Как попадает воздух в салон автомобиля

Содержание

Устройство и принцип работы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха HVAC

Проблема поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля возникла еще на заре автомобильной промышленности. Для того чтобы поддерживать тепло, автомобилисты применяли компактные дровяные и угольные печи, газовые лампы. Для отопления использовались даже выхлопные газы. Но по мере развития технологий стали появляться более удобные и безопасные системы, способные обеспечить комфортный климат во время поездки. Сегодня эту функцию выполняет система вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля – HVAC.

Распределение температуры в салоне

В жаркие дни кузов автомобиля сильно нагревается на солнце. Из-за этого температура воздуха в салоне значительно повышается. Если температура на улице достигает 30 градусов, то внутри автомобиля показатели могут подниматься до 50 градусов. При этом самые нагретые слои воздушных масс оказываются в зоне, расположенной ближе к потолку. Это вызывает усиленное потоотделение, повышение кровяного давления и чрезмерный перегрев зоны головы водителя.

raspredelenie-temp

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для поездки, необходимо обеспечить обратную схему распределения температур: когда воздух в районе головы немного прохладнее, чем в ногах водителя. Обеспечить такой прогрев поможет система HVAC.

Устройство системы

Модуль HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) включает в себя сразу три отдельных устройства. Это системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Основная функция каждой из них – поддерживать комфортные условия и температуру воздуха в салоне транспортного средства.

hvac

Выбор той или иной системы обуславливается климатическими условиями: в холодное время года задействуется система отопления, в жаркие дни в автомобиле включается кондиционер. Для того чтобы воздух внутри оставался свежим, применяется вентиляция.

Система отопления в автомобиле включает в себя:

  • отопитель смешивающего типа;
  • центробежный вентилятор;
  • направляющие каналы с заслонками.

Потоки нагретого воздуха направляются на лобовое и боковые стекла, а также на лицо и ноги водителя и пассажира, сидящего спереди. В некоторых автомобилях также устанавливаются воздуховоды для задних пассажиров. Дополнительно используются электрические устройства для обогрева заднего и ветрового стекол.

Система вентиляции помогает охлаждать и очищать воздух в автомобиле. При работе вентиляции задействуются основные элементы отопительной системы. Дополнительно применяются фильтры очистки, задерживающие пыль и улавливающие посторонние запахи.

Наконец, система кондиционирования способна охлаждать воздух и уменьшать влажность в салоне машины. Для этих целей используется автомобильный кондиционер.

запотевание стекол

Система HVAC позволяет не только обеспечить комфортную температуру, но и необходимую видимость, когда стекла автомобиля могут замерзать или запотевать.

Как воздух попадает в салон

Для обогрева, кондиционирования или вентиляции салона используется воздух, поступающий внутрь во время движения автомобиля через предусмотренное для этого входное отверстие. В данной области создается высокое давление, позволяющее воздуху поступать дальше в воздуховод, а затем в отопитель.

Если воздух используется для вентиляции, то его дополнительный нагрев не осуществляется: через дефлекторы на центральной панели он поступает в салон. Воздух, поступающий снаружи, проходит предварительную очистку в салонном фильтре, также устанавливаемом в модуле HVAC.

shema hvac

Устройство и принцип работы автомобильной печки

Отопление салона происходит с помощью жидкости, охлаждающей двигатель. Она забирает тепло у работающего мотора и, проходя через радиатор, переносит его в салон автомобиля.

Конструкция автомобильного отопителя, более известного как «печка», состоит из нескольких основных элементов:

  • радиатора;
  • патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости;
  • регулятора потока жидкости;
  • воздуховодов;
  • заслонок;
  • вентилятора.

Радиатор отопления находится за приборной панелью. К устройству присоединены две трубки, передающие внутрь охлаждающую жидкость. Ее циркуляцию по системам охлаждения автомобиля и обогрева салона обеспечивает помпа.

Как только мотор нагревается, антифриз забирает исходящее от него тепло. Далее нагретая жидкость попадает в радиатор печки, нагревая его как батарею. Одновременно с этим вентилятор отопителя прогоняет холодный воздух. В системе вновь происходит теплообмен: нагретый воздух проходит дальше в салон, а более холодные массы охлаждают радиатор и антифриз. Далее охлаждающая жидкость снова поступает к двигателю, и цикл повторяется заново.

В салоне водитель регулирует направление нагретых потоков с помощью переключения заслонок. Тепло может быть направлено на лицо или ноги автомобилиста, а также на лобовое стекло машины.

Если включить печку при непрогретом двигателе, это приведет к дополнительному охлаждению системы. Также увеличится влажность воздуха в салоне, стекла начнут запотевать. Поэтому отопитель важно включать только после того, как охлаждающая жидкость нагреется минимум до 50 градусов.

Рециркуляция воздуха

Воздушная система автомобиля может забирать воздух не только с улицы, но и из салона автомобиля. Далее воздушные массы охлаждаются с помощью климатической установки и вновь подаются в салон через воздуховоды. Данный процесс называется рециркуляцией воздуха.

Активировать рециркуляцию можно с помощью кнопки или переключателя, находящегося на приборной панели автомобиля.

recirk

Режим рециркуляции позволяет быстрее понизить температуру в салоне, чем при заборе воздуха с улицы. Салонный воздух неоднократно проходит через охлаждающую установку, с каждым разом охлаждаясь все больше и больше. По такому же принципу может происходить и прогрев автомобиля.

Рециркуляция особенно важна для людей, чувствительных к дорожной пыли, цветочной пыльце и другим аллергенам, поступающим в салон извне. Также отключение подачи воздуха с улицы может стать необходимым, если впереди вас едет старый грузовик или другой автомобиль, от которого исходит неприятный запах.

Однако важно учесть, что рециркуляция полностью исключает воздухообмен с окружающей средой. Это значит, что водителю и пассажирам придется дышать ограниченным количеством воздуха. Поэтому не рекомендуется использовать данный режим длительное время. Специалисты советуют ограничиться 15-минутным интервалом. После этого необходимо подключить подачу воздуха извне, либо открыть окна в автомобиле.

Как происходит управление климатом

Управлять нагревом или охлаждением воздуха в салоне автомобиля водитель может с помощью ручной установки режимов, подключения кондиционера. В более современных транспортных средствах заданную температуру внутри машины поддерживает система климат-контроля. Устройство объединяет кондиционер, блоки отопителя и систему подачи нагретого или охлажденного воздуха. Управление климат-контролем осуществляется с помощью датчиков, установленных в салоне и на отдельных элементах системы.

Например, простейшая климатическая установка комплектуется минимальным набором датчиков, в число которых входят:

климат-контроль

  • сенсор, определяющий температуру воздуха на улице;
  • датчик солнечной радиации, фиксирующий активность излучения;
  • датчики температуры в салоне.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования является одним из важных элементов, обеспечивающих комфорт водителя в любое время года. В наиболее бюджетных транспортных средствах блок HVAC представлен только системой отопления и вентиляции воздуха. В большинстве автомобилей к их числу добавляется кондиционер. Наконец, современные модели комплектуются системой климат-контроля, который позволяет автоматически регулировать температуру внутри салона.

Читать статью  Особенность самостоятельного утепления автомобиля на зиму

Как попадает воздух в салон автомобиля

Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье. … При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.

Как поступает воздух в салон автомобиля?

Подача воздуха производится за счет набегающего потока, который формируется в процессе движения машины, а также благодаря специальному вентилятору, направляющему воздух через центральные и боковые дефлекторы приборной панели.

Для чего включают рециркуляцию воздуха в авто?

Рециркуляция воздуха — полезная функция в современном автомобиле. … Также эта функция хорошо помогает, если вы хотите быстро охладить салон машины. Закрываете заслонку, горячий воздух с улицы не попадает в салон, включаете кондиционер, и в машине достаточно быстро становится прохладно.

Откуда берет воздух печка в машине?

Внутри любого автомобильного отопителя установлен радиатор. … Поэтому в современных отопителях кранов на радиаторе нет и охлаждающая жидкость циркулирует внутри него постоянно. Температура же воздуха из печки регулируется при помощи воздушной заслонки.

Как работает рециркуляция воздуха в салоне?

Схема та же: при нажатии кнопки рециркуляции, клапан уличного воздуховода перекрывается, и печка начинает гонять тот воздух, который находится внутри автомобиля. Несмотря на уверенный минус на улице, температура воздуха в салоне у постоявшей ночь на морозе машины несколько выше.

Что такое режим рециркуляции в автомобиле?

В режиме рециркуляции при необходимости понижения температуры в салоне воздух забирается не из наружного пространства, а непосредственно из салона. При этом воздух проходит через климатическую установку, охлаждается в ней и затем распределяется по соплам.

Для чего нужна кнопка рециркуляции воздуха?

Чаще всего рециркуляцию используют для предотвращения проникновения неприятного запаха внутрь салона. Например: впереди идущий автомобиль сильно дымит, коптит, запылённый участок дороги. Чтобы не ощущать эти запахи, активируют механическую кнопку рециркуляции воздуха и перекрывают доступ извне.

В каком случае возможно использовать рециркуляцию?

Применение рециркуляции воздуха в системах вентиляции допускается лишь в холодный и переходный периоды года (для установок кондиционирования в любое время года). При этом в помещение должен подаваться наружный воздух в количестве не менее указанного выше.

Нужно ли включать рециркуляцию с кондиционером?

при включении кондиционера после длительной стоянки автомобиля под солнцепёком рекомендуется включить рециркуляцию, чтобы кондиционер быстрее охладил салон. Постоянно ездить c включённой рециркуляцией нельзя, т. … Если опустится до5-6 градусов — ваш кондиционер просто зверь.)

Можно ли включать рециркуляцию при включении кондиционера?

Всегда используйте рециркуляцию воздуха

Это один из самых полезных режимов в современных автомобилях. При его включении система подачи воздуха с улицы не будет в постоянном режиме подавать «забортный» воздух в салон машины. Она будет использовать воздух конкретно салона, который там уже находится.

Почему из печки дует холодный воздух?

Чаще всего причиной того, что печка в машине дует холодным воздухом, является поломка термостата или переключателя. … Если после прогрева двигателя шланг не нагревается, а печка дует холодным воздухом, то можно сделать вывод о выходе термостата из строя и необходимости его замены. Помпа.

Почему дует холодный воздух с печки приора?

Если печка дует холодным воздухом (не греет)

Неисправность в системе охлаждения двигателя (радиатор печки холодный и не может отдать тепло). Потрогайте оба шланга радиатора отопителя, они оба должны быть горячими. Иногда причина кроется в самом радиаторе (брак, недостаточно производительный) (8%).

Почему не идет теплый воздух из печки?

Одна из самых распространенных причин — неисправность вентилятора, в результате чего теплый воздух не поступает в салон. Чаще всего ломаются подшипники либо графитовые щетки, и в этом случае вентилятор следует заменить на новый. Иногда он отказывается работать из-за перегоревшего предохранителя.

Чем отличается рециркуляция от циркуляции?

Циркуляция и рециркуляция отличие — Сайт о даче

По определению при РВ воздух должен либо смешиваться с внешним, либо перераспределяться между помещениями. При рециркуляция часть воздуха, забираемого из помещения, возвращается в приточную систему, подвергается обработке и опять поступает во внутреннее пространство дома.

Что такое рециркуляция?

многократное возвращение потока вещества в установку, аппарат с целью утилизации отходов, регулирования производственного процесса, улучшения использования сырья и т.

Что за кнопка рециркуляции?

Это так называемая рециркуляция. По-русски — это заслонка в воздуховоде, которая закрывает доступ воздуха с улицы в салон. И если включить режим рециркуляции, без притока свежего воздуха в салоне автомобиля сразу начнет повышаться влажность от дыхания экипажа, тающего снега с обуви и т.

5 причин, которые приводят к плохому воздуху в салоне автомобиля

Кондиционер, салонный фильтр, рециркуляция воздуха в салоне и другое, что может стать причиной плохого запаха в машине

Тяжелый, затхлый, переувлажненный воздух в салоне автомобиля нередко является важным звоночком, сигнализирующим автомобилистам о появившейся проблеме, которую нужно будет решать в ближайшее время. Ведь ездить в такой, прямо скажем, гнетущей атмосфере то еще удовольствие, особенно летом, когда солнце активно нагревает металл кузова, а внутри складывается ощущение, будто попал в баню.

Хорошо, что такая проблема решаема и почти всегда связана с пятью техническими неисправностями и узлами, которые нужно будет проверить в первую очередь.

Но прежде чем рассказать, на что нужно будет обратить внимание, упомянем еще об одном важном факторе. Подобные поломки, или, вернее сказать, неприятные последствия, наблюдаются в салоне автомобилей в первую очередь из-за отсутствия должного технического обслуживания. Особенно часто проблема встречается после длительного периода межсезонья и холодных зимних месяцев, когда мы не пользуемся системами кондиционирования воздуха.

Соответственно, за это время на ячейках теплообменника кондиционера в изобилии размножаются грибки, различные бактерии и другие микроорганизмы, которые и будут вызывать, в том числе, и этот неприятный, затхлый запах сырости. О том, что повышенный бактериальный фон вреден для здоровья человека и может вызывать различные заболевания, включая и дыхательные системы человека, говорить, думаем, будет излишне.

Для многих автовладельцев, возможно, действительно будет открытием тот факт, что кондиционер необходимо время от времени включать даже зимой и проводить его регулярное обслуживание, по крайней мере раз в год, после зимнего простоя.

Второй по популярности причиной неприятных запахов и затхлого воздуха может быть отсыревший салон. Если проблема с салоном не запущена, решается проще всего: достаточно в теплый солнечный день открыть все двери, проветрить, просушить интерьер.

1. Пренебрежение проведением дезинфекции кондиционера

Так выглядят загрязненные ячейки теплообменника

Как мы говорили выше, причиной неприятного запаха чаще всего являются бактерии и плесень. Последние, в свою очередь, нередко возникают на ячейках теплообменника кондиционера после зимнего простоя.

Если при работе системы кондиционирования салона вы отчетливо чувствуете неприятный запах, настало время провести дезинфекцию. Главное не игнорировать эту необходимость.

Произвести дезинфекцию можно и своими силами, для этого потребуется около 500 рублей на покупку специального чистящего аэрозоля , немного времени и инструкция по впрыскиванию средства очистки для автомобильных кондиционеров. В общих чертах дезинфекция кондиционера происходит следующим образом:

Видео взято с YouTube-канала «Ревущие в глуши.»

2. Игнорирование замены фильтра салона

Воздушный фильтр для салона должен регулярно меняться (в среднем раз в 10 тыс. км). Грязный, изношенный фильтр – это еще один рассадник бактерий, а значит, и неприятного запаха, заболеваний и, конечно же, спутник запотевших стекол.

Замена фильтра особенно важна для людей, страдающих аллергией, астмой. Они должны менять его не реже одного раза в год, вне зависимости от пробега, так как именно он предотвращает попадание пыльцы внутрь машины.

О том, как заменить салонный фильтр, мы подробно писали здесь

3. Думать, что кондиционер не требует обслуживания

Со временем каждая система кондиционирования воздуха теряет охлаждающую жидкость – до 15 процентов в течение года. Неудивительно, что система кондиционирования теряет мощность и в итоге перестает адекватно охлаждать. Вот почему вы должны проводить техническое обслуживание по крайней мере каждые три или даже лучше каждые два года.

Читать статью  Отличное решение, выгодное приобретение — парогенератор для автомобиля

В обслуживание входит не только заправка охлаждающей жидкостью, но и проверка системы кондиционирования воздуха на герметичность. Это важно, потому что потеря охлаждающей жидкости загрязняет не только систему кондиционирования, но и окружающую среду. Неприятный запах также может идти от нее.

4. Не избавляться от влаги в салоне автомобиля

Если в машине пахнет плесенью, значит, салон автомобиля переувлажнен – там скопилось много влаги, которая интенсивнее всего появляется в зимние месяцы.

Проблема усугубляется неправильным уходом за автомобилем: засоренные дренажи (сливные отверстия, через которые вода должна стекать с внутренних поверхностей кузова) или порванные, рассохшиеся дверные уплотнители являются главными пропускными воротами для воды. Снег на обуви и даже просто мокрая одежда, когда вы садитесь в машину во время дождя, не добавляет сухости.

Первые признаки повышенной влажности в салоне – это быстро запотевающие окна. Здесь могут помочь специальные автомобильные осушители или кошачий гранулированный наполнитель в носке или тканевом мешочке: Как избавиться от запотевающих стекол в машине .

Проветривайте салон, но также не забывайте включать кондиционер. Он сушит воздух и избавляет машину от излишков скопившейся влаги.

Если вы не будете действовать, рискуете не только появлением неприятных запахов, но и плесени.

5. Не выключать рециркуляцию воздуха

С одной стороны, это один из самых полезных режимов в летний период при использовании кондиционера или климат-контроля. При его включении система подачи воздуха с улицы не будет постоянно подавать забортный воздух. Она будет использовать внутренний воздух салона. Охлажденный воздух разгрузит систему кондиционирования автомобиля. Если не будет включен режим рециркуляции воздуха , то кондиционер будет постоянно работать на максимальную мощность, охлаждая порцию поступающего горячего воздуха с улицы.

Но функция полезна, лишь когда кондиционер начинает охлаждать салон. В дальнейшем, когда температура будет понижена, надобность в рециркуляции отпадает, скорее наоборот – появляются проблемы. А именно то, что переувлажненный от дыхания воздух не будет уходить за борт – салон не будет проветриваться, а значит, влага будет копиться, осаждаясь на обивке и элементах интерьера. Очень быстро появятся проблемы с запотеванием стекол, а со временем может обнаружиться не только вода под ковриками, но и гниющая шумо/виброизоляция и плесень.

Аналогично нельзя полностью выключать обдув вентилятора. Хоть на минимуме, но он должен работать, чтобы создавать конвекцию внутри салона.

Система подачи воздуха в салон автомобиля

Сегодня невозможно представить себе автомобиль без кондиционера, или системы обогрева салона. Полноценная регулировка системы подачи воздуха в салон автомобиля производится посредством кнопок и рычагов, которые расположены на центровой части приборной панели автомобиля.

Устройство центровой составляющей приборной панели автомобиля

Каждый автомобиль оборудован комплектом специальных направляющих заслонок, необходимых для регулирования подачи воздушных потоков. Фиксирование температурного режима воздуха, который поступает в салон автомобиля, производится за счет перемешивания нагретых и холодных воздушных масс посредством прохождения через теплообменник, расположенный в отопительной системе.

Подача воздуха производится за счет набегающего потока, который формируется в процессе движения машины, а также благодаря специальному вентилятору, направляющему воздух через центральные и боковые дефлекторы приборной панели. В некоторых моделях автомобилей дополнительно устанавливаются заводские «колодцы» подачи воздуха в ножные сектора со стороны заднего ряда сидений. Но такая функция доступна чаще в дорогих автомобилях, приближенных к бизнес-классу.

Для того, чтобы перевести отопительную систему в рабочий режим, необходимо, прежде всего, поставить ключ зажигания в рабочее положение, так как в цепи питания электродвигателя автомобиля находится специализированное реле.

Отопительные системы бывают двух типов:

  • штатные (заводские)
  • дополнительные (установлены автолюбителями самостоятельно)

Но если говорить об иномарках, то в них, как правило, отопительная система и кондиционер реализованы в едином блоке и образуют целостную климатическую систему.

Регулирование скоростных и температурных режимов подачи теплого воздуха производится за счет специального тумблера или ползунка, расположенного на центральной части приборной панели. Чаще всего он выглядит как поворотная рукоять с нанесенной шкалой синего и красного цвета, где синий – это холод, а красный означает тепло.

Регулировка подачи воздуха в салон автомобиля

С помощью поворотной рукояти с пятью режимами производится регулировка направления подачи воздуха. А благодаря регулировочному ползунку на приборной панели осуществляется переключение режимов циркуляции воздушных потоков (рециркуляция и подача воздуха с улицы).

В крайнем левом режиме происходит перемешивание воздуха внутри салона. При переключении в правое положение включается подача свежего воздуха извне. Режим рециркуляции очень важен, поскольку позволяет осуществлять прогрев салона намного быстрее и предотвращает попадание в авто плохих запахов с улицы.

Максимальная эффективность рециркуляции актуальна в автоматических режимах в составе климат-контроля. Центральный блок управления климатом получает информацию от сенсоров газоанализаторов, установленных в машине. И по результатам полученной информации, активирует режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ и взвесей в воздухе за бортом. После нормализации микроклимата этот режим отключается. Следует помнить, что долгое использование режима рециркуляции может привести к сильному запотеванию стекол.

В центральной части приборной панели тоже можно найти ползунок регулировки отопительного режима. У него есть 4 положения. Например, крайний левый – это полное отключение системы. А перемещение вправо увеличивает температурный режим и скорость прогрева автомобиля. Однако при резком включении ползунка на максимальное тепловое значение не происходит моментального нагрева в салоне. Воздух, поступающий из «печки», нагревается постепенно и спустя пару минут формирует выбранный микроклимат в авто.

В каждом автомобиле есть кнопка включения/выключения кондиционера (охлаждения). При включении она загорается, при выключении – затухает. Кроме того, регулировать направление воздушных потоков в салоне можно посредством дефлекторов, расположенных по краям приборной панели и в середине. Дефлекторы оборудованы специальными жалюзийными решетками, при перемещении которых водитель или пассажир могут определять направление воздушного потока.

Важно помнить, что, используя систему подачи воздуха в салон автомобиля, режимы нужно чередовать и не практиковать их ежедневно в одном положении. Поскольку система циркуляции может перегреваться или охлаждаться, и есть риск, что воздух в салоне будет застаиваться.

Похожие публикации:

  1. Ws904r как пользоваться
  2. Как включить круиз контроль форд фокус 2
  3. Как выглядит двенашка
  4. Как определить емкость аккумуляторной батареи

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Неопытные автовладельцы не всегда понимают, от чего работает печка в машине и каким образом она получает тепловую энергию, с помощью которой затем нагревает салон. Понимание процесса образования тепловой энергии в отопителе автомобиля важен не только в качестве теории, но и практически, ведь без такой информации водитель не сможет правильно использовать обогреватель салона.

Неопытные автовладельцы не всегда понимают, от чего работает печка в машине и каким образом она получает тепловую энергию, с помощью которой затем нагревает салон. Понимание процесса образования тепловой энергии в отопителе автомобиля важен не только в качестве теории, но и практически, ведь без такой информации водитель не сможет правильно использовать обогреватель салона.

Для чего нужна печка

За этим агрегатом закрепилось несколько названий:

  • печка;
  • отопитель;
  • обогреватель.

Все они описывают его суть – устройство предназначено для обогрева салона, чтобы даже во время лютых моторов внутри авто было тепло и уютно. Кроме того, отопитель горячим воздухом обдувает лобовое стекло, благодаря чему на нем тают снег и наледь.

Как работает система обогрева салона

Печка является частью системы охлаждения двигателя, поэтому для понимания принципов ее работы сначала необходимо разобраться в том, откуда в моторе берется тепловая энергия и почему его важно охлаждать. Современные автомобили, не считая электромобилей, оснащены моторами, которые работают за счет расширения газов во время сжигания топливовоздушной смеси (бензин, дизель или газ плюс воздух), поэтому такие силовые агрегаты называются «двигателями внутреннего сгорания» или ДВС.

Температура внутри цилиндров во время рабочего такта достигает двух тысяч градусов по Цельсию, что заметно выше температуры плавления не только алюминия, из которого сделана головка блока цилиндров (ГБЦ), но и чугунного блока цилиндров (БЦ).

Читать статью  Как просушить салон автомобиля

Откуда берется избыток тепла

После окончания рабочего такта начинается такт выпуска, когда раскаленные газы выходят из двигателя и поступают в катализатор, где происходит дожиг углеводородов и угарного газа, поэтому коллектор нередко нагревается до уровня 600–900 градусов. Тем не менее, за время рабочего такта горящая смесь бензина и воздуха успевает передать часть тепловой энергии БЦ и ГБЦ, а учитывая, что скорость вращения вала даже устаревших дизельных моторов на холостых оборотах составляет 550 оборотов в минуту, за секунду рабочий такт проходит в каждом цилиндре 1–2 раза. По мере роста нагрузки на автомобиль водитель все сильней жмет на газ, из-за чего увеличивается:

  • количество топливовоздушной смеси;
  • температура во время рабочего такта;
  • количество тактов за секунду.

То есть увеличение нагрузки приводит к росту выделяемой тепловой энергии и нагреву всех деталей двигателя. Учитывая, что многие элементы силовой установки изготовлены из алюминия, такой нагрев для них недопустим, поэтому избыток тепла отводят с помощью системы охлаждения. Оптимальная температура двигателя во время работы составляет 95–105 градусов Цельсия, именно под нее рассчитаны все тепловые зазоры двигателя, а значит, износ деталей при такой температуре минимален. Понимание принципа получения избыточной тепловой энергии необходимо для ответа на вопрос – от чего работает печка в машине.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Нагревание двигателя автомобиля

Чтобы нормально заводить машину зимой, к штатной системе охлаждения подключают автономный (работающий от штатного топлива и аккумулятора) или сетевой предпусковой подогреватель, который нагревает теплоноситель до температуры 70 градусов. Такое устройство позволяет запускать печку до включения двигателя, ведь в состав предпускового подогревателя входит дополнительный насос, обеспечивающий циркуляцию антифриза (охлаждающей жидкости, ОЖ). Без этого устройства холодный пуск силового агрегата негативно влияет на состояние двигателя, ведь вязкое масло не обеспечивает эффективной смазки трущихся поверхностей.

Куда сбрасывают излишки тепла

Чтобы обеспечить такой режим, избыток тепловой энергии необходимо куда-то сбросить. В схеме системы охлаждения для этого предназначены два отдельных круга циркуляции антифриза, каждый со своим радиатором (теплообменником):

  • салонный (печки);
  • основной (двигателя).

Теплоизлучающая способность салонного радиатора в десятки раз меньше, чем основного, поэтому он оказывает на температурный режим двигателя минимальное влияние, зато его производительности хватает для обогрева внутреннего пространства автомобиля. По мере прогрева мотора возрастает его температура, поэтому сразу после того, как водитель завел машину, через радиатор отопителя салона проходит холодный антифриз, который постепенно нагревается. Поэтому, когда стрелка термометра сдвигается с мертвой зоны, из дефлекторов, при включенной печке, начинает дуть теплый воздух.

Естественной циркуляции ОЖ по системе охлаждения недостаточно, поэтому ее принудительно перекачивает водяной насос (помпа), который ремнем соединен с распределительным или коленчатым валом. Нередко один ремень приводит в действие помпу, генератор и насос гидроусилителя руля (ГУР). Поэтому скорость движения жидкости напрямую зависит от оборотов двигателя, на холостом ходу циркуляция минимальна, хотя параметры системы охлаждения подобраны так, чтобы исключить перегрев мотора. Но, в машинах с уставшим силовым агрегатом и забитой системой охлаждения, двигатель на холостых часто перегревается.

Пока температура теплоносителя ниже уровня открытия термостата (80–95 градусов), циркуляция жидкости идет только по малому кругу, это снижает теплопотери, а такой режим работы называется прогревом. После достижения установленной температуры термостат открывается и начинается циркуляция по большому кругу, благодаря чему возрастают теплопотери и избыток тепла уходит в атмосферу.

Когда температура двигателя достигает отметки 95–100 градусов, включается вентилятор, который резко увеличивает эффективность охлаждения силового агрегата, позволяя ему максимально эффективно работать. Такая схема надежно защищает мотор, но, никак не влияет на функционирование печки, ведь температура антифриза, проходящего через нее, поддерживается на одном уровне, а тепловыделения мотора достаточно даже при максимальном обдуве салонного радиатора.

Как печка обогревает салон

Из-за небольших размеров и удаления от салона теплообменник отопителя не может напрямую обогревать внутреннее пространство автомобиля, поэтому в качестве теплоносителя используют внутрисалонный или забортный воздух. Поэтому печка – это сложное устройство, которое состоит из следующих элементов:

  • вентилятора;
  • салонного фильтра;
  • радиатора;
  • корпуса с каналами;
  • заслонок;
  • воздуховодов, транспортирующих нагретый воздух в разные части салона;
  • дефлекторов, выпускающих нагретый воздух в салон;
  • элементов управления

На легковушки устанавливают 2 типа вентиляторов:

  • центробежные;
  • пропеллерные.

Первые представляют собой корпус «улитку», внутри которой электромотор вращает оснащенное лопастями колесо. Во время вращения колесо закручивает воздух, из-за чего возникает центробежное ускорение, заставляющее его искать выход из «улитки». Таким выходом становится небольшое окошко, через которое он проходит с определенной скоростью. Чем быстрей вращается колесо, с тем сильней дует вентилятор.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Вентилятор печки авто

Второй тип вентилятора – это электрический моторчик с закрепленным на его валу пропеллером (крыльчаткой). Изогнутые под определенным углом крылья пропеллера во время движения выдавливают воздух. Такие вентиляторы дешевле в изготовлении, а также занимают меньше места, но менее эффективны, поэтому их ставили лишь на устаревшие модели бюджетных машин, например, все классическое семейство автомобилей «ВАЗ», то есть легендарные «Жигули».

Салонный фильтр

Печка засасывает воздух из нижней части подкапотного пространства, поэтому высока вероятность попадания в воздухозаборник мелких камней и другого мусора, который может повредить вентилятор или радиатор. Фильтрующий элемент изготавливают в виде съемного картриджа, а воздух очищает сложенный в гармошку нетканый синтетический материал с антибактериальной пропиткой.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Наиболее качественные и дорогие фильтры оснащают дополнительной секцией, заполненной активированным углем, благодаря чему они очищают входящий воздух даже от неприятного запаха.

Радиатор

Теплообменник является основным элементом отопителя, ведь именно он передает тепловую энергию от двигателя воздушному потоку, проходящему через него. Он представляет собой несколько трубок, проходящих через решетку из металла с высокой теплопроводностью, обычно алюминия или меди. Решетка, состоящая из отдельных пластинок-ребер расположена так, чтобы оказывать минимальное сопротивление проходящему через них воздушному потоку, но при этом максимально нагревать его, поэтому чем больше размер теплообменника, тем большее количество воздуха он может нагреть за единицу времени до заданной температуры. Эту деталь выпускают в двух основных вариантах:

  • изогнутая змейкой труба, проходящая через ребра – такая конструкция максимально дешева в производстве и очень ремонтопригодна, но ее КПД невысок;
  • два бачка (коллектора) соединенные тонкими трубками, проходящими через решетку, такая конструкция заметно дороже в производстве и сложней в ремонте, зато ее КПД гораздо выше

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Радиатор печки машины

Недорогие модели изготавливают из стали и алюминия, более качественные делают из меди.

Корпус с каналами

От вентилятора через корпус проходят 2 канала, в одном расположен радиатор, второй обходит теплообменник стороной. Такая конфигурация позволяет регулировать температуру поступающего в салон воздуха от уличной, до максимально горячей. Направляет воздушный поток заслонка, расположенная на стыке каналов. Когда она находится посередине, воздушный поток поступает в оба канала с примерно одинаковой скоростью, смещение в любую сторону приводит к закрытию соответствующего канала и полному открытию другого.

Заслонки

В автомобильном отопителе установлены 3 заслонки:

  • первая открывает и закрывает воздуховоды, через которые воздушный поток поступает к радиатору, именно от нее зависит, откуда отопитель будет засасывать воздух, с улицы или из салона;
  • вторая управляет подачей воздуха к радиатору, а значит, регулирует его температуру на выходе;
  • третья распределяет поступление воздушного потока к различным дефлекторам, позволяя обогревать как весь салон, так и только отдельные его части.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Заслонка печки авто

В бюджетных авто рычажки и ручки управления этими заслонками выведены на консоль передней панели, на более дорогих машинах их работой управляет микроконтроллер климатической установки.

Воздуховоды

В зависимости от модели и конфигурации машины воздуховоды прокладывают как под передней панелью, так и под полом, а их выходы располагаются в различных местах салона. Наиболее популярными являются местами выхода воздуха являются пространства под передними и задними сиденьями, ведь такое расположение идеально подходит для обогрева не только верхней, но и нижней части салона, а значит, ног водителя и пассажиров.

Дефлекторы

Эти элементы выполняют 2 важные задачи:

  • рассекают поток воздуха на несколько меньших потоков, чтобы снизить скорость движения при сохранении общего объема подачи;
  • защищают воздуховоды от попадания в них грязи.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Дефлектор печки авто

К примеру, дефлекторы на «торпеде», то есть передней панели, можно поворачивать, меняя таким образом направление движения воздуха, поступающего из них. Эта функция особенно полезна, если замерзло лицо и поворот дефлектора направляет на него горячий воздушный поток.

Читайте также: Дополнительный отопитель в салоне автомобиля: что это, зачем нужен, устройство, как работает

Элементы управления

В любом авто элементы управления печкой вынесены на переднюю панель или ее консоль, однако способ их воздействия на заслонки различен. В максимально недорогих моделях без кондиционера или системы климат-контроля, заслонками управляют тяги, присоединенные к выведенным наружу рычагам. В более дорогих и престижных моделях, а также топовых комплектациях всем управляет электроника, которая получает сигналы от выведенных на переднюю панель кнопок и потенциометров, а также от бортового компьютера или блока управления климатической установкой.

Заключение

Обогреватель салона – это не отдельное устройство, а сложная система, соединенная с двигателем автомобиля и бортовой электропроводкой, а источником тепла для нее является сгорающее в цилиндрах топливо. Поэтому ответ на вопрос – от чего работает печка в машине, очевиден, ведь именно двигатель внутреннего сгорания является настоящей «грелкой» водителя и пассажиров, а остальные элементы лишь передают им тепло, нагревая входящий воздух и распределяя его по салону. Вне зависимости от того, какая у вас машина – «Таврия», «УАЗ» или современная иномарка, обогрев салона всегда работает по этому принципу.

Источник https://techautoport.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/upravlenie-klimatom/hvac.html

Источник https://xn—-etboasgcecekhfu.xn--p1ai/informacija/kak-popadaet-vozduh-v-salon-avtomobilja

Источник https://avtotachki.com/ustroystvo-i-princip-raboty-pechki-avtomobilya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *