Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Автомобиль как средство передвижения уже давно стал незаменимым атрибутом для большинства населения нашей страны, даруя согражданам относительную свободу при выборе маршрута следования. Но время от времени у каждого автовладельца возникают ситуации, требующие перевозки небольших грузов, для которых в багажнике автомобиля места заведомо недостаточно.

Водителям микроавтобусов и набирающих популярность пикапов в таких случаях волноваться не о чём, а вот для легковушек, независимо от формы кузова, это уже серьёзная проблема.

Существует несколько вариантов её решения, от аренды транспортного средства более подходящего до смены автомобиля. Впрочем, существует и значительно более дешёвое альтернативное решение, которое может прослужить вам верой и правдой не один раз. Речь идёт об установке фаркопа, позволяющем задействовать для перевозки грузов автоприцеп.

Функции фаркопа

Под термином «фаркоп» понимают тягово-сцепное устройство, применяемое в качестве вспомогательного средства для буксировки легковым автомобилем прицепов и небольших по габаритам трейлеров. Фаркоп в автомобиле представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из двух основных элементов – балки, прикрепляющейся к раме транспортного средства или к предусмотренному конструкцией автомобиля отверстию, а также шарового узла, устанавливаемому на смой балке. Как правило, конструкция фаркопов может различаться в зависимости от модели и марки авто.

Если вы принадлежите к категории активных людей, предпочитающих отдыху на диване путешествия, в том числе и дальние, для которых зачастую одного багажника маловато, фаркоп вместе с прицепом или трейлером станет вашим незаменимым помощником. Заядлые дачники также могут рассказать немало историй, когда это устройство выручало при перевозке урожая к постоянному месту хранения.

Отметим, что некоторые водители убеждены, что фаркоп на машине – это не столько прицепное устройство, сколько дополнительная защита в случае непреднамеренного удара сзади. Это, конечно же, заблуждение – наличие такой жёсткой конструкции только увеличивает последствия в результате подобного ДТП по сравнению с ударом в пластиковый бампер. По этой причине фаркоп должен иметь съёмную конструкцию, позволяющую демонтировать его при поездках, не требующих использования прицепа (кстати, во многих странах ездить с фаркопом без прицепа по вышеозвученным причинам запрещено).

Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Установка тягово-сцепного устройства – задача отнюдь не тривиальная, особенно если вы намереваетесь изготовить его самостоятельно. Дело в том, что фаркоп должен обеспечить равномерное распределение весовой и инерционной нагрузки в случае использования прицепа. Несоответствие этому требованию напрямую влияет на безопасность дорожного движения – оторванный при разгоне или торможении фаркоп грозит самыми непредсказуемыми последствиями. Так что лучше использовать только заводские устройства, соответствующие вашей модели авто – они сертифицированы и обладают конкретными характеристиками, указывающими на недопустимость использования прицепного устройства, масса которого превышает указанный лимит.

Разновидности фаркопов

Сцепное устройство, изготовленное своими руками, в большинстве случаев обойдётся вам дешевле, чем заводское. Но для этого нужно не просто уметь пользоваться сварочным аппаратом, дрелью и гаечным ключом – вам необходимо рассчитать, какую максимальную весовую и инерционную нагрузку оно сумеет выдержать, что в гаражных условиях сделать практически невозможно. Другое дело – заводское изделие, которое проходит множество испытаний, на основании которых и определяются все важнейшие характеристики фаркопа.

В настоящее время в розничной сети можно встретить сцепные устройства от известных производителей, рассчитанные на большинство современных моделей легковых транспортных средств (включая внедорожники).

В соответствии с принятыми стандартами, заводские фаркопы классифицируют по нескольким показателям – допустимой нагрузке, типу конструкции, способу крепления к ведомому автотранспортному средству и т. д.

По грузоподъёмности различают три класса тягово-сцепных устройств:

  • малые, рассчитанные на буксировку прицепа массой до 1.5 тонны. Их обычно устанавливает на среднеразмерные легковые авто;
  • средние, позволяющие буксировать до 2.5 тонн груза. Такие фаркопы устанавливают на легковые авто с кузовом типа универсал, на минивэны или кроссоверы;
  • большие сцепные устройства предназначены для транспортировки гружёных прицепов массой до 3.5 тонн. Устанавливаются на классические рамные внедорожники и грузовые/грузопассажирские микроавтобусы.

По типу крепёжной платформы детали фаркопа могут быть скреплены между собой или с помощью сварки, или болтовыми соединениями (сама платформа устанавливается в основном только посредством болтов).

Сварные конструкции считаются более надёжными и практичными, поскольку не требуют ухода – нужно только следить за их состоянием, поскольку металл подвержен коррозии и со временем даже сварные соединения под воздействием неблагоприятных внешних условий могут разрушаться.

Основное преимущество болтовых соединений – их высокая ремонтопригодность. Хотя за их состоянием нужно постоянно следить, в случае разрушения их легко можно заменить, в отличие от сварочного шва.

Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Пор типам крепления крюка к основной платформе различают следующие разновидности фаркопов:

  • несъёмного типа, крепящиеся на балке с помощью сварного шва. Это как уже отмечалось, самый надёжный тип соединения, но в этом случае отсоединить крюк уже не получится. В некоторых странах такая конструкция считается недопустимой;
  • условно-съемные конструкции предполагают присоединение крюка к платформе болтовым соединением, которое при правильном использовании оказывается столь же надёжным, как сварка, но зато вы в любой момент времени можете демонтировать крюк, полностью убрав выступающую часть;
  • съемный тип фаркопа предполагает использование для соединения крюка с платформой запорного устройства специальной конструкции, позволяющей выполнять операции монтажа/демонтажа без использования дополнительных инструментов, легко и быстро.

Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД после его установки

Хотя ТСУ является устройством, обладающим относительно небольшими размерами, в большинстве случаев установку этого устройства необходимо должным образом оформлять, поскольку такой механизм считается дополнительным оборудованием, конструкция которого может не сочетаться с конкретной моделью автомобиля.

Если подходить к этому вопросу с юридической точки зрения, то здесь речь идёт об изменении конструкции автомобиля, требующей совершения ряда действий, направленных на легализацию внесения подобных изменений. Но если возможность установки фаркопа предусмотрена автопроизводителем (об этом указывается в пользовательском руководстве), то в этом случае никаких регистрационных действиях предпринимать не нужно. Разумеется, это не относится к самому прицепу.

Возможность применения тягово-сцепного устройства с точки зрения безопасности должна подтверждаться документами, составленными на основании проверки соответствия фаркопа установленным требованиям. Другими словами, внесение таких изменений в конструкция ТС должно быть зафиксировано в регистрационном свидетельстве и техпаспорте автомобиля.

Регистрация ТСУ на легковой автомобиль не требуется, если фаркоп не был установлен на автомобиль штатно, но автопроизводитель предусмотрел возможность его использования. Хотя термин «фаркоп» в законодательстве, связанном с эксплуатацией автотранспортных средств, не встречается, необходимость его регистрации предусмотрена опосредованным образом.

В частности, в «Техрегламенте ТС о безопасности транспортных средств» говорится, что произведённые в обращение узлы автотранспортных средств, имеющие декларации/сертификаты соответствия, считаются не отвечающими требованиям техрегламента Таможенного союза в следующих случаях:

  • если одна из характеристик устанавливаемого на автомобиль узла, приведённых в требованиях Техрегламента, не соответствует показателям, зафиксированным в декларации/сертификате соответствия;
  • если конструктивные характеристики узла не в полной мере соответствуют параметрам, зафиксированным в декларации/сертификате соответствия.
Читать статью  Новые штрафы ГИБДД с 2022 – официальная информация, таблица

Другими словами, главным требованием к автомобилю, оснащённому самостоятельно установленным фаркопом, является наличие соответствующего сертификата. Но и в этом случае использование ТСУ может оказаться неправомерным, если его конструкция или характеристики, приведённые в данном документе, не соответствуют требованиям Техрегламента или отличаются от реальных.

Отметим, что под внесением изменений в конструкцию автотранспортного средства понимается изымание предусмотренных конструкцией конкретной модели автомобиля узлов или элементов оборудования, в равной степени как и установка непредусмотренных автопроизводителем, если эти узлы и детали оказывают непосредственное влияние на безопасность ДД.

Фаркоп относится именно к таковым конструктивным элементам, поскольку в случае использования ненадёжной конструкции возрастает риск самовольного отсоединения прицепного устройства, что в любом случае приводит к созданию неконтролируемой аварийной ситуации.

К слову, несъёмные конструкции также считаются небезопасными, поскольку, как мы уже отмечали, повреждения, полученные в результате удара сзади другим транспортным средством, окажутся намного серьёзнее, чем при отсутствии жёсткого сцепного устройства.

О регистрации фаркопа, установка которого производителем не предусмотрена

Если в документации к вашему автомобилю ТСУ упоминается, то вам беспокоиться нечего. Многие модели, особенно «американцы», выпускаются либо с фаркопом, либо со специально оборудованным местом для его установки. Дело в том, что современные легковые автомобили могут иметь разную комплектацию, в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей потенциальных покупателей, но при этом отсутствие, например, кондиционера, не означает, что для его установки потребуется вносить какие-либо изменения в конструкцию ТС. То же самое можно сказать и о фаркопе: если в пользовательском руководстве этот узел указан и приводится его парт-номер, вам достаточно обратиться к официальному дилеру донной торговой марки, чтобы вам прислали каталожное сцепное устройство, которое можно установить на предусмотренное изготовителем место без необходимости регистрации устройства.

В таком случае, согласно пункту 20 Техрегламента Таможенного союза, фаркоп считается компонентой автотранспортного средства, установка которого на оказывает влияния на безопасность ДД и не считается внесением изменений в конструкцию легкового авто.

Другое дело, если ТСУ конструкцией конкретной модели не предусмотрено, но и здесь имеются свои нюансы. Формально в этом случае монтаж фаркопа – это изменение штатной конструкции автомашины, которое может оказать влияние на безопасность дорожного движения, причём в сторону ухудшения, что недопустимо.

А значит, вам придётся документально подтвердить тот факт, что установленный конструктивный элемент на повлияет на безопасность авто транспортного средства. Этот документ нужно будет возить с собой в тех случаях, когда вы будете использовать прицепное устройство (или в любом случае, если конструкция фаркопа будет несъёмной).

Наличие такого документа делает необязательной процедуру регистрации фаркопа в ГИБДД с внесением соответствующих изменений в технический паспорт и регистрационное свидетельство. Этим документом является сертификат, прилагаемый обычно к используемому прицепному устройству. В нём приводятся сведения о проведении полевых испытаний фаркопа на предмет его полного соответствия модели вашего автотранспортного средства. Как правило к сертификату прилагается детальная схема и список работ, описывающих процесс «правильного» монтажа ТСУ на авто.

Проще всего для получения сертификата найти официального дилера компании, которая является производителем прицепов, то есть совместить установку фаркопа с приобретением самого прицепного устройства. Консультанты дилера подробно проинструктируют вас о возможности использования сцепного устройства на вашем автомобиле и посоветуют подходящую модель прицепа.

Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Если получить сертификат не представляется возможным, выход один – регистрация ТСУ в ГИБДД.

Документы, необходимые для регистрации

Итак, мы выяснили, что регистрировать фаркоп в ГАИ не нужно, если у вас имеются следующие документы:

  • руководство по эксплуатации, в котором говорится о возможности установки сцепного устройства и приводится его заводской номер;
  • документы, выданные продавцом/установщиком фаркопа, в котором подтверждается, что его конструкция соответствует конкретной модели транспортного средства;
  • сертификат на ТСУ, подтверждающий, что изделие соответствует требованиям Техрегламента ТС.

Хотя предъявлять эти документы сотруднику ДПС не обязательно, во избежание случаев, когда работник правоохранительных органов всё же посчитает нужным составить протокол и вам потребуется доказывать правомерность использования фаркопа в судебном порядке, лучше всё же, чтобы они присутствовали в автомобиле, по крайней мере, при использовании прицепного устройства.

Если два последних документа отсутствуют, можно попытаться получить их, обратившись к производителю для получения их копий (через сайт или заказным письмом). Вам, скорее всего, не откажут, если вы предоставите доказательства, что приобретали СУ именно у этого производителя.

Но если это было давно, велик шанс, что восстановить документы не удастся. В этом случае у вас есть два варианта:

  • приобрести новый прицеп;
  • попытаться получить необходимые документы через фирмы, не являющиеся производителем СУ;
  • зарегистрировать внесение изменений в конструкцию ТС посредством установки фаркопа в ГИБДД.

В подавляющем большинстве случаев первый вариант оптимальным назвать никак нельзя из-за финансовых соображений. Второй вообще является противозаконным, поскольку такие документы относятся к категории поддельных.

Остаётся регистрация ТСУ, для чего вам необходимо подать в ближайшее отделение ГИБДД заявление установленного образца (о внесении в конструкцию ТС изменения путём установки фаркопа), а также копию ПТС, регистрационного свидетельства и сертификат на используемое сцепное устройство.

После этого автомобиль должен пройти предварительную техническую экспертизу (вам выдадут направление в специализированное учреждение), после чего вам будет предоставлена бумажка, разрешающая процесс монтажа фаркопа.

Установку ТСУ необходимо производить в автосервисе, обладающем правом производить переоборудование легковых автомобилей. По итогам работ вам будет выдана декларация с описанием перечня выполненных монтажных работ. Но и это ещё не всё – после установки сцепного устройства нужно будет пройти ещё одну техническую экспертизу, которая подтвердит безопасность вашего автомобиля после внесения изменений в его конструкцию. По её завершению вам будет выдана соответствующая диагностическая карта.

Все полученные в ходе работ документы следует предоставить в техотдел ГИБДД, после чего в результате визуального осмотра машины вы получите свидетельство, подтверждающее соответствие изменений конструкции ТС требования Техрегламента Таможенного союза.

И только после этого соответствующие изменения вносятся в регистрационное свидетельство и техпаспорт автомобиля.

Отдельно следует рассказать о том, как получить документы на фаркоп, если он уже установлен ранее.

Здесь тоже имеется два варианта решения проблемы:

  • демонтаж фаркопа и последующее прохождение полной процедуры по приведённому выше алгоритму (если автопроизводителем монтаж ТСУ не предусмотрен);
  • обратиться в СЦ, имеющий соответствующую лицензию, с целью получения сертификата соответствия (если предусмотрена возможность монтажа). В этом случае нужно будет предоставить транспортное средство для проведения диагностики, на основании которой и будет выдан необходимый документ (потребуется предоставить только техпаспорт на фаркоп).

Процедура регистрации

Опишем более детально, как узаконить фаркоп на легковой автомобиль, если возможности получить сертификат соответствия отсутствуют. В этом случае не обойтись без получения регистрационного свидетельства, в которое будут внесены данные о внесении соответствующих изменений в конструкцию ваше автомашины.

Первый ваш шаг – это поиск организации, которая сможет осуществить предварительную техэкспертизу автомобиля. Отметим, что этим правом обладают только определённые испытательные лаборатории, полный перечень которых имеется на офсайте Евразийского экономического союза:

  • заходим на сайт (portal.eaeunion.org), в нижнем меню выбираем пункт «Портал общих информресурсов», нажимаем кнопку «Перейти»;
  • в верхнем меню выбираем пункт «Открытые данные»;
  • на появившейся страничке выбираем подпункт «Техническое регулирование»;
  • в нижней части новой странички находим список испытательных лабораторий, имеющих право на выполнение работ по проверке соответствия требованиям техрегламентов стран-членов ЕАЭС;
  • осталось отфильтровать этот перечень, для чего в блоке фильтров в поле, обозначенном «Словесное описание сферы…» набираем фразу «о безопасности колёсных» (этого достаточно), после нажатия кнопки поиск задействуем второй фильтр, позволяющий выбрать организацию, расположенную ближе всего к вашему местоположению, указав в поле «Фактический адрес» наименование вашего населённого пункта.
Читать статью  Машина с иностранными номерами: покупать или нет

После проведения предварительной техэкспертизы, результатом которой станет документ, разрешающий установку фаркопа, вы получите аналогичное разрешение от ГИБДД.

Последующие действия стандартны: установка ТСУ, прохождение обычного техосмотра с получением диагностической карты (в которой указывается об установке на ТС нового устройства), проведение повторной техэкспертизы, удостоверяющей безопасность автомобиля после внесения изменения в его конструкцию.

Останется только дважды посетить отделение ГИБДД:

  • для получения свидетельства о внесении изменений в СУ;
  • для получения нового регистрационного свидетельства с отметкой о внесении изменений в конструкцию ТС.

Намного проще демонтировать старый и установить новый фаркоп, но с действующим сертификатом. Тем более что стоимость фаркопа, предназначенного для установки на авто отечественного производства, не превышает 6 тысяч рублей, для иномарок это максимум 10 тысяч рублей. Ваши затраты на проведение экспертиз могут оказаться сравнимыми, а вот само оформление фаркопа в ГИБДД отнимет у вас гораздо больше и времени, и усилий.

Но как узнать, можно ли установить на вашу модель авто сцепное устройство? Оказывается, что это совсем не сложно, не нужно даже рыться в руководстве пользователя. Как правило, на всех автомобилях устанавливается табличка, на которой приводятся базовые данные об автомобиле: название производителя, VIN-номер автомашины, разрешенный максимальный вес, после чего указывается масса автотранспортного средства в снаряжённом состоянии с прицепом. Если эта строчка отсутствует, можно сделать однозначный вывод, что данный автомобиль не может быть использован для буксировки прицепа, и зарегистрировать фаркоп удастся только в случае прохождения полной процедуры.

Штраф за фаркоп, установленный с нарушениями

Если вы проигнорировали процедуру регистрации ТСУ (в регистрационном свидетельстве соответствующая запись отсутствует), внимательный инспектор ГИБДД рано или поздно заметит торчащий сзади фартук фаркопа и поинтересуется, почему он не оформлен надлежащим образом.

Если от вас не последует вразумительного ответа, скорее всего, будет составлен протокол в соответствии с пунктом 12.05 части 1 КоАП, предусматривающим наказание этого нарушения штрафом в размере 500 рублей (внесение в конструкцию автотранспортного средства изменений, не согласованных с ГИБДД), что является нарушением пункта 7.014 («Основные положения по допуску ТС к эксплуатации»).

Кроме того, автоинспектор предпишет вам в письменной форме доставить автомобиль через 10 дней в ГИБДД для проведения осмотра, и если фаркопа при этом уже не будет, всё обойдётся только штрафом. В противном случае регистрацию автомашины аннулируют с внесением государственных номеров в соответствующую базу данных, так что ездить на таком авто вы уже не сможете. До момента уплаты штрафа и демонтажа фаркопа, после чего придётся восстанавливать регистрационное свидетельство по установленной процедуре.

Необходимость и порядок регистрации фаркопа в ГИБДД

Если вы сможете убедить инспектора, что нарушение непреднамеренное, и вы предпримете неотложные меры по легализации фаркопа (или его снятию), то он может ограничиться и устным предупреждением.

Штраф за незарегистрированный фаркоп относится к нарушениям, подпадающим под действие положения о двукратном уменьшении суммы при оплате на протяжении 20-дневного срока со дня получения постановления.

Можно ли уклониться от штрафа

Итак, что можно предпринять, если фаркоп на вашем автомобиле установлен без документов? Наверняка инспектор ГАИ не оставит этот факт без внимания, квалифицировав его как изменение конструкции автомобиля, подпадающее под действие статьи 12.05.

У вас есть несколько возможностей «выйти сухим» из этой ситуации. Оставим в стороне такую экзотику, как изготовление самого автомобиля по индивидуальному заказу, хотя в этом случае никаких дополнительных регистраций не понадобится.

Наиболее реальный вариант – продемонстрировать работнику ГИБДД, что монтаж фаркопа допускается предприятием-изготовителем, о чём будет прописано в руководстве пользователя. Однако, хотя регистрации ТСУ в этом случае не требуется, инспектор вправе потребовать от вас наличия сертификата соответствия, указывающего, что ваш фаркоп соответствует типу автотранспортного средства. Если с этим всё в порядке, можете смело заявлять о ненарушении пункта 77 Техрегламента, в котором говорится, что установка сцепного устройства на такое авто не является изменением его конструкции.

Второй ваш довод в споре с сотрудником ГИБДД появляется, если конструкция вашего ТСУ предусматривает его снятие. В этом случае фаркоп тоже можно считать деталью, которая не приводит к изменению конструкции автотранспортного средства. Однако здесь шансы на успех уже намного меньше, да и в суде такие доводы могут посчитать недостаточно убедительными.

Наконец, если вы понимаете, что жизнеспособных доводов в вашу пользу нет, следует просто попытаться получить минимальное наказание в виде предупреждения, особенно если конструкция ТСУ съёмная. Попытайтесь убедить инспектора, что вы законопослушный водитель и намереваетесь в ближайшее время (через час, завтра-послезавтра) узаконить или демонтировать приспособление. Впрочем, он и сам может удостовериться в правдивости ваших слов, сделав запрос по соответствующей базе – вам нужно только быть уверенным, что за вами не числится никаких нарушений ПДД в течение последних шести месяцев.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что такое полезное устройство, как фаркоп, будет приносить пользу только в том случае, если оно установлено в полном соответствии с требованиями закона. Да, для этого придётся потратить немало времени и средств, но зато вы будете уверены, что избавите себя от нервотрёпок, связанных с оспариванием правомерности наличия сцепного устройства перед сотрудниками ГАИ.

Штраф за фаркоп

Фаркоп — это специальный сцепной крюк с шаром для крепления прицепа, располагающийся сзади, под кузовом автомобиля. По закону положен штраф за фаркоп, если он незарегистрированный. В статье рассказываем, какие документы нужны для оформления и установки фаркопа на легковой/грузовой автомобиль в России, а также чем грозит отсутствие разрешения на прицепное устройство.

Штраф за фаркоп

Что такое фаркоп

Итак, фаркоп — это деталь, предназначенная для крепления прицепа к кузову легковых либо грузовых автомобилей. Она используется для буксировки прицепов и трейлеров, дает возможность перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, а также устанавливать велокрепления. Категория прав зависит от того, какой поставить прицеп на учет и прикрепить к фаркопу планирует водитель:

изображение

Фото: Категория прав и показатели прицепа

  • поперечной балки, крепящейся к кузову машины;
  • шарового узла на такой балке.

Существуют фаркопы трех видов: съемные, условно-съемные, несъемные. Давайте, узнаем, для каких именно ситуаций они подходят:

Шар фаркопа возможно установить/снять без инструментов, просто открутив рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп не видно со стороны на автомобиле.

Шар прикручивается болтами к балке. Его можно снять только с помощью инструментов, и балка останется на месте.

Шаровый узел приваривается к балке, его не получится снять. Это считается самым надежным решением для тяжелых прицепов.

Важно! Тягово-сцепное устройство (ТСУ) устанавливается под бампер. Его подключают к электрике в том случае, если в конструкции предусмотрена производителем розетка.

Какие требуются документы на фаркоп

Разберемся, какие нужны документы на фаркоп легкового или грузового автомобиля. Нет необходимости регистрировать фаркоп, если вы ставите устройство на ту легковую/грузовую машину, для которой он был предусмотрен. Этот момент можно проверить в руководстве по эксплуатации приобретаемой модели.

Читать статью  Как не платить налог на авто свыше 250 л. с законным способом в 2023 году

Работы выполняются прямо в сертифицированном центре — у дилера либо в СТО. В таком случае достаточно 3-х документов:

  • паспорт фаркопа с отметкой о монтаже;
  • копия сертификата соответствия на ТСУ. Ее заверяют в магазине или сервисном центре;
  • накладные/товарные чеки.

Обратите внимание! Если водитель может предъявить инспектору Госавтоинспекции перечисленные выше документы, то он не обязан проходить регистрацию фаркопа.

Штраф, если нет документов

Далее вместе разберемся, какие штрафы грозят нарушителю, использующему фаркоп без соответствующих документов.

Самодельный фаркоп кустарного производства, никоим образом не предназначенный для конкретной модели, опасен для автовладельца и других участников дорожного движения. Если инспектор решит проверить такой фаркоп и не обнаружит у собственника нужных документов, он назначит ему наказание за фаркоп в виде штрафа 500 рублей.

Если вы сможете убедить инспектора, что в ближайшее время исправите нарушение, то можно отделаться просто предупреждением.

Пример из практики:

Вадим самостоятельно изготовил фаркоп и приварил изделие к кузову своего автомобиля. По закону это считается изменением конструкции. Поэтому мужчина во избежание неприятностей в будущем обратился в ГИБДД для регистрации ТСУ.

За неисправный фаркоп тоже грозят штрафные санкции. За неработающее сцепное устройство штраф также составит 500 рублей. Инспектор при этом вправе отправить машину на штрафстоянку.

ELS консультация ELS консультация

У водителя должно быть разрешение на фаркоп. Устройство должно быть исправным. Если у вас не оказалось документов на такую деталь автомобиля или она сломана, наши юристы удаленно помогут подготовить требуемые бумаги и зарегистрировать данный элемент транспортного средства (ТС), в соответствии с правилами.

0 юристов онлайн

0 + активных клиентов ЕЮС
0 лет на рынке
Получить консультацию

Оцени шансы на успех —
задай вопрос бесплатно

Стоимость регистрации фаркопа

Разберемся, сколько стоит оформить фаркоп. Если автовладельцу нужно оформлять фаркоп, регистрация обойдется собственнику в несколько тысяч рублей. Стоимость включает в себя:

  • осуществление технической экспертизы (3000-3500 руб.);
  • установку фаркопа в автомастерской. Сумма будет зависеть от модели ТС, сложности его монтажа, модификации оборудования, конкретного СТО, а также объема работ (2000-8000 руб.);
  • цена за прохождение техосмотра (порядка 500 руб.);
  • оплату свидетельства о соответствии фаркопа (800 руб.);
  • оплату государственной пошлины за внесение изменений в ПТС согласно п.38 ст. 333.33 НК РФ (350 руб.);
  • выдачу нового регистрационного свидетельства ТС (500 руб.).

Как узаконить фаркоп

Рассмотрим, как законно установить фаркоп. Правила установки фаркопа таковы, что если моделью автомобиля не предусмотрен фаркоп или если вы используете устройство без необходимого сертификата, это будет являться изменением конструкции авто, т.е. тюнингом. Чтобы не получить штраф за фаркоп, его в такой ситуации придется зарегистрировать и затем получить отметку об этом в свидетельство о регистрации ТС (СТС). Для того, чтобы поставить на учет фаркоп в 2023 году, по существующим правилам следует:

  1. Выбрать лабораторию и получить в ней заключение. Нужно отправить заявку в туда и, если окажется, что все в порядке, заявителю выдадут заключение.
  2. Согласовать изменения с ГИБДД. Для этого надо подать в отдел технадзора Госавтоинспекции полученное заключение лаборатории вместе с заявлением.
  3. Установить ТСУ. Это можно сделать самостоятельно, не обязательно обращаться в авторизованный сервис, где устройство поставят специалисты.
  4. Получить протокол в лаборатории. Сотрудники проведут сравнение планируемых изменений с тем, что получилось.
  5. Получить свидетельство о соответствии конструкции, а также протокол экспертизы.

Для получения свидетельства вам необходимо подать в Госавтоинспекцию следующие документы:

  • заявление;
  • СТС;
  • ПТС;.
  • заявление-декларация от того, кто производил работы;
  • сертификаты (их копии) соответствия на фаркоп;
  • квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.).

Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.

В конце вам нужно обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Там вносят отметку в СТС и должны вписать фаркоп в ПТС.

Чтобы водителю было разрешено ездить с установленным фаркопом, на него должны иметься требуемые документы. Наши грамотные и профессиональные юристы подготовили заявку, которая позволяет узаконивать такое устройство в случае необходимости.

Образец заявления
Заявление о регистрации ТСУ на автомобиль в ГИБДД в 2023 году

Скачать

Регистрация фаркопа через Госуслуги

Начать регистрировать ТСУ можно также посредством портала ГосУслуг. Для этого нужно авторизоваться на этом сайте или создать там учетную запись, если ее еще нет. Далее алгоритм действий будет следующим:

  1. Выберите в каталоге услуг блок под названием «Авто Права Транспорт» и в нем – «Регистрацию транспортного средства».
  2. В окне, которое откроется, выберите категорию «Утеря документов или изменения данных ТС».
  3. Нажмите на раздел «Изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с изменением цвета или внесением изменений в конструкцию транспортного средства».
  4. Далее на странице справа нажмите на «Получить услугу».
  5. В открывшемся окне внесите сведения о собственнике и автомобиле.
  6. После заполнения поставьте галочку, выражающую согласие, и нажмите кнопку «Подать заявление».
  7. Когда заявление рассмотрят, в личном кабинете портала появится уведомление о возможности оплатить госпошлину.
  8. После оплаты возьмите бланк заявления, распечатанный с Госуслуг, оригиналы документов, которые использовались при его заполнении, и посетите на транспортном средстве отделение ГИБДД, который вы выбрали.

Остальные шаги будут производиться, согласно указаниям инспектора Госавтоинспекции.

Судебная практика: установка фаркопов без согласования с ГИБДД

В 2014 году истец купил микроавтобус PEUGEOT Boxer. ТС было не новым, и на нем изначально был установлен фаркоп.

Мужчина использовал микроавтобус в целях предпринимательства в качестве общественного транспорта по регулярным пригородным маршрутам. Сотрудники Минтранспорта постоянно осматривали микроавтобус и подтверждали его соответствие требованиям, но несмотря на это у предпринимателя через несколько лет возникла спорная ситуация с представителем правопорядка. В июле 2019-го года инспектор Госавтоинспекции выписал собственнику ТС штраф в размере 500 рублей, из-за установленного фаркопа.

Данное постановление обжаловано в суде, который отменил незаконное постановление 7.10.2019 и прекратил дело. В частности, суд оценил представленную инструкцию на PEUGEOT Boxer, где микроавтобус изображен с фаркопом.

Но инспектор, который выписал штраф, написал рапорт руководству, на основании которого регистрационные документы на автобус были аннулированы, а регистрационные знаки признаны недействительными.

Из-за судебных разбирательств предприниматель мог лишиться возможности использовать свое ТС на многие месяцы, но автобус нужен был водителю как можно быстрее для осуществления трудовой деятельности. Поэтому мужчина снял фаркоп, потом вновь зарегистрировал PEUGEOT Boxer в порядке общей очереди, оплатив госпошлину за регистрацию ТС, и поставил ТСУ назад. Одновременно с этим предприниматель обратился в Индустриальный райсуд с исковым заявлением об оспаривании решения МВД Удмуртии об аннулировании регистрации. И хотя была очевидна незаконность такого решения, 25.11.2019 судья отказала истцу в удовлетворении исковых требований. Она сообщила, что любой автомобильный аксессуар является изменением в автомобильную конструкцию (поскольку установлен не на заводе), и потому требуется пройти процедуру согласования с сотрудниками ГИБДД.

В итоге 10.06.2020 Верховный суд Удмуртии отменил данное незаконное решение Индустриального районного суда и признал право владельца автомобиля на монтаж фаркопа без необходимости согласования с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Что учесть при покупке фаркопа

Рекомендуется приобретать тягово-сцепное устройство исключительно у проверенных продавцов. Фаркоп должен иметь сертификат соответствия. Учитывайте следующие важные нюансы:

  1. Способ крепления оборудования на кузове ТС (уточняйте это в том сервисном центре, где намереваетесь произвести монтаж изделия).
  2. Соответствие свойств тягово-сцепного устройства требованиям государства.
  3. Совместимость фаркопа и модели авто (информация содержится в документации к устройству).
  4. Характеристики ТСУ ( габариты, масса, конструктивные особенности).

При выборе ТСУ следует обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала государственный номер машины и не создавала каких-либо помех другим участникам движения.

Монтаж фаркопа запрещен, если:

  • нет разрешения на установку фаркопа;
  • ТСУ чрезмерно выходит за пределы бампера, из-за чего ТС, следующие позади, рискуют столкнуться с выступающими деталями;
  • оборудование было закреплено на кузове совершенно не по инструкции, с лишь согласно инструкции и посредством специальных крепежей.

Частые вопросы

Можно ли ездить по городу с фаркопом?

Можно. За сам факт такой езды не полагается штраф.

Источник https://neauto.ru/neobhodimost-i-porjadok-registracii-farkopa-v-gibdd/

Источник https://els24.com/article/1968-shtraf-za-farkop/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *