Как выбрать зимние шины? Рекомендации экспертов
Зима близко. А это значит, что сейчас самое время автомобилистам «переобуться». Правильно выбрать зимнюю шину — хлопотное дельце, есть огромное количество нюансов. Помочь разобраться в них мы попросили опытных специалистов. Наши эксперты — Александр Брылев, директор ООО «ТайрПро» (онлайн-гипермаркет шин и дисков Proshina.by, шинный центр Proshina на Бабушкина, 21), и Артем Касперович, руководитель шинного сервисного центра Tyre Plus.
Скандинавские зимние шины или «европейцы»: что брать?
Александр Брылев:
— Это сложный вопрос, и однозначно ответить трудно. И очень индивидуальный — зависит от предпочтений водителя, кошелька, стиля езды, где и как часто он ездит и многое другое. На самом деле для большинства белорусских водителей подойдет хорошая качественная «еврозима».
Давайте определимся с терминологией.
«Еврозима» (или, как еще называют, «альпийская зима») — зимняя фрикционная шина, предназначенная для центральноевропейского региона. Многие боятся части «евро»: мол, это легкая зима, и держать дорогу она будет хуже зимой. Это не совсем так. Это полноценная зимняя шина со своим набором характеристик. Такая шина, как правило, акцентирована на более широкий диапазон температур от +15 градусов до –15 градусов и на езду по снегу, мокрому талому снегу, мокрому асфальту и просто по асфальту — ведь у нас зимой, согласитесь, это голый асфальт. Она лучше будет держать дорогу на мокром асфальте и, что очень важно для потребителя сейчас, скорее всего, будет более износостойкая по сравнению со скандинавской шиной.
Скандинавская шина — это шина мягкого состава резиновой смеси c бóльшим количеством ламелей в блоке протектора. Еще в народе такую шину называют «липучка» — она изготовлена с применением мягких резиновых смесей с большим содержанием натуральных каучуков и силики. Диапазон оптимальных рабочих температур такой покрышки смещен к морозам — от +5 примерно до –20 градусов. Такая шина меньше деревенеет в мороз, прилипает ко льду и укатанному снегу лучше, чем любая другая за счет большего количества ламелей и мягкой резины, которая не дубеет и остается эластичной даже при –20. Такая шина будет чуть лучше держать дорогу в мороз, но хуже тормозить на сухом и мокром асфальте в теплую погоду.
Примеры хороших липучек
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
Выбор покупателей
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
— Традиционно одни из лучших шин для снежных зим производят Nokian — это та фирма, которая самая первая в мире придумала и начала производить зимние шины! И продолжает делать это довольно неплохо. Линейка Nordman RS2 — хит продаж по соотношению цены/качества последних лет. Либо премиальная и дорогая Hakkapeliita R3 — сам езжу на таких шинах и очень доволен! Много липучек производят японцы — Dunlop, Yokohama и Toyo
Пример моделей «еврозимы»
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
Артем Касперович:
— Конечно, при выборе автошин следует ориентироваться на условия эксплуатации автомобиля. Каждый автомобилист в достаточной мере понимает, где и как он эксплуатирует свое авто. Поэтому, задав некоторые наводящие вопросы, можно подобрать тот продукт, который действительно подойдет. Климат на территории нашей республики сегодня обретает несколько мягкий окрас, хотя январские и февральские морозы зачастую подкидывают массу сюрпризов.
Для водителей, которые передвигаются преимущественно по городу, вполне подойдут шины с «европейским» рисунком протектора. Чищеные дороги, много слякоти, температура окружающей среды не обусловлена низкими показателями на термометре либо вообще сухой асфальт — это отличные условия для приобретения и эксплуатации шин с «европейским характером». «Европейцы», откровенно говоря, не предназначены для эксплуатации в низкотемпературных (в среднем –15 и ниже) режимах. Резиновая смесь становится менее эластичной, и, соответственно, часть характеристик автомобильной шины ухудшается (снижение коэффициента сцепления, к примеру, появление излишнего шума).
Если говорить о «скандинавских» шинах (это шины, предназначенные для эксплуатации в более суровой среде) — заснеженная либо обледенелая дорога, низкие температуры окружающей среды. В «скандинавских» шинах применяется более мягкий состав резиновой смеси, поэтому они не должны дубеть даже при очень низких температурах. Шины с таким рисунком протектора потребитель выбирает несколько чаще, страхуя себя от неожиданных перемен погодных условий. Но стоит понимать, что из-за более мягкой резиновой смеси при околонулевых температурах пропадает «острота» руля и уменьшается износостойкость
Есть ли смысл в шипованных шинах для белорусов?
Александр Брылев:
— Да, есть. Примерно для 5—10% автомобилистов. Кто не уверен в своих водительских навыках. Либо, наоборот, хороший водитель и хочет «подзажечь» в экстраусловиях снега и льда на дороге. Шиповка тут проявит свои лучшие особенности, но только одну или две недели в году. Для безопасности на льду и езды, возможно, кому-то не придется тратиться на дорогостоящий ремонт авто. Лучше всего помогает сохранить контроль над дорогой такая шина в так называемый день жестянщика, когда температура около нуля, гололед. В городе есть особенность — перед перекрестками и пешеходными переходами автомобили раскатывают каток, и это самое опасное. Тут принципиально выручит даже не липучка, а шипованная шина.
В остальное же время года шипы не лучший вариант. Кроме того, что не пустят в Польшу на шипах, некоторые паркинги в Минске ограничивают въезд на шипованной резине, так как разрушается покрытие. Например, на Комаровке. Будет проблема с техосмотром, на стенды не допускается въезд на шипах. И в целом шипы — это хлопотное дельце. Первые 500 км следует ездить очень тихо и прикатать шипы, чтобы они хорошо сели и держались. При езде по асфальту следует избегать торможения в пол и разгонов с пробуксовкой, иначе шипы будут выпадать. Для кого важен акустический комфорт — шипы более шумные, нежели любая другая резина.
Артем Касперович:
— Шипованная шина в нашем регионе имеет низкий спрос по сравнению с нешипованной. Это и неудивительно, так как последняя зима не проявила грозный оскал в виде низких температур и снежных осадков.
Популярные шипованные шины
зимние, для легковых автомобилей, с шипами
зимние, для легковых автомобилей, с шипами
зимние, для легковых автомобилей, с шипами
Какие есть нюансы?
Александр Брылев:
— В последнее время замечена такая тенденция: покупатели стали спокойно покупать шины, сделанные в России. Раньше ключевой фактор был «дайте только не Россию» — и массово отказывались от заказов шин премиальных моделей Nokian, Michelin, Pirelli производства РФ, покупая сербский экономкласс или бренды второй руки, но выпущенные в Германии. Это абсолютно неправильно. Сейчас уже в интернете достаточно отзывов, что шинные производители, локализованные в РФ, делают исключительно качественный продукт, не хуже Германии или США. Люди это наконец-то поняли! Ведь, согласитесь, в Германии на заводе стоят у станка не коренные немцы, а приезжие турки. Производство автоматизировано, компоненты едины, а оборудование даже новее старых европейских заводов.
Наш совет как профессионалов — ориентироваться при выборе модели на тип зимней шины, более подходящей именно вам («еврозима», липучка или шипы), на ценовую категорию и на особенности конкретной модели, которую хотите покупать, обращаться за консультацией к профессионалам. На тесты и отзывы стоит смотреть осторожно: в отзывах нечестные производители часто пишут негатив друг на друга. А тесты путем манипуляции с критериями оценок продвигают нужных производителей.
Артем Касперович:
— Да, в Польше просто не пропустят автомобиль через границу, если на нем установлена шипованная шина (законодательство, экология). Да и постоянный шум «цокающих» колес не приносит никакого комфорта, особенно если говорить о затяжных маршрутах.
Тем не менее, если владелец проживает, работает в местах, куда не добираются снегоуборочные машины, есть много льда на дорожном полотне, этот вариант может оказаться спасительным. А еще в этом сезоне цены шипованных шин в сравнении с нешипованными в некоторых типоразмерах могут оказаться более демократичными.
Насколько важна дата производства шин?
Александр Брылев:
— Это, безусловно, важный вопрос. Резина стареет со временем. Выскажу непопулярное мнение среди продавцов шин, которые говорят, что это совсем ни на что не влияет.
Это вопрос более важен для некоторых спортивных или премиальных скоростных автомобилей, мотоциклетных шин, для дорогостоящих мягких составов и спортивных сликов и полусликов. Но для 95% рядовых шин на массовые автомобили за 2—3 года хранения на складе ничего не произойдет! Разницы вы никакой не заметите.
В Michelin проводили внутренние тесты и доказали, что шины при правильном хранении до трех лет вообще ничем не отличаются по ездовым характеристикам и износу. К нам на шиномонтаж приезжают автомобили, на которых шины и 2011-го, и 2008 года выпуска — и ни трещинки, идеально держат дорогу.
Специалисты Pirelli в среднем подсчитали, что шина теряет не более 5% своих свойств за 1 год при хранении на складе — ароматические масла и каучуки немного подсыхают, но, опять же, не настолько это критично, как в последнее время многие думают и сильно преувеличивают значение этого фактора.
Если резина этого года или прошлого — вообще без разницы, если на нее есть гарантия.
Тем более точно не стоит выбирать одной недели выпуска. Если шина старше 3 лет, то она тоже качественная, но, вероятно, должна стоить чуть дешевле.
Артем Касперович:
— Дата производства автошины, пожалуй, один из самых популярных вопросов потенциальных покупателей. Например, исследования компании Michelin показывают отсутствие существенной разницы в характеристиках недавно произведенной шины и шины, которую произвели три года назад (исследования проведены Корейским центром защиты потребителей и АДАК, Германской автомобильной организацией).
Компания Michelin подчеркивает, что важна не дата изготовления шин, а дата установки шин на автомобиль и условия их хранения. Именно с этого момента шина подвергается реальным нагрузкам. Когда шина хранится в верном положении и рекомендуемых условиях, она не теряет свои оригинальные сбалансированные технические характеристики как минимум в течение 5 лет с даты производства шины.
Где найти такую информацию?
Александр Брылев:
— DOT-маркировка: в овале 8 букв и 4 цифры в конце. Например, «5219» означает 52-я неделя, 19-й год выпуска.
Артем Касперович:
— Четкое описание данного вопроса тяжело найти в официальных источниках. Однако Michelin определяет этот срок как 10 лет при условии правильного хранения.
Какие наблюдаются тренды в производстве шин?
Александр Брылев:
— В Беларуси люди активнее покупают всесезонные шины. Всесезонки стали качественнее, и раньше это вообще была экзотика. Сейчас люди экономят, и доля этого сегмента растет. Хотя мы все равно рекомендуем иметь два комплекта шин — на зиму и на лето.
Тренды: в основном шины становятся уже и выше профилем. Обусловлено экологией, топливной экономичностью. Раньше делали более широкие шины, которые требовали больше топлива, были тяжелее.
Как выбрать шины: подробная инструкция для водителей
От того, какая резина установлена на автомобиле, во многом зависит безопасность водителя и пешеходов. Автопокрышки должны соответствовать сезону, подходить по размеру, иметь определённый индекс скорости и нагрузки. Если хотя бы одному из перечисленных параметров шины не отвечают, чувствовать себя максимально уверенно на дороге автовладелец не сможет.
Менять резину нужно два раза в год. Для холодного сезона у водителя в арсенале должна быть одна модель покрышек, для лета — совершенно другая. При выборе автошин важно обращать внимание не только на их сезонность. Не менее существенными критериями являются протекторный рисунок, состав резиновой смеси, конструкция. От этого во многом зависит, как резина будет вести себя на мокром и сухом дорожном полотне, как долго прослужит в условиях умеренных и интенсивных нагрузок, сможет ли обеспечить водителю полный акустический комфорт в салоне при езде.
Автопокрышки оказывают прямое влияние на показатели управляемости, манёвренности и курсовой устойчивости. От них зависит, каким будет тормозной путь, насколько уверенно машина сможет стартовать с места и входить в повороты в условиях непогоды. Другими словами, выбирать автопокрышки нужно тщательно. Постараемся подробно рассказать, как это сделать, на что конкретно обращать внимание.
Бренд имеет значение
Первый и достаточно важный критерий выбора шин — их производитель. На современном рынке вы найдёте резину европейских, азиатских, российских, американских брендов. Количество компаний, которые предлагают свою продукцию для легковых и грузовых авто, впечатляет.
Какому бренду отдать предпочтение? Резина мировых производителей существенно превосходит в цене аналоги менее известных компаний, чаще всего она более качественная, а значит, прослужит намного дольше и порадует своими эксплуатационными характеристиками. Но есть отличные производители, которые могли не сыскать мировую известность, хоть ничем и не уступают аналогам.
Какие бренды автопокрышек чаще всего покупают в России?
- «Белшина» — белорусский производитель, специализирующийся на изготовлении резины для легковых авто и коммерческого транспорта разной грузоподъёмности.
Продукция компании отличается ходимостью, надёжностью и выносливостью. В среднем, автопокрышки служат 4 — 5 сезонов без ухудшения показателей управляемости и курсовой устойчивости. Они адаптированы к климатическим и дорожным условиям РФ. У каждой модели шин уникальный дизайн рисунка протектора и многослойная конструкция. В резиновую смесь разработчики помимо стандартных компонентов добавляют силику, эластены, ингибиторы, которые помогают улучшить тягово-сцепные характеристики автопокрышек.
- Sava — известный во всём мире бренд родом из Словении. Они представлены широким ассортиментом типоразмеров, поэтому из предлагаемых вариантов можно легко подобрать подходящий комплект практически для всех марок и моделей авто. В основу покрышек Sava положены самые передовые технологии. Их ключевые особенности — эффективная дренажная система, способность протектора к самоочищению, усиленная структура каркаса, жесткость боковин, способствующая снижению сопротивления качению и уменьшению расхода топлива.
- Nokian — знаменитый финский производитель, выпускает летнюю и зимнюю авторезину, но особым спросом у покупателей пользуются зимние покрышки. Они стабильно и предсказуемо ведут себя на заснеженном и обледенелом асфальте, выдерживают температуру до –30°С, гарантируют минимальный эффект слэш- и аквапланирования, для российских суровых зим — то что нужно.
- Bridgestone — японский бренд, шины которого выбирают водители спортивных машин. У них высокие индексы скорости, они выдерживают большие эксплуатационные нагрузки, отличаются повышенной устойчивостью к абразивному износу, точно держат дорогу, успешно маневрируют, гарантируют полную безопасность перемещения по любому дорожному покрытию.
- Goodyear — американский производитель, продукция которого по объёму продаж превосходит конкурентов в несколько раз. Автошины разрабатывает для легковушек, кроссоверов, внедорожников, спорткаров, купе, коммерческого транспорта. Они сочетают в себе надёжность, высокое качество, ходимость. В основу их создания положены инновационные технологии.
Покрышки изготавливают из улучшенной резиновой смеси, дизайн протекторного рисунка постоянно дорабатывают, что обеспечивает максимально высокие эксплуатационные характеристики.
- Мишлен — бренд родом из Франции, мировой лидер по изготовлению автопокрышек для легкового и коммерческого транспорта. В линейке есть зимние и летние модели, разработанные по передовым технологиям.
Благодаря уникальному протекторному рисунку, шины показывают удивительные возможности на дороге в любую погоду. Они быстро реагируют на команды руля, эффективно тормозят, уверенно стартуют, не сходят из заданной траектории даже при езде на высокой скорости, гарантируют безопасную езду в зимних и летних условиях.
- Continental — немецкая компания, шины которой занимают первые позиции в списке самой популярной и востребованной резины не только в России, но и мире. В ассортименте бренда есть покрышки для всех моделей и видов транспортных средств. Отменное качество, впечатляющая ходимость, устойчивость к абразивному износу, топливная экономичность — ключевые отличия автошин Continental.
- Hankook — южнокорейская компания, успешно функционирующая уже более 20 лет. Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам и превосходному качеству, автопокрышки бренда успешно конкурируют на азиатском рынке с представителями японских производителей.
В модельном ряде Hankook есть резина для кроссоверов, внедорожников, малолитражек, коммерческого и легкового транспорта, спецтехники. Шины южнокорейского бренда при соблюдении простых правил эксплуатации прослужат как минимум 4–5 сезонов, не требуя особого ухода.
- Pirelli — итальянский производитель, который много лет подряд выпускает достойные шины для транспортных средств BMW, Audi, Mercedes. Его продукцию ценят за надёжность, отличную управляемость, высокие показатели курсовой устойчивости, топливную экономичность, износостойкость.
- Dunlop — британская компания, которая выпускает автопокрышки для широкого модельного ряда авто. Из огромного количества типоразмеров можно подобрать оптимальный вариант для купе, малолитражек, стандартных седанов, хэтчбеков, минивэнов, всех представителей класса SUV. Шины оценят по достоинству любители спортивного стиля езды.
Не менее востребованный бренд на территории РФ — Maxxis. Азиатский производитель покорил российских водителей оптимальным соотношением качества и цены. Покрышки спокойно ходят несколько сезонов без потери своих эксплуатационных и ездовых характеристик.
Обращаем внимание на маркировку
На всех качественных и проверенных временем автомобильных покрышках нанесены соответствующие обозначения. Если вы неопытный водитель, то с трудом разберётесь, о чём свидетельствует тот или иной параметр, поэтому о каждом из них расскажем более подробно.
Типоразмер
Этот параметр наносят на покрышку все без исключения производители. Выглядит он таким образом — 210/75 R16, где первая цифра указывает на ширину профиля, вторая — соотношение ширины резины к её высоте в процентном соотношении. Буква обозначает тип конструкции — диагональную или радиальную, последующая цифра — монтажный диаметр колеса. В некоторых случаях после монтажного диаметра на покрышку наносят букву С, которая обозначает, что у вас перед глазами модель, разработанная для грузовых транспортных средств, непосредственно микроавтобусов и малотоннажного коммерческого транспорта.
Зачастую в документах на транспортное средство автопроизводитель указывает определённый диапазон типоразмеров, и желательно выбирать автошиныориентируясь на него, .
Ширина профиля
Этот показатель считается одним из самых важных, поскольку чем шире колёса, тем больше площадь пятна контакта с дорожным полотном, тем выше показатели сцепления. Запомните: широкие покрышки — идеальный вариант для летних условий эксплуатации, узкая резина прекрасно подойдёт для зимы.
Неоспоримое достоинство широких колёс — практически мгновенный разгон. Кроме того, резина с большой шириной профиля намного эффективнее тормозит, чем та, у которой профиль узкий. А ещё у неё улучшены динамические показатели. Именно поэтому водители спорткаров выбирают такой вариант автошин.
Недостатков широкая резина не лишена. Она способствует увеличению расхода топлива и повышает показатели аквапланирования при передвижении на высокой скорости.
Высота или серия профиля
Этот показатель оказывает прямое влияние на управляемость. Чем он ниже, тем увереннее авто ведёт себя на дороге, тем быстрее реагирует на команды руля. Но в то же время автопокрышки с низким профилем более уязвимы к механическим нагрузкам и ударам.
Для дорог с плохим качеством покрытия их считают далеко не лучшим вариантом, поскольку они во много раз повышают вероятность повреждения дисков. Другими словами, если вы передвигаетесь в местности, где дороги идеально ровные, без ухабов и ям, предпочитаете динамичную езду и прекрасную управляемость, тогда низкопрофильная резина — оптимальный вариант для вас.
Если вам приходится постоянно ездить по просёлочным, лестным и другим дорогам с грунтовым покрытием, выбирайте высокопрофильные колёса высотой до 80 мм. При этом всегда помните, что высокопрофильные автопокрышки ведут себя на высокой скорости менее предсказуемо, чем низкопрофильные аналоги.
Для бездорожья автошины нужно подбирать высотой от 85 мм. Так называемые полнопрофильные модели легко выбираются из колеи, с уверенностью преодолевают грязь и сложнопроходимые места.
Буква R
Говорит о том, что вы рассматриваете шину с радиальной конструкцией. По сравнению с диагональной резиной она более вынослива и надёжна, ходит гораздо дольше и намного увереннее ведёт себя на любом дорожном покрытии.
Монтажный диаметр
Этот параметр указывают в дюймах. Он должен соответствовать размеру дисков, в противном случае купленные автошины будут абсолютно бесполезными.
Индекс скорости и нагрузки
Эти два показателя достаточно важны при выборе автошин. От них во многом зависит срок службы резины, её стабильное поведение, степень износа и функциональность. Индекс нагрузки обозначают двузначным числом, оно указывает на то, какой вес способно выдержать колесо. Если свой автомобиль вы используете не только для поездок, но и для перевозки разных грузов, тогда выбирайте как альтернативный вариант резину с высоким индексом нагрузки. Она будет намного медленнее изнашиваться и поможет уменьшить расход топлива.
Индекс скорости указывают латинской буквой. Каждая буква обозначает определённый предел с неким запасом. Выбирая автошины, обращайте внимание на то, чтобы индекс скорости был выше максимальной скорости езды, которую вы практикуете. Перед тем как купить покрышки, вспомните, до каких показателей на спидометре вы разгоняете своего «железного друга», и исходя из этих данных делайте выбор.
Если, например, вы предпочитаете ездить на скорости 160 км/ч, то вам подойдёт резина с индексом скорости S.
Рисунок профиля
Один и тот же производитель может создавать несколько разных моделей автопокрышек для одинаковых условий эксплуатации. Чем такие модели отличаются между собой? В основном протекторным рисунком. Он оказывает огромное влияние на поведение шины на дороге. От него зависят показатели сцепления, управляемости, износа, ходимости, курсовой устойчивости.
Компании тратят много средств на доработки протектора. Они постоянно внедряют новые технологии, чтобы добиться ещё больших эксплуатационных характеристик покрышек.
Чем отличаются протекторные рисунки? Расположением, формой, глубиной и шириной элементов — блоков, ламелей, кромок, насечек. Опытные водители, посмотрев на протекторный рисунок, могут без промедления ответить, для каких целей автошина подходит — для скоростной езды, бездорожья или передвижения по городским асфальтированным трассам.
Различают асимметричный и симметричный, ненаправленный и направленный рисунок протектора. О каждом расскажем подробно.
Симметричный направленный
Так называемая классическая геометрия. Её используют чаще всего при создании бюджетных моделей резины. Этот тип протекторного рисунка называют универсальным, поскольку автошины можно смело переставлять с одного колеса на другое, не боясь последствий.
Резина с симметричным направленным протектором имеет высокие тягово-сцепные показатели, уверенно маневрирует в потоке в дождь и слякоть, точно держит дорогу, отличается повышенной устойчивостью к абразивному износу. Кроме того, она доступна по цене, поэтому достаточно востребована среди водителей. Покрышки с классической геометрией — прекрасное решение для тех, кто ездит не быстро и отдаёт предпочтение умеренному стилю вождения.
Симметричный направленный
Представляет собой V-образную геометрию элементов. Этот протекторный рисунок идеально подходит для езды в непогоду, поскольку способствует максимально эффективному отведению из пятна контакта воды и грязи, благодаря этому показатели сцепления увеличиваются в несколько раз.
Автошины с направленным рисунком рекомендуют покупать водителям спортивных авто. Устанавливая резину с подобной геометрией, не забывайте соблюдать соответствующее направление. На боковине колеса вы найдёте маркер в виде стрелки, которая поможет задать верное направление.
Асимметричный
Этот рисунок совершеннее, чем симметричный. Резина с такой геометрией протектора максимально устойчива к абразивному износу, прекрасно ведёт себя на асфальте и твёрдом грунте, с лёгкостью выбирается из колеи, показывает превосходную управляемость и устойчивость.
В чём особенность асимметричного протектора? Его разделяют на 2 части. В покрышках для зимы производители используют с внешней стороны стандартную геометрию, гарантирующую впечатляющее сцепление на асфальте, а с внутренней стороны протекторный рисунок адаптирован к перемещению по снегу.
Летние автошины с асимметричным протектором эффективны при совершении самых сложных манёвров. Цена на резину с асимметричным протекторным рисунком выше, чем цена на аналоги, при этом оправдать со 100% уверенностью затраты на их приобретение никто не может.
Сезонная смена шин: что важно знать?
Все автопокрышки адаптированы к тому или иному температурному диапазону и соответствующему типу покрытия. Подбирая для «железного друга» подходящие колёса, помните — резины, которая бы подходила для всех условий эксплуатации и любого сезона, не бывает. Она может быть летней, всесезонной, зимней. И чем универсальнее автопокрышки, тем хуже они ведут себя в конкретных условиях. Другими словами, универсальные колёса никогда не будут лучшими ни на городских улицах, ни на сухой автостраде, ни на шоссе.
Опытные водители не рекомендуют приобретать всесезонную резину вообще, поскольку это те же самые летние автопокрышки, но только приспособленные к околонулевым температурам. «Всесезонки» предназначены для эксплуатации при температуре от –5 до +10°С. Для езды в снег, гололёд они не подходят. Поэтому даже не пытайтесь сэкономить, купив один универсальный комплект.
Помните: для лета у вас должна быть летняя резина, для зимы — зимняя шипованная или фракционная (всё зависит от условий эксплуатации транспортного средства).
Зимние и летние автошины: в чём разница?
Многие думают, что зимняя и летняя резина отличается между собой только рисунком протектора. Это далеко не так! Её изготавливают из разного материала, применяя разные технологии. Именно поэтому зимние автопокрышки даже в сильный мороз остаются мягкими и эластичными, в то время как летние модели, наоборот, отличаются повышенной жёсткостью, при высоких температурах они «не расплываются» по дорожному полотну.
Какие температурные пределы у летних, зимних и всесезонных шин?
- Летняя резина может использоваться при температуре от 0°С, но следует помнить, что даже при +7°С она дубеет, что существенно сказывается на сцепных показателях, управляемости и износостойкости.
- У зимних автошин верхним температурным пределом считается +10°С. Если температура воздуха поднимается выше, они утрачивают полностью или частично свои свойства, намного быстрее изнашиваются, автомобилю становится сложно маневрировать, он становится неустойчивым.
- У всесезонных покрышек диапазон рабочей температуры от 0 до +5°С. Они подойдут для езды в периоды межсезонья.
Зимние шины изготавливают с шипами и без шипов. «Липучки» или фрикционные модели больше подходят для эксплуатации в пределах города. Аналоги с металлическими шипами — отличный вариант для местности с суровыми климатическими условиями, где часто наблюдаются сильные снегопады и гололёд.
Основные критерии выбора зимних автопокрышек
Зачастую водители, выбирая зимний комплект резины, обращают внимание на бренд, протекторную геометрию, стоимость. Для местностей с сильными снегопадами и морозами приходится выбирать варианты с шипами. Они гарантируют уверенное и безопасное передвижение по обледенелым покрытиям, помогают с лёгкостью выбираться из глубоких сугробов. Не менее важно при выборе зимнего комплекта учитывать стиль вождения, но, опять же, нужно понимать, что, выигрывая в чём-то одном, мы проигрываем в совершенно другом, поэтому нужно быть готовым идти на компромисс.
Варианты резины для зимних условий:
- Классическая. Шины стандартного образца с направленным протекторным рисунком. Их конструкция максимально унифицирована. Автопокрышки предназначены для умеренной и спокойной езды по дорогам, покрытым асфальтом. К их достоинствам относят доступную цену и повышенную ходимость. Недостатки у классических автошин тоже есть. Они не подходят для езды по бездорожью и не приемлют передвижение на высоких скоростях. В гололёд и сильный снегопад у водителя могут возникнуть проблемы с управлением, особенно если он неопытен.
- Скоростная. Этот вид шин больше всего подходит для мягких европейских зим. Их можно смело выбирать тем, кто передвигается в основном по очищенным от снега и наледи скоростным трассам, шоссейным дорогам. Скоростную резину в основном изготавливают с направленным симметричным протекторным рисунком. Она хорошо выводит воду, снежную кашу и грязь, показатели сцепления с мокрым и скользким асфальтом повышены, эффект аквапланирования сведён к минимуму. Ещё один существенный плюс скоростных шин — акустический комфорт. При езде уровень шума максимально снижен.
- Внедорожная. У этих шин протектор состоит из крупных и выразительных блоков разной формы, которые обеспечивают прекрасный зацеп с обледенелым и заснеженным дорожным полотном. Такие покрышки не боятся грязи, с лёгкостью выбираются из глубоких сугробов, не уходят в занос при прохождении поворотов на укатанном снегу. Рисунок внедорожной покрышки содержит много поперечных и продольных канавок, зазоров глубиной до 10 мм. Главная задача таких шин — эффективно «вкапываться» в рыхлый и укатанный снег, обеспечивать оптимальную проходимость в любых условиях. Они подойдут для тех, кто ездит по деревенским, загородным, просёлочным грунтовым дорогам. Минус этих автошин заключается в том, что они не подходят для скоростной езды. А ещё при передвижении по асфальтированным покрытиям они сильно шумят, создавая немалый дискомфорт водителям в салоне транспортного средства.
- С асимметричным протектором. Универсальный вариант покрышки, созданный специально для разных дорожных и погодных условий. На протекторе производители делают одновременно внешний и внутренний рисунок, что позволяет значительно усилить сцепление с дорогой, но важно учитывать тот факт, что пятно контакта при этом уменьшается как минимум в два раза.
Какую зимнюю резину выбрать, решает, конечно же, водитель, главное — не забыть учесть, где, как и с какой интенсивностью эксплуатируется транспортное средство. В таком случае шины полностью оправдают ожидания.
Когда предпочтение отдать шипам?
Шипы призваны улучшать показатели сцепления в гололёд и на укатанном снегу. Они способствуют сокращению тормозного пути, гарантируют быстрый старт и набор скорости на скользких основаниях.
Покрышки с шипами — беспроигрышный выбор для регионов, где зима наступает рано, а низкие температуры стабильно держатся до весны.
Каковы минусы шипованной резины? Она шумит на асфальте, способствует увеличению расхода топлива из-за повышения показателей сопротивления качению, на сухих дорогах ведёт себя нестабильно. Быстро передвигаться на шипованных автопокрышках не получится. Так что если вы любитель динамичной езды, выберите другой вариант. Шипы актуальны только для просёлочных, грунтовых, полевых дорог, они эффективны только в условиях бездорожья.
Для тех, кто эксплуатирует транспортное средство в пределах города и по дорогам общественного назначения, производители создали так называемые липучки — шины с глубокими поперечными ламелями. Они не менее эффективны на скользких трассах, но при этом более тихие и износостойкие.
Выбираем резину для летних условий эксплуатации
Летние шины подобрать гораздо проще, чем зимние. При выборе желательно руководствоваться в первую очередь погодными условиями, в которых транспортное средство перемещается. Не менее важно учесть манеру вождения.
Если вы любитель небольшой скорости, тогда смело приобретайте комплект резины с симметричным направленным протектором. Он прослужит несколько сезонов без потери ключевых свойств, обеспечит безопасность передвижения в дождь и слякоть, поможет сэкономить на расходе топлива. Шины с направленным протекторным рисунком устойчивы к абразивному износу, быстро реагируют на команды руля, гарантируют полный акустический комфорт в салоне.
Если вы предпочитаете спортивный стиль езды и очень часто перемещаетесь по скоростным трассам, тогда для вас лучшей альтернативой станут покрышки с направленным симметричным протекторным рисунком. Они показывают впечатляющую управляемость, помогают точно держать траекторию и уверенно маневрировать.
Летнюю резину с асимметричным протектором желательно выбрать тем, кто любит размеренную езду. А ещё она подойдёт для скоростных транспортных средств. Перед тем как остановить свой выбор на той или иной модели, обратите внимание на индекс скорости и нагрузки. Эти показатели должны полностью соответствовать вашему автомобилю.
В магазине «Колёса Даром» вы найдёте качественную и проверенную временем резину для зимних и летних условий самых популярных в мире отечественных и зарубежных брендов. Доставка заказов возможна во все регионы РФ.
Как выбрать шины для автомобиля
Каждый элемент конструкции автомобиля разрабатывается инженерами с целью достижения максимальных показателей безопасности и комфорта. Не являются исключением и шины: их размер, давление и другие параметры рекомендуются производителем для каждой конкретной модели авто. Но для того чтобы узнать какие шины лучше , автолюбителю необходимо самостоятельно учесть множество факторов: от сезона эксплуатации до собственной манеры вождения.
Типы автомобильных шин
Производителями авторезины предлагаются три типа автомобильных шин:
- летние;
- зимние;
- всесезонные (универсальные).
Сезонность шин определяется составом резиновой смеси, особенностями рисунка протектора и другими техническими решениями, предназначенными для обеспечения оптимальных эксплуатационных характеристик автомобиля при определенных погодных условиях.
Летние шины (для эксплуатации в теплое время года) отличает повышенная прочность состава протектора и износоустойчивость, даже если они контактируют с горячим покрытием. Рисунок выбирают в соответствии с типом дорожного полотна, по которому преимущественно перемещается автомобиль. В рисунке протектора шоссейных летних шин превалируют продольные каналы, уменьшающие сопротивление качению, и диагональные — для отвода воды от пятна контакта при езде на мокром покрытии.
Зимние шины более мягкие — это необходимость, обусловленная особенностями резины твердеть и становиться хрупкой при понижении температуры окружающей среды. Протектор отличается большим числом поперечных каналов, улучшающих сцепные характеристики, увеличенным размером канавок для отвода снежной массы и их количеством. Вдобавок на разделенные канавками блоки нанесен неглубокий зигзаговидный рисунок, также повышающий сцепление в условиях зимней погоды.
Всесезонные шины по мягкости резиновой смеси находятся между летними и зимними вариантами. Рисунок протектора — компромисс между сцепными свойствами, качением, управляемостью, тормозными характеристиками автомобилей с летними и зимними шинами. При высоких температурах универсальные шины слишком быстро истираются (хоть и медленнее зимних), а при отрицательных — склонны к снижению эластичности. Оптимальной является температура эксплуатации всесезонной шины, находящаяся в районе нулевой отметки.
Ошипованные шины — это разновидность зимних шин, комфортнее всего ощущающих себя на обледенелых дорогах благодаря наличию встроенных в протектор металлических шипов. Но регулярное использование таких шин на твердых сухих дорогах чревато быстрым износом шипов и повреждениями дорожного покрытия.
Типоразмер. Индексы нагрузки и скорости шин
Типоразмер — это буквенно-цифровое сочетание, характеризующее тип конструкции шины и ее размер. Типоразмер включает следующие обозначения:
- Тип конструкции шины: R — радиальное расположение корда каркаса (диагональная конструкция не имеет буквенного обозначения);
- Ширина профиля — расстояние между крайними противоположными точками бортов накаченной, но не нагруженной шины;
- Серия профиля — высота профиля, выраженная в процентах от его ширины;
- Следом за типоразмером производитель шины традиционно указывает в маркировке индекс скорости и нагрузки. Правильно выбирать шины , начиная с индекса нагрузки — показателя, определяющего несущую способность одного колеса. Для этого полная масса автомобиля (сумма снаряженной массы, максимального веса груза и всех пассажиров) делится на четыре. В соответствии с полученной цифрой по таблице индексов нагрузки шин (таблицу легко можно найти в интернете) определяется индекс нагрузки. Индекс скорости указывает на максимальную скорость, при которой длительная эксплуатация автомобиля, находящегося под нормальной нагрузкой, не приведет к опасным деформациям и разрушениям шин. Буквенное соответствие (индекс) требуемой скорости также определяется по таблице.
Рисунок протектора
- Продольные канавки минимизируют сопротивление качению, повышают курсовую устойчивость, снижают уровень воспроизводимого шума. Шины с преобладанием продольных канавок (при средних сцепных характеристиках) оптимальны для скоростного движения по твердому покрытию.
- Чем больше количество поперечных канавок и их ширина, тем эффективнее осуществляются сцепление с поверхностью и отвод воды, грязи, снежной «каши». Именно поэтому зимние шины лучше выбрать с ярко выраженным поперечным рисунком, в особенности, если автомобиль преимущественно эксплуатируется во «внедорожных» условиях.
- Рисунок, в котором продольные и поперечные (диагональные) канавки не соединяются друг с другом, называется универсальным. Такая схема расположения обеспечивает сбалансированные характеристики (тяговые, тормозные, сопротивление уводу автомобиля в сторону) на любых покрытиях. Блочный рисунок шины, образуемый соединенными между собой канавками, предпочтителен для езды по грунтовым дорогам. На твердом дорожном полотне данные изделия шумны и склонны к неравномерному износу.
Рисунок протектора может быть ненаправленным (симметричным и асимметричным) и направленным (симметричным и асимметричным).
- Симметричный ненаправленный рисунок является достаточно универсальным. Такой рисунок определяет возможность автомобиля передвигаться по дорогам с любым покрытием, применяется как к летним покрышкам, так и к зимней резине. Покрышками с симметричным направленным протектором чаще всего комплектуются новые автомобили.
- Асимметричный ненаправленный рисунок протектора ориентирован на максимальную производительность при высоких скоростях и динамичное маневрирование. Такой рисунок чаще всего используется при создании шин класса UHP, спортивных шин, элитной резины для спорткаров и автомобилей сегмента «премиум».
- Направленный симметричный рисунок. Шины с таким протектором также монтируются на любое колесо, но требуют соблюдения направления вращения. Использование таких шин повышает тяговые характеристики автомобиля.
- Направленный асимметричной рисунок шины не только ориентирован в определенную сторону, но и имеет отличия между внешней и внутренней частями. Данные шины самые тихие, а с их установкой автомобиль становится более «послушным» на высокой скорости.
Маркировка шин
Помимо основных сведений, на которые указывают типоразмер, индексы скорости и нагрузки, расположенная на наклейке маркировка шин содержит массу полезной информации.
- Класс экономичности (от A до G): определяется уровнем сопротивления качению и, как следствие, способностью экономить топливо.
- Эффективность торможения на мокром покрытии (сцепление с мокрой дорогой): выражается индексами от «A» до «G».
A — максимальный показатель, самые безопасные (минимальный тормозной путь);
G — минимальный показатель, менее безопасные за счет увеличения тормозного пути.
Для легковых автомобилей индексы «D» и «G» не используются. - Класс шумности: уровень производимого шума, измеряемый в децибелах.
Общепринятыми также являются надписи-указатели на самих шинах: направление вращения (ROTATION), сторона установки (LEFT, RIGHT, INSIDE, OUTSIDE), температурный режим (TEMPERATURE), коэффициент сцепления (TRACTION) и т. д. Традиционно на шине указываются сезонность и погодные условия, для которых она предназначена: AS, Any Season, All Season, R+W (всесезонные); Winter, рисунок-«снежинка» (зимние); M+S (для грязи и снега) и др.
Прокол? RunFlat!
Использование шин с технологией RunFlat имеет определенные ограничения. После прокола следует исключить превышение скоростного режима и резкое маневрирование. Поэтому для их установки крайне желательно наличие в автомобиле определенных систем безопасности: курсовой устойчивости и контроля давления в шинах.
Балансировка шин
Замена резины (сезонная, с целью ремонта дисков или покрышек либо вследствие ее полного износа) должна сопровождаться балансировкой каждого колеса. Чем же вызвана необходимость балансировки?
Главным условием «идеального» вращения колеса является совпадение центра его массы с геометрическим центром. Но на практике центр массы не прошедшего балансировку колеса практически всегда смещен. Причины — неоднородность плотности состава материалов колесных дисков и шин, отклонения в линейных размерах, повреждения. Неотбалансированное колесо выдает характерное биение при вращении.
Балансировка проводится на специальном станке в процессе вращения колеса. Старый центр тяжести смещают к оси вращения, для чего специалистом устанавливается корректирующий груз: конкретной массы и в строго определенном месте. Грузы набиваются на обод дисков (преимущественно — штампованных) либо приклеиваются на внутреннюю поверхность.
Отбалансированное колесо вращается без биения. В результате снижается износ подшипников и других узлов подвески, улучшается сцепление с дорогой, сокращается тормозной путь, уменьшается износ покрышек и расход топлива. Наконец, езда без вибраций становится комфортнее.
Ротация шин: секрет равномерности износа
Неравномерный износ шин приводит к снижению курсовой устойчивости автомобиля. Особую опасность это представляет в моменты экстренного торможения, когда машину может непредсказуемо «увести» в сторону.
При полной исправности автомобиля и его эксплуатации в соответствии с рекомендациями производителя снизить неравномерность износа позволит периодическая перестановка шин в соответствии с типом привода авто.
- На переднеприводных автомобилях при ротации рекомендуется задние шины поставить на место передних, сменив стороны установки. Передние можно менять местами либо оставить на прежних сторонах.
- Схема ротации шин на полно- и заднеприводных авто также может перекрестной либо реализовываться с заменой сторон одних только передних колес при установке назад.
- Передние шины с направленным рисунком меняют местами с задними, которые установлены на той же стороне.
- Если размер шин на колесах передней и задней осей отличается, между собой меняют передние колеса и соответствующим образом поступают с колесами задней оси.
Ротацию колес целесообразно совместить с заменой масла, поскольку рекомендованные интервалы между проведением данных мероприятий примерно равны.
Контроль давления шин
Давление в шинах рекомендуется автопроизводителем для каждой модели авто и груза, который автомобиль несет на борту. Необходимо понимать, что к негативным последствиям может привести как избыточное, так и недостаточное давление.
- Чрезмерно высокое давление приводит к быстрому износу центральной части покрышки. Повышаются вибрации и уровень шума. Возрастает нагрузка на ходовую часть автомобиля.
- При низком давлении теряется острота рулевого управления и устойчивость курса. Быстро изнашивается боковая часть покрышки и заметно повышается расход топлива.
Таким образом, рекомендованное давление — это не прихоть производителя. Повышенное на 0,2–0,3 атм давление можно устанавливать накануне перевозки весомых грузов, пониженное — перед ездой по пересеченной местности с целью повышения амортизационных свойств. Главное — не забыть привести его к норме.
Развал-схождение
Колеса исправного автомобиля, установленные под правильными углами:
- эффективно гасят вибрации, снижая нагрузку на рулевое управление;
- обеспечивают максимальную площадь пятна контакта с дорожным покрытием и, как следствие, большую устойчивость в кренах, а также лучшую управляемость;
- исключают отклонение автомобиля от курса.
Езда на неправильно установленных колесах — самый короткий путь в магазин за новыми шинами. Делать развал-схождение в обязательном порядке следует после каждого ремонта рулевого управления и подвески, если замена деталей может повлиять на углы установки автомобильных колес. Рекомендуемый интервал между регулировками совпадает с периодом между сезонной заменой резины.
Рекомендации по снижению износа шин
- Устанавливайте шины, типоразмер которых соответствует модели авто.
- Эксплуатируйте шины в соответствии с сезоном, для которого они предназначены (если обязанность установки зимней резины регулируется ПДД, то ответственность по ее замене на летнюю ложится на совесть автовладельца).
- Следите за исправностью автомобиля.
- Своевременно осуществляйте балансировку и регулировку углов установки колес.
- Поддерживайте давление на рекомендованном производителем уровне. Контролируйте давление чаще в условиях перепадов температуры воздуха.
- Обратите внимание на свою манеру вождения. Избегайте экстренных торможений, вхождений в крутые повороты на большой скорости, наездов на различные предметы и препятствия, прижатий к бордюрам и т. д.
- Соблюдайте скоростной режим.
- Незамедлительно устраняйте мелкие механические повреждения (проколы, порезы и т. д.).
Правильное хранение шин
Колеса в сборке (шины на дисках) можно хранить в горизонтальном виде, уложив друг на друга, либо в подвешенном состоянии.
Во избежание деформаций шин без дисков не допускается их штабелирование и подвешивание при хранении. Шины следует хранить в вертикальном положении, предварительно очистив от загрязнений. Рекомендуется периодически изменять точку опоры (поворачивать шины), чтобы минимизировать дисбаланс.
При выборе места хранения следует отдать предпочтение темным сухим помещениям. Летние шины лучше хранить в отапливаемых, зимние — в проветриваемых помещениях. Из дополнительных средств, продлевающих срок службы шин, следует отметить специальные составы и индивидуальные защитные чехлы.
Найдите свой шиномонтаж
Приобрести качественные шины — только полдела. Не менее важно шины поставить в соответствии с технологией монтажа и обслуживать у квалифицированных специалистов.
Поиск шиномонтажа сродни выбору семейного доктора: тщательно подбирают, но пользуются услугами долгие годы. Какими же признаками обладает хороший шиномонтаж?
- Наличие полного набора инструмента и оборудования, проходящего регулярную проверку на технологическую точность.
- Чистота в помещении даже в период максимальной загрузки. Опрятность мастеров.
- Обязательная очистка колес перед балансировкой.
- Строгое соблюдение технологии: использование ручного инструмента при затяжке установочных болтов, правка без применения железных молотков и газовых горелок и т. д.
- Установка рекомендованного производителем давления во всех колесах, даже если осуществлялся ремонт одного из них.
- Демонстрация результатов работы и готовность ответить на любой вопрос заказчика.
- Документальное оформление работы, предоставление гарантийных обязательств.
Знания в области подбора, эксплуатации, хранения, обслуживания покрышек помогут продлить срок их службы и сделать эксплуатацию автомобиля более комфортной и безопасной. Выбор и качество самих шин — забота онлайн-гипермаркета 21vek.
Источник https://auto.onliner.by/2020/11/17/kak-vybrat-zimnie-shiny
Источник https://www.kolesa-darom.ru/articles/vybor-shin-samostoyatelno/
Источник https://www.21vek.by/info/howto/1373.html