10
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: °С
для летнего и межсезонного дизельного топлива 40 40 55 55
для зимнего и арктического дизельного топлива 30 30 30 30
Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше °С 360 360 360 360
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более % 11 11 8
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее 45 51 51 51
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее не опре-
деляется
47 47 47
Смазывающая способность, не более мкм не опре-
деляется
460 460 460
Предельная температура фильтруемости, не выше: °С
летнее дизельное топливо не определяется не определяется не определяется не определяется
дизельного топлива зимнего** минус 20 минус 20 минус 20 минус 20
дизельного топлива арктического минус 38 минус 38 минус 38 минус 38
дизельного топлива межсезонного*** минус 15 минус 15 минус 15 минус 15
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
Читать статью  Учет ГСМ-2022: какие документы нужны для подтверждения расходов, как рассчитать нормировку и компенсировать ГСМ сотрудникам

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение дизельного топлива ЕВРО экологического класса К5.

Требования к качеству дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

** Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств».

Кроме того, дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

[1] ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме
[2] СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты . Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом
[3] ЕН ИСО 5165:1998* Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя
[4] ЕН 15195:2007 Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема
[5] ЕН ИСО 3104:1996 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
[6] АСТМ Д 445-12 Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)
[7] ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[8] ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
[9] СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[10] ЕН ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[11] ЕН ИСО 14596:2007 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[12] ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии
[13] ЕН ИСО 20847:2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии
[14] ЕН ИСО 6245:2002 Нефтепродукты. Определение зольности
[15] АСТМ Д 482-13 Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах
[16] ЕН 12662:2008 Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах
[17] ЕН ИСО 12937:2000 Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру
[18] ГОСТ P 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
[19] ГОСТ P ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
[20] EH ИСО 12185:1996 Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке
[21] АСТМ Д 1298-12 Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром
[22] ACTM 4052-11 Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера
[23] ГОСТ P 8.580-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
[24] EH ИСО 4259:2006 Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний
[25] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)
[26] ИСО 3170:2004 Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб
[27] ЕН ИСО 3171:1999 Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода
[28] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)
[29] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)
[30] Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Требования к качеству дизельного топлива ЕВРО:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо ЕВРО в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

2) Предельное значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.

3) Данное требование распространяется на дизельное топливо, содержащее более 2% об. метиловых эфиров жирных кислот.

4) Показатель 16 определяют только при введении метиловых эфиров жирных кислот в топливо.

Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям стандарта [38].

Летнее и межсезонное дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:

Наименование показателя Значение показателя для сорта Метод испытания
А В С D Е F
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше 5 0 Минус 5 Минус 10 Минус 15 Минус 20 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116**
* На территории Республики Казахстан установлены значения для межсезонного топлива не выше минус 5°С.

Зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:

Наименование показателя Значение для класса Метод испытания
0 1 2 3 4
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше Минус 20 Минус 26 Минус 32 Минус 38 Минус 44 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116**
2. Температура помутнения, °С, не выше Минус 10 Минус 16 Минус 22 Минус 28 Минус 34 По стандарту [40]
3. Плотность при 15°С, кг/м 3 800,0-845,0 800,0-845,0 800,0-840,0 8000-840,0 800,0-840,0 По стандартам [7]-[11], ГОСТ 31392
4. Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с 1,500-4,000 1,500-4,000 1,500-4,000 1,400-4,000 1,200-4,000 По стандартам [34], [35], ГОСТ 33
5. Цетановое число, не менее 49,0 49,0 48,0 47,0 47,0 По ГОСТ 32508(на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2], [3], [4]
6. Цетановый индекс, не менее 46,0 46,0 46,0 43,0 43,0 По стандартам [5], [6]
7. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [36]
до 180°С перегоняется, % об., не более 10 10 10 10 10
до 360°С перегоняется, % об., не менее 95 95 95 95 95
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 55 55 40 30 30 По стандарту [22], ГОСТ 6356
* На территории Республики Казахстан установлены значения для зимнего топлива не выше минус 15°С при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше.

Для улучшения эксплуатационных свойств дизельное топливо ЕВРО допускается использовать присадки, не причиняющие вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо ЕВРО не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

Требования к качеству зимнего и арктического дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Зимнее и арктическое дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

Источник https://www.trader-oil.ru/informatsiya/dizelnoe-toplivo-info/chto-takoe-dizelnoe-toplivo/

Источник https://avtodigitals.ru/marki-dizelnogo-topliva/

Источник https://xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai/dizelnoe-toplivo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *