Замена сцепления МАЗ

Замена сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы коробки передач. Он передает тяговое усилие на маховик двигателя ЯМЗ.

Конструкция специального механизма

Устройство и принципы работы

Конструкция сцепного механизма включает такие компоненты, как:

  • Маховик;
  • Гидравлический усилитель руля;
  • шайбы;
  • пружинное устройство, которое прижимает диск к корпусу маховика;
  • разжимная вилка; разжимной цилиндр;
  • сцепление нажимного типа;
  • вал педали сцепления;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое заслоночное устройство;
  • подшипник выключения;
  • защитное покрытие;
  • приводной вал коробки передач.

Конструкция соединительной шаровой опоры 3

  1. Когда водитель нажимает на педаль, вал начинает вращаться.
  2. Между вилкой и нажимной муфтой образуется зазор.
  3. Муфта с подшипником начинает двигаться, в результате чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо кривошипа.
  4. Рукоятка толкает нажимной диск от диска звездочки.
  5. Пружинный механизм сжимается, заставляя диск перемещаться относительно маховика в трансмиссии.
  6. Шлицы нажимного диска будут смещены относительно шлицев на входном валу коробки передач.

Как проводится ремонт

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием деталей поршня, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, очистить парафином все детали цилиндра и клапана, а также заменить поврежденные колодки и цилиндры.
  2. Сцепление медленно или не полностью выключается. Причиной неисправности может быть неправильно отрегулированная длина штока поршня цилиндра, слишком низкое давление воздуха в пневматической системе, негерметичность штока поршня, повреждение рычага дышла. Отрегулируйте длину штока поршня, проверьте пневматическую систему и при необходимости устраните утечки, промойте цилиндры и замените все поврежденные или изношенные детали.
  3. Педаль не возвращается в исходное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить изношенные клапаны, переместить рукоятку пружинного механизма ближе к штоку, устранить дефекты штока, очистить и смазать компоненты системы цилиндра.

Ремонт механизма

Как заменить

Замена сцепления состоит из нескольких этапов:

  • демонтаж;
  • демонтаж;
  • сборка;
  • установка.

Как снять

Для демонтажа механизма сцепки необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установите автомобиль на специальную платформу или в смотровую яму.
  2. Извлеките аккумулятор.
  3. Снимите элемент воздушного фильтра.
  4. Снимите крылья двигателя, которые расположены снизу и сбоку агрегатного отсека.
  5. Снимите переднюю внешнюю поперечину.
  6. Снимите переднее ведущее колесо.
  7. Слейте масло.
  8. Отсоедините датчик скорости с помощью отвертки.
  9. Снимите переключатель заднего хода.
  10. Снимите кронштейн жгута проводов двигателя.
  11. Ослабьте крепежные винты и снимите корпус стартера.
  12. Отсоедините крепления двигателя от кронштейна коробки передач.
  13. Сдвиньте муфту назад.
  14. Снимите главный вал машины.
  15. Выверните крепежные болты из картера сцепления. Выкручивайте болты по одному, в 2-3 этапа.
  16. Снимите прижимную пластину вместе с крышкой.

Чертеж сцепного механизма

Сборка

Шаги по сборке механизма сцепления:

  1. Соберите фрикционный диск. Для этого установите фрикционные пластины на фрикционные пружины.
  2. Соберите нажимную пластину. Необходимо смазать ролики специальной жидкостью, вставить их в отверстие в тягах, вставить рычаг в паз, который находится на прижимной пластине, установить штифт. Закрепите опорные вилки на рычагах и штифтах.
  3. Соберите нажимной диск с крышкой. Это следует делать под прессом, который сжимает пружины и винты в ярмо. Поместите диск со звездочками под пресс, а прижимную пластину — сверху. Тепловые подушки и сами пружинные механизмы размещаются на специальных крючках. Крышка прижимается под прессом и затягиваются крепежные винты.
  4. Установка дисков в корпус абатмента.
Читать статью  Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач

Порядок действий при установке сцепления:

  1. Установите тормозной диск так, чтобы удлиненный конец ступицы был обращен к маховику.
  2. Установите элемент приводного диска, включая штифты.
  3. Установите второй диск более длинным концом ступицы в сторону коробки передач.
  4. Установите нажимную пластину.
  5. Установите разъемные регулировочные кольца на конструкцию.
  6. Установите упорные пластины и закрепите их крышкой.
  7. Установите механизм сцепления на маховик и проверьте зазор между упорными дисками и упорными шайбами, включив механизм сцепления.

Чертеж сцепного механизма

Как поставить диски

Многие водители интересуются, как установить диск сцепления на свой МАЗ.

Чтобы установить диски сцепления, необходимо:

  1. Отсоедините карданный вал.
  2. Снимите тормозной барабан и колодки с колес.
  3. С помощью гаечного ключа открутите крепежные болты от полуоси и вытащите их.
  4. Открутите крепежные болты на фланце карданного вала и трансмиссии.
  5. Отсоедините жгут проводов датчика, который отвечает за включение фонарей заднего хода.
  6. Выверните крепежные болты кожуха сцепления с помощью гаечного ключа на 12 мм.
  7. Снимите крышку.
  8. С помощью небольшого ломика отодвиньте корпус коробки передач от приводного блока.
  9. Снимите корзину с маховика.
  10. Закрепите маховик.
  11. Удалите поврежденные компоненты диска и замените их новыми. Диск сцепления должен быть обращен к коробке передач, а нажимной диск должен быть расположен так, чтобы ступица была обращена к двигателю.
  12. Соберите сцепной механизм в обратном порядке.

Установка устройства

Обслуживание

Обслуживание этого механизма осуществляется следующим образом:

  1. Проведите внешний осмотр педали, при необходимости отрегулируйте ее свободный ход.
  2. Очистите гидравлический цилиндр.
  3. Проверьте крепления картера, при необходимости подтяните гайки.
  4. Визуально осмотрите пружинный натяжитель, смажьте подшипники и гидравлическую муфту.
  5. Проверьте исправность выключателя сцепления и втулки вала.
  6. Проверьте вилки и педали сцепки на предмет износа и повреждений.
  7. Проверьте работу механизма, переключая передачи автомобиля на месте и при разгоне.
  8. Исправьте любые несоосности зазоров между опорными кольцами и шайбами.
  9. Устраните все утечки в системе и смажьте все цилиндрические компоненты специальной смазкой.
  10. Проверьте зазор между штоком и поршневой частью главного цилиндра.

Строительство оборудования

Как провести регулировку

Работы по регулировке сцепления МАЗ:

  1. Отрегулируйте свободу движения педали. Для этого поставьте ногу на педаль акселератора и нажмите на педаль акселератора до упора. При необходимости уменьшите или увеличьте ход этого устройства.
  2. Отпустите педаль и измерьте расстояние до нижней метки сцепного механизма.
  3. Максимальный ход не должен превышать 16 см.
  4. Затяните все крепежные элементы.
  5. Измерьте свободный ход педали.

После того, как водитель отрегулировал механизм сцепления, отрегулируйте корзину сцепления МАЗ:

  1. Установите автомобиль на специальную платформу.
  2. Выверните крепежные болты, которыми коробка передач крепится к кузову автомобиля.
  3. Снимите коробку передач.
  4. Открутите винты на прижимной пластине и снимите ее.
  5. Осмотрите трансмиссию и замените все поврежденные или изношенные детали.
  6. Отрегулируйте положение ног.
  7. С помощью регулировочной ручки установите выступы в положения, указанные в руководстве по ремонту МАЗ.
  8. Затяните все крепежные винты до упора.
  9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.
Читать статью  Механическая коробка передач: принцип работы

Регулировка механизма

Как прокачать сцепление на МАЗе

Промывка сцепления необходима при слабом переключении передач или наличии воздуха в гидравлической системе.

Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидропривода рабочей жидкостью до уровня 1-1,5 см. Удалите мусор из клапанов сливного цилиндра, снимите защитную крышку, снимите колпачок с верхней части главного цилиндра и подсоедините специальный шланг для прокачки.

Постепенно окунайте свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидроцилиндр, одновременно плавно нажимая на педаль сцепления. Соблюдайте интервал в 1-2 секунды между последовательными нажатиями. Сделайте в общей сложности 4 жима.

При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время клапан должен быть повернут на пол-оборота. Во время 2-го, 3-го и 4-го — прокачиваются все механизмы системы. Когда пузырьки исчезнут, перестаньте нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снизится на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

Регулировка сцепления МАЗ

Регулировку сцепления МАЗ желательно производить на специальном приспособлении и под ручным прессом. Далее рассмотрим подробнее сам процесс.

Сцепление МАЗ

Принцип работы сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ представляет собой механизм, который обеспечивает корректную и стабильную работу трансмиссии. За счет конструктивного элемента передается тяговое усилие на маховик двигателя ЯМЗ. Следует учесть, что особенности и технические характеристики разных моторов марки ЯМЗ будут немного отличаться в зависимости от марки автомобиля МАЗ.

Сцепление для грузовика включают в себя следующий набор компонентов:

  • маховик;
  • гидравлический усилитель руля (ГУР);
  • накладки;
  • пружинное устройство для прижатия диска к корпусу маховика;
  • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
  • муфта нажимного типа;
  • вал педали сцепного устройства;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
  • выжимной подшипник;
  • защитный кожух;
  • ведущий вал трансмиссии.

Принцип действия сцепления на МАЗ достаточно прост. Опишем:

  1. При нажатии водителем на педаль стартует проворачивание вала.
  2. За счет этого происходит образование зазора между муфтой и вилкой.
  3. Далее происходит перемещение муфты совместно с подшипником, благодаря чему последний начинает оказывать давление на внутреннее кольцо рукоятки.
  4. Рукоятка позволяет отвести нажимной диск от ведомого.
  5. Происходит сжатие пружинного механизма и последующее смещение диска к маховику двигателя.
  6. Шлицы от ведомого диска перемещаются в направлении к шлицам первичного вала коробки переключения передач (КПП).

Сборка и регулировка сцепления

Конструкция включает в себя подставку с установочным размером от привалочной плоскости кожуха самого сцепления до плоскости с нажимным диском 27±0,1 мм. Оправка для регулировки окончательно размера контроля закрепляется в центре подставки (64±0,5 мм). Внутри оправки находятся 4 упорных сухаря.

Во время установки комплекта на приспособление сухари должны упираться в лапки оттяжных рычагов. Элементы могут выступать или утопать относительно плоскости оправки в зависимости от положения. Длина оправки подбирается специальным образом. Сухари должны располагаться заподлицо по отношению к поверхности оправки.

Читать статью  Кросс с «автоматом»: как едет самая современная Lada

Также следует учитывать, что в контрольный размер комплекта входит и толщина упорного кольца. Она равна значению 6±0,1 мм. Сама сборка и дальнейшая регулировка сцепления МАЗ происходит следующим образом:

  • Рабочей поверхностью на подставке размещается нажимной диск. Его фиксация производится за счет 4-х шипов внутри пазов подставки.
  • Внутрь оттяжных рычагов вставляется подшипник игольчатого типа. Иголки должны быть смазаны специальной жидкостью.
  • Вилки устанавливаются на оттяжные рычаги.
  • Происходит вставка осей вилок.
  • Рычаги размещаются в пазах проушин нажимного диска.
  • Снова вставляются оси рычагов.
  • Пружины упорного кольца надеваются на оси вилок.
  • Далее идет закрепление осей рычагов и вилок при помощи специальных замковых шайб за счет прогибания середины перемычки фартука.
  • 4 петли надеваются на концы пружин упорного кольца.
  • После на нажимные пружины кладутся термоизолирующие прокладки и первые устанавливаются на бобышки нажимного диска.

Дополнительно на каждой из нажимных пружин кладется шайба из стали толщиной в 1 мм. Сам нажимной диск проточен по рабочей поверхности на 1 мм.

После произведенных действий кожух сцепления ставится на направляющие штифты приспособления. Внутрь нажимных пружин должны поместиться все пружины. Резьбовые хвостовики должны попасть в отверстия кожуха. Пресс позволяет поджать кожух при помощи привалочной поверхности к приспособлению и выполнить крепление болтами. Далее идет высвобождение из-под пресса.

На резьбовые хвостовики наворачиваются гайки, устанавливается оправка с целью регулировки оттяжных рычагов и ее закрепление еще одним болтом. При помощи регулировочных гаек выполняется регулирование положения оттяжных рычагов. Эти конструктивные элементы должны касаться упорных сухарей.

На регулировочных гайках размещаются:

  • пластины;
  • стопорные планки;
  • опорные пластины вилок рычагов.

После этого заворачиваются 8 болтов. Важно проследить за отсутствием осевого люфта. За счет отгибки усов стопорных планок контрятся болты. Упорное кольцо размещается на оттяжных рычагах и закрепляется при помощи петель, за счет чего обеспечивается касание опорных поверхностей рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. При превышении данного показателя может произойти выход из строя фрикционных накладок ведомого диска, а также возникновение прижогов рабочих поверхностей у нажимного диска и маховика.

Ремонтные работы с узлом сцепления МАЗ

Рассмотрим основные виды неисправностей узла и способы их корректного устранения:

  1. Пробуксовка механизма сцепления МАЗ. Может быть связана с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
  2. Сцепление может вести или может отсутствовать полное выключение. Как правило, неисправность связана с неправильной регулировкой длины штока цилиндра. Но также это может происходить из-за недостаточного уровня давления воздуха внутри пневматической системы, нарушения герметичности манжета поршневой части, выхода из строя оттяжных рычагов. Поэтому для устранения проблемы потребуется выполнить регулировку длины штока и произвести тщательный осмотр пневматической системы. Дополнительно понадобится обеспечить герметичность, выполнить промывку цилиндров и замену поврежденных или износившихся компонентов.
  3. Педаль не может вернуться в первоначальное положение. Такая проблема требует регулирования зазора между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

Источник https://kamaz-wiki.ru/ustroystvo-i-principy-raboty-mehanizma-scepleniya-maz/

Источник https://www.opex.ru/press/articles/regulirovka-stsepleniya-maz/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *