Кросс с «автоматом»: как едет самая современная Lada

Кросс с «автоматом»: как едет самая современная Lada

Свершилось — Lada наконец обзавелась современной автоматической трансмиссией. Теперь у кроссовера Xray Cross появилась версия с японским вариатором и новым 113-сильным мотором. Корреспондент «Известий» протестировал машину и выяснил, что принесла Lada новая трансмиссия, помимо плавного разгона.

Пробежал с Cross: «АвтоВАЗ» показал в Сочи мускулатуру
Как ползает новый «робот», нужен ли Xray Cross полный привод и какие у Lada спортивные достижения

В декабре прошлого года у «Известий» чуть было не получилось поездить на Lada Xray Cross с «роботом». Прототип неожиданно появился в Сочи — там было мероприятие для членов жюри премии «ТОП-5 Авто» — и также неожиданно исчез. Машину планировали поставить закрытой, но она по ошибке попала в число автомобилей для тест-драйва. Это создало интригу — инженеры «АвтоВАЗа» как раз доработали «робот», а разговоры о вариаторе еще не вышли из стадии слухов.

Вариации на тему

История пошла по бесступенчатому пути. Тем более что вариатор Jatco в паре со 113-сильным мотором 1,6 стал универсальным вариантом для автоматизации модельного ряда альянса Renautl-Nissan и «АвтоВАЗ». Он уже опробован на Renault Kaptur, а также на Logan и Sandero в варианте Stepway City. И теперь впервые появился на автомобиле марки Lada. Это только начало — после Xray Cross те же мотор и вариатор получит Lada Vesta, выпуск таких машин планируют начать через несколько месяцев. Так что первый тест вариаторной Lada интереснее вдвойне.

Габариты Xray Cross: 4171×1810×1645 мм, колесная база: 2592 мм. С установкой вариатора внедорожная геометрия не поменялась. Дорожный просвет — 215 мм. Угол въезда: 21 град, угол въезда: 24 град

Габариты Xray Cross — 4171×1810×1645 мм, колесная база— 2592 мм. С установкой вариатора внедорожная геометрия не поменялась. Дорожный просвет — 215 мм, угол въезда — 21 град, угол въезда — 24 град

Некоторые, услышав слово «вариатор», скажут: фи! В числе минусов они припомнят скучный разгон, чувствительность к перегреву, чистоте масла и рваной манере езды. Забавно, представители «АвтоВАЗа» называют вариатор исключительно «автоматом», что не противоречит правде, — это всё же одна из разновидностей автоматических трансмиссий, но в то же время демонстрирует осторожное отношение к настоящему названию.

Золотая пыль: зачем бестселлер переделали в кроссовер
Тест-драйв Lada Granta Cross, королевы падающего рынка

Вариаторы снова популярны. Сейчас их активно начала использовать Hyundai. Их конструкция становится всё более совершенной, хотя принцип неизменен — передаточное отношение меняется с помощью конусов шкивов, между которыми зажат клиновой ремень.

Самая лучшая Lada

В истории Lada это вообще самая современная автоматическая трансмиссия. До этого автомобили российской марки оснащались либо роботом АМТ с одним сцеплением, который, несмотря на доработки, так и не научился менять передачи плавно. Либо старым четырехступенчатым гидромеханическим «автоматом» — такой вариант по-прежнему используют на «Гранте». Кстати, нет ничего удивительного в том, что Xray Cross первым получил новую трансмиссию. Это самый продвинутый автомобиль в модельном ряду Lada, хотя и построен на платформе B0 самых дешевых Renault, Sandero и Logan. В этом есть некая ирония, но к чести «АвтоВАЗа», простая тележка была значительно доработана, причем собственными силами. Колея стала шире, руль получил электроусилитель вместо гидроусилителя и регулировку по вылету, а сзади появились дисковые тормоза. Фактически вместо приподнятой версии Xray «АвтоВАЗ» сделал новый автомобиль. Renault тоже решил модернизировать платформу B0, переименовав ее в Global Access, но пока даже новейший купе-кроссовер Arkana идет с задними барабанными тормозами.

На «копейку» сдачи: самая первая Lada против самой новой
Тест-драйв ВАЗ-2101 в компании Lada Vesta Cross

В секундах и литрах

Вариатор Jatco здесь не совсем обычный — клиноременная передача состыкована с двухступенчатым «автоматом». Повышающая ступень позволяет экономить топливо на небольших скоростях, понижающая должна обеспечить динамичный разгон. Кроме того, конструкция вариатора не дает ремню оказаться у самого края или оси конуса, где он может проскользнуть. Это должно повысить долговечность узла. От ярко-оранжевой машины ждешь эмоционального ускорения, но набор скорости не впечатляет. Голос мотора нельзя назвать спортивным, и поэтому он приглушен совершенно правильно. С места до «сотни» Xray Cross разгоняется за 12,3 секунды, столько же требуется обычному Xray с мотором 1,8 (122 л.с.) и «роботом». Разница — в качестве разгона, машина с вариатором ускоряется максимально плавно. Такое ощущение, что инженерам «АвтоВАЗа» надоели упреки недовольных дерганным «роботом», и они возвели плавность в абсолют.

С места до «сотни» Xray Cross с вариатором разгоняется за 12,3 секунды. Максимальная скорость — 162 км/ч

С места до «сотни» Xray Cross с вариатором разгоняется за 12,3 секунды. Максимальная скорость — 162 км/ч

Читать статью  Вариатор, механика или автомат. Что лучше?

Ларец спорта: тест-драйв самой быстрой Lada Vesta
Чего ожидать от спортивного флагмана из Тольятти

Нечувствительную педаль газа нужно прожимать медленно и плавно, чтобы добиться линейного отклика. Стоит ее отпустить, как обороты мотора стремительно падают, — этот автомобиль настроен не гонять, а экономить топливо. Впрочем, вариатор всё равно уступает «роботу» в расходе, обычный Xray даже с более мощным 122-сильным мотором экономичнее: 6,8 против 7,1 л в среднем. Если судить по заявленным цифрам, бесступенчатая трансмиссия чуть прожорливее в городе и чуть экономичнее на трассе. Борткомпьютер нашей машины показывал расход 9,1 л, что вполне соответствует городским цифрам.

Жертва режимов

Дороги Калининградской области в большинстве своем построены еще немцами. Узкая асфальтовая лента стиснута рядами могучих деревьев. Местные машины никуда не спешат, но движение плотное и на обгон нужно выходить быстро. Вот здесь плавная настройка вариатора мешает, между щелчком кнопки кикдауна под выжатой педалью газа и началом интенсивного разгона проходит много времени. Ручной режим с фиксированными передачами позволяет взбодрить трансмиссию, но Xray Cross, очевидно, не хватает спортрежима.

лада

Леди Икс: девушка из Тольятти похорошела и взбодрилась
Тест-драйв обновленной Lada Granta

У версии с «механикой» он есть в составе системы Ride Select вместе с двумя внедорожными режимами. Но у версии с вариатором шайбы выбора ездовых настроек нет. Почему? Представители «АвтоВАЗа» скажут, что у Xray Cross c «механикой» и «автоматом» разные покупатели. На самом деле причина в ограничении по крутящему моменту — вариатор рассчитан только на 160 Нм, а мотор 1,6 выдает 152 Нм. Система Ride Select слишком сильно нагружает трансмиссию, потому от нее было решено отказаться — ради долговечности вариатора. Кстати, по той же причине эту бесступенчатую трансмиссию нельзя подружить с мотором 1,8, тот выдает на пике 170 Нм. Хотя замечу, что Renault подружил вариатор с турбомоторам на Renault Arkana, так что в рамках одного альянса поставить на Xray другую трансмиссию не составит труда, был бы спрос. С одной стороны, внедорожные режимы ездовой электроники — чувствительная потеря, учитывая, что у Xray Cross нет полного привода. С другой, современные кроссоверы больше времени проводят в городской толчее и нормальный «автомат» для них важнее повышенной проходимости.

Как ездить без ступеней

Впрочем, Xray Сross способен и на внедорожные подвиги — установка вариатора не сказалась на дорожном просвете, он здесь по-прежнему равен 215 мм. Настройки подвески позволяют брать препятствия ходом. Гидротрансформатор убережет бесступенчатую трансмиссию от рывков при движении по неровностям и поможет заехать на крутой подъем.

лада

«АвтоВАЗ» выпустил новую версию Lada Granta со спортивной подвеской

Так как японский мотор 1,6 алюминиевый и легкий, то Xray Сross с ним и вариатором получился ненамного тяжелее версии с российским двигателем 1,8 и «механикой». Так что настройки подвески не меняли, и она по-прежнему радует хорошей энергоемкостью. Впрочем, на асфальте мне показалось, что руль не так четок в околонулевой зоне, как у машины с «механикой». Хотя с ростом скорости этот недостаток исчезает. А еще Xray Cross лишен уводов при разгоне, свойственных переднеприводным автомобилям — приводы колес здесь одинаковой длины. Lada Xray Cross с вариатором прошла полный цикл южных, северных и горных тестов от Сибири до Кавказа. Минимальный пробег каждого из автомобилей составил 160 тыс. км, что в полтора раза больше, чем гарантийный пробег.

Легкосплавные 17-дюймовые диски доступны уже в базовой комплектации

Легкосплавные 17-дюймовые диски доступны уже в базовой комплектации

Руль регулируется по вылету. Начиная с комплектации Luxe, он обшит кожей

Руль регулируется по вылету. Начиная с комплектации Luxe, он обшит кожей

Салон можно отделать оранжевыми вставками

Салон можно отделать оранжевыми вставками

Новая мультимедийная система поддерживает устройства на базе iOS и Android

Новая мультимедийная система поддерживает устройства на базе iOS и Android

Кнопкой на руле можно вызвать голосового помощника

Кнопкой на руле можно вызвать голосового помощника

Клавиша круиз-контроля расположена в непривычном месте, слева на панели

Клавиша круиз-контроля расположена в непривычном месте, слева на панели

Помимо подогрева руля и сидений, у Xray Cross есть подогрев лобового стекла

Помимо подогрева руля и сидений, у Xray Cross есть подогрев лобового стекла

USB-hозетка на заднем ряду всего одна

USB-hозетка на заднем ряду всего одна

Высоким пассажирам больше понравится задний ряд версии Cross — здесь ступни можно просунуть под передние кресла

Со сложенными сиденьями объем багажника вырастает с 361 до 1514 литров. Складываемая спинка переднего пассажирского сиденья позволяет перевозить длинномеры

Тот же мотор 1,6 ранее устанавливался на обычный Xray и развивал 110 л.с. По экономическим соображениям, его заменили на российский агрегат мощностью 106 л.с.

Тот же мотор 1,6 ранее устанавливался на обычный Xray и развивал 110 л.с. По экономическим соображениям, его заменили на российский агрегат мощностью 106 л.с.

Автоматическая коробка передач для автомобилей ваз

Как Lada осталась без коробки-автомата

Фото: EPA / Scanpix / LETA

На днях стало известно, что в автосалонах почти закончились автомобили Lada с автоматической коробкой передач (АКПП). Поставки японских коробок Jatco для Lada завершились после военного вторжения России в Украину и международных санкций против российских предприятий. А российских автоматических коробок для машин АвтоВАЗа до сих пор нет. Хотя больше десяти лет такие АКПП разрабатывала фирма жены руководителя госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова – давнего друга президента Владимира Путина. За эти годы государство потратило на разработку сотни миллионов рублей. Но импортозамещения не произошло. Зато супруга Чемезова стала одной из богатейших женщин России.

Читать статью  4 самых дешёвых новых авто с «автоматом» в Нижнем Новгороде

Автоматическая коробка передала привет

Проблемы с автоматическими коробками передач для автомобилей Lada возникли после того, как иностранные компании перестали поставлять в Россию свои товары и прекратили работу на российском рынке. Один из финальных собственников АвтоВАЗа – российская госкорпорация «Ростех» (владеет 32 % через «Лада Авто Холдинг») попала под очередные санкции. А основной акционер автопредприятия – французский концерн Renault (владел 68 %) готовится к уходу из России и планирует передать свою долю российскому Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту до лучших времен.

В обозримом будущем АвтоВАЗ не будет выпускать Lada c АКПП. Может, год, может, два, а может, и больше, говорят дилеры. Между тем производство автоматических коробок передач для легковушек – одна из первых сфер, в которых государство озаботилось импортозамещением. Еще в 2005 году глава Федерального агентства по промышленности Борис Алёшин направил президенту Путину письмо с перечислением приоритетных направлений для инвестиций в автопром. Путин распорядился оказать господдержку.

К тому времени разработкой и организацией производства российской автоматической коробки передач для легковушек занялась малоизвестная компания «Кате». Ее основным владельцем (70 %) была Екатерина Игнатова, вторая жена давнего сослуживца Путина по КГБ – Сергея Чемезова. Они поженились в 2004 году. Тогда же была создана компания «Кате». Когда на следующий год АвтоВАЗ вернулся под контроль государства (достался «Рособоронэкспорту» под руководством Чемезова), перед «Кате» открылись блестящие перспективы.

Сергей Чемезов и Екатерина Игнатова

В 2006 году на «Международном автосалоне» в московском «Крокус экспо» «Кате» показала «оригинальный российский продукт» – сразу две перспективные АКПП (детали были в основном тайваньские, но коробки из них собирались в небольшом опытном цеху «Кате»). Событие назвали «знаковым», коробки – доступными по цене массовому потребителю, а одна из них была представлена как «не имеющая аналогов в мире». О коробках «Кате» тогда писали, что они не уступают «лучшим трансмиссиям японских и немецких производителей». И что «первые образцы уже проходят испытание и доводку на автомобилях Lada Kalina».

Крутящий момент

В 2007 году Чемезов возглавил госкорпорацию «Ростехнологии», созданную для помощи в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. Эта гигантская госкорпорация вскоре стала владельцем АвтоВАЗа и сотен других предприятий. В партнерстве с АвтоВАЗом компания жены Чемезова «Кате» должна была обеспечить производство российских автоматических коробок передач для легковых автомобилей. С деньгами помог государственный ВТБ.

Ранее «Кате» объявила о строительстве завода в Калининграде. В 2007 он должен был выйти на проектную мощность с производительностью 260 тысяч коробок в год. Шли годы, но серийный выпуск машин с коробками от «Кате» не начинался. По словам бывшего заместителя главного инженера Управления техобслуживания АвтоВАЗа Юрия Целикова, «Кате» просто не справилась с задачей:

«Обещали, что коробки-автоматы появятся уже в конце 2006 года. Потом – в 2007-м, потом – в 2008 году. На это затратили более 500 миллионов рублей. В „Кате“ разработали макетные образцы, даже установили на Kalina. На испытаниях в 2008–2009 годах оказалось, что они неработоспособны: для демонстрации годны, а для эксплуатации – нет. И герметичность нарушалась, и заклинивало их… Затратили полмиллиарда рублей, а получился пшик».

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»
Рассылку не заблокируют. А читать ее пока не запрещено

В итоге в 2011 году глава АвтоВАЗа Игорь Комаров сообщил, что автоматические коробки для народных авто будет поставлять японская фирма Jatco, ими Lada и комплектовалась до сих пор. Но от сотрудничества с «Кате» АвтоВАЗ решил не отказываться. С компанией «Кате» был заключен договор на постановку разработанной ею коробки передач в производство.

Один из руководителей «Кате» в 2011 году рассказал «Ведомостям», что сумма контрактов компании с АвтоВАЗом — 300 миллионов рублей. Ситуацию с фирмой жены тогда прокомментировал и Сергей Чемезов, неоднократно входивший в совет директоров АвтоВАЗа как руководитель его акционера «Ростеха».

«Спрос на наши АКПП очень велик. Это высокотехнологичный и востребованный продукт как в России, так и за рубежом. Китай готов уже сейчас покупать российские автоматические коробки передач. Таким образом, искать причинно-следственные и родственные связи в этом случае не стоит. Их просто не было и нет», – уверял Чемезов корреспондентов «Ведомостей» 11 лет назад.

Автоматическая коробка передач, разработанная «Кате»

«Угрохали кучу денег»

Разработанные «Кате» коробки, которые, по словам Чемезова, пользовались большим спросом, так и не дошли до установки на серийные автомобили. Российский автомобильный эксперт на условиях анонимности рассказал «Важным историям», что проблема была не в идее самой АКПП, а в менеджменте. «Думаю, создатели коробки искренне верили в ее работоспособность. Но переоценили свои личные способности к доведению АКПП до ума и администрированию всего проекта. В конструкции коробки, безусловно, есть рациональное зерно. И она могла быть доведена до хороших товарных образцов. Проблема в том, что этого так и не было сделано», – поделился эксперт своим мнением.

Читать статью  Масло для вариатора Honda Fit — как отличить подделку

По его словам, один из авторов этой коробки, Максим Нагайцев (до 2012-го владел 30 % «Кате», затем передал долю сыну), договорился об инвестициях, пользуясь дружескими отношениями с господином Чемезовым. «Весь цикл необходимых испытаний и доводки коробка не прошла: ее сразу с чертежей захотели пустить в производство, строить фабрики, завоевывать мир. И все это минуя необходимые этапы адаптации, проверки, долгих ресурсных тестов. Зато угрохали кучу денег на строительство никому не нужного завода в Калининграде. А коробка получилась не особо востребованная, сырая и дорогая. В общем, бизнес у них не сложился, многое пришлось списать в убытки», – объяснил эксперт.

Удача улыбнулась «Кате» еще раз в 2012 году, когда российское руководство решило, что стране не хватает отечественного авто для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Так стартовал проект единой модульной платформы «Кортеж», впоследствии переименованной в «Аурус». Разработка представительского авто велась полностью за государственный счет. Изначально на нее собирались потратить 12,4 миллиарда рублей, однако затем расходы выросли еще на 15–20 %. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объяснял корректировку «курсовой разницей и тем, что используется большой объем импортного оборудования».

«Кате» стала поставщиком АКПП для «Аурусов». Правда, непонятно, сколько именно коробок для этого авто произвела компания: неизвестно, сколько всего «Аурусов» сошло с конвейера. Но факт в том, что их было не много. После изготовления нескольких десятков лимузинов для правительственного гаража «Аурус» попытался стать бизнесом. Люксовое авто предложили всем желающим за 18 и более миллионов рублей. Но проект близок к провалу: качество автомобилей не соответствует статусу, а вместо запланированных сотен заказов на начало 2022 года было всего 60. Сейчас, в период санкций производство «Аурусов» под вопросом. Еще в прошлом году почти половина комплектующих для них производилась за рубежом.

Россия. Москва. 21 июля 2017. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (справа налево) во время посещения Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ.

Хороший личный старт

Выручка «Кате» в 2020 году впервые перевалила за миллиард рублей. При этом, как и на протяжении большинства других лет, компания оставалась убыточной. В 2020–2021 годах «Кате» отчиталась, что запустила давно обещанный завод по серийному производству АКПП в Калининграде. Но судя по отчетности «Кате», практически сразу после запуска завода компания продала владевшую им дочернюю фирму – «Кате Девелопмент» за 660 миллионов рублей.

В 2021 году завод перешел под контроль КАМАЗа, крупнейшим акционером которого является все тот же «Ростех» под руководством Чемезова. На момент сделки его жена передала свою долю в «Кате» закрытому паевому инвестиционному фонду (ЗПИФ) «Финансовые вложения». Такие фонды находятся в оперативном ведении управляющей компании, она же выступает номинальным владельцем переданного в ЗПИФ имущества. Это позволило сделать не столь очевидным, что госкорпорация под руководством Чемезова купила компанию его жены, и уложиться в рамки закона.

Сейчас 70 % доли «Кате» принадлежит самой компании. А оставшиеся 30 % с 2012 года находятся во владении сына директора департамента конверсионной деятельности «Ростеха» Максима Нагайцева.

Выступая в 2006 году на стенде «Кате» на Московском автосалоне, тогдашний глава Роспрома Борис Алёшин похвалил компанию: «Такие начинания и результаты очень важны, поскольку главное, чего нам не хватает в России, так это уверенности, которая бы могла приносить нам хорошие экономические плоды. Эта уверенность должна поселиться в людях».

Спустя полтора десятилетия надежды не оправдались. Российских автоматических коробок передач у АвтоВАЗа нет. Но можно сказать, что «Кате» вселила уверенность в супругу Сергея Чемезова – Екатерину Игнатову, и принесла плоды. Игнатова регулярно входит в списки самых богатых женщин. Ее годовой доход согласно последней доступной декларации мужа (за 2019 год) – полтора миллиарда рублей. В предыдущие годы она зарабатывала и по два с лишним миллиарда.

На Игнатову оформлены несколько гектаров земли, тысячи квадратных метров помещений. А ее дочь Анастасия и мать Людмила Рукавишникова держали в офшорах имущество на 22 миллиарда рублей. Об этом стало известно в прошлом году в рамках международного журналистского расследования «Архив Пандоры» (журналисты получили документы о реальных владельцах офшорных фирм). «Важные истории» тогда обнаружили, что у родных и близких Чемезова есть суперъяхта Valerie (она месяц назад арестована в порту Барселоны) и вилла в Испании.

Жена главы «Ростеха» пробовала себя в разных ролях: финансиста, девелопера, ресторатора, банкира, владельца клиники и салона красоты. Создание автоматической коробки передач было одним из первых ее начинаний. По словам самого Чемезова, Екатерина Игнатова занималась этим с конца девяностых. Российская коробка-автомат на автомобилях АвтоВАЗа в итоге так и не появилась.

Источник https://iz.ru/915644/evgenii-bagdasarov/kross-s-avtomatom-kak-edet-samaia-sovremennaia-lada

Источник https://istories.media/investigations/2022/04/29/kak-lada-ostalas-bez-korobki-avtomata/

Источник