Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

Устройство прицепа для легкового автомобиля

Устройство прицепа для легкового автомобиля позволяет значительно расширить функциональные возможности даже небольшого транспортного средства. История появления прицепов относится к 80-м годам 19 в, и после этого их конструкция постоянно усовершенствовалась, адаптировалась к новым автомобилям и дорогам. В настоящее время существуют разные типы таких приспособлений, что дает возможность выбрать оптимальный вариант. Этому способствует знание устройства и принципов сцепления элементов.

Составляющие прицепа

По сути, прицеп – это своеобразный транспортный механизм, который не имеет своего двигателя и соединяется с тягачом. Его устройство должно решать такие задачи:

  • увеличение объема и грузоподъемности легкового автомобиля;
  • надежное сцепление с транспортным средством;
  • свободное и безопасное перемещение по любым дорогам.

При этом конструкция не должна существенно затруднять управление автомобилем и вписываться в разрешенные габариты. Особое внимание уделяется безопасности движения и эксплуатации.

В конструкции можно выделить такие основные части: конструктивные элементы корпуса (кузов, рама и т.д.), узел сцепки и соединения с системами автомобиля, ходовая часть и система амортизации, тормозная система. Все они исполняют важную роль и должны согласовываться с техническими возможностями автомобиля. Именно от него прицеп получает тяговое усилие и электроэнергию.


Элементы корпуса

Основу корпуса прицепа составляет рама. Она представляет собой прочную (силовую) металлическую конструкцию, включающую продольные лонжероны и несколько поперечин. Элементы обычно соединяются путем сварки, но могут иметь и болтовое (разборное) соединение. Прицепы повышенной грузоподъемности имеют раму более сложной, пространственной конструкции.

Кузов закрепляется на раме и может иметь разную конструкцию:

  1. Грузовые прицепы. У них кузов напоминает аналогичную конструкцию грузовой машины – каркас, днище и борта. Чаще всего, весь корпус изготавливается из металла. Борта могут быть приварены к каркасу или иметь откидной механизм. На днище может иметься напольное покрытие из досок. До сих пор существуют и устаревшие конструкции – металлический каркас, деревянные борта и днище.
  2. Закрытый кузов для грузоперевозок. Такие прицепы относятся к дорогим моделям. Корпус выполнен в виде «вагончика» из металла или армированного стеклопластика. Для загрузки-разгрузки с задней стороны устанавливается дверь.
  3. Универсальные прицепы. Такие бюджетные варианты оборудуются съемным прорезиненным тентом. Кузов составлен из разборного каркаса, формирующего объемную конструкцию определенной высоты. Он имеет борта, а тент натягивается на каркас при необходимости.
  4. Туристические прицепы. В них корпус выполнен в виде металлического или пластикового короба, над которым можно в любой момент установить палаточный домик. Более дорогие модели представляют собой полностью оборудованный, неразборный «вагончик».

Важно! Отдельную категорию составляют прицепы для транспортировки лодок или катеров. У них вместо кузова монтируются специальные рельсы (ложементы) или блоки с роликами. Первый вариант отличается равномерным распределением нагрузки, а роликовая система облегчает спуск лодки на воду.


Узел сцепки и соединения

Для механического присоединения прицепа к автомобилю предназначено дышло. Оно представляет собой прочный, металлический рычаг V- или I-образной формы. Данный элемент приварен в передней части рамы и установлен горизонтально. Для обеспечения сцепления дышло содержит следующие элементы:

  1. Узел сцепки. Он предназначен для соединения дышла с фаркопом автомобиля. Сцепление обеспечивается с помощью «чашки», фиксируемой на шаровом выходе фаркопа, и специального запорного механизма. В современных моделях узел снабжен регулятором зазора контактирующих поверхностей, что позволяет контролировать нагрузку при поворотах, и индикатором износа.
  2. Цепи или страховочные тросы. Это обязательные элементы, которые предотвращают отделение принцепа от автомобиля при неожиданном рассоединении узла сцепки. Они закрепляются в соответствующих петлях страховки.
  3. Складная подставка. Она представляет собой дополнительную (временную) опору и опускается вниз при плановом отсоединении прицепа, что позволяет удерживать его в горизонтальном положении.

Помимо механической сцепки прицепа и автомобиля, необходима еще и электрическая их связь. Это необходимо для обеспечения работы сигнальных фонарей. Все конструкции обязательно имеют необходимую разводку проводов. Для соединения используется штепсельный разъем (розетки и вилка) на 7 или 13 контактов.


Подвеска и амортизация

Система подвески и аммортизации прицепов может быть нескольких типов:

  1. Торсионная или резино-жгутовая подвеска. Она относится к конструкции независимого типа и считается наиболее простой. Система состоит из 2-х параллельных, профилированных труб, между которыми уложены резиновые элементы. Когда трубы поворачиваются, жгуты сжимаются, что и обеспечивает упругость подвески. Преимущества – отсутствие подшипников, дополнительных амортизаторов и необходимости смазки. Недостаток – недостаточный ход. Примером использования такой подвески могут служить прицепы Самсон 276Т и 300Т.
  2. Рессорная подвеска. Это зависимая конструкция, т.к. работает совместно с гидравлическими амортизаторами. Состоит подвеска из 2-х многолистовых рессор полуэллиптического типа с продольным расположением. Она отличается большим запасом прочности и удлиненным ходом. Минусы – повышенная стоимость и необходимость периодического ухода. Пример использования – прицеп ТМ «Бобер».
  3. Пружинный тип. У такой подвески самый большой ход, но она требует постоянного технического обслуживания.

Важно! В некоторых моделях прицепов используются комбинированные подвески. Они объединяют в себе пружинный и рессорный тип. Регулируя ход пружин или удаляя их, можно регулировать плавность и длину хода.


Ходовая часть

По принципу обустройства ходовой части выделяются одноосные и двухосные прицепы. Первый вариант считается облеченным. Он обладает большей маневренностью, но ограничен по грузоподъемности. Второй тип обладает повышенной мощностью и устойчивостью. Он необходим при перевозке грузов, когда центр тяжести смещен вверх.

Читать статью  Устройство ходовой части дэу нексия

Принцип установки колес на осях не отличается от автомобильных конструкций. Колесные ступицы могут иметь специфическую форму, но чаще аналогичны ступицам легкового автомобиля. Колеса могут располагаться под днищем кузова или выноситься сбоку за его границы. Более распространен второй вариант.

Особое внимание уделяется ширине колес. Узкие шины подходят для проселочных дорог и позволяют экономить топливо при длительных поездках. Широкие колеса обеспечивают устойчивость на дороге, а значит можно перемещаться с большей скоростью. Наиболее часто используются шины камерного типа. Высота протектора и давление в шинах аналогично колесам легкового автомобиля.

Особенности прицепов

При выборе прицепа для легкового автомобиля следует учитывать особенности их устройства. Важные нюансы заключаются в системе сцепления, удобстве кузова, способе крепления грузов. Надежность, безопасность и долговечность прицепов зависит от тормозной системы, качества рессор и подшипников, а также иных эксплуатационных факторов.

Особенности сцепления

Особое внимание уделяется следующим нюансам сцепления прицепа с автомобилем:

  1. Устройство сцепления. Для присоединения прицепа легковой автомобиль необходимо оснастить тяглово-сцепным устройством шарового типа – фаркопом. На его шар надевается чашка узла сцепки прицепа. Фаркопы могут быть съемными, частично съемными и несъемными. В РФ используется европейский тип устройства, т.е. с металлическим шаром. Отечественные фаркопы имеют один размер – диаметр шара 50 мм. В европейских конструкциях могут устанавливаться шары диаметром 47,6, 50,8 и 58,7 мм.
  2. Запор сцепления фаркопа с прицепом. Он обеспечивается замковым устройством на узле сцепки дышла. Его конструкция зависит от массы прицепа и расчитывается на грузоподъемность в пределах 600-3500 кг. Популярностью пользуются сцепные устройства моделей ZSK-1300 и ZSK-750.
  3. Опорное колесо. Этот элемент представляет собой стойку с колесом, которая помогает устанавливать отсоединенный прицеп в горизонтальном положении. При сцеплении его с автомобилем опорное колесо не касается земли.

В последнее время, помимо европейских фаркопов, популярностью начали пользоваться устройства американского типа. В такой сцепке фаркоп имеет четырехугольное отверстие, куда входи соответствующий стержень, расположенный на дышле прицепа. Запорный механизм имеет форму ручки с крючком.

Особенности конструкции кузова

Для того чтобы упростить разгрузочно-погрузочные работы и повысить грузоподъемность, используются различные варианты конструкции бортов кузова:

  1. Съемный передний борт. Это позволяет устанавливать крупные грузы, смещая центр тяжести ближе к автомобилю.
  2. Съемный задний борт. Такое устройство обеспечивает перевозку длинномерных грузов с надежной фиксацией на днище прицепа.
  3. Борта кузова высотой 25 см. Небольшие борта не ограничивают прицеп по высоте.
  4. Складные борта. Шарнирные элементы позволяют при необходимости увеличивать высоту бортов.

Надежность и эффективность перевозки грузов достигается различными способами. Наиболее распространенный вариант – надежное и безопасное крепление грузов. Для этого используется крепление крупногабаритного груза крепежными крюками.Обычные грузы закрепляются и защищаются с помощью прорезиненных тентов. Устанавливать их позволяют специальные крепежные петли для фиксации груза.

В некоторых моделях прицепов предусматриваются особые конструкции кузова. В частности, значительно облегчает разгрузку механизм, дающий возможность наклонять кузов. Наклон может осуществляться в боковом или заднем направлении по аналогии с самосвалом. Долговечность прицепов увеличивает платформа кузова из водостойкой фонеры. Такому днищу не страшны осадки и проливы жидкости при транспортировке.


Особенности тормозной системы

Прицепы обязательно оборудуются собственной тормозной системой. Могут использоваться тормоза таких типов:

  1. Рабочая система. Она связана с тормозной системой автомобиля через узел сцепки. Торможение происходит во время стандартной транспортировки, когда при остановке машины возникает реакция инерционного типа. При движении назад такую систему приходится отключать.
  2. Стояночный тормоз. Он предназначен для исключения самопроизвольного движения прицепа во время стоянки, в т.ч. при отсоединении его от автомобиля. Система аналогична ручному тормозу автомобиля и задействуется рычагом.
  3. Аварийный тормоз. Он необходим для торможения прицепа при неожиданном отсоединении его от автомобиля во время движения. Для этого в конструкции имеется страховочный трос, связанный с приводом колес прицепа.

Важно! При выборе прицепа тормозной системе необходимо уделить особое внимание. Наиболее надежная конструкция нужна для большегрузных прицепов и перевозке крупногабаритных грузов.


Особое исполнение элементов

Повышение долговечности прицепов достигается таким исполнением важных элементов конструкции:

  1. Надежные и компактные подшипники в ходовой части прицепа.
  2. Листовые рессоры на амортизаторах. Опыт эксплуатации показывает, что наиболее надежная подвеска имеет рессорную конструкцию. В этом случае используются наборная конструкция их многочисленных стальных листов.
Читать статью  Устройство подвески автомобиля

Важное условие повышения срока службы – защита кузова от коррозии. С этой целью борта покрываются прочной эмалью для металла, стойкой к длительному воздействию солнечных лучей и влаги. Другой вариант – применение оцинкованной стали.

Прицеп значительно увеличивает грузоподъемность легкового автомобиля и расширяет возможности для семейного отдыха. Его конструкция во многом определяет его назначение и функционад. Для правильного выбора данного транспортного средства необходимо правильно оценить устройство и особенности различных моделей. Предлагаемый ассортимент достаточно широк, что позволяет выбрать оптимальный вариант.

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

При планировании покупки или замены существующей подвески важно учесть, для каких целей будет использоваться прицеп, под перевозку тяжелых грузов лучше оснастить авто двухосной моделью. Торсионные образцы обходятся немного дешевле, но они подходят для езды исключительно по ровным дорогам, об этом следует помнить.

Серьезно подходя к решению вопроса, какой должна быть подвеска прицепа легкового автомобиля, важно рассмотреть все возможные варианты исполнения узлов, среди которых торсионная, рессорная и пружинная модель. Не будет лишним поближе познакомиться с двухосными системами, которые имеют некоторые отличия от привычных одноосных конструкций для перевозки груза на машине. Советы экспертов помогут избежать ошибок на стадии выбора оптимальной комплектации и будут полезны любому рядовому покупателю.

Типы подвесок прицепа для легкового автомобиля

Существует как минимум 4 вида конструкции, но конкретно разобраться в особенностях моделей, а также технических характеристиках можно только при изучении плюсов и минусов того или иного образца подвески автомобильного прицепа.

Торсионная (резино-жгутовая)

Подобный тип изделия состоит из внутренней и внешней трубы, первая деталь узла производится из треугольного или квадратного профиля. Второй элемент выступает в виде шестигранного основания, между ними на заводе-изготовителе укладывают резиновые жгуты, не дающие внутренней составляющей торсионной автомобильной подвески проворачиваться.

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

Торсионная (резино-жгутовая) подвеска

Среди положительных сторон оказались:

  • Низкая цена устройства.
  • Легкость установки.
  • Простое обслуживание.
  • Независимость колес друг от друга.

Есть и недостатки, ремонту подобные детали легкового прицепа не подлежат. Если не рассчитать нагрузку на ось, внутренний элемент провернется и составляющую придется заменить новой.

Рессорная подвеска

В конструкцию устройства входит рессора и балка, узел не дополняется гидравлическими амортизаторами, помогающими нивелировать неровности дорожного покрытия. Рессорные листы собираются из элементов, изготовленных по специальной технологии, закаленных и скрепленных между собой надежными хомутами. Плюсы:

  • Ремонтопригодность системы.
  • Хороший запас прочности.
  • Длительный срок эксплуатации.

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

Слабые стороны также следует учесть, без периодического ТО и смазки подвижных частей часто возникают поломки, детали достаточно прихотливы в уходе. О независимости колес в этой конструкции речь идти не может, поэтому при наезде на яму прицеп нередко ловит крен.

Пружинная подвеска

На замену рессор в подобной модели подвески приходят пружины цилиндрической формы, в них монтируют гидравлические амортизаторы, подсоединяют поперечные, а также продольные рычаги. Благодаря таким дополнениям конструкция становится независимой, при попадании одного колеса на препятствие или выбоину вторая сторона едет неизменно ровно. Среди плюсов стоит выделить:

  • Легкость ремонта.
  • При необходимости можно внедрить регулировку высоты пружин.
  • При попадании в яму нет отдачи в кузов машины и фаркоп.

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

Среди минусов оказалась высокая цена на готовое изделие, а столкнувшись с заменой основных деталей, которых в устройстве достаточно много, процесс обойдется в круглую сумму.

Двухосная подвеска

Такие конструкции будут грамотным решением при необходимости перевозить грузы свыше 500 кг. Зачастую такие модели оснащаются рессорной или резино-жгутовой подвеской. Дополнительная ось не только увеличивает возможную нагрузку на прицеп, но и позволяет создать правильный баланс между задней частью авто, что положительно сказывается на безопасности при езде по трассе на больших скоростях.

Читайте также: Демпфер рулевой рейки – назначение и правила установки

Подвеска прицепа: торсионная, рессорная, пружинная, двухосная

В продаже можно найти универсальные прицепы, которые при создании подгоняли под потребительские нужды типа организации строительства, животноводства или перевозки цистерн, а также увесистых пластиковых окон.

Какую же подвеску поставить

При планировании покупки или замены существующей подвески важно учесть, для каких целей будет использоваться прицеп, под перевозку тяжелых грузов лучше оснастить авто двухосной моделью. Торсионные образцы обходятся немного дешевле, но они подходят для езды исключительно по ровным дорогам, об этом следует помнить. В противном случае крена заднего дополнения ТС при попадании в яму не получится избежать, что чревато потерей какой-то части незакрепленного содержимого.

Читать статью  Как работает ходовая часть автомобиля

Рессорные узлы отлично проявляют себя на плохом покрытии, такие устройства очень надежные и долговечные, при необходимости получится произвести замену вышедшей из строя или лопнувшей составляющей в дороге, либо без проблем доехать до ближайшей ремонтной мастерской. Пружинные образцы обойдутся дорого, на их обслуживание или закупку новых деталей также потребуется потратить внушительные суммы, но на препятствии прицеп ведет себя очень предсказуемо, нивелируя все выбоины или впадины, которыми усеяно большинство дорог страны.

Подвески полуприцепов: устройство, типы и особенности

Подвески полуприцепов: устройство, типы и особенности 17

Полуприцеп – это незаменимая техника, которая используется для перевозки тяжеловесных грузов. Важными являются все характеристики, влияющие на его надежность, грузоподъемность. Если стоит вопрос о покупке полуприцепа, нужно обращать внимание на такой элемент как подвеска. Она отвечает за важную функцию, от которой зависит сохранность груза и в целом работоспособность транспорта.

Что такое подвеска автопоезда

Обязательный механизм, снижающий вибрацию, которая появляется при езде по бездорожью, называется подвеской. Кроме того, она уменьшает уровень акустического загрязнения, образующегося при передвижении транспортного средства.

Задача механизма – исключение повышения показателей крена выше допустимого уровня, который определяется производителем.

Подвеска отвечает за гашение колебаний и наклонов, которые появляются при переезде через крутые повороты или из-за экстренного торможения.

Составные части (независимо от типа):

  • Упругие детали, гарантирующие плавную езду на дорогах с любым покрытием.
  • Элементы, соединяющие ходовую часть с колесами.
  • Комплектующие, погашающие колебания.
  • Стабилизаторы, уменьшающие боковые крены в поворотах.

Разновидности подвесок грузовиков

Независимо от вида грузового автомобиля, нижняя их часть представлена почти идентичным набором компонентов. Практически все автопоезда оснащаются подвеской пневматического или рессорного типа.

Пневматическая

Ее изобрели около сорока лет назад. Она уверенно занимает позицию лидера, поскольку большинство грузовых транспортных средств оснащены именно ею. Подвески пневматического типа не предназначены для работы в экстремальных условиях. Они гарантируют плавную езду грузовой машины без вреда для покрытия дороги.

Suspension-air.jpg

При таком типе подвески рама авто соединяется с мостом посредством пневмоподушки – резинового упругого компонента, обеспечивающего подавление колебаний. Расходниками в таком случае становятся пневмобалон и амортизаторы. На случай разрыва пневмоподушки есть страховочный трос, который нельзя снимать.

Пневматические подвески предпочтительно используются для дальних рейсов на магистралях. Такой вид подвески характерен для полурессор и интегрированных рычагов.

Рессорная

Рессоры существуют уже сотни лет. Впервые они появились во времена карет. С годами механизмы модернизировались и совершенствовались. Грузовые автомобили, которые эксплуатируются в сложных условиях работы, ездят по бездорожью, как правило, предполагают использование рессорной подвески.

Suspension-mechanical.jpg

Располагаются они над мостом, удерживая ось полуприцепа. На фуре также крепятся ушки крайних рессор, которые гарантируют безопасность установки и плавность хода. Во время движения они берут на себя практическую всю нагрузку. Рессоры можно назвать несущим узлом. Недостатком является то, что она имеет жесткую установку, поэтому не все грузы способны ее выдержать.

Подвеска рессорного типа легко справляется с бездорожьем, поскольку листы для нее делают из надежной стали. Ее чаще всего используют для местных перевозок на спецтехнике.

Дополнительные типы

Рессорные и пневматические – самые распространенные типы подвесок, однако в редких случаях используются и другие:

  1. Торсионная (резино-жгутовая). Простая подвеска для прицепов весом до 2500 кг. Уменьшает колебательные движения груза, имеет минимальное расстояние между рамой и осью прицепа, гарантирует отличные амортизирующие свойства. Не требуют подшипников и смазки. Недостаток – малый запас хода, поэтому чаще встречается только во внедорожниках.
  2. Пружинная. Имеет большой ход, гарантирует плавную транспортировку благодаря способности пружин воспринимать большие нагрузки. Несмотря на это, не часто используется на грузовых авто.

Особенности устройства подвески

Разные компании, выпускающие подвески, могут предлагать механизмы с одинаковой длиной оси, но разным ходом. Надежность и эксплуатационные свойства грузовиков зависят не только от типа и длины оси. Ход подвески имеет не менее весомое значение, поскольку она обеспечивает сохранность техники и груза. Наиболее распространенные оси – SAF и BPW. Последняя имеет круглую балку, используется чаще других. Такими подвесками оснащаются многие автоприцепы.

При покупке грузового транспорта важно обращать внимание на местоположение подушки:

  • На оси. Самый надежный способ. Чем выше уровень расположения амортизатора и кронштейна, тем лучше эксплуатационные свойства механизма.
  • Возле оси.
  • На раме.

В разных конструкциях наклон амортизатора отличается. Предпочтительным является вертикальное расположение. Чем больше угол наклона, тем сложнее технике проходить по бездорожью.

Качество подвески имеет не менее важное значение. Если во время езды появляется меньше вибраций, значит транспортное средство проработает дольше. При выборе автопоезда нужно учитывать, что дешевые ТС могут привести к большим расходам по причине поломок, а также неудобства во время эксплуатации.

Выбор подвесок должен основываться на различных критериях, о которых мы упоминали выше. Помимо этого, стоит ориентироваться на заводы, выпускающие механизмы. Чтобы сделать удачную покупку достаточно предварительно проконсультироваться со специалистами.

Источник https://magazinpricepov.ru/o-pricepah/ustrojstvo-pritsepa/

Источник https://avtotachki.com/podveska-pricepa-torsionnaya-ressornaya-pruzhinnaya-dvuhosnaya/

Источник https://gronax.ru/news/stati/152696/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *