Вариатор угла опережения зажигания для ГБО на авто

Вариатор угла опережения зажигания для ГБО на авто

Число автовладельцев, переоборудующих свои машины для работы на газовом топливе, неуклонно растёт. Связано это, главным образом, с тем, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатация автомобиля становится всё более дорогостоящей. Газ, разумеется, тоже дорожает, но ценовая вилка в два с лишним раза остаётся стабильной и побуждает народ задуматься о переходе на газ.

Если есть уверенность в экономическом эффекте от перехода с бензина на газ – вперёд и с песней. А для того, чтобы этот эффект был максимальным, целесообразно ознакомиться с техническими тонкостями установки газобаллонного оборудования, так как на автосервисе об этом особенно не распространяются. В частности, речь пойдёт о таком приборе, как вариатор УОЗ для ГБО.

Необходимость установки вариатора

Само слово «вариатор» подразумевает, что этот прибор призван изменять определённые параметры какой-либо системы. В данном случае рассматривается электронное устройство, которое регулирует угол опережения зажигания (УОЗ), иными словами, положение точки, где происходит воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре ДВС.

Топливная смесь поджигается искрой свечи в тот момент, когда поршень ещё не достиг верхней мертвой точки (ВМТ), завершая такт сжатия. Это опережение измеряется углом поворота коленвала и делается для того, чтобы горючая смесь полностью сгорела именно в ВМТ, так как между воспламенением и полным сгоранием проходит несколько миллисекунд. Таким образом, обеспечивается оптимальный режим работы ДВС, максимальный крутящий момент, экономичность и экологичность.

Начальный УОЗ на сошедшем с конвейера авто выставляется заводом-изготовителем в зависимости от типа двигателя и вида топлива, на которое он рассчитан. В процессе движения этот параметр регулируется умной электроникой в определённом диапазоне на основе показаний датчиков, подающих сигналы о частоте оборотов двигателя, температуре ТВС и силе тяги.

При переходе на газ характеристики горючей смеси меняются. В ГБО применяется два вида газового топлива: сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженная смесь пропана и бутана (LPG). Газовая аппаратура на метановом топливе в нашей стране используется весьма ограниченно (на, то есть ряд объективных причин), поэтому основной акцент будет сделан на пропан-бутан.

Так вот, бензиновая топливовоздушная и пропанобутановая смесь отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенными из которых являются октановое число (у пропановой смеси около 105), температура и скорость сгорания (пропан-бутан горит дольше бензиновой ТВС).

Более того, соотношение пропана и бутана в смеси меняется в зависимости от времени года: летом оно составляет 40:60, а зимой, наоборот – 60:40 (отсюда разница в цене).

По этой причине угол опережения зажигания на газе должен быть больше, чем на бензине. Рассчитанная на бензин штатная электроника с этой задачей в полной мере справиться не сможет, так как не в состоянии распознать, что двигатель перешёл на газ. Поэтому если к газовой аппаратуре будет дополнительно установлен вариатор угла опережения зажигания, то он скорректирует сигналы датчиков, оптимизируя УОЗ для работающего на газовом топливе мотора. То есть, газовая смесь успеет полностью сгореть в нужное время в нужной точке. В противном случае она будет догорать в выхлопной трубе, снижая мощность и ресурс ДВС. К слову сказать, отсюда и возникают вопросы о прогаре клапанов ГРМ, а также выходе из строя катализатора.

Принцип работы, выбор устройства, установка и настройка

Вариатор УОЗ для ГБО корректирует показания электронного блока управления (ЭБУ), смещая их в соответствии с предварительными настройками. В связи с этим установка ГБО одновременно с вариатором — самое рациональное решение (хотя, в принципе, это можно сделать в любой момент).

Читать статью  Основные неисправности АКПП — признаки поломки автоматической коробки передачи в автомобиле и методы их устранения

Выбор модели и модификации вариатора для регулировки зажигания под газ зависит от модели двигателя, типа ГБО и характера генерируемого датчиками сигнала. Различают 3 типа вариаторов:

  • совместимые с датчиками, выдающими индуктивный сигнал;
  • работающие совместно с датчиками, генерирующими цифровой сигнал (датчики Холла);
  • совместимые исключительно с трамблёром (для карбюраторных двигателей).

Чтобы не ошибиться, установку и настройку прибора лучше доверить сертифицированному автосервису, имеющему достаточный опыт работы с газовым оборудованием, так как малейшая неточность в подключении разъёмов может привести к поломке. Для конкретных типов ДВС и ГБО вариатор УОЗ имеет свои настройки, проверяемые на испытательных стендах.

Например, вариатор УОЗ Микролуч (Microlouch) украинского производства подбирается по типу датчиков, установленных на коленчатом и распределительном вале, а для его настройки используется программа Hmel в комплекте с интерфейсным кабелем для ГБО 4-го поколения. Программа позволяет выбрать либо постоянный УОЗ (от 00 до 200), либо выстроить график зависимости УОЗ от числа оборотов. Определение оптимального угла опережения производится экспериментальным путём на основе субъективных ощущений при езде. При этом на разных автомобилях получаются разные результаты. Также имеет значение тип трансмиссии – механическая или автоматическая КПП. При езде на средних оборотах оптимальное значение УОЗ обычно находится в пределах 6-9 градусов для пропана и 12-15 градусов для метана.

С приходом на рынок 4-го поколения ГБО инжекторные системы газораспределения стали вытеснять газовое карбюраторное оборудование второго поколения (их доля составляет примерно 70%). Однако это не значит, что для ГБО 2-го поколения вариатор не нужен, т.к. оно уже давно адаптировано к инжекторным моторам.

Производители и цены

Самыми известными брендами вариаторов угла опережения зажигания (ВУОЗ) являются следующие:

  1. Тритон-618 (Россия) – двухканальный прибор, который совместим как с индуктивными, так и с цифровыми датчиками. Адаптирован к машинам многих марок, поскольку допускает перепрошивку электронного блока управления (ЭБУ). Ценовой диапазон: 1900-2200 рублей.
  2. АЕB (Италия) – прибор интегрируется в ГБО автомашин, оснащенных индуктивными датчиками. В зависимости от модели также поддерживает сигнал с одного или двух распредвалов. Ценовой диапазон: 3500-7000 рублей.
  3. STAG (Польша) – имеет несколько модификаций (ТАР-01, ТАР-02, ТАР-03), по функционалу аналогичен АЕВ. Ценовой диапазон: 3000-6700 руб.

Стоимость установки вариатора невелика и составляет в среднем 400-600 рублей. При этом не важно, предназначен ли прибор для ГБО 2-го или 4-го поколения. Однако если речь идёт о ГБО на метане, то цена будет несколько выше за счёт более сложного монтажа.

Заключение

Резюмируя размещённые на различных форумах отзывы и комментарии, можно сделать вывод, что главным достоинством вариатора УОЗ является улучшение тяги и динамики автомобиля. При грамотной настройке разница между бензином и газом почти не заметна даже при трогании с места. Наблюдаются и такие положительные факторы, как сокращение расхода газа (хотя и незначительное) и меньший нагрев двигателя (это можно заметить летом по частоте включения вентилятора охлаждения при стоянии в пробке).

Для ГБО на метане, октановое число которого на 20 пунктов выше, чем у бензина, вариатор просто необходим.

Вариатор ГБО: что это такое и зачем он нужен? Вариатор угла опережения зажигания

Газобаллонным оборудованием оснащают транспортное средство для снижения расходов на топливо. Газ стоит практически в два раза дешевле бензина, однако его потребление выше. Кроме того, основное горючее из системы совсем убрать не получится. На бензине прогревают авто после длительной стоянки и в холодную погоду. Реальная экономия составляет не более 30-35 процентов. Улучшить этот показатель позволяет вариатор ГБО, который повышает работоспособность силового агрегата.

Читать статью  Трансмиссионное масло

Вариатор угла опережения зажигания

Для чего изменяют угол опережения зажигания (УОЗ)?

Газ обладает высоким октановым числом (пропан с бутаном – 105 единиц, метан – 120). Бензин любой марки имеет показатель, который существенно ниже. Следовательно, в газовом оборудовании на автомобиле топливо сгорает медленнее, то есть у бензина и газа разный УОЗ.

Этот момент обуславливает влияние на расход горючего и динамику функционирования мотора. Газовая смесь имеет повышенную рабочую температуру. При раскрытии выпускных клапанов данный состав от перегруза вспыхивает. Откорректировать указанный момент помогает специальный вариатор. Он регулирует УОЗ, сокращает излишний расход топлива, исключает прогар клапанов. При изменении угла опережения зажигания смесь воспламеняется и прогорает до открывания выпускных клапанов. В итоге, температурный показатель от газового выхлопа снижается, повышается КПД, а также эксплуатационные параметры, отвечающие за потребление топлива.

Критерии выбора

В продаже представлены электронные регуляторы УОЗ от различных производителей в нескольких модификациях. При выборе вариатора ГБО следует обращать внимание на такие моменты:

  • Дату выпуска установочного приспособления.
  • Разновидность сигнала, подаваемого датчиками коленчатого вала.
  • Рабочие характеристики прибора.

На рынке имеется три типа устройств, отличающиеся совместимостью с датчиками разного типа. Это могут быть индуктивные импульсы, взаимодействие с индикаторами Холла (цифровые сигналы) и блок зажигания, агрегирующий с парой трамблеров.

Газовое оборудование на автомобиль

Модификации

Вариаторы ГБО представлены в различном исполнении. К примеру, приборы польского и итальянского производства взаимодействуют с датчиком коленчатого вала, изменяя его значения с последующей их передачей на ЭБУ. Параметры модификаций с возможностью программирования регулируют во время компьютерного диагностирования.

Модели в разном исполнении, независимо от производителя, нацелены на выполнение одной задачи, однако эксплуатационные параметры у них несколько разнятся. Далее перечислены самые популярные версии вариаторов УОЗ для ГБО:

  • АЕВ-510 N – монтируется в системах автомобилей с индуктивными датчиками. Прибор принимает сигналы с одного распределительного вала.
  • АЕВ-516 Shark – приспособление управляется импульсами с пары распредвалов, устанавливается там, где нет возможности использовать 510-ю версию.
  • Stag TAP (ST-02) – устройство рассчитано на индикаторы с цифровыми импульсами.
  • ST-03/1 – аппарат агрегирует с датчиками индукционного типа, распознает сигналы с двух цифровых потоков распределительного вала.
  • ST-03/2 – взаимодействует с датчиками Холла, реагирует на цифровой сигнал от пары валов.

Перепрошивка

Допускается перепрограммирование вариаторов угла опережения зажигания следующих марок (взаимодействующих с индуктивными датчиками):

  • «Бош 60-2».
  • «Форд 36-1».
  • «Тойота 36-2».

К универсальным приборам относится модификация Stag TAP-01, которая способна распознавать сигналы индикатора коленвала, подающего индуктивные импульсы.

Элементы вариатора для ГБО

Отечественные модели

В своих отзывах о вариаторах ГБО пользователи указывают еще на несколько практичных и надежных моделей. Среди них:

  • Линейка «Микролуч» (Microluch). Подходящую модель подбирают в зависимости от разновидности индикаторов коленчатого вала и распредвала транспортного средства.
  • Версия «Тритон-618». Это двухканальное устройство, интегрируемое с «движками», оборудованными датчиками цифрового и индуктивного типа.
  • Прибор Model-1 60-2 подходит для индуктивных элементов. Настройку приспособления можно выполнять вручную или при помощи компьютера. Этим он отличается от других отечественных аналогов, цена его, соответственно, выше.

Вариатор для ГБО 4 поколения отзывы

Как установить вариатор угла опережения зажигания для ГБО

Специалисты рекомендуют монтировать прибор одновременно с газобаллонным оборудованием. Также его можно установить в действующую систему. По поводу того, где именно нужно интегрировать устройство, мнения пользователей разделились. Во многих заводских инструкциях рекомендуется установка вариаторов ГБО в подкапотное пространство. Некоторые мастера монтируют аппарат рядом с бортовым компьютером.

Второй способ практичнее и выгоднее по следующим причинам:

  • Снижается загрязнение прибора, в него не попадает вода.
  • Не требуются длинные провода, что улучшает качество импульса от датчиков.
  • Тепло от работающего мотора не влияет на функционирование приспособления.
  • Облегчается процесс регулировки и диагностики.

ГБО нужен ли вариатор

Процесс монтажа

Как свидетельствуют отзывы, вариатор для ГБО 4 поколения можно установить самостоятельно, если имеются определенные навыки в работе с электронными системами и знания о правильной настройке прибора. Для этого снимается крышка приспособления, выполняется подключение строго по схеме, прилагающейся в инструкции к устройству. Один выход соединяется с ВУОЗ через контакт подачи напряжения к ДПКВ. Второй переходник подключают к клапану ГБО. Масса подается на экранирующую оплетку провода индикатора положения. Затем организовывают соединение с клеммами октанового корректора.

Читать статью  Езда на автомобилях с АКПП

После того как все пусконаладочные операции завершены, активируют двигатель и испытывают автомобиль в работе. Если вы не имеете соответствующих навыков и опыта, резонно обратиться к специалистам, практикующим монтаж указанных приборов на транспортные средства.

Преимущества

Установка вариатора на ГБО 4 поколения дает ряд преимуществ, среди которых отметим такие:

  • Повышается параметр мощности силового агрегата в связи с полным выгоранием газа.
  • Компрессия находится на требуемом уровне, предотвращается раннее прогорание клапанов.
  • Нивелируются отрицательные последствия от некорректной настройки ГБО при включении выгорания и перегреве клапанных седел.
  • Возможно использование на всех типах «движков», независимо от числа цилиндров.

Есть ли недостатки?

Противники рассматриваемых приборов указывают на их низкую эффективность. Однако при тщательном изучении фактов становится ясно, что такое высказывание необоснованно. Имеется мнение, что для корректировки угла зажигания служит датчик детонации. В реальности это не так, поскольку данный индикатор активируется только во время работы мотора на бензине.

Газ не испытывает детонации, поэтому никакой регулировки УОЗ не происходит. Как правило, индикатор детонации срабатывает на топливе с самым низким октановым показателем. На практическом примере это выглядит так: машину заправляли АИ-95, затем решили перевести на 92-й бензин. Газ имеет октановое число значительно выше. Поэтом угол опережения не изменится, оставаясь таким же, как и на бензине.

Вариаторы последней генерации оснащены обновленными датчиками, современными прошивками, работают по иной схеме. Проблемы с указанным прибором в основном связаны с его неправильным подсоединением либо внедрением устаревших конструкций. Изучая отрицательные отзывы об использовании вариатора, нужно интересоваться, в каком году монтировалось газовое оборудование на автомобиль.

Полезные рекомендации

Стоит отметить, что увеличивать УОЗ необходимо только при работе транспортного средства на газу. Если говорить о бензине, то угол опережения зажигания должен оставаться на уровне, указанном в технической документации автомобиля.

На карбюраторных машинах с газобаллонным оборудованием первой генерации традиционным способом отрегулировать вариатор не получится. На подобных двигателях корректировка УОЗ выполняется при помощи трамблера.

При монтаже ГБО не следует пытаться достичь максимальной экономии горючего любыми способами. Необходимо помнить о замедленных реакциях на акселератор и потере запаса мощности. Также не рекомендуется выставлять обороты по минимуму, когда мотор начинает подтормаживать, ставя под угрозу стабильность работы системы.

Для инжекторных моторов с газобаллонным оборудованием второй и третьей генерации приветствуется эксплуатация вариаторов УОЗ. В противном случае наблюдается ускорение прогара клапанов и выход из строя катализатора с одновременным увеличением расхода моторного масла.

Установка вариатора на ГБО 4 поколения

Как проверить, нужен ли вариатор ГБО?

Чтобы удостовериться в необходимости приобретения данного устройства и в перенастройке ускорения опережения зажигания, разработан простой тест. Сначала запускают мотор транспортного средства с ГБО, но без корректора УОЗ, ожидают переключение на газ. Ладонь подносят к выхлопной трубе, фиксируют ощущение от температуры отработанных газов. Затем повторяют аналогичную процедуру с установленным вариатором. Делают соответствующие выводы.

Во втором случае температура и давление выхлопа будет существенно ниже, чем у машины без корректора УОЗ. Проверочный тест говорит о том, что рассматриваемые приборы актуально внедрять в системы с газобаллонным оборудованием. Связано это с тем, что длительная эксплуатация авто с ГБО приводит к неисправностям, требующим внеплановой починки силового агрегата. Это повышает расходы на содержание транспортного средства. Чтобы этого избежать, устанавливают вариатор.

Установка вариаторов ГБО

Отзывы

Автовладельцы не устают подыскивать различные способы и методики по экономии на ремонте машины и расходе горючего. Одним из оптимальных вариантов, как показывают отзывы, считается переход с бензина или солярки на газ. Люди пишут, что заводские топливные системы они перенастраивают не только на легковых авто, но и мотоциклах, автобусах, грузовиках.

Как показывают отзывы, правильно выполненная манипуляция позволяет существенно сэкономить на топливе, не теряя при этом в динамике и прочих параметрах техники. Некоторых пользователей настораживает, что при переходе на другую разновидность горючего имеется риск перегрева мотора и негативные последствия, связанные с этим моментом. Для максимального нивелирования возможной проблемы и оптимизации функционирования топливной конструкции создан и разработан вариатор угла опережения зажигания для газобаллонного оборудования.

Источник https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/variator-uoz-dlya-gbo-na-avto

Источник https://fb.ru/article/469977/variator-gbo-chto-eto-takoe-i-zachem-on-nujen-variator-ugla-operejeniya-zajiganiya

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *