Вытягивание кузова стапелем: правила и последовательность работ
О чем речь? Вытягивание кузова стапелем – один из сложнейших процессов в ремонте автомобиля. Только качественное оборудование и опыт мастера помогут вернуть первоначальную жесткость поврежденным элементам
На что обратить внимание? Существуют различные виды стапелей, которые имеют свои особенности применения. Также на качество работ влияет и соблюдение ряда правила, например своевременно простукивать детали или прикладывать дополнительные усилия для их ремонта.
В этой статье:
- Описание стапеля
- Виды стапелей
- Принцип и последовательность работ при вытягивании кузова стапелем
- Правила вытягивания кузова стапелем
Описание стапеля
Кузовной ремонт условно разделяют на мелкий и крупный (который иногда называют капитальным).
Мелкий – это ремонт, связанный с восстановлением лакокрасочного покрытия, удалением царапин и незначительных вмятин. Большинство подобных работ можно выполнить самостоятельно.
Капитальный ремонт кузова – это гораздо более трудоемкая процедура, которую при опоре только на собственные силы сможет сделать далеко не каждый. Такой ремонт обычно осуществляют после каких-то аварийных ситуаций, в результате чего нарушается геометрия и балансировка кузова. Молотком здесь проблему не решить – тут потребуется комплекс специального рихтовочного оборудования, предполагающий наличие так называемого стапеля (или стенда для правки). Качественный стапель можно найти только на СТО.
Владельцам авто, особенно имеющим потребность в работах, о которых идет речь, полезно получить представление об устройстве стапелей, а также о том, как та или иная их модель стенда может помочь справиться с разными нарушениями геометрии кузова.
Стапели имеют гидравлическую силовую установку, при помощи которой создается усилие, достаточное для исправления нарушения геометрии того или иного элемента кузова. Специализированные устройства могут откорректировать даже тяжелые пластические повреждения.
Стенд представляет собой целый комплекс оборудования, включающий большое количество инструментов и приспособлений. Основными компонентами здесь являются:
- захваты;
- цепи;
- измерительные приборы;
- споттеры и др.
Все это позволяет не только оказывать направленное силовое воздействие (при прочном захвате), но и дозировать нагрузку на кузов, распределяя ее в соответствии с заложенными требованиями. Создаваемое напряжение является контролируемым, текущие параметры тщательно измеряются. Ведь здесь недопустимо переусердствовать, когда пластические изменения уже невозможно будет исправить.
Виды стапелей
У всех стапелей одинаковый принцип действия. Деформированный в результате внешнего силового воздействия кузов фиксируется на одном или нескольких участках, нуждающихся в рихтовке. Затем обслуживающий специалист укрепляет на другом конце выправляемого участка вытяжное устройство и подает на трос динамическое напряжение. В итоге поврежденная часть корпуса начинает выправляться, словно скомканный лист бумаги, расправляющийся легким натяжением пальцев. Вытяжные механизмы могут быть четырех разновидностей:
Подкатный механизм
Данный стапель годится для выправления кузовов автомобилей разного типа и грузоподъемности. На стапели присутствуют приспособления для закрепления кузова без отбортовки порогов. Преимуществом подкатного механизма является то, что он не требует большого пространства, то есть его можно использовать в гаражных условиях. Однако подкатный стапель недопустимо применять, если наблюдается нарушение кузовной геометрии (что делает его не таким уж и востребованным).
Напольный стапель
Это также весьма компактное устройство для ремонта и восстановления кузова в условиях относительно скромной мастерской (в том числе для ремонта собственного авто своими руками). Рельсы, располагающиеся на полу, также могут быть использованы и для других целей.
Рамный стапель
Это уже разновидность профессионального оборудования. Приспособление здесь имеет усложненную конструкцию. Автомобиль фиксируется на раме, обладающей высокой прочностью и грузоподъемностью (что дает возможность ремонтировать машины разной категории). Расправляющие металл усилия могут быть направлены в диаметрально противоположные стороны, что позволяет выправлять деформации легкой и средней степени сложности.
С целью экономии места в гараже или мастерской приобретаемые стенды для кузовного ремонта обычно оснащаются подъемниками.
Платформенный стапель
Это полноценное профессиональное оборудование, предназначенное для исправления пластических деформаций корпусов самых разных автомобилей, в том числе рамных внедорожников.
В конструкции предусмотрены рельсы и въездной мост, на который с помощью лебедки затягивается автомобиль. Стенд имеет множество крепежных механизмов, с помощью которых поврежденное транспортное средство надежно фиксируется на платформе.
Стапель оснащен:
- гидравлическими металлическими стойками;
- лебедкой;
- силовыми и выдвижными блоками.
С помощью балок можно без усилий перемещать увесистые конструкции в разных направлениях. Рихтовочный стенд имеет телескопическую шкалу, позволяющую с высокой точностью производить измерения и расчеты. Недостатками платформенного стапеля являются большие габариты, а также значительная стоимость оборудования. Поэтому в гараже данное приспособление установить не получится – только на профессиональной станции технического обслуживания.
Принцип и последовательность работ при вытягивании кузова стапелем
Рихтовочные стенды используются в основном для работы с попавшими в ДТП транспортными средствами, а точнее, для исправления дефектов их геометрии. Малые деформации с их помощью, конечно, не ремонтируют. Применение стапеля позволяет буквально вытянуть корпус помятого автомобиля, вернув его к заводским параметрам.
Рассмотрим более подробно суть работы стандартного рихтовочного стенда:
- Сначала компетентные специалисты производят определение характера повреждений и того, насколько они исправимы в принципе. Далее формируется перечень корректирующих работ. Этот этап называют первоначальной диагностикой.
- Затем корпус машины выставляют на стапель, на раме которого он прочно закрепляется.
- На рихтовочном стенде есть все необходимые захваты, а также измерительные приборы, которые позволяют определить необходимую силовую нагрузку, а также точку ее приложения.
- После закрепления цепей на требуемых участках оператор подает на них нужные усилия, в результате чего металл кузова начинает сжиматься или расправляться в зависимости от направления. Данные процессы возвращают корпусу основные параметры геометрии.
- Многократные изменения точек приложения силы дают возможность вернуть даже сильно покореженному корпусу заводские параметры. Самой главной особенностью такого ремонта является то, что структура металла при этом не повреждается.
У разных видов стапелей принципы работы отличаются. Но все без исключения стенды предназначены для:
- вытягивания вмятин;
- сжимания выпирающих элементов кузова.
В результате комплекса таких воздействий корпусу машины придается первоначальный вид. При этом, как в случае со знаменитым медицинским принципом «не навреди!», ключевым условием проведения работ по восстановлению геометрии кузова является исключение нанесения повреждений другим деталям корпуса.
Вытягивание кузова стапелем может осуществляться двумя различными способами:
- Обычное вытягивание. Автомобиль здесь закрепляется на стенде; затем к различным его точкам прикрепляются цепи тянущей системы (посредством специально привариваемых ушек), а далее цепи начинают формировать разнонаправленные тянущие усилия, в результате которых корпус изменяет свою геометрию.
- Компьютерное вытягивание кузова стапелем. Этот формат ремонта предлагается на профильных автосервисах. Крепление автомобиля на стапеле осуществляется схожим образом. Однако точки крепления тянущих цепей определяет компьютер, также он командует всеми динамическими усилиями. В процессе выправления корпуса точки приложения сил переоцениваются в зависимости от изменения его геометрии.
Исправление производится по частям: прикладываемые усилия способны эффективно воздействовать только на определенные, весьма ограниченные, зоны, где наблюдаются повреждения. Участки, не пострадавшие в результате ДТП, корректирующими воздействиями не затрагиваются. В некоторых ситуациях повреждения таковы, что исправить их можно исключительно на стапеле.
Квалифицированные, опытные специалисты, умеющие правильно управлять стендовым оборудованием и грамотно использовать все его возможности, добиваются при восстановлении таких результатов, которые превосходят даже самые смелые ожидания. После качественной корректировки восстановленный участок может обрести заводское качество. Иной раз даже не требуется восстановления лакокрасочного покрытия (впрочем, это уже зависит от характера повреждения).
Товары из категории
- Производительность, л/мин 1400
- Объем ресивера, л 500
В кредит от 8 859/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Количество каналов, шт 6
- Ток зарядки 1, А 50
В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Хладагент R134A
- Вакуумный насос 120 л/мин
В кредит от 10 440/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Габариты, мм 1888x1800x700
- Вес, кг 141.8
В кредит от 1 615/мес
В корзину Купить в 1 клик
В кредит от 6 434/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питающей сети, В 380
- Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
В кредит от 4 092/мес
В корзину Купить в 1 клик
Правила вытягивания кузова стапелем
Вот основные правила вытягивания автомобильного кузова на стапелях:
- Принцип вытяжки заключается в том, чтобы прикладываемое усилие по вектору было противоположным направлению удара при ДТП.
- Складки на металле, образовавшиеся при аварийной деформации, необходимо простукивать. То есть вытягивание кузова на рихтовочном стапеле периодически приостанавливается, и в течение паузы по мятому металлу выправляемого элемента специалист проходит молотком, расправляя складки. Натяг цепей при этом остается статичным, то есть элемент кузова должен находиться под динамическим напряжением (иначе выправить вмятины не получится). После этого вытягивание продолжается.
- Некоторые элементы кузова перетягиваются, то есть вытягиваются немного больше, так как впоследствии данный элемент вернется в нужное положение.
- Несмотря на то что при производстве современных автомобилей используется обычный металл, не обладающий опцией запоминания формы, ранее отштампованная листовая сталь стремится вернуть свою прежнюю форму. Это ее естественное свойство. То есть нужно понимать, что все детали кузова, деформированные в результате аварии, находятся в напряжении. Так вот задачей квалифицированного кузовщика является снятие этих напряжений, чтобы помочь металлу принять изначальную форму.
- Для более эффективного вытягивания кузова стапелем применяют нагрев. Неподатливые участки в таком случае выравниваются быстрее. Однако не стоит нагревать силовые элементы из высокопрочных сталей (например, лонжероны) – это их сильно ослабит.
- Для исправления неподатливых складок иногда требуется сделать надрезы.
Автомобильная авария – это крайне малопредсказуемое происшествие как для водителя, так и для кузова машины. Некоторые транспортные средства после ДТП обретают такой вид (а главное, форму), что с их исправлением не смогут справиться никакие, даже самые современные, нашпигованные электроникой рихтовочные стенды.
Именно для этого нужна предварительная оценка состояния корпуса. Специалист с использованием компьютерного моделирования определяет, реально ли провести восстановление кузова и не приведут ли попытки его местного растяжения или сжатия к окончательному разрушению. И здесь очень большую роль играет квалификация и опыт мастера.
Главное, для чего изначально был изобретен стапель, – это восстановление геометрии кузова авто. И в первую очередь это необходимо для обеспечения стабильности передней и задней колеи (то есть колесной базы). В процессе эксплуатации машина все равно получает множество легких повреждений, что изменяет колесную базу. Однако, как правило, эти изменения микроскопические по сравнению с теми деформациями, которые автомобиль может получить в результате ДТП.
Разумеется, вытяжку кузова владелец может осуществлять для того, чтобы вернуть своему пострадавшему в аварии железному коню прежний внешний вид и ездить на нем дальше. Однако чаще всего владелец после такой рихтовки хочет продать свой автомобиль. И такой вариант действий является весьма спорным, так как вытягивание кузова стапелем – это самый дорогостоящий кузовной ремонт, требующий не только специализированного оборудования, но и профессиональной руки. Так что перед тем, как восстанавливать машину на стапеле, имеет смысл тщательно все рассчитать – возможно, будет дешевле купить новую.
Редакция сайта ЦТО
Понравилась статья? Поделитесь:
Память металла: как с ней борются с помощью стапеля
Сначала с пострадавшей зоны снимают всё оперение (остатки бампера, капот, крылья, пластиковые несущие детали). Потом, не отрезая даже серьезно деформированные силовые элементы, поэтапно вытягивают скелет кузова, ориентируясь по многочисленным контрольным точкам. Также на этом этапе необходимо иметь под рукой новые детали оперения, чтобы предварительно выставить зазоры. На стапеле правят не только силовые элементы. На фото показан погнутый левый брызговик в области крепления фары. За несколько подходов его приводят в первоначальный вид. Полученную при ударе трещину заварят, а изуродованный кронштейн крепления фары отрежут и приварят новый. А так бы пришлось менять брызговик или его значительную часть, что существенно дороже и более трудоемко.
На стапеле правят не только силовые элементы. На фото показан погнутый левый брызговик в области крепления фары. За несколько подходов его приводят в первоначальный вид. Полученную при ударе трещину заварят, а изуродованный кронштейн крепления фары отрежут и приварят новый. А так бы пришлось менять брызговик или его значительную часть, что существенно дороже и более трудоемко.
После основной растяжки отрезают деформированные силовые элементы, которые не подлежат восстановлению, и приваривают новые. К примеру, частично погнутый и выправленный лонжерон оставляют. Но если образовались складки, лонжерон необходимо заменить, как и поврежденный усилитель бампера. Затем снова проверяют геометрию по контрольным точкам и зазорам и при необходимости подтягивают кузов. Далее идет финишная сборка оперения и итоговый контроль.
Обратите внимание на разные захваты для правки, и это далеко не весь ассортимент.
Обратите внимание на разные захваты для правки, и это далеко не весь ассортимент.
Читайте также: OHT404M Цилиндр гидравлический прямого действия 4 т., код товара: 55521, артикул: OHT404M
Измерение «геометрии» кузова
Для понимания того, куда и насколько сместились силовые элементы кузова, для измерения геометрических параметров применяются различные измерительные системы.
Чаще всего, в условиях гаражных мастерских и небольших автосервисах применяют линейки для измерения геометрии кузова, а также простые рулетки.
Рулеткой не всегда удобно пользоваться, так как на пути двух точек, между которыми нужно измерить расстояние, могут быть различные преграды (особенно в моторном отсеке). Измерительная линейка позволяет сделать замеры достаточно легко (см. статью о измерении геометрии кузова).
Важно проверить диагонали чашек амортизаторов и мест крепления подвески к кузову. Эти параметры влияют на выставление развала-схождения колёс.
Сколько стоит
В среднем, вытянуть кузов на стапеле обойдется в 10 000–15 000 рублей, хотя здесь нет планок по минимальной и максимальной цене. Может показаться, что это большие деньги, но в общей смете качественного восстановления автомобиля стапельные работы составляют не такую уж большую долю, а без них невозможно хорошо отремонтировать кузов после серьезной аварии.
- Сэкономить на восстановлении автомобиля поможет локальный ремонт с сохранением заводских кузовных деталей.
- Победить ржавчину поможет Цинкор авто.
Благодарим техцентр Авторитет за помощь в подготовке материала.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для того чтобы вытягивать силовые элементы кузова, а также, в целом, производить вытягивающие операции, кузовщики применяют стапель. Стапель предназначен для жёсткого крепления кузова и последующего вытягивания его повреждённых элементов. Крепление обычно производится за отбортовки порогов. Это нужно, чтобы автомобиль не двигался вместе с вытягиваемым элементом.
Многие гаражные мастера кузовного ремонта обходятся без применения стапеля. Для этого в гаражах используют забетонированные петли, которые располагаются по периметру гаражного пола. Они служат как для вытягивания кузова (к ним цепляется лебёдка или гидравлическая стяжка), так и для фиксации автомобиля цепями с обратной стороны вытягивающего усилия. Если вытягивается перед, то привязывается цепями к петлям зад автомобиля, если вытягивается зад, то привязывается, соответственно, передняя часть. Также, используют упоры, при применении бокового вытягивающего усилия.
Чаще, всё же, применяется стапель. Гаражные мастера кузовного ремонта приобретают стапели, пригодные для применения в небольших мастерских, а также копируют и изготавливают конструкции заводских стапелей, а также собирают самодельные стапели, придуманные самостоятельно. В крупных автосервисах применяются стапели платформенного типа.
Роль зажимов
Главная роль зажимов кузовных – создавать тянущие и давящие усилия в процессе вытягивания автомобильного кузова. Если стапель эффективно правит деформации способом вытягивания выбоин кузова, то без особых зажимов он — просто бесполезная штука. И действительно, фиксация и ухват делается при помощи хороших зажимов, как правило, с 4-х сторон. От надежности фиксационного момента зависит практически все. По этой причине для кузовного мастера актуально уметь подбирать правильные зажимы.
Захват для правки кузова
Некоторые стапельные аппараты оснащаются зажимами передвижного типа. Они перемещаются без ограничений, давая легкий доступ ко всем начальным точкам металлического остова, правя его в любом из направлений.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Принцип вытягивания повреждённого элемента в том, чтобы приложить усилие в направлении, противоположном силе удара при аварии.
- В процессе вытягивания необходимо простукивать складки на металле, образованные при деформации. Реализуется это следующим образом: вытягивающее усилие выравнивает элемент и потом процесс как бы приостанавливается, после простукивания, вытягивание возобновляется, и складка металла разравнивается.
- Существует такое понятие, как «перетяжка». Смысл в том, чтобы перетянуть повреждённый элемент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вернётся.
- Отштампованный металл, можно сказать, имеет «память». То есть, все деформированные детали кузова находятся в напряжении. Задача кузовщика снимать эти напряжения, выравнивая повреждённые элементы и «помогать» металлу вернуться в исходное состояние.
- Иногда, при вытягивании силовых элементов кузова, применяют нагрев . Это помогает вытянуть неподатливые участки. Не рекомендуется делать на высокопрочной стали силовых элементов, так как это значительно её ослабляет.
- Также, иногда, приходится делать надрезы, чтобы ослабить неподатливые складка.
Также можете прочитать статью о выравнивании кузова автомобиля, где подробно рассматриваются технологии ремонта кузова.
Основные виды рихтовки
Многие автовладельцы болезненно воспринимают повреждения кузова, получаемые в результате:
- случайных столкновений;
- наездов на препятствия;
- выброса камней из-под колёс попутных и встречных машин;
- ряда других причин.
Вмятины выправляются различными способами. Процесс восстановления поверхности деформированных деталей кузова называется рихтовкой. С её помощью можно вернуть внешнему виду автомобиля оригинальную форму. Рихтовка относится к заключительной стадии восстановительных кузовных работ и требует к себе тщательного, аккуратного, профессионального отношения.
Читайте также: Как сделать батарейку или аккумулятор своими руками
В зависимости от вида повреждения используются различные технологии рихтовки
Обладая минимальными навыками слесарных работ, многие повреждения деталей кузова можно устранить самостоятельно. Технологию рихтовки следует выбирать с учётом марки и года выпуска автомобиля. Кузова советских «Волг», «Москвичей», «Запорожцев» и др. изготавливались из прочной жести, которую восстановить до первоначального вида было очень сложно. Часто требовались газосварочные работы, навыком которых владели далеко не все водители. В современных автомобилях для кузовных деталей используют тонкий пластичный стальной лист, который легко восстанавливается выдавливанием, выстукиванием, воздействием вакуума и другими способами. Поэтому большинство автовладельцев с несложными кузовными работами могут справиться самостоятельно. Различают следующие виды ручной рихтовки:
- Устранение вмятин. Это самый распространённый вид рихтовки. Для ликвидации вмятин используются различные технологии.
- Устранение выпуклостей. Выпуклости образуются в результате выгибания кузовной детали при ударах и столкновениях. Они устраняются частыми и несильными ударами молотка через подложку. В сложных случаях используется газовая горелка. Нагрев ведётся по спирали от центра к краям выпуклости. Неровности в виде выпуклостей устраняются ударами молотка через подложку
- Локальная рихтовка. Оригинальная форма детали восстанавливается без её демонтажа. Однако часто с повреждённой двери, крыла или капота требуется снять ручки, обшивку, фонари и другие элементы, которые мешают проведению работ.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка применяется в кузовном ремонте для вытягивания методом выдавливания. Существуют различные гидравлические растяжки, дающие различное усилие от 4‑х тонн и выше. Примером применения этого приспособления можно назвать вытягивание боковых стоек кузова, выдавливанием изнутри салона. Можно выправлять смещённые в сторону лонжероны. А также, выправление деформированных дверных проёмов и проёмов лобового и заднего стёкол. Обычно мастера-кузовщики приобретают набор, включающий в себя несколько видов удлинителей разной длины, насадки, саму растяжку и гидравлический насос, но можно купить каждый элемент отдельно.
Кузовной инструмент для автосервиса
Обеспечения качества ремонтных работ и обслуживания автомобилей требуется применять надежный кузовной инструмент. В интернет-магазине представлен широкий выбор специальных инструментов и оборудования для кузовного ремонта машин. Ассортимент оборудования В каталоге продукции представлены следующие наименования изделий: Электроды для сварки и рихтовочные лопатки; Монтировки и сварочные шайбы; Молотки рихтовочные и оправы; Наборы инструментов для профессионального ремонта (гидравлические, электрические, монтажные и комплекты для исправления дефектов кузова с передвижной тележкой). Преимущество надежного кузовного инструмента заключается в удобстве применения и возможности организации полного цикла ремонта авто на базе сервиса. С кузовным инструментом проводятся подготовительные работы перед ремонтом, вскрытие обшивки, все типы сварочных работ и укрепление кузовной части автомобиля. Для изготовления продукции используется качественное сырье, соответствующее требованиям ГОСТа, а сам инструмент рассчитан на профессиональное использование и имеет высокий ресурс службы. Удобство использования кузовного инструмента заключается в оптимальных размерах, наличии изоляционного покрытия на изделиях, предназначенных для работы с электрооборудованием в автомобиле.
Кузовные захваты
Для непосредственного крепления цепи от вытягивающего устройства (лебёдки или стяжки) к повреждённому элементу применяются различные кузовные захваты.
Иногда приваривают металлические петли и пластины с петлями в местах, где невозможно применить кузовной захват, либо при отсутствии специальных захватов.
Некоторые современные кузовные захваты имеют самозажимную конструкцию. При добавлении вытягивающего усилия, захват сжимается сильнее, что предотвращает его выскальзывание.
Зажимы от AIST
Универсальный зажим от Аист
Теперь для сравнения рассмотрим зажимы от производителя Аист:
- Крюк вытяжной 5-тонный, ценою 1,8 тыс. рублей. Имеет ширину захвата в 80 мм. Предназначен для цепей и эффективной фиксации растяжки к кузову;
- Пластины для выпрямления дверных стоек 2-тонные. Стоимость зажимов этого типа – 2,7 тыс. рублей. Идеально фиксируется к поверхности автомобильного кузова;
- Пластина кронштейн, отличный вариант вытяжки деформированного кузова. Выдерживает до 3 тонн, используясь с цепями. Фиксация осуществляется с помощью винта. Стоимость пластины – 2,7 тысяч рублей;
- Зажим с 2-я направлениями, выдерживающий 3/2 тонны. Применяется для правки кузова. Дает возможность вытягивать металл в прямом направлении с усилием до 3-х тонн, в боковом – до 2-х тонн;
- 5-тонный зажим для кузовных работ фирмы Аист, ценою 2,9 тыс. рублей очень функционален. Он работает всего в одном направлении, ширина губок оставляет 45 мм;
- 2-тонный зажим для проведения кузовных работ, ценою 2,9 тыс. рублей. Идеальная плоская конструкция дает возможность легко работать в ограниченном пространстве. Функционирует в одном направлении;
- Захват, ценою 3 тыс. рублей – очень удобный инструмент для проведения различных работ по кузову;
- Клещеподобный 5-тонный кузовной зажим, ценою 3,4 тыс. рублей. Ширина губок составляет 40 мм.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как было сказано выше, при измерении «геометрии» кузова важно проверить расположение чашек амортизаторов. Измеряются диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также, проверяются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова.
При смещении чашек амортизаторов применяется специальное приспособление. Оно позволяет вытягивать чашку в любом направлении.
Читайте также: Технология и оборудование для изготовления лущеного шпона
Выстукивание
Рихтовка без покраски используется, если повреждение имеет размеры выше среднего. Для осуществления задачи применяются прорезиненные киянки и крючки, имеющие разные формы. При помощи киянок внутренняя поверхность простукивается, благодаря чему повреждение исправлять проще. При беспокрасочном удаление вмятин рихтованием наносят не сильные, но частые удары. На завершающем этапе поверхность полируют.
Причины повреждения автомобиля
Главной предпосылкой к восстановлению металла является его механическое повреждение. Расширенный список причин представлен ниже:
- Участие машины в дорожно-транспортном происшествии.
- Столкновение с объектами во время пути на скорости – камни, щебень и другие.
- Поездки по плохим дорожным покрытиям.
- Выявление дефектов, заложенных на производстве.
- Неграмотное управление транспортным средством.
- Влияние коррозии и атмосферных условий.
В зависимости от причины и степени повреждения, восстановление классифицируется на локальное и капитальное. Частичная процедура устраняет очаги повреждений на кузове, полученные в результате мелких ДТП и по другим причинам. Капитальный ремонт автомобиля незаменим при нарушении стандартной геометрии кузова и серьезных дефектах.
Отдельная статья, по которой требуется ремонт автомобиля, это поражение покрытия ржавчиной. В запущенных случаях коррозия ослабляет металл и ухудшает эксплуатационные характеристики машины, подвергая опасности всех участников дорожного движения.
Удаление вмятин на автомобиле при помощи обратного молотка
Выправление вмятин с помощью обратного молотка, выполняется когда у водителя осложнен доступ к месту повреждения, или восстанавливаемые детали не могут быть демонтированы. Подобный ремонт вмятин кузова обычно требует последующей покраски восстановленной детали. Чтобы выпрямить вмятину выполняют следующие действия:
- Очистить, высушить и обезжирить восстанавливаемую поверхность. Удалить следы коррозии.
- Один конец обратного молотка присоединяют к центру повреждения. Выполняют операцию с помощью специальной присоски, либо аппликатора.
- Выполняют правку посредством постепенно усиливающихся ударов грузика по рукоятке молотка.
- После завершения восстановления внешней стороны кузова, молоток отсоединяют.
Ремонт вмятин при помощи домкрата
Вытянуть вмятину кузова автомобиля своими руками, поможет домкрат. Приспособление используют для устранения глубоких повреждений на крыльях машины.
Перед проведением работы, демонтируют передний указатель поворота и фару. Со стороны вмятины домкрат упирается пяткой (под нее предварительно подкладывают резиновый брус), рычаг устройства должен упираться в противоположный край проема. Операцию прекращают после выправки дефекта, а поврежденный участок покрывают шпатлевкой.
Необходимые материалы и инструменты
Сразу хотелось бы предупредить, что от качественной вытяжки зависит дальнейшая возможность эксплуатации авто, поэтому к этой проблеме следует отнестись с полной серьезностью.
- мощная электрическая болгарка (турбинка);
- сварочный аппарат;
- горелка (газовая);
- машина для шлифовки с полным набором дисков;
- стационарный стенд с необходимым шаблоном и цепными захватами (с ними легче работать);
- металлический шпатель и автомобильная грунтовка;
- лента герметик;
- рихтовочный молоток для металла;
- также придется найти таблицу для марки вашего авто с данными про заводскую геометрию кузова.
Когда весь перечень собран, можно приступать к работе.
Неисправности и ремонт
При деформациях силовых балок после ДТП или неправильного ремонта водитель замечает полысевшие покрышки со стороны вытянутой детали. Подобная ситуация возникает из-за неправильного расположения колес.
Основные неисправности лонжерона:
- Деталь лопнула. В этом случае проводят ее частичную или полную замену. Особенно в случае балок, расположенных спереди. Для замены деталь придется сначала выровнять, затем вырезать.
- Элемент погнулся в зоне деформации. В этом случае его исправляют на специальном стенде.
Такие неисправности силовых балок приводят к изменению положения двигателя и нарушают геометрию подвески, ухудшают рулевое управление. Важно проверять балки даже после незначительной аварии.
Исправить деформацию лонжерона автомобиля получится только на стенде-каролинере. Большую часть машины придется разобрать. Если основные элементы конструкции остались неповрежденными, можно выполнить частичную замену лонжерона при помощи газосварочных работ. Однако этим методом не восстановить заводские качества детали, так как прочность после ремонта снизится.
При наличии лестничной рамы поменять лонжерон легко, кроме случаев, когда деталь сильно ушла в несущем кузове. Важно, чтобы новый элемент обладал первоначальными габаритами деформированной балки. Особенности частичной замены:
- При незначительных повреждениях зоны деформации имеют небольшую протяженность, поэтому можно ограничиться частичной заменой детали в местах сильных заломов и разрывов металла. Такую замену можно проводить только на участках, которые не принимают на себя нагрузку. Поврежденные места выпиливают болгаркой, приваривая на их место новые элементы.
- Полная замена. Часто ущерб оказывается настолько большим, что лонжерон уже не может выполнять свои функции. Поскольку подобные повреждения не заварить, балку вытягивают до состояния, максимально приближенного к первоначальному, а затем срезают с креплений.
Учитывая состояние кузова, выбирают различные меры восстановления.
Разборка
Для вытяжки силового элемента подготавливают несколько инструментов, поскольку работы предстоят сложные и продолжительные. Необходимое оборудование:
- болгарка;
- оборудование для сварки;
- газовая горелка;
- шлифмашинка;
- молоток, которым будет производиться рихтовка;
- стенд;
- лента на основе герметика;
- таблица ремонта кузова;
- шпатель с грунтовкой.
Перед ремонтом снимают все детали кузова, перекрывающие доступ к поврежденному лонжерону. С ремонтируемой зоны убирают проводку и электроприборы.
Как вытянуть лонжерон своими руками
Перед работой следует проверить, в каком направлении нужно вытянуть лонжерон. В домашних условиях процедуру проводят следующим образом:
- Машину закрепляют цепями на стенде. Место захвата очищают и устанавливают зажим.
- Затем к нему крепят цепь и начинают вытяжку лонжерона.
- Делают плавную натяжку, попутно придавая поврежденной детали первоначальную форму.
- Поскольку лонжероны выполнены из качественной стали, для максимальной вытяжки сначала проводят их натягивание. Затем, оставляя деталь под натяжением, прибавляют усилие и снова удерживают.
- Обрезают болгаркой неремонтируемые части балки.
- Стараются вытянуть силовой элемент, попутно придавая ему прежние геометрические формы.
Извлечь поврежденный участок не получится до тех пор, пока лонжерон не будет вытянут. В противном случае дальнейший ремонт остальных элементов кузова будет затруднен. При значительном повреждении проводится несколько вытягиваний в разных направлениях.
Если балка вытягивается лебедкой, направление вытягивающего усилия можно менять путем подкладывания под цепь брусков.
Вытягивание кузова автомобиля
Здравствуйте дорогие читатели блога kuzov.info!
Эта статья будет интересна новичкам в кузовном ремонте, интересующимся процессом вытягивания кузова автомобиля после аварии.
Мы рассмотрим некоторые моменты, известные для профессионалов, но непонятные для новичков.
Итак, перед ремонтом повреждённого кузова автомобиля, важно внимательно осмотреть и понять логику повреждений. Что и куда сместилось, что можно отремонтировать, а что нужно менять. Нужно определить, изменены ли геометрические параметры кузова. При ударе в переднюю или в заднюю часть автомобиля, могут быть повреждены соответственно передние или задние лонжероны. При боковых ударах может сместиться боковая стойка кузова, а также порог и пол. Полная картина будет видна, после разбора кузова, снятия повреждённых панелей, радиаторов, фар и пр.
Ремонт начинается с постановки «на место» всех силовых элементов, влияющих на геометрические параметры кузова. Даже если какие-то из силовых элементов требуют замены, их, всё равно, нужно вытянуть и, насколько возможно, вернуть «геометрию» кузова до нужных размеров. Это вернёт точки креплений элементов, требующих замены на свои места.
Измерение «геометрии» кузова
Для понимания того, куда и насколько сместились силовые элементы кузова, для измерения геометрических параметров применяются различные измерительные системы.
Чаще всего, в условиях гаражных мастерских и небольших автосервисах применяют линейки для измерения геометрии кузова, а также простые рулетки.
Рулеткой не всегда удобно пользоваться, так как на пути двух точек, между которыми нужно измерить расстояние, могут быть различные преграды (особенно в моторном отсеке). Измерительная линейка позволяет сделать замеры достаточно легко (см. статью о измерении геометрии кузова).
Важно проверить диагонали чашек амортизаторов и мест крепления подвески к кузову. Эти параметры влияют на выставление развала-схождения колёс.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для того чтобы вытягивать силовые элементы кузова, а также, в целом, производить вытягивающие операции, кузовщики применяют стапель. Стапель предназначен для жёсткого крепления кузова и последующего вытягивания его повреждённых элементов. Крепление обычно производится за отбортовки порогов. Это нужно, чтобы автомобиль не двигался вместе с вытягиваемым элементом.
Многие гаражные мастера кузовного ремонта обходятся без применения стапеля. Для этого в гаражах используют забетонированные петли, которые располагаются по периметру гаражного пола. Они служат как для вытягивания кузова (к ним цепляется лебёдка или гидравлическая стяжка), так и для фиксации автомобиля цепями с обратной стороны вытягивающего усилия. Если вытягивается перед, то привязывается цепями к петлям зад автомобиля, если вытягивается зад, то привязывается, соответственно, передняя часть. Также, используют упоры, при применении бокового вытягивающего усилия.
Чаще, всё же, применяется стапель. Гаражные мастера кузовного ремонта приобретают стапели, пригодные для применения в небольших мастерских, а также копируют и изготавливают конструкции заводских стапелей, а также собирают самодельные стапели, придуманные самостоятельно. В крупных автосервисах применяются стапели платформенного типа.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Принцип вытягивания повреждённого элемента в том, чтобы приложить усилие в направлении, противоположном силе удара при аварии.
- В процессе вытягивания необходимо простукивать складки на металле, образованные при деформации. Реализуется это следующим образом: вытягивающее усилие выравнивает элемент и потом процесс как бы приостанавливается, после простукивания, вытягивание возобновляется, и складка металла разравнивается.
- Существует такое понятие, как «перетяжка». Смысл в том, чтобы перетянуть повреждённый элемент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вернётся.
- Отштампованный металл, можно сказать, имеет «память». То есть, все деформированные детали кузова находятся в напряжении. Задача кузовщика снимать эти напряжения, выравнивая повреждённые элементы и «помогать» металлу вернуться в исходное состояние.
- Иногда, при вытягивании силовых элементов кузова, применяют нагрев . Это помогает вытянуть неподатливые участки. Не рекомендуется делать на высокопрочной стали силовых элементов, так как это значительно её ослабляет.
- Также, иногда, приходится делать надрезы, чтобы ослабить неподатливые складка.
Также можете прочитать статью о выравнивании кузова автомобиля, где подробно рассматриваются технологии ремонта кузова.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка применяется в кузовном ремонте для вытягивания методом выдавливания. Существуют различные гидравлические растяжки, дающие различное усилие от 4‑х тонн и выше. Примером применения этого приспособления можно назвать вытягивание боковых стоек кузова, выдавливанием изнутри салона. Можно выправлять смещённые в сторону лонжероны. А также, выправление деформированных дверных проёмов и проёмов лобового и заднего стёкол. Обычно мастера-кузовщики приобретают набор, включающий в себя несколько видов удлинителей разной длины, насадки, саму растяжку и гидравлический насос, но можно купить каждый элемент отдельно.
Гидравлическая стяжка
Гидравлическая стяжка действует как предыдущий девайс, но наоборот, стягивает. Может применяться для вытягивания, как альтернатива лебёдки.
Кузовные захваты
Для непосредственного крепления цепи от вытягивающего устройства (лебёдки или стяжки) к повреждённому элементу применяются различные кузовные захваты.
Иногда приваривают металлические петли и пластины с петлями в местах, где невозможно применить кузовной захват, либо при отсутствии специальных захватов.
Некоторые современные кузовные захваты имеют самозажимную конструкцию. При добавлении вытягивающего усилия, захват сжимается сильнее, что предотвращает его выскальзывание.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как было сказано выше, при измерении «геометрии» кузова важно проверить расположение чашек амортизаторов. Измеряются диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также, проверяются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова.
При смещении чашек амортизаторов применяется специальное приспособление. Оно позволяет вытягивать чашку в любом направлении.
Зазоры
После вытягивания всех силовых элементов и замены повреждённых деталей кузова, не подлежащих восстановлению, примеряются лицевые панели кузова. Если все силовые элементы вытянуты правильно и все места креплений встали на свои места, то все зазоры лицевых панелей кузова должны быть ровными и одинаковыми с обеих сторон автомобиля.
Все двери, капот и крышка багажника должны закрываться без значительных усилий и не задевать за соседние панели кузова. О том как отрегулировать зазоры на автомобиле можете прочитать здесь.
Неравномерность зазоров может показать, что и куда недотянуто или перетянуто. Зазоры, таким образом, дают информацию о том, правильно ли вытянут кузов.
Подводя итог можно сказать, что при наличии необходимых, не самых дорогостоящих инструментов и устройств, а также знаний и опыта можно вытягивать сложные повреждения кузова автомобиля даже в условиях гаражной мастерской. Опыт, конечно же, имеет немаловажное значение. При недостаточном опыте лучше начинать вытягивать аварийные кузова, имеющие небольшие смещения силовых элементов.
Не менее высокого мастерства требует рихтование повреждённых панелей кузова. Овладев базовыми приёмами рихтования, можно выправлять достаточно сложные повреждения. О способе рихтования вмятин при помощи рихтовочного молотка, поддержки и кузовной гладилки читайте в другой статье.
Источник https://centr-to.ru/blog/avtoservis/vytyagivanie-kuzova-stapelem
Источник https://lux-stahl.ru/stanki-i-instrumenty/zazhim-dlya-vytyazhki-kuzova.html
Источник https://kuzov.info/vityagivanie-kuzova-avtomobilya/