Наши первые «автоматы»

Советские авто с АКПП — неужели такие были?

Автомобили из советских времен отличались простотой конструкции, ремонтопригодностью, неприхотливостью в обслуживании и эксплуатации. Все лучшие технические достижения вобрали в себя машины представительского класса, которые использовали правительственные официальные лица и организации. На них и устанавливались автоматические коробки передач.

Выпускались и другие транспортные средства более простого класса, которые оснащались АКПП. Несмотря на небольшое количество, теоретически их могли приобрести даже обычные граждане СССР.

Модели советского автопрома с автоматом

Сегодня на российский автомобильный рынок выходят две новинки. Это традиционный УАЗ Патриот, а также Lada XRAY Cross. В первом случае в качестве автомата выступает классическая гидромеханика, во втором – вариатор. Эти транспортные средства не являются абсолютными первооткрывателями, поскольку еще шестьдесят лет назад появились авто с двумя педалями.

Волга 21

Эта машина стала первым советским серийным экземпляром, который оснащался автоматической гидромеханической коробкой переключения передач. С 1957 до 1959 года было выпущено около 1500 автомобилей.

Черная Волга 21

Селектор в этой модели, индикация выбранного режима располагался на рулевой колонке.

Практика показала, что такая трансмиссия требует особого внимания при обслуживании. Из-за капризности, низкой практичности автоматов от них довольно быстро отказались.

В нынешние времена найти такой автомобиль практически невозможно.

Панель управления Волга 21

АКПП: советы по обслуживанию и эксплуатации
В прошлом автоматическая коробка передач была опцией на премиальных автомобилях. Сегодня автомат получил большое…

ЗИЛ-111

Данный автомобиль представительского класса оснащался двухступенчатой гидромеханической трансмиссией.

Черный ЗИЛ-111

Выбирать режим езды здесь можно было при помощи кнопок, которые располагались слева от рулевой колонки. Все модификации этой модели оснащались АКПП. Их выпуск продолжался с 1958 по 1967 год.

Коробка автомат ЗИЛ-111

АКПП: все плюсы и минусы передачи
Продажи новых автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, неуклонно растут. При этом увеличивается…

Москвич 3-5

В 1975 году на заводе АЗЛК был выпущен прототип машины Москвич 3-5, на который устанавливалась автоматическая коробка передач с тремя ступенями.

Москвич 3-5 1975 года

На него устанавливался силовой агрегат объемом 1,5 литра мощностью 50 л. с. Авто получило оригинальный интерьер салона, головную оптику, мелкоячеистую решетку радиатора.

Инженеры-конструкторы приложили максимум усилий для создания этой технической новинки. Для 70-х годов модель была признана передовой. Несмотря на это, дело до конвейера так и не дошло.

С другой стороны, некоторые наработки использовались на других автомобилях АЗЛК и ИЖ. К сожалению, в их числе не было АКПП.

Читать статью  КПП ВАЗ 2109 5 ступка — устройство, схема

Руль и панель приборов Москвич 3-5

ВАЗ-2103

На европейских заводах для некоторых стран ВАЗ выпускал автомобили моделей 2101, 2103, 2105 с автоматической трансмиссией. Одна из них, ВАЗ 2103, имеет экспортное название Lada 1500S Automatic.

Жигули ВАЗ 2103

Она оснащается силовым агрегатом объемом 1,3 литра, мощностью 64 л. с. АКПП под названием ТН 180 имела три ступени и выпускалась под заказ компанией General Motors.

Руль и консоль ВАЗ-2103

Этот агрегат получил достаточную популярность у американских и европейских автомобилистов. Его устанавливали на машины с задним приводом. В Советском Союзе данная модификация авто не получила широкого распространения.

Фатальная ошибка при пересадке с механики на АКПП
Управление автомобилем, оснащенным АКПП, значительно отличается от езды на «механике». У водителей с опытом езды на…

Почему так и не был налажен массовый выпуск

На сегодняшний день найти советский автомобиль с автоматической коробкой переключения передач практически невозможно. У самой массовой модели ГАЗ-21 был шанс развиваться, совершенствуя автомат.

В реальности из-за особых требований по обслуживанию, эксплуатации сами потребители отказывались от АКПП, заменяя ее обычной более понятной механикой.

Ориентируясь на спрос автолюбителей, от сложной и непонятной автоматической трансмиссии отказались автомобильные предприятия.

Таким образом, технически более совершенный автомат не прижился в Советском Союзе. Широкую популярность получили простые надежные авто, которые легко заводятся с толкача, ремонтируются подручными средствами, используют дешевый бензин, смазочные материалы.

Наши первые «автоматы»

Валерий Чусов

Первые советские гидромеханические передачи (ГМП) появились еще до Великой Отечественной войны. В Ленинграде А.П. Кудрявцев в 1929 году испытал первую отечественную гидромуфту. Правда, в Политехническом институте и на заводе «Русский дизель» он занимался главным образом судовыми трансмиссиями. Первый гидротрансформатор в СССР тоже был создан не автомобилистами – его изготовили в тепловозной лаборатории МВТУ имени Н.Э. Баумана под руководством И.Ф. Семичастного. Автомобильные гидропередачи начали разрабатывать в НАМИ в 1939 году. Как раз тогда, когда в США появилась первая серийная легковая модель с «автоматом». Автобусы же с гидромеханическими передачами выпускались в Европе и США с 1933 года.

Автомобиль Чайка

Гидравлический преобразователь

Впрочем, и самые первые гидромуфты и гидротрансформаторы были разработаны Германом Феттингером именно для судовых приводов. Уж очень большими и тяжелыми они получались. Поначалу гидропередачи предназначались для смягчения нагрузки на паровую турбину при запуске. Отсутствие механической связи как раз и обеспечивало защиту двигателя от перегрузок и плавное изменение крутящего момента. В 1905 году Феттингер запатентовал гидротрансформатор. В нем три колеса: насосное, соединенное с двигателем, турбинное, которое вращает выходной вал, и неподвижный реактор (или статор). Внутри у них лопасти. При вращении насосного колеса жидкость не только перемещается по кругу относительно оси гидротрансформатора, но и смещается к краю под действием центробежной силы. Затем оно попадает на лопасти турбинного колеса и вращает уже его. Благодаря наличию неподвижного реактора направление движения жидкости меняется, и при изменении скорости вращения насосного колеса также меняется и крутящий момент. Именно потому этот узел называется гидротрансформатором – он трансформирует крутящий момент. И чем больше разница скорости вращения насосного и турбинного колес, тем значительнее увеличивается момент. Идеально для трогания, когда сопротивление движению максимально.

Читать статью  Сцепление Лачетти

Тогда же, 24 июня 1905 года, была подана заявка на более простую гидромуфту (отличается от гидротрансформатора отсутствием реактора, поэтому не меняет крутящий момент, но обеспечивает его плавную передачу).

В автомобилестроение гидропередача пришла не сразу. Для создания автоматической трансмиссии пришлось ждать появления коробок передач, которые можно автоматизировать. Лучше всего на эту роль подошли планетарные, они и были применены в США в первом легковом «автомате» Hydramatic в 1939 году. Правда, там использовалась гидромуфта, фактически выполнявшая роль сцепления. Гидротрансформатор появился в другой трансмиссии GM, Dynaflow, которую впервые предложили в 1947 году для автомобилей Buick 1948 модельного года.

На основе американских конструкций были созданы АКП в разных странах мира, в том числе в СССР. Гидромеханические передачи в течение 20 лет до возникновения вариатора оставались единственным массовым типом «автомата» в мире. Да и позднее, до начала нового века, только ГМП могли передавать большой крутящий момент, вариатор оставался уделом компактных, не очень мощных моделей. Неудивительно, что и сейчас многие считают гидромеханическую передачу «настоящей АКП» в отличие от вариатора и «робота».

Неудачный дебют

Первыми серийными автоматическими коробками передач в СССР были оборудованы «Волги». Судя по тому, что их устанавливали на модификацию ГАЗ М-21 без дополнительных буквенных индексов, предполагалось, что именно АКП станет основной трансмиссией для этой модели. Однако в итоге в 1957–1958 годах выпустили 700– 800 М-21 (позже ГАЗ-21), а все остальные из 30 тыс. «Волг» первой серии (тех, что со звездой на облицовке) были с механической трансмиссией. Историк Олег Полажинец считает, что еще около 800 «Волг» с «автоматом» сделано во второй серии. В общей сложности около полутора тысяч машин – совсем немного. Вероятной причиной, по мнению профессора МАМИ Валерия Селифонова, был… демократизм тогдашнего руководства страны. Вместо того чтобы сконцентрировать автомобили с принципиально новым агрегатом в нескольких крупных автохозяйствах, где можно было бы отработать их эксплуатацию и набрать опыт, машины разбросали по всей стране. Для механиков обслуживание невиданной ранее конструкции стало проблемой. Автомобили быстро выходили из строя, запчастей не хватало и ждать их приходилось долго. В результате АКП на легковых машинах в СССР так и остались принадлежностью моделей высшего класса.

Читать статью  Ремонт АКПП

Автомобиль Волга

Только для избранных

Эксплуатацию ГАЗ-13 и, в частности ЗИЛ-111, усложняло возникновение проблем из-за слабой подготовки механиков. Если предшественники этих моделей ЗИМ и ЗИС-110 использовались нередко в качестве такси и на их основе также делали санитарные автомобили, то новые модели предназначались для высокопоставленных чиновников. Объемы выпуска легковых ЗИЛов не превышали пары десятков в год. Все машины относились к Гаражу особого назначения, а для их обслуживания привлекались специалисты ЗИЛа. Да и ГАЗ-13 не назовешь массовой моделью: за более чем 20 лет было сделано 3189 экземпляров.

Опытные разработки АКП для массовых автомобилей в СССР шли постоянно – о некоторых из них мы писали в предыдущем номере. Большинство из них были гидромеханические передачи, но встречались и вариаторы. Однако до серийного производства они так и не дошли.

История

  • 1905Герман Феттингер и его работодатель верфь Vulkan в Щецине подают патентные заявки на гидротрансфоратор и гидромуфту
  • 1925Инженер Ризеллер устанавливает гидротрансформатор на автобус Mercedes с двигателем мощностью 40 л.с.
  • 1929А.П. Кудрявцев в Ленинграде сделал и испытал первую советскую гидромуфту
  • 1933В МВТУ имени Н.Э. Баумана испытан первый советский гидротрансформатор для тепловоза
  • 1939В США начинается выпуск Oldsmobile 1940 модельного года с автоматической трансмиссией Hydramatic
  • 1947Для автомобилей Buick 1948 модельного года предлагается трансмиссия Dynaflow с гидротрансформатором
  • 1957 В Горьком произведены первые советские серийные автомобили с АКП – ГАЗ М-21 «Волга».
  • 1958Начало производства ГАЗ-13 и ЗИЛ-111– впервые в СССР они выпускаются только с автоматической трансмиссией

Источник https://lada-xray2.ru/novosti-otechestvennogo-avtoproma/sovetskie-avto-s-akpp

Источник https://akppro.ru/ru/magazine/article/nashi-pervie-avtomati.html

Источник