«Открытие Авто»: в январе на автомобили с пробегом россияне потратили более 370 млрд рублей

Машин купили меньше, чем год назад, но денег потратили больше

«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую емкость* по итогам января 2024 года. Согласно результатам исследования, в первый месяц года жители нашей страны потратили на покупку подержанных машин 371,9 млрд рублей — на 7% больше, чем в январе 2023 года (347,5 млрд рублей), но на 23% меньше, чем месяцем ранее — в декабре 2023-го (481,4 млрд рублей).

Свыше 40% всех денег потрачено на «старые» автомобили

В финансовой емкости вторичного рынка растет доля более возрастных машин. Так, на автомобили в возрасте от 10 лет и старше в январе было потрачено 157,8 млрд рублей, что составляет 42,4% от всей суммы денег. Если сравнивать этот показатель с уровнем годичной давности (января 2023), то тогда он составлял 35,2%.

В то же время заметно снизилась доля трат на «молодые» машины (до 5 лет) — с 32% (в январе 2023 года) до 23,8% (в январе 2024). В настоящее время на них было потрачено 88,4 млрд рублей. Оставшиеся 125,7 млрд рублей ушли на автомобили в возрасте от 5 до 9 лет включительно. За год их доля немного увеличилась — с 32,7% до 33,8%.

На «китайцев» с пробегом денег ушло вдвое больше, чем год назад

Китайские марки показывают наибольший рост финансовой емкости рынка подержанных машин. В январе этого года россияне приобрели 8,9 тыс. б/у китайских автомобилей на сумму 11,8 млрд рублей. Если в штуках «китайцы» к январю 2023 года прибавили 31%, причем единственными показав положительную динамику, то в деньгах они тоже отличились лучше других, продемонстрировав двукратный рост. Впрочем, их доля в обоих случаях остается пока самой низкой на рынке АСП — 2,8% и 3,2% соответственно.

Читать статью  Рассекречен дизайн нового Lancia Ypsilon

Больше всего денег по-прежнему тратится на подержанные машины европейских марок (в январе — 128,7 млрд рублей), которым немного уступают «японцы» (122,8 млрд рублей). Далее с огромным отставанием следуют б/у автомобили корейских и российских брендов (54,2 млрд и 33,2 млрд рублей соответственно). Замыкают ТОП-5 «американцы» с показателем 20,9 млрд рублей. При этом только «европейцы» показали отрицательную динамику в продажах (-2% к январю 2023 года).

По объемам рынка наблюдается иной расклад. В январе больше всего было куплено б/у «японцев» — 91,9 тыс. единиц. На втором месте находятся подержанные автомобили отечественных марок (83,8 тыс. шт.), на третьем — европейских (72,2 тыс. шт.). И только потом располагаются «корейцы» (41,5 тыс. шт.), за которыми следуют «американцы» (24,9 тыс. шт.).

Около половины финансовой емкости заняли кроссоверы и внедорожники

Сегмент SUV сохраняет лидерство по затратам на вторичном рынке. Так, на кроссоверы и внедорожники с пробегом пришлось 48% всех потраченных денег: в январе было куплено 85,6 тыс. таких машин на сумму 178,6 млрд рублей.

Впрочем, по объемам рынка лидерство сохраняют б/у автомобили В-класса. Так, в начале 2024 года жители РФ приобрели их в количестве 114,8 тыс. экземпляров, а потрачено на них было 60,7 млрд рублей (доля — 16,3%). Как следствие, эти два сегмента (SUV и B) занимают свыше 60% вторичного рынка как в количественном, так и в денежном выражении.

Помимо них, в структуре затрат выделяются также подержанные машины С- и D-класса (41 млрд и 36,8 млрд рублей соответственно), доля которых составила 11% и 10%. При этом у каждого из оставшихся сегментов она оказалась менее 5%.

«Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в январе нынешнего года оказался минимальным ежемесячным за последние семь лет, составив около 325 тысяч единиц. До этого еще меньше подержанных машин было куплено в январе 2017-го (почти 315 тыс. шт.). Несмотря на то, что в сравнении с январем прошлого года нынешний показатель на 10% ниже, затраты на покупку автомобилей с пробегом в январе 2024-го выросли на 7%. И связано это с ростом их стоимости — за прошедший год средневзвешенная цена легковых машин на вторичном рынке в нашей стране увеличилась на 17%», — объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.

Читать статью  «Москвич» опубликовал первое изображение кроссовера «Москвич 5»

«То, что затраты на покупку подержанных машин сильнее всего растут среди китайских марок, во многом связано с тем, что эти машины стали активно выходить на вторичный рынок, меняя своих владельцев. Также не стоит забывать, что многие «китайцы» относятся к сегменту SUV, в котором цены выше, чем в среднем по рынку. Да, доля машин из КНР на «вторичке» пока очень мала, но при сохранении текущей тенденции она будет только расти», — считает руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.

*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средней цены предложений по легковым автомобилям с пробегом и их объема покупок за отчетный месяц.

Фото: АВТОСТАТ

Источник