Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Чем робот отличается от вариатора и что лучше

Долгое время в автомобилестроении активно применяли два типа коробок — гидроавтомат (АКПП) и механическую коробку (МКПП).
АКПП обеспечивает комфортное вождение без педали сцепления, и рычаг выбора приходится трогать лишь изредка. Взамен она требует хорошего масла, и лишнего топлива. Да и с буксира такую машину не заведешь.

Другое дело механика. Динамика, экономичность, вот только самому работать приходится много.

И та и другая коробки частично изживают свои недостатки. Современные МКПП легки в переключении, да и автоматы стали динамичней, но поиск идеальной трансмиссии продолжается.

Идея первая — взять экономичную и быструю МКПП, но сами переключения возложить на исполнительные механизмы. Это робот (РКПП). Гидроавтомату он совсем не родственник.

Идея вторая — вариатор. Его изобрел еще Леонардо Да Винчи. В простейшем вариаторе ремень передает мощность с ведущего шкива на ведомый. Шкивы разделены вдоль на половинки, которые могут сходиться и расходиться. Сжимаясь, они выдавливают ремень на больший радиус, а расходясь переводят его на меньший. Это позволяет быстро менять передаточное отношение.

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Достоинства и недостатки РКПП

Достоинства

  • Экономичность. Роботизированная коробка не требует дополнительной энергии, и не совершает человеческих ошибок. Хорошие механизмы работают экономичнее; среднестатистического водителя
  • Комфорт. По комфорту РКПП бывают разные. Самому переключать не нужно;
  • Адаптация под стиль вождения;
  • Имеют ручной режим движения. Для переключения требуется только тронуть ручку выбора.

Недостатки

  • РКПП дороги в обслуживании и ремонте;
  • Требуют периодической инициализации (подстройки);
  • По комфорту РКПП бывают разные. Плавностью переключения они уступают; другим автоматам. Бывают задумчивы. Случаются рывки.

Плюсы и минусы вариатора

Плюсы

  • Экономичность;
  • Динамика;
  • Комфорт;
  • Надежность.

Первые два преимущества бесспорны, а обеспечение комфорта и надежности обеспечиваются при соблюдении владельцем некоторых условий.

Читать статью  Подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля

Минусы

Вариатор — надежная коробка, но нужно не допускать проскальзывания ремня (или цепи, тороидального элемента). При этом происходит ускоренный износ. Повышенная нагрузка трансмиссии исключена.

  • Буксировка запрещена
  • На бездорожье следует ехать плавно.
  • Трансмиссию необходимо прогревать. Ремни, цепи вариаторов работают в специальном масле, оптимально совмещающих смазочные и фрикционные свойства. Эффективность сцепления зависит от температуры масла.
  • Техническое обслуживание нужно проходить регулярно, чтобы не ремонтироваться раньше времени. ТО вариатора не дешевое, но ремонт еще дороже.

В этой статье даны принципы работы двух современных трансмиссий, их базовые качества. Обе эти КПП сильно различаются в зависимости от модели авто. Различаются и по качеству, и по конструкции, в которую входит множество исполнительных механизмов и электроники. Они еще не выбрали свой технический потенциал, как классические трансмиссии.

Выбор определяется и индивидуальным стилем езды и требует взвешенного решения.

У нас на сайте в разделе статистики продаж авто с аукционов Японии вы можете посмотреть авто на которых установлена роботизированная коробка передач:

  • Honda Fit
  • Honda Freed
  • Honda Freed+
  • Honda Grace
  • Honda Jade
  • Honda Legend
  • Honda NSX
  • Honda Shuttle
  • Honda Vezel
  • Mitsubishi Delica D:2
  • Mitsubishi Galant Fortis
  • Mitsubishi Lancer Evolution
  • Nissan GT-R
  • Suzuki Alto
  • Suzuki Alto Lapin
  • Suzuki Every
  • Suzuki Solio
  • Suzuki Swift
  • Toyota MR-S

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.

Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии

⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.

Читать статью  Выжимать или не выжимать сцепление перед запуском двигателя: что нужно знать

Как работает роботизированная коробка передач

Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.

Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает роботизированная коробка передач. 1

  • РКПП дешевле «автомата»;
  • относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
  • обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
  • экономичнее расходует топливо;
  • плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).
  • боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
  • пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.

Как работает автоматическая коробка передач

Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает автоматическая коробка передач. 1

На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.

  • «автомат» предельно прост в использовании;
  • плавное переключение передач без рывков;
  • современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
  • если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно.
  • АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
  • «автомат» дороже в обслуживании;
  • необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость.
Читать статью  ТОП-3 полноприводных кроссоверов на рынке РФ с атмосферными моторами и классической АКПП

Как работает вариатор

Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает вариатор. 1

  • нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
  • автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.
  • ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
  • нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
  • стоит довольно дорого;
  • вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.

На любой вкус и цвет

Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru).

Материалы по теме:

  • Обзор Haval H9: последний из рамных магикан?
  • Этот автомобиль называют лучшим на сегодня! Обзор Geely Tugella 2022
  • Пока обкатывал этого «китайца», половина двора не сводила глаз. Обзор Changan UNI-K
  • Не делайте так! Мои крупнейшие ошибки при покупке авто с пробегом, за которые стыдно
  • Что из себя представляет суббренд Chery в России? Обзор OMODA C5

Источник https://autolife-auction.ru/blog/robots-akpp.html

Источник https://trashbox.ru/link/all-about-cars-transmissions

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *