Пришел в ГАИ сдавать экзамен на «автомате», а там развернули: «На чем учились — на том и сдаете»

Экзамен в ГИБДД на автоматической КПП в 2023 году

Доля автомобилей с автоматической коробкой переключения передач постепенно возрастает. В связи с этим автошколы предлагают своим ученикам различные программы обучения на автоматической КПП. Однако у многих учеников возникают вопросы относительно сложности сдачи экзаменов на различных типах коробки переключения передач в 2023 году. Очевидно, что при езде на «механике» от обучающегося требуется больше навыков, поэтому обучающиеся автошкол стали чаще выбирать экзамен в ГИБДД на «автомате».

После экзамена в ГИБДД на автоматической КПП, в последующем водитель может столкнуться с ограничениями, что влечет необходимость проходить дополнительные курсы, чтобы иметь возможность управлять автомобилем с любым типом КПП.

Можно ли сдавать экзамен на автомате в ГИБДД в 2023 году?

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в 2023 году в ГИБДД кандидаты в водители могут подтверждать свои навыки на транспортных средствах как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Тип выбранной трансмиссии зависит от программы обучения в автошколе.

К сведению

Возможность сдавать экзамен в ГИБДД на транспортных средствах с автоматической КПП появилась у отечественных автолюбителей в 2013 году.

Также данная норма закона устанавливает, что лица, прошедшие тестирование навыков вождения на автомобилях с механической трансмиссией, вправе управлять транспортными средствами с любым типом КПП. Если же водитель сдавал экзамен в ГИБДД на автоматической коробке, то ему допускается езда только на автомобиле, оснащенном АКПП.

Отличие экзаменов и обучения на «автомате» и на «механике»

Примерные программы учебных циклов для подготовки автолюбителей содержит Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Автошколы должны руководствоваться данным документом при разработке локальных актов.

Так, учебный процесс будущих водителей делится на два этапа – теоретические занятия и практическое вождение. Кроме этого, курсанты могут брать дополнительные уроки по своему усмотрению. Теория изучается в одинаковом объеме вне зависимости от того, автомобилем с какой коробкой будет управлять обучающийся в дальнейшем. Однако количество часов вождения в данном случае будет отличаться. Так, при обучении на категорию «B» на практические занятия на механике потребуется больше времени. Так, п. 3.2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408 устанавливает, что учебному вождению следует уделить 56 часов. Занижение их количества не допускается. В то же время п. 3.2.4 того же документа определяет, что на автомобиле с АКПП в 2023 году необходимо накатать не менее 54 часов.

Проведение экзаменов на «автомате» и на «механике» осуществляется в ГИБДД. Его порядок в 2023 году определяется «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» установленных Постановлением Правительства РФ от 24. 10. 2014 г № 1097. Каких-либо различий экзаменационных испытаний в зависимости от типа КПП в них не прописаны. Однако отзывы отдельных водителей свидетельствуют, что сдавать «горку» на АКПП значительно легче, поскольку у современных автомобилей практически нет отката назад.

На чем лучше учиться и сдавать экзамен в ГИБДД?

Выбор учебной программы в автошколе непосредственно зависит от того, планирует ли водитель ездить на «механике» в дальнейшем. Связано это с тем, что при сдаче экзамена ГИБДД на АКПП, управлять транспортным средством с механической трансмиссией будет нельзя, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Читать статью  Чем отличаются права на автомат от механики: основные нюансы

То есть водитель, планирующий управлять современным ТС, может учиться на «автомате». Это значительно проще, поскольку не требует от курсанта навыков, связанных с переключением передач. В связи с этим прохождение экзаменационных испытаний представляется более легкой задачей.

Однако обучение на механической КПП не предполагает жестких ограничений при выборе автомобиля в дальнейшем. Кроме этого, стоимость прохождения курсов автошколы на «автомате» в 2023 году несколько выше. Связано это с увеличенными расходами по техническому обслуживанию современных автомобилей.

Соответственно, выбор, на чем лучше учиться и сдавать экзамен в ГИБДД, остается за курсантом, исходя из его планов по приобретению того или иного транспортного средства. Однако на практике граждане чаще всего обучаются вождению на механической коробке переключения передач.

Отличие водительского удостоверения на «механику» и АКПП

Форма водительского удостоверения утверждена Приказом МВД России № 385.

Согласно данному документу, в 2023 году водительское удостоверение представляет собой пластиковую карту, на внешней стороне которой указывается следующая информация:

  • ФИО, дата и место рождения водителя;
  • Даты выдачи и окончания срока действия удостоверения;
  • номер ВУ;
  • код подразделения ГИБДД.

Также здесь помещается фотография владельца ВУ.

На оборотной стороне указываются все возможные категории прав на управление ТС. Возле тех из них, которые открыты у водителя, проставляется соответствующая отметка.

В водительское удостоверение вносится специальная отметка (AT) на оборотной стороне, если автолюбитель сдавал экзамен в ГИБДД на АКПП. Она имеет ограничительный характер, поскольку управлять ТС на «механике» с таким документом нельзя.

Можно ли пересдать экзамен с «автомата» на «механику» в 2023 году?

Многие водители, у которых имеется удостоверение с отметкой «AT», сталкиваются с необходимостью получения возможности управлять автомобилем с механической трансмиссией. В этом случае им следует пройти дополнительную подготовку в автошколе. Сделать это можно в любой момент.

Примерный ее план установлен Приложением № 28 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408. В соответствии с ним водителю необходимо пройти практические занятия по управлению транспортным средством продолжительностью 16 часов. Теорию в случае пересдачи экзамена с «автомата» на «механику» дополнительно не изучают.

В соответствии с подпунктом в) пункта 9 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» для получения права управления автомобилем с механической коробкой при наличии отметки AT в 2023 году необходимо пройти практические испытания.

Как сдать экзамен в ГИБДД и получить права на «автомате»?

Чтобы получить водительское удостоверение на право управления машиной с АКПП, следует выполнить ряд действий, указанных в данной инструкции:

1. Получить медицинскую справку.

Получить соответствующую справку можно как в государственном медицинском учреждении, так и в коммерческой клинике. Перечень обследований включает посещение офтальмолога, психиатра, нарколога и терапевта.

2. Записаться и пройти обучение в автошколе.

В силу части 1 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на получение ВУ возникает у лиц, которые, помимо прочего, прошли профессиональную подготовку.

3. Сдать экзамен в ГИБДД на автоматической КПП.

Испытания состоят из двух блоков (теория и практика).

Порядок приема экзамена в ГИБДД на «автомате» утвержден «Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (далее «регламент»). Документ был утвержден Приказом МВД России от 20.02.2021 года № 80.

Теоретический экзамен в ГИБДД на автоматическую КПП в 2023 году состоит из одного билета, в котором содержатся 20 вопросов по правилам дорожного движения. Чтобы экзамен считался пройденным, кандидат в водители должен правильно ответить на каждый из них в течение 20 минут (п. 136.1 «регламента»). Если испытуемый допустил одну ошибку, то ему предлагается дополнительно ответить на пять вопросов того же типа, чтобы получить удовлетворительный результат. При двух неправильных ответах – на 10 того же тематического блока (пп. 138-139 «регламента»).

Экзамен в ГИБДД на автоматической КПП в 2023 году не может считаться успешно пройденным в следующих случаях:

  • неверный ответ на три вопроса в билете;
  • более двух ошибок в одном тематическом блоке;
  • один неправильный ответ в дополнительном блоке.
Читать статью  Виды различных АКПП: особенности работы, ремонт и правила эксплуатации

Практические испытания в 2023 году претерпели изменения. Так, кандидаты в водители сейчас освобождены от необходимости сдавать «площадку». Их навыки проверяются в рамках вождения по городу. При этом инспектор вправе выбирать маршрут по своему усмотрению в пределах заранее установленных планов (п.183 «регламента»).

Длительность испытаний составляет 30 минут. При ошибках в процессе езды кандидату в водители выставляются штрафные баллы. Их значение зависит от степени потенциальной опасности. К примеру, за слишком медленную езду выставят один балл. За резкое торможение штраф составит два балла.

Экзамен считается не сданным, если испытуемый набрал более пяти баллов. Также он прекращается при допущении грубых ошибок (к примеру, езде с не пристегнутым ремнем безопасности).

4. Получить ВУ с разрешением езды на машине в АКПП.

Чтобы получить права, необходимо уплатить госпошлину. В соответствии с подп. 43.1. ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 2000 рублей. При оплате через портал государственных услуг заявителю положена скидка 30%.

Что будет, если сдать экзамен на «автомате», но ездить на «механике»?

При наличии в ВУ отметки AT ездить можно только на транспортных средствах с АКПП. Управление автомобилем на «механике» повлечет за собой привлечение к административной ответственности. В таком случае действия водителя подпадают под ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, что грозит штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей. За повторное нарушение предполагается та же мера наказания.

Нюансы

В соответствии с п. 11 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1097, допускается пересдача испытаний в ГИБДД при неудовлетворительных результатах. Закон предусматривает возможность проходить их заново неограниченное количество раз. Дополнительная плата за пересдачи не берется, однако автошкола вправе потребовать плату за предоставление транспортного средства.

Пришел в ГАИ сдавать экзамен на «автомате», а там развернули: «На чем учились — на том и сдаете»

Как сообщалось, 22 сентября вступили в силу изменения в законе «О дорожном движении». Среди прочих нововведений предусмотрена возможность сдавать квалификационные экзамены и получать право управления транспортными средствами только с автоматической трансмиссией. Некоторые выпускники автошкол решили воспользоваться этим правом, но получилось не у всех. Двое наших читателей сообщили, что в экзаменационном отделе ГАИ их фактически развернули: нужно или сдавать на «механике», или переучиваться на «автомат».

Максим: «Сказали так: на чем учились — на том и сдаете»

Максим, наш читатель, в автошколе отучился уже некоторое время назад. Теорию сдал, площадку сдал, а вот «город» не успел в связи с обстоятельствами. Теперь молодой человек вернулся к вопросу получения водительского удостоверения.

— Я следил за тем, когда вступили в силу поправки, позволяющие сдать экзамен на «автомате». Все же в 21-м веке живем: автомобили с механическими коробками уходят в прошлое, все электромобили тоже с АКПП. В общем, решил попробовать. Оказалось, что записаться на экзамен тоже не так просто: там у них расписано все на месяц вперед. Те экзамены, которые я уже сдавал, мне зачли без проблем. А вот сдавать практику в городе на «автомате» не разрешили. Сказали так: на чем учились — на том и сдаете, — рассказал корреспонденту Onlíner наш читатель.

Он пытался прояснить вопрос, обращался к различным специалистам, но позиция ГАИ была неизменной.

— На мои вопросы мне отвечали, что так написано в правилах. Правда, в каких именно — мне непонятно. Что в итоге? Ну буду сдавать на «механике» — что же еще? Я философски отношусь к этой ситуации: ну, значит, так надо, значит, сдам и получу права без ограничений. Мало ли когда придется сесть за руль авто с МКПП, — отмечает парень.

Что еще за ограничения?

Речь о том, что в случае сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой можно будет получать права на управление ТС только с «автоматом» — об этом будет стоять отметка «АТ» с обратной стороны в/у, в 12-й графе. С такими правами на машинах с «механикой» ездить будет нельзя — в противном случае таких водителей будут считать «бесправниками».

Наталья: «Думала брать дополнительные занятия. А что теперь — не знаю»

В аналогичной ситуации оказалась Наталья. Девушка отучилась в автошколе несколько лет назад. Понятное дело, на МКПП. Теперь, узнав о возможности сдавать на «автомате», решила ей воспользоваться, но не тут-то было.

Читать статью  Замена сцепления МАЗ

— Дело в том, что у меня есть автомобиль, он с автоматической коробкой. Я думала, возьму несколько уроков перед экзаменом, поезжу на машине с «автоматом» и сдам экзамен. Оказалось, что таких желающих в ГАИ разворачивают: или сдавай на том, на чем учился, или переучивайся заново и приноси новую справку из автошколы. И вот теперь я не знаю, что мне делать, — отмечает девушка.

Комментарий ГАИ

За комментарием корреспондент Onlíner обратился в ГАИ Минска. Там разъяснили, что, действительно, тот, кто хочет сдавать практический экзамен на право управления транспортными средствами, должен делать это на автомобиле с той же трансмиссией, с какой проходило практическое обучение в автошколе. И это предусмотрено статьей 26 закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, там указано: «Квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) принимаются на транспортных средствах с механической трансмиссией или без механической трансмиссии в зависимости от пройденной в установленном порядке подготовки».

Выходит, если учились на «механике» — сдавать придется на «механике». Чтобы сдавать на АКПП, придется пройти обучение на автомобиле с этим типом трансмиссии. По крайней мере, на данный момент дела обстоят именно так.

Легко ли перестроиться на «автомат»?

Наши читатели правы в том, что автомобилей с автоматической коробкой становится все больше. И многие водители — как начинающие, так и со стажем — задумываются о том, чтобы перейти на АКПП. Легко ли переучиться? Этот вопрос мы адресовали Юрию Краснову, преподавателю, инструктору по вождению.

— На мой взгляд, обучение на «автомате» проводить как раз проще, чем на «механике». У меня даже есть такой педагогический прием: учится человек водить на МКПП, у нас проходят занятия. Вдруг в какой-то момент я предлагаю экспериментальный урок на машине с автоматической коробкой. Привыкание к ней происходит достаточно быстро. И после такого эксперимента все учащиеся говорят одно и тоже: на «автомате» проще, на «автомате» они чувствуют себя увереннее — нужно просто следить за дорогой, а не постоянно думать о том, когда выжимать сцепление, в какую сторону дергать рычаг и как не заглохнуть. Поэтому я считаю, что человеку, привыкшему к механической коробке переключения передач, было бы достаточно считаных занятий, чтобы переучиться, привыкнуть к автоматике, — говорит Юрий Краснов.

Дополнено. А что автошколы?

После публикации мы поговорили с различными специалистами, связанными с обучением вождению, с представителями автошкол. Все сходятся на том, что пока остаются вопросы относительно того, как будет работать весь механизм подготовки и сдачи экзаменов.

— Поймите, что для автошколы не проблема дать машину на «автомате» и инструктора, который будет обучать вождению. Есть и машины, и инструкторы. Нет готовой регулирующей базы для такого обучения. Нет программы обучения на автомобилях с АКПП. Кто-то скажет, дескать, а в чем отличия — учите как учили. Но все не так просто. Мы подчиняемся нормативным актам, несем ответственность и перед инстанциями, и перед теми, кого учим. Некоторые школы на свой страх и риск набрали группы курсантов на «автомат» — а дальше что? Программ нет, нормативная документация не разработана, — говорят в некоторых автошколах.

Инструкторы отмечают, что, возможно, необходимо пересмотреть подходы к обучению вождению во время практических занятий.

— Да и экзамены тоже. Взять ту же площадку: машина с АКПП не будет глохнуть на эстакаде — то есть этот элемент мы вычеркиваем? — задаются вопросом специалисты. — Поэтому и идет речь о том, что должны быть разработаны программы обучения.

Особый вопрос — как быть с теми, кто уже отучился в автошколах на «механике», но хочет сдавать экзамен в ГАИ на «автомате».

— Наверное, мы действительно должны говорить о какой-то переподготовке и дополнительной подготовке. Другое дело, что вряд ли нужно говорить о полном курсе занятий в автошколе, который человеку придется проходить заново. Теорию он должен уже знать — для чего ему идти по кругу. В плане вождения он тоже многое освоил в ходе обучения на МКПП, нужен ли ему целиком повторный курс с другой коробкой, или хватит какого-то числа занятий? Как эти занятия должны проводиться, чему должно уделяться внимание — это все должно быть проработано, — считают в некоторых автошколах.

Пока многие сходятся во мнении, что сейчас сложный переходный период, и, прежде чем система будет налажена и все поймут, как им работать, пройдет некоторое время.

— Люди увидели, что можно будет сдавать на «автомате», многие ждали этого. Поэтому сейчас волна желающих будет расти. И всем нужно понимать, как быть. Отработаем схему — будем готовить для сдачи и на МКПП, и на АКПП — нет никакой проблемы, — уверены специалисты.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Источник https://voditelskie-prava.ru/voditelskoe-udostoverenie/ekzamen-na-avtomate/

Источник https://auto.onliner.by/2022/10/18/prishel-v-gai-sdavat-ekzamen

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *