Cостояние российского рынка грузовиков и полуприцепов в октябре 2022 года

Содержание

Cостояние российского рынка грузовиков и полуприцепов в октябре 2022 года

Рынок грузовых машин

2022 год неумолимо подходит к концу, а значит, можно подводить промежуточные итоги. Как держит удары судьбы российский авторынок? В каком сегменте в этом году продажи просели больше всего? Поджимают ли китайские производители техники? Эксперты отрасли и профессиональные продавцы ответили на все эти вопросы на конференции «Высшая передача», организованной «Авито Авто».

Уже прописная истина

«После 24 февраля произошли события, которые повлияли и влияют на любые рынки, в том числе рынки коммерческой и специальной техники. Есть такое ощущение, что большая часть этих трендов останется с нами и в 2023 году, по крайней мере, в первой его половине», — начала своё выступление директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.

О каких же «трендах» эксперт вела речь? Г-жа Арабаджи назвала ключевые проблемы, с которыми отрасли пришлось столкнуться в этом году. Как отметила спикер, это довольно известная информация, поэтому она больше предназначалась для тех, кто по каким-то причинам «забыл, что у нас происходит». Кратко повторимся и мы.

Главное изменение рынка — остановка большинства производств иностранной техники, которые находились в России. Директор НАПИ с сожалением отметила закрытие «хороших проектов»: Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso, MAN, Scania.

Грузовой авторынок России начал 2020 год с прироста показателей

Вместе с поставками транспорта из-за рубежа прекратились и поставки многих комплектующих, что неизбежно привело к сокращению выпуска отечественного транспорта из-за нехватки компонентов. Технологическое партнёрство кануло в Лету, теперь взаимодействовать приходится только с Беларусью и Китаем.

Но даже Китай не всегда выручает. Отдельно г-жа Арабаджи отметила Weichai, производителя двигателей из Поднебесной, который приостановил сотрудничество с «КамАЗом» по газомоторной технике.

Ещё одно вытекающее последствие для российских машиностроителей — сборка более простых, неэкологичных моделей техники, например с двигателями экологического стандарта «Евро 2».

«В связи с дефицитом техники, падением курса рубля в первой половине года у нас резко росли цена на новую и подержанную технику», — обозначила ещё одну тенденцию г-жа Арабаджи.

Другое важное заявление: параллельный импорт не оказался панацеей для российского рынка коммерческой техники, как, возможно, того ожидали.

«Все рассчитывают на параллельный импорт. В легковом сегменте последние месяц-полтора он пошёл, дилеры активно заявляют о том, что продают технику, но в сегменте грузовой, специальной техники всё сложнее. Многим нужны индивидуальные грузовики по конкретным требованиям, которые не так просто найти на рынке и привезти. Пока мы не видим особых успехов в параллельном ввозе новой техники», — поделилась директор НАПИ.

Старый конь продаж не портит

Нестабильное положение рынка, рост цен, нехватка комплектующих — ничего удивительного, что автовладельцы не спешат расставаться со старой техникой, предпочитая придержать её до лучших времён. Но и новую технику на продажу, получается, особенно брать неоткуда.

Рынок новых грузовиков по данным за 10 месяцев 2020 г.

По данным НАПИ, на 1 июля 2022 года российский парк грузовиков распределился по возрастам следующим образом: 53,1% — техника старше 20 лет, 10,2% — от 16 до 20 лет, 13,8% — от 11 до 15 лет, 8,8% — от 8 до 10 лет, 7,2% — от 4 до 7 лет и всего 6,9% — от 0 до 3 лет. Видим, что «старичков» в парке больше половины, тогда как на максимум 3-летний «молодняк» пришлось даже меньше 7%.

Директор НАПИ поделилась и данными по количеству техники в зависимости от типа кузова. Больше всего на начало июля в стране насчитывалось самосвалов (910,7 тыс.), седельных тягачей (719,3 тыс.), бортовых или тентованных грузовиков (616,7 тыс.). Замыкают топ-12 грузовики для перевозки труб/леса (17,7 тыс.) и грузовики для работы с природными ресурсами (10,6 тыс.).

Лидерство среди брендов грузовиков в российском автопарке на 1 июля удерживал «КамАЗ». Его доля составляла 27,5% с 1 042,7 тыс. единиц техники. «Серебро» занимает «ГАЗ» — 822,8 тыс. грузовиков (21,7%). На третьем месте среди брендов — «ЗИЛ», чьи машины прекратили собирать ещё в 2016 году. Однако по стране ещё насчитывается целых 442,1 тыс. грузовых машин этой марки.

ЗиЛ-131, технический музей, Тольятти

На 4 и 5 местах расположены «МАЗ» и «Урал»: 305,6 тыс. и 182,9 тыс. штук соответственно. Среди «иностранцев» лидирует Volvo, но его доля чуть больше 3% — 120,2 тыс. машин. Другие зарубежные бренды в парке — MAN, Scania, Mercedes-Benz, Isuzu, Hyundai, DAF, Iveco и Hino, замыкающий топ-15 (41,1 тыс. грузовиков). Всего отечественный парк грузовой техники насчитывает почти 3 млн 800 тыс. грузовых авто.

За 9 месяцев 2022 года в России было продано 152, 1 тыс. подержанных грузовиков, почти в 2,6 раза больше, чем новых, которых продали 58,9 тыс. штук. Цены на новые грузовики выросли на 20,6%, а на подержанные ещё значительнее — на 51%.

Г-жа Арабаджи отметила, что цены на б/у грузовые авто в III квартале 2022 года стали падать по сравнению со II кварталом. Однако это происходит «не из-за реального снижения цен, а потому что вымываются предложения свежей и хорошей подержанной техники».

Китайские бренды наступают на пятки

С января по сентябрь 2022 года в РФ чаще всего покупали «КамАЗы». Хотя доля производителя на рынке увеличилась до 38,8%, продажи по сравнению с прошлым годом сократились на 6,5% (всего 22 858 штук). Вроде бы этот показатель должен успокаивать, ведь треть рынка занята отечественным производителем, однако Китай идёт вслед семимильными шагами.

Фантастический прирост в 277,2% показал китайский Shacman. За 9 месяцев в стране купили 6 126 грузовиков против 1 624 машин в 2021 году. И вот бренд уже занимает десятую часть рынка. Хотя дальше в рейтинге продаж идут «ГАЗ» (4 137 единиц, -43,7%), «Урал» (4 117 единиц, +23,6%) и «МАЗ» (3 083 единицы, -23,3%), их результаты впечатляют не так, как показатели следующих трёх производителей.

Самосвал Shacman SX3256DR384: китайский «немец»

Друг за другом с 6 по 8 строчку рейтинга идут машиностроители из Поднебесной. Показатели их продаж следующие: Howo — 2 444 штуки (+132,5%), FAW — 2 292 штуки (+90,5%), JAC – 1 727 штук (+172,4%).

Среди других иностранных брендов можно отметить снижение продаж Scania на 78,1% (1 151 грузовик) и Mercedes-Benz на 68,1% (1 037 грузовиков). Такое перераспределение рынка понятно: новая европейской техника в РФ не поступает, поэтому продавцы распродают остатки былой роскоши.

«Если посмотреть на результаты 9 месяцев, вроде бы тут не такие большие подвижки у Китая — доля выросла с 7,5 до почти 25%. То есть четверть всех грузовиков, проданных за 9 месяцев, — китайские. Но если сравнить январь и сентябрь, то это ещё интереснее. Мы видим, что в сентябре по сравнению с январём доля российских грузовиков снизилась на 10%, а доля Китая выросла на 32%. Китай начал теснить российские бренды. Самосвалы — это был традиционно сегмент «КамАЗа». Сейчас первое место в сегменте занимает Китай — 54,3%. Показательно, что даже в сегменте тягачей Китай вышел в этом году на 3 место с долей 13%. Китай никогда практически в Россию тягачи не поставлял. Мы ожидаем, что в дальнейшем доля будет расти», — рассказала г-жа Арабаджи.

«КАМАЗу» в будущем придётся потесниться. Но пока по результатам продаж 9 месяцев производитель удерживает лидерство среди популярных моделей. Чаще всего в стране покупали КамАЗ 43118 (6 070 штук) и 65115 (5 601 штука). На третьем месте модель «ГАЗон Next», чьи продажи упали на 46,7% (4 894 штуки).

Читать статью  Антон Воротников: биография автомана

Камаз-43118

Быстро набирающий темпы Shacman занял 4 и 5 строчки рейтинга с моделями SX3258 (2 570 штук) и SX3318 (2 506 штук).

За счёт такого активного продвижения производителей из Поднебесной на российский рынок даже изменилась статистика по дилерским и сервисным центрам за IV квартал 2022 года. Их число не сократилось, а наоборот выросло: + 54 дилерских центра и + 161 сервисный центр.

С прицепами поспокойней

Сегмент прицепной техники обошёлся без таких резких скачков цен и продаж, вероятно, потому, что китайские производители пока не имеют к нему отношения. Так что по сравнению с рынком грузовой техники здесь относительное затишье.

Цены за 9 месяцев выросли не так сильно, как на грузовики. Новые прицепы подорожали на 15,6%, подержанные — на 20%. Продажи новых прицепов падали только в апреле и мае. Сентябрь 2022 года даже отметился ростом в 5,5%. Продажи подержанных грузовиков в этом месяце и вовсе увеличились на 15,6%. Да и производство прицепов за 9 месяцев незначительно, но выросло на 1%, в то время как выпуск грузовой техники сократился на 16,8%.

Что роднит российский парк грузовиков и прицепов, так это солидный возраст техники. На 1 июля 2022 года в стране числилось 45,3% прицепов старше 20 лет. Всего парк составляет 1 136,9 тыс. единиц техники. Среди них больше прицепов с бортовым (370,7 тыс.), самосвальным (174,7 тыс.) и тентованным (135,8 тыс.) типами кузова.

В январе-августе 2020 г. ёмкость рынка новой прицепной техники сократилась на 3,1%.

В этом году рынок подержанной прицепной техники почти в 2 раза превысил рынок новой техники. Всего за 9 месяцев в РФ продали 49,2 тыс. штук б/у прицепов и 25,2 тыс. штук новых.

Рейтинг самых продаваемых брендов подержанных прицепов распределился следующим образом: Schmitz (8 776 штук), Krone (5 535 штук), «СЗАП» (2 911 штук), «Тонар» (2 487 штук), «Нефаз» (2 403 штуки), Koegel (2 330 штук). И замыкает топ-15 «ТСП» — 365 штук.

По продажам новых прицепов картина несколько иная. Лидерство уверенно держит «Тонар», чьих прицепов купили 3 902 единицы. На 2 месте находится Schmitz (1 863 прицепа), на 3-м — «Нефаз» (1 310 прицепов), на 4-м — Grunwald (917 прицепов), на 5-м — Krone (892 прицепа). На последней, 15-й, строчке рейтинга расположился «Новтрак», реализовавший на рынке 408 прицепов.

Немного о сельхозтехнике и прогнозах

Как отметила г-жа Арабаджи, агентствам доступны только лизинговые данные по сельскохозяйственной технике. Ключевые бренды сельхозтехники, названные экспертом, — «Беларус», RSM, «Кировец», John Deere и Massey Ferguson.

Их лизинг в 2022 году значительно сократился. Количество тракторов в договорах финансового лизинга, заключённых за 9 месяцев 2022 года, составило 6 тыс. штук. Это на 8,8% меньше, чем в 2021 году. Комбайны в лизинг брали ещё реже: 2,5 тыс. единиц против 3 тыс. единиц в прошлом году (-17,5%). Лизинг других видов сельхозтехники снизился на 9%.

беларус 1270

В заключение своего выступления директор НАПИ подчеркнула, что компании продолжат работать не в лучших условиях. Дефицит новой коммерческой техники весьма вероятен, а продавать будут преимущественно отечественные и китайские машины.

Однако прогнозу г-жи Арабаджи противоречит выступление другого спикера. Менеджер по работе с клиентами «Авито Авто» Роман Александров рассказал, что к октябрю 2022 года количество объявлений в разделе «Грузовики и спецтехника» увеличилось на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Эксперт также заявил, что потребители, возможно, ещё рано попрощались с зарубежной техникой.

«Мы в целом в динамике видим, и я обратную связь от рынка получаю, что логистические пути, параллельный импорт, серый импорт сейчас у нас активно развиваются. Учитывая общую динамику по постепенному росту количества контента, есть надежда на то, что часть брендов вернётся», — отметил г-н Александров.

Кто прав, конечно, станет известно со временем. Но пока в борьбу российских и китайских производителей в отсутствие других иностранных брендов, удалившихся с арены, верится больше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что ждет рынок FTL-перевозок в России в 2023 году

Фото: пресс-служба

Отрасль автомобильных грузоперевозок справилась с потрясениями начала прошлого года: перестроилась логистика, налажено обновление парков. В этом году, по мнению экспертов, в сегменте FTL-перевозок вырастут ставки.

Оживление рынка

Рынок новых грузовых автомобилей в 2022 году существенно просел: было приобретено 84,2 тыс. новых грузовиков — на 15,6% меньше, чем годом ранее, сообщило аналитическое агентство «Автостат».

Если в 2021 году в числе лидеров были зарубежные Scania, Volvo, Mercedes-Benz, MAN и Isuzu, в прошлом году первые девять строчек заняли российские, белорусские и китайские производители. Из «большой европейской семерки» (BIG-7) в рейтинг вошли только автомобили компании Volvo, которая успела поставить на российский рынок 1,8 тыс. машин и заняла последнюю строчку в топ-10.

Тем не менее рынок грузовиков в последние две-три недели прошлого года показывал объемы, превышающие показатели января-февраля прошлого года. В конце 2022 года недельная реализация превысила 3 тыс. грузовых автомобилей, тогда как на пике в начале года она достигала 2,8 тыс. единиц. В целом в декабре было продано наибольшее в году количество грузовиков — 10,5 тыс. машин за месяц. «По итогам января 2023 года можно будет сказать, что это: тренд — и рынок пережил кризис и восстановился в объемах — или это просто всплеск конца года, когда компании потратили бюджеты и дополнительные деньги на покупку техники», — заявил директор «Автостата» Сергей Целиков.

Появление новых игроков

Строительная техника заняла основные позиции в топ-10 наиболее популярных моделей в 2022 году — это самосвалы и бортовые грузовики. В части магистральных тягачей, которые используются в сфере FTL-перевозок (Full Truck Load, «полностью загруженный грузовик»), наибольшую долю занял КамАЗ — он поставил на рынок 3,8 тыс. машин модели 5490, что на 45% меньше, чем в 2021 году.

В то же время к завоеванию рынка приступили китайские производители: было продано 3,5 тыс. седельных тягачей Sitrak S7H и 1,6 тыс. — Shacman (Shaanxi) SX4258. То есть суммарно перевозчики приобрели около 9 тыс. седельных тягачей.

В этом году поддержку транспортным компаниям окажет КамАЗ, который должен перезапустить производство магистральных тягачей без компонентов из «недружественных стран» и выпустить усовершенствованную модель — К5 Neo. Всего предприятие рассчитывает продать 9,8 тыс. машин нового поколения, заверил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.

Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев

Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев

«Сейчас на рынке образовался дефицит автомобилей. В целом парк грузовиков в России устаревший и требует постоянного обновления. Для сравнения: ежегодная емкость рынка седельных тягачей составляет около 30 тыс. автомобилей, а в 2022 году их поступило только около 10 тыс. Это формирует отложенный спрос. А вариантов на рынке немного — это либо китайская, либо российская техника», — комментирует генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

При этом сама компания планирует дальнейшее увеличение парка автомобилей, который в настоящее время насчитывает около 3 тыс. грузовиков. Перевозчик уже взял в тестовую эксплуатацию несколько китайских машин и сейчас оценивает их эффективность. На первом этапе был выявлен ряд проблем в эксплуатации. «Это не критично. Когда мы начали работать с европейской техникой, тоже возникали вопросы. Мы подавали рекламации, и наши замечания были производителями учтены. Все-таки климатические особенности в России требуют особого подхода к технике, к ее эксплуатации. Мы адаптировали ее для работы в нашей стране с европейскими партнерами. И сейчас мы тестируем, направляем рекламации китайским производителям, и вопросы устраняются», — рассказал глава Delko.

Сдерживать приход на рынок производителей из Китая, по его мнению, будет недостаточный уровень сервиса. «Пока мы не видим того подхода, который демонстрировали европейские производители. Но, возможно, это дело времени, сами китайские предприятия должны быть в этом заинтересованы. Они придут к тому, что надо будет либо самим развивать сервисные центры, либо привлекать к созданию сервисной сети партнеров в России», — полагает Санджар Ашуралиев.

Сложности техрегулирования

По прогнозам маркетингового агентства НАПИ, на рынке останутся в основном российские, китайские и белорусские бренды. Аналитики исходят из того, что санкции против России сохранятся и в 2023 году. При этом китайские бренды увеличат свое присутствие на российском рынке и компенсируют долю продаж ушедших с российского рынка брендов «большой семерки». Производители BIG-7 не вернутся на российский рынок, автомобили этих марок будут поставляться только по схеме параллельного импорта и в небольшом количестве.

Читать статью  Обдумываем покупку универсала Lada Vesta SW или SW Cross

«Санкции будут оказывать давление на рынок и в 2023 году, и в дальнейшем. Да, экономика пережила шок, но в краткосрочной перспективе их влияние, как оказалось, не так уж велико. В отдаленной же перспективе оно усилится, ведь многие технологии становятся недоступными, а это будет влиять на долгосрочное развитие экономики», — считает Александр Цыпин, генеральный директор компании ООО «БВГ», автомобильного дистрибьютора грузовой техники.

По его мнению, приход на рынок китайских автомобилей неизбежен. Осложнить процесс могут особенности технического регулирования в России. «Китайский автопром по уровню зрелости пока еще далек от европейского. Однако уже сейчас партнеры активно перенимают успешный опыт, тесно взаимодействуют с заказчиками и заинтересованы в развитии на российском рынке с учетом всех его особенностей», — замечает эксперт.

Подорожание запчастей

Кроме дефицита автомобилей перевозчики столкнулись в прошлом году с нехваткой запасных частей — оригинальные детали тоже перестали поступать на рынок России. «Сразу после объявления санкций мы применили систему риск-менеджмента и запаслись достаточным объемом запчастей. Мы смогли найти каналы получения деталей, который обеспечивает работу нашего автопарка», — сообщил Санджар Ашуралиев.

Крупные перевозчики выстроили коридоры поставки запчастей, но стоимость деталей выросла в 1,5-2 раза. «В прошлом году вопрос о цене даже не стоял, был вопрос, есть детали в наличии или нет, есть возможность доставки или нет», — поделился эксперт.

Фото: пресс-служба

Фото: пресс-служба

Гендиректор Delko полагает, что рост цен на технику и запчасти продолжится и в этом году. «Это сложная логистика, это санкционное давление, это вопросы разрешительного характера. Удлиняется плечо доставки, и каждое новое звено требует дополнительных ресурсов, что приводит к удорожанию», — пояснил он.

Александр Цыпин добавил, что на увеличение стоимости деталей оказывает влияние и растущая инфляция в Евросоюзе. По его словам, цены на запчасти в 2022 году росли быстрее, чем за предыдущие десять лет. Он полагает, что они будут продолжать поступать из «дружественных стран», так как организация их производства в России займет определенное время. Однако не исключает, что снизится их качество: увеличиваются поставки более дешевых аналогов с китайских и турецких заводов.

Введение ЭТРН

Крупные перевозчики находятся в ожидании введения электронных транспортных накладных (ЭТРН). «В целом для транспортных компаний ЭТРН — это большое благо. Именно для крупных системных игроков. Это позволит снизить высокие затраты на документооборот, ускорить движение денег», — считает генеральный директор Delko. По его словам, это также позволит обелить рынок, где преобладают мелкие частные компании и есть недобросовестная конкуренция.

По данным Федеральной налоговой службы, на российском рынке работает 41 тыс. компаний, он очень разрозненный, есть проблемы с уплатой НДС и зарплатными налогами. По экспертным данным, служба контролирует лишь около 30% игроков.

Если весь рынок платит с оборота государству, включая страховые взносы, 6,5%, топ-12 компаний — на 1,85 процентных пункта больше. «Это говорит о том, что наши крупнейшие компании находятся в ситуации не совсем добросовестной конкуренции», — отметила замглавы Контрольного управления ФНС Варвара Бурлевич на конференции с перевозчиками.

«Мы принимаем участие в рабочих группах, на которых обсуждается введение ЭТРН. И если завтра система будет запущена, мы легко адаптируемся, у нас высокая доля готовности. Но, к сожалению, ЭТРН — это вопрос не текущего года», — считает Санджар Ашуралиев.

Повышение ставок

Маркетинговое агентство НАПИ прогнозирует, что объемы грузоперевозок по России в этом году будут чуть больше 2022 года. По последним данным Росстата, за 11 месяцев прошлого года грузооборот автотранспортных компаний составил 264,8 млрд тонно-километров — на 1,8% больше, чем годом ранее.

«Санкции в отношении российских перевозчиков со стороны стран ЕС сохранятся. Объемы международных перевозок будут на уровне чуть выше 2022 года за счет их переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии», — говорится в прогнозе НАПИ.

Однако из-за недостатка автомобильной техники на рынке возникнет дефицит перевозчиков. В этих условиях ставки на их услуги должны будут расти. «Поскольку спрос рождает предложение, а предложение ограничено техническими факторами, значит, ставки будут расти», — считает Александр Цыпин.

Санджар Ашуралиев полагает, что ставки должны приблизиться к справедливой цене. По его мнению, они должны быть больше текущего уровня примерно на 30%. Но эксперт признает: диктовать условия все равно будет рынок, так как он очень фрагментированный и состоит из множества разнородных перевозчиков.

«Основа клиентского портфеля Delko — заказы крупных игроков, лидеров рынка в своих нишах. Такие компании в первую очередь оценивают перевозчиков по уровню сервиса (SLA). Они выбирают надежные транспортные компании с высоким уровнем качества предоставления услуг, а не с точки зрения наименьшей стоимости за отправку грузов. И все больше предприятий в России переходит именно к такому принципу работы», — уверен гендиректор Delko.

Компания Delko в этом году в соответствии со стратегией планирует развивать перевозки в нескольких сегментах, в числе которых торговля, производство пищевой, сельскохозяйственной и нефтехимической продукции. И будет делать ставку на набирающую все большие обороты электронную торговлю.

«Бизнес-модель нужно постоянно актуализировать, чтобы быть в тренде. Этот год для перевозчиков должен быть максимально направлен на эффективность. Кто будет более эффективным, более бережливым, тот и останется на рынке», — отметил Санджар Ашуралиев.

Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2022 года и ожидания на 2022 год

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ КАМАЗ КамАЗ продолжает выводить на рынок новые модели поколения К5 обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

Эксперты «Авито Авто» зафиксировали рост спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок по итогам 2022 г. Спрос в этой категории, по данным сервиса, вырос на 14,8% по сравнению с 2022 г. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России, по данным «АВТОСТАТа», в 2022 г. сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.

Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники

Согласно данным «Авито Авто», рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2022 г. составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8 и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. К IV кварталу 2022 г. вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2 и 16,2% соответственно.
Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2022 г.

Вид техники I кв. 2022 г., % II кв. 2022 г., % III кв. 2022г., % IV кв. 2022 г., %
Все виды +24,0 +6,1 +6,0 +12,8
Грузовики +27,3 +8,2 +4,6 +8,4
Легкий коммерческий транспорт +29,4 +8,7 +14,5 +22,7
Погрузчики (всех типов) +35,5 +2,9 +1,5 +22,5
Прицепы +15,1 +14,1 +12,6 +17,2
Тягачи +15,6 -9,9 +1,6 +16,2

При этом предложение на вторичном рынке снизилось (–3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники, за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов «Авито Авто», это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.

Читайте также: Камаз 6522 2дв. самосвал, 320 л.с, 16МКПП, — трудный запуск горячего двигателя

Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подер­жанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа».

Читать статью  Топ-10 самых дешевых машин в мире

По данным «АВТОСТАТа», в 2022 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2022 г. Кроме того, производство грузовиков в 2022 г. снизилось на 9%.

Среди других причин пере­ориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2022 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом

По результатам 2022 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2022 г.

Цена, руб. Цена, изменение за год, %
I кв. 2022 г. II кв. 2022 г. III кв. 2022 г. IV кв. 2022 г. I кв. 2022 г. II кв. 2022 г. III кв. 2022 г. IV кв. 2022 г.
Все типы 500 000 500 000 510 000 550 000 0,2 4,2 5,2 10,0
Грузовики 510 000 550 000 550 000 600 000 2,0 12,2 12,2 17,6
Легкий коммерческий транспорт 360 000 370 000 375 000 380 000 2,9 7,2 7,1 5,6
Погрузчики 790 000 900 000 910 000 980 000 12,9 28,6 21,3 24,1
Прицепы 220 000 190 000 200 000 200 000 –4,3 –13,6 –13,0 –9,1
Тягачи 1 300 000 1 350 000 1 250 000 1 250 000 0,0 6,3 4,2 –3,8

Магистральный тягач экономику не вывезет

По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2022 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.

Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2022 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.

Ожидания на 2022 год

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Авто в «Авито Авто», в 2022 г. ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2022 г., и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа», отмечает, что в 2022 г. положительная динамика покупательского интереса возможна прежде всего за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2022 г. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 $/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.

Подготовлено экспертами «Avito.ru»

Читайте также: Схема тормозного привода автомобиля МАЗ-5516 на МАЗ-5516

Рост цен и дефицит продолжатся

Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».

По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические .

Автобусы Белоруссии коронавирусу не поддались

Основное производство автобусов в СНГ сосредоточено в Белоруссии, где за 9 месяцев 2022 года (невзирая на пандемию и выборы президента) было произведено 978 машин (+0,9%), преимущественно марки МАЗ (775 ед., –4,7%), при этом выпуск автобусов большого класса подскочил на 30,9%, до 521 ед., а перронных – в 1,5 раза, до 18 ед. Выпуск самых сложных и дорогих автобусов особо большого класса тоже немного вырос – на 1,3%, до 161 ед., так что провал случился только в сегменте машин среднего класса (–69,3%), до 75 ед. Модели малого и особо малого классов, хотя и заявлены производителем, но в статистике не фигурируют.

Второй по величине белорусский автобусный из города Лида, входящее в структуру МЗКТ. Он произвёл 200 ед. (42,9%) малых автобусов на итальянских шасси IVECO Daily.

Третий в статистике производства традиционно отсутствует, равно как нет данных о выпуске в Белоруссии электробусов и троллейбусов, хотя таковые точно имеют место быть.

Производство автобусов в Казахстане выросло, а на Украине обвалилось

Производство украинских автобусов за 9 месяцев 2020-го соcтавило лишь 467 ед. (–25%). Лидирует здесь ПАО «Черкасский автобус» с 212 ед. (–36,9%) автобусами «Атаман», далее идет ЗАО «Черниговский автозавод» (автобусы модели БАЗ-2215 на базе российской «ГАЗели БИЗНЕС») со 133 ед. (–12,5%). ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустил 46 автобусов малого класса (–25,8%) марки «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613. ПАО ЗАЗ произвёл 39 автобусов (–23,5%) серий А07 (малый класс) и А10 (средний класс), а замкнула рейтинг ПАО Корпорация «Богдан» с 37 автобусами малого класса (–45,6%). Прежний лидер автобусостроения Украины – «Бориспольский автомобильный завод», производивший автобусы БАЗ-А079 «Эталон» занимается только выпуском спецтранспорта, т. е. из числа автобусных заводов выбыл.

В Казахстане за 9 месяцев 2022 года произведено 1,4 тыс. автобусов (+65,2%). Лидером стал ООО «СарыАрка Автопром» (марка Ankai) с 879 ед. (рост в 2,1 раза), ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» с 424 ед. (+18,4%), «Hyundai Auto Trans» (Hyundai County) с 80 ед. (рост в 2,2 раза) и «КАМАЗ-Инжиниринг» (НефАЗ) с 12 ед. (+71,4%).

В Узбекистане произведено всего 519 автобусов (–61,2%).

Источник https://igrader.ru/cargo/rynok-kommercheskogo-transporta-v-oktyabre-2022/

Источник https://plus.rbc.ru/partners/63d3c1167a8aa921cb24ab11

Источник https://avtozvuk-rb.ru/perevozki/rynok-gruzovyh-avtomobilej-v-rossii.html