VIN номер автомобиля испортился и не читается – что делать? Можно ли зарегистрировать машину в ГИБДД?
За несколько лет эксплуатации VIN-номер автомобиля может прийти в нечитаемое состояние. Настолько, что из-за ржавчины, окисления или истирания его невозможно будет прочесть. И если вы захотите поставить такую машину на учёт в МРЭО, вас сразу завернут на площадке осмотра. Раньше судьба авто со стёртым ВИН-номером была незавидной – обжаловать отказ ГИБДД в регистрации было практически невозможно, а машины оставалась на «вечном учёте». Однако в 2023 году ситуация претерпела изменения. Теперь автомобили с нечитаемым VIN-номером разрешается переоформлять. Для этого придётся пройти все круги бюрократической процедуры – от поездки в местное ОВД до нанесения дополнительной (полицейской) маркировки взамен испортившейся. И если вы запаслись попкорном нервами и готовы пройти этот квест – в статье поэтапно расскажем, что и как делать.
Поставят ли на учёт машину с нечитаемым VIN-номером?
Ответ на этот вопрос зависит от того, удастся в итоге идентифицировать автомобиль по буквенно-цифровому коду или нет. В большинстве случаев это удаётся.
Но изначально, если VIN-номер не читается – поставить машину на учёт в 2023 году вы не сможете. И вот почему:
- Статья 5 ФЗ № 283 О госрегистрации указывает, что государственный учёт транспортных средств в РФ является обязательным. И для того, чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, вы должны обратиться туда с заявлением и показать автомобиль на площадке осмотра,
- В соответствии с пунктом 19 ППРФ № 1764, в обязанности инспектора входит проверка основного идентификатора транспортного средства, то есть считывание цифро-буквенного обозначения и последующая сверка с вин-номером из ПТС,
- Одновременно в ходе такой проверки устанавливается факт отсутствия признаков сокрытия, изменения или уничтожения 17-значного идентификационного кода,
- И если инспектор не сможет визуально определить VIN, регистрация для вас будет завершена – вам откажут в ней на основании пп. 1 части 1 ст. 20 ФЗ № 283.
Точно так же вы не сможете поставить машину на учёт, если конструкцией предусмотрено два VIN-номера, и хотя бы одна маркировка пришла в негодность. Впрочем, и в этом случае у вас есть шанс зарегистрировать авто с помощью процедуры, которую мы приводим в этой статье.
А разве нельзя посмотреть VIN в других местах автомобиля?
Можно, но есть правила!
Действительно, производители автомобилей могут наносить уникальный 17-значный код в разных местах ТС: на кузов, возле колеса, на стыке приборной панели и лобового стекла, на водительской или пассажирской двери, на задней стенке моторного отсека.
Однако есть общие требования к процедуре идентификации транспортного средства. Инспектор ищет выбитый VIN номер или шильдик в строго определённых местах – таковыми в нашем случае выступают кузов, рама или кабина – те части машины, которые просто так не заменить.
3) идентификация транспортного средства – проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины)
И если именно там у вас стёртый или заржавевший VIN, то этого достаточно для вынесения отказа в регистрации.
Заглядывать через лобовое стекло, где прекрасно видна дублирующая информация с уникальным кодом проверяющий не обязан. Да, на практике вам могут пойти навстречу и сфотографировать VIN в тех местах, где он читается – но это скорее счастливое исключение из правил!
Бывает ещё сложнее. К примеру, на УАЗах и старых советских машинах вин-номер отсутствует в принципе. Но зато есть номер кузова, по которому можно идентифицировать эти транспортные средства. Проблема в том, что с завода такой номер наносится краской, а она имеет свойство стираться. Поэтому и здесь не избежать проблем с постановкой на учёт.
Выходит, в регистрации откажут?
Да, причём на законных основаниях.
Такое основание предусмотрено пп. 1 ч. 1 ст. 20 ФЗ О Госрегистрации.
Вот как оно звучит:
1. Запрещается совершение регистрационных действий:
1) в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
Но если вы сами ничего не перебивали и по всем признакам наблюдается естественный износ VIN-номера – вам нужно официально это подтвердить. А делается это с помощью экспертизы, которая установит факт коррозии, ржавления или гниения идентификационного номера.
И что мне делать?!
Итак, в 2023 году владельцы автомобилей с нечитаемым VIN-номером могут поставить машину на учёт в соответствии с законом.
2. В случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства.
Требования к дополнительной маркировке установлены Постановлением Правительства РФ № 1653 от 12 декабря 2019 года, и в нём подробно описано, когда, как и куда наносить дублирующие буквенно-цифровые обозначения.
Однако процедура дополнительной маркировки взамен стёртого VIN-номера допускается только в случае выдачи направления от ГИБДД. А такое направление вы сможете получить лишь по итогам криминалистической экспертизы, где должно быть установлено, что «родной» идентификатор соответствует данному автомобилю, а его владелец не причастен к перебивке или уничтожению VIN-а.
Результаты экспертизы могут быть следующими:
- если номер закислился от реагентов и солей – эксперты с большой долей вероятности смогут его распознать, а то и отчистить,
- если номер покрылся ржавчиной и стёрся – установить его маловероятно,
- если полностью сгнил – считать его вряд ли смогут.
А вот чего делать точно не стоит – это выбивать недостающие символы или чистить VIN химическими реагентами в надежде, что буквы и цифры как-то проявятся. Но такими действиями вы сделаете только хуже – в случае подозрений в перебивке ВИН-номера, вас могут привлечь к уголовной ответственности по статье 326 УК РФ.
Как зарегистрировать автомобиль со сгнившим, стёртым или заржавевшим VIN-номером в 2023 году – пошаговая инструкция
Процедура идентификации автомобиля состоит из нескольких шагов. Как показывает практика, в лучшем случае вы сможете поставить ТС на учёт в течение месяца, в худшем – процесс растянется на полгода, а то и дольше.
Порядок регистрации машины в случае с нечитаемым VIN-номером:
- Первым делом нужно записаться на приём в ГИБДД и сдать документы в «окошко» с последующим посещением площадки осмотра.
- Если на осмотре инспектор не сможет идентифицировать автомобиль из-за сгнившего, стёртого или ржавого VIN-номера – вас направят к старшему инспектору.
- Там составят материалы первичной проверки, возьмут с вас письменное объяснение, составят акт об изъятии СТС (не всегда) и поставят штамп об отказе в вашем заявлении о регистрации. Одновременно с этим инспектор прицепит прошнурованную ламинированную карточку с данными авто на не снимаемую деталь ТС (обычно это рама). Обычно в 2023 году машину оставляют владельцам на ответственное хранение – можно будет доехать своим ходом до места хранения и до экспертов.
- После этого материалы направляются в местный ОВД для проверки транспортного средства. Вам нужно прибыть туда по вызову для получения направления в экспертно-криминалистический центр при ГИБДД. В этом центре у вас проверят машину с целью установить, как VIN-номер пришёл в негодность – в результате естественных процессов или постороннего вмешательства. В некоторых регионах можно пройти экспертизу у аккредитованных частников – но этот момент лучше заранее уточнить в ГИБДД или МВД.
- Приезжаете на экспертизу, пишете заявление и оплачиваете услугу (если частная фирма). Затем нужно загнать машину на площадку осмотра, где эксперт проверит её и попытается оттереть ржавчину с помощью разных химических средств.
- По итогам проверки криминалисты составят экспертное заключение, которое почтой направят участковому или дознавателю. И далее, если окажется, что VIN-номер не перебивался, а испортился по естественным причинам – вы получите копию определения об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Затем вам нужно будет вновь посетить МРЭО со всеми полученными документами. А далее действовать в зависимости от ситуации. Если экспертам удалось полностью оттереть VIN-код – показываете машину на осмотр в ГАИ, получаете отметку об успешном прохождении площадки, сдаёте документы в «окошко» и ожидаете выдачу нового СТС. Если идентификатор распознать не удалось, но установлено, что машина «чистая» – вам выдадут направление на набивку дополнительной маркировки.
- Обычно в ГИБДД дают список организаций, куда можно съездить на нанесение дублирующего ВИН-номера. Если ничего не сообщили, то придётся искать такую контору самостоятельно. Аккредитованную организацию в своём регионе можно найти на сайте ЕЭК.
- Далее нужно записаться туда на приём, оплатить услуги и пригнать автомобиль для нанесения допмаркировки – её выбивают с помощью маркиратора на любую ровную поверхность рамы или кузова.
- Как только VIN будет успешно нанесён, его сфотографируют и выдадут свидетельство о проделанной работе, после чего вам останется в третий раз записаться на регистрацию в МРЭО.
- Снова показываете автомобиль на площадке осмотра, отдаёте сопутствующие документы о прохождении всех процедур. Вам снимают пломбу и проставляют заветный штамп о прохождении площадки. Дальше дело техники – получить новый СТС и запись в ПТС (если у вас бумажный).
О том, что на ваш авто набит дополнительный VIN-номер появятся отметки в СТС и ПТС с указанием местоположения новой маркировки.
Вот как это будет выглядеть:
В какую сумму это обойдётся?
Для того чтобы переоформить автомобиль с не читаемым VIN-номером придётся потратиться – причём от региона к региону суммы могут отличаться.
Давайте посмотрим, за что и кому платить:
- госпошлина за выдачу нового СТС – 500 рублей (350 рублей с 30% скидкой через Госуслуги),
- запись в бумажный ПТС – 350 рублей (245 – со скидкой),
- криминалистическая экспертиза автомобиля – в некоторых регионах проводится бесплатно, где-то за деньги – в среднем от 3 000 до 5 000 рублей,
- нанесение «полицейской» маркировки VIN-номера – от 15 000 до 30 000 рублей.
Обратите внимание, что прохождение экспертизы и нанесение дополнительной маркировки входит в период регистрационных действий. То есть госпошлину за получение СТС вы оплачиваете только один раз – при самом первом обращении в ГИБДД. При повторных обращениях в тот же отдел МРЭО и вплоть до постановки машины на учёт никакую госпошлину оплачивать дополнительно не требуется.
Что делать, если эксперты не смогут считать VIN?
Увы, но это осложняет ситуацию.
Если VIN-номер сгнил настолько, что его не может распознать даже эксперт, а по другим дополнительным табличкам с «вином» не удаётся установить транспортное средство, в ГИБДД могут отказать в выдаче направления на допмаркировку. Соответственно, поставить автомобиль на учёт вы также не сможете.
Такие ситуации – редкость, но встречаются на практике в некоторых регионах.
В таком случае у вас есть два варианта:
- подать иск о понуждении к регистрационным действиям,
- расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ТС продавцу.
В обоих случаях придётся обращаться в суд. На втором варианте остановимся более подробно.
Могу ли я расторгнуть договор купли-продажи?
Если вы купили проблемный автомобиль, который не хотят ставить на учёт из-за трудноразличимого или уничтоженного VIN-номера, в 2023 году можно расторгнуть ДКП на машину.
Право на расторжение договора установлено статьей 450 ГК РФ. Основанием будет существенное нарушение договора одной из сторон – в нашем случае продавцом. А нарушение выражается в том, что в ДКП не указано, что у автомобиля не читаемый или перебитый VIN-номер, из-за чего машину нельзя поставить на учёт в МРЭО или требуется проходить дополнительные экспертизы.
Но в любом случае вначале нужно подать продавцу досудебную претензию, где требовать расторгнуть ДКП и вернуть деньги. Претензию можно направить в адрес продавца ценным письмом с описью и уведомлением о вручении. Если ответа не последует или будет отказ – можно обращаться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи.
А если я хочу продать машину, у которой не видно VIN-номера?
В зависимости от ваших целей, а также наличия свободного времени/денег у вас тоже фактически два варианта:
- Продать б/у авто с изношенным VIN – но придётся снижать рыночную цену и искать человека, который возьмёт на себя риски приобрести такой автомобиль.
- Пройти весь путь от подачи заявления в ГИБДД до нанесения дополнительной маркировки – тогда будет легче продать машину. Однако процедура доступна только в рамках каких-либо регистрационных действий, а не в любое время.
Что ждёт автомобилиста за ржавый номер кузова
Вступают в силу новые правила регистрации автомобилей в ГИБДД
Поделиться
Читать нас в
Фото: ПГ
С января 2020 года автовладельцы обязаны наносить специальную полицейскую маркировку на кузов или раму автомобиля, если оригинальный VIN-номер сгнил или плохо читается. Раньше у собственника авто из-за этого возникали трудности с продажей машины и постановкой её на учёт ГАИ. Новое постановление Правительства снимает эту проблему.
Зачем нужен VIN-номер
Автомобили отличаются друг от друга не только маркой и моделью, но и VIN-кодом, который является уникальным номером машины. Обычно он состоит из 17 символов, букв и цифр. На каждом транспортном средстве должен быть нанесён как минимум один уникальный идентификационный номер. Причём наносится он на раму или часть кузова, которую просто так не заменить.
Этот код вписывают в паспорт транспортного средства (ПТС), в страховку ОСАГО и свидетельство о регистрации машины (СТС). В дальнейшем это позволит правоохранителям быстро установить всю историю автомобиля. Проверка по VIN покажет, находится ли авто в аресте или залоге, имеются ли ограничения на регистрацию в ГИБДД, сколько у него было владельцев, попадал ли он в аварии и не числится ли в угоне. Поэтому нечитаемый или перебитый VIN-номер оборачивался для владельца автомобиля серьёзными проблемами.
До 2017 года при невозможности идентифицировать VIN-код совершать какие-либо регистрационные действия с автомобилем было нельзя, напомнил первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Это ставило в незавидное положение владельцев старых машин, индивидуальная маркировка которых под действием времени начала ржаветь.
«Тогда правила изменили, позволив ставить на учёт автомобили со сгнившими VIN-номерами после прохождения криминалистической экспертизы, — рассказал депутат. — Правда, это тоже была полумера».
Если ничего противозаконного проверка не выявляла, собственнику выдавалась специальная бумага, удостоверяющая, что номер был утрачен или частично утрачен естественным путём. Одновременно оформлялся отказ от возбуждения уголовного дела о подделке идентификационного номера транспортного средства, а в ПТС делалась вклейка фото с читаемой частью номера.
С этой «индульгенцией» водитель продолжал ездить, пока коррозия через какое-то время не уничтожала, скажем, ещё одну цифру номера. И процедуру приходилось делать заново.
«Это трата времени и нервов собственника, а также бесконечное отвлечение усилий сотрудников, проводящих эти проверки, — пояснил Вячеслав Лысаков. — Постановление Правительства, утвердившее возможность с января 2020 года устанавливать специальную полицейскую маркировку на автомобиль взамен сгнившей, фактически ставит точку в мытарствах владельцев старых автомобилей».
Вячеслав Лысаков. Фото: АГН Москва
Ответственность за отсутствие маркировки
Допмаркировка будет содержать идентификационный номер и располагаться на элементах кузова автомобиля, которые до этого не демонтировали, рядом с местом оригинальной маркировки. Наносить её станут уполномоченные органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории. После нанесения номера организация выдаст владельцу машины соответствующее свидетельство.
Согласно статистике, ежегодно ГИБДД фиксирует около 10 тысяч случаев, когда из-за коррозии, ремонта, подделки заводские идентификационные номера на кузове или раме невозможно прочитать. Точная стоимость процедуры восстановления уникального кода автомобиля пока не определена. Между тем известны расценки на обязательную криминалистическую экспертизу: её тарифы по стране варьируются от 1500 до 3100 рублей. Учитывая, что на старых машинах ездят далеко не самые обеспеченные люди, общая сумма может быть для них чувствительной.
Вероятность того, что инспектор начнёт проверять наличие VIN-номера, приблизительно равно нулю. Но надо помнить, что ответственность за несовпадение номера на кузове авто и данных в ПТС предусмотрена.
Но и игнорировать требование по нанесению допмаркировки не надо, советует координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. Ведь проверить автомобиль на подлинность его номерных агрегатов могут не только при постановке на учёт. Другой вопрос, что сотрудники ГИБДД обычно не занимаются этим при дежурстве на трассе, хотя могут.
«Вероятность того, что инспектор начнёт проверять наличие VIN-номера, приблизительно равно нулю, — пояснил эксперт. — Для этого необходимы веские основания, например, подозрения в угоне. Но надо помнить, что ответственность за несовпадение номера на кузове авто и данных в ПТС предусмотрена».
Закон запрещает эксплуатацию незарегистрированного в установленном порядке автомобиля. За управление такой машиной водителю на первый раз выпишут штраф от 500 до 800 рублей. Повторное правонарушение предусматривает увеличение штрафа до пяти тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.
78089
Без VIN виноватый. Как продать машину с поврежденным VIN-номером?
Пришло время продавать автомобиль, а VIN отсутствует (проржавел, был демонтирован при кузовном ремонте…). Есть ли тут основание для паники? Давайте разбираться.
VIN — это сокращение от Vehicle identification number, т. е. «идентификационный номер транспортного средства». Это уникальный буквенно-числовой код, который закреплен за конкретным автомобилем. Впервые такой стандартизированный способ маркировки появился в далеком 1954 году в США, однако на мировом уровне стандарт был зафиксирован лишь в 1981 году.
В настоящее время VIN состоит из 17 символов, в которых зашифрована информация об автомобиле. Например, знаки с первого по третий закреплены за индексом производителя, с четвертого по восьмой — за характеристиками автомобиля и т. д. Подробности описаны в стандартах ISO 3779-1983 и ISO 3780. Место нанесения VIN отличается от модели к модели. Как правило, его наносят на моторном щите, на раме, на полу в ногах переднего пассажира, на лонжероне и т. д. Хотя бывают и экзотические места — например, в районе заднего «брызговика». Но независимо от места оригинальный номер выбивают или гравируют. А еще у машин часто существуют дублирующие таблички или наклейки, которые размещают под лобовым стеклом, в районе центральной стойки, на поперечине радиатора, в багажнике и на дверях. Хотя собственно VIN они не являются.
В любом случае VIN — это самый надежный способ идентификации транспортного средства. Неудивительно, что если номер поврежден, изменен или вовсе отсутствует, у автовладельца начинаются проблемы, в первую очередь — с продажей автомобиля и последующей регистрацией. Поврежденный VIN — это приговор? Вовсе нет. Но только если знать важные нюансы.
VIN поврежден? Этим же угонщики занимаются, когда «перебивают» номера?
Не только. Куда чаще от повреждений VIN страдают вполне законопослушные автовладельцы. Дело в том, что поврежденным считается любой VIN-номер, который нельзя прочитать или который вызывает подозрение в оригинальности. Причин для этого может быть масса. Например, номер может повредиться в результате ДТП или просто из-за коррозии. К повреждениям относят также любое воздействие — например, царапины, вмятины и даже замену оригинальных заклепок (если такие присутствуют) на табличке с номером. И не нужно думать, что эта ситуация грозит только в случае серьезных аварий. Дело в том, что у некоторых моделей VIN расположен не в самом удачном месте. К примеру, у Renault Logan первого поколения до 2008 года VIN выбит на полу багажника, а у Lada Granta первого поколения — на чашке правой арки «брызговика», рядом с креплением опоры амортизаторной стойки. В обоих случаях идентификационный номер легко повреждается в ДТП.
Повреждение VIN не сулит автовладельцу ничего хорошего. С намеренной подделкой идентификационного номера все понятно — это уголовное преступление. В соответствии со статьей 326 УК РФ минимум, что грозит нарушителю — штраф 80 000 рублей, а максимум — лишение свободы на срок до двух лет.
А что если VIN просто проржавел? Увы, и в этой ситуации все шишки придется собирать автовладельцу. Во-первых, по закону на такой машине ездить нельзя, а поврежденный VIN может обнаружить любой инспектор ДПС. Ситуация эта, прямо скажем, маловероятна, но и невозможной ее не назовешь. Обнаружить поврежденный VIN прямо на дороге инспектор ГИБДД может только во время досмотра, для которого у него должны быть веские основания. К тому же сам досмотр проводится только в присутствии двух понятых или под видеозапись. Но если это все же произойдет, водителя могут заподозрить в угоне, отстранить от управления ТС, задержать, а автомобиль — поместить на штрафстоянку и направить на криминалистическую экспертизу. Если же у инспектора не будет подозрений, что перед ним собственник ТС, его могут оштрафовать на 500–800 рублей по ч. 1 ст. 12.1 КоАП, причем при повторном нарушении наказание уже составит штраф в 5000 рублей или лишение прав на один–три месяца. В общем, хорошего все равно мало.
Во-вторых, автомобиль с поврежденным VIN будет сложно застраховать. Проблема тут заключается не в ОСАГО, а в диагностической карте, которую владелец такой машины должен предоставить в страховую, но по закону никогда не получит. Ну, и в-третьих, автомобиль с поврежденным VIN-номером, конечно же, не зарегистрируют в ГИБДД.
Поврежденным VIN по закону считается не только тот, который нельзя прочитать, но и любой номер, который можно заподозрить в изменениях или подделке. Иногда доходит до курьезов. К примеру, в 2015 году житель Москвы Азамат приобрел Mercedes-Benz ML американской сборки. При регистрации в ГИБДД автовладельцу сказали, что VIN-номер на раме набит «с отклонениями от заводских параметров», а точнее — с небольшим отклонением. Из-за этого москвичу долго отказывали в постановке автомобиля на учет. Официальное письмо от производителя, что номер на раме в американской версии автомобиля является дублирующим, ГИБДД не убедило. «Решить вопрос» удалось только неофициальным путем — через знакомых, которые также работали в госорганах.
Как видите, от машин с проржавевшим, поврежденным и даже просто подозрительным VIN-номером одни проблемы. Нужно ли объяснять, что покупатели от такого автомобиля будут бежать как от огня?!
У меня в ПТС VIN вообще отсутствует!
Если в документах отсутствует номер VIN, это не повод для паники. Такое бывает — например, на японских автомобилях, выпущенных до 2000 года для внутреннего рынка, а также на некоторых советских автомобилях. У них для идентификации используется номер кузова (frame number), который в российских ПТС вписывается вместо VIN.
Пример советского номера кузова, нанесенного краской. Это — не VIN в буквальном смысле слова, однако номер точно так же используется для идентификации транспортного средства. Стоит ли говорить, что краска имеет свойство стираться, из-за чего у владельца могут возникнуть проблемы при регистрационных действиях?
Если VIN отсутствует по указанной причине, беспокоиться не стоит: автомобиль продается без нанесения дополнительной маркировки. Но расслабляться рано! На некоторых старых советских автомобилях номер кузова мог наноситься краской, которая за время эксплуатации могла стереться. И вот в этом случае действия должны быть точно такими же, как при поврежденном VIN.
VIN поврежден… Но мне нужно продать машину!
Каков же порядок действий при поврежденном VIN или его отсутствии?
Для начала уясним один важный момент: теоретически продать автомобиль с поврежденным VIN можно, законом это НЕ запрещено. В этом случае машина фактически продается как непригодное к эксплуатации транспортное средство, а на плечи будущего владельца ложится весь груз проблем по восстановлению идентификационного номера. Отсюда следует несколько вполне логичных выводов: во-первых, найти человека, готового купить автомобиль с поврежденным VIN, будет очень тяжело. Поставьте себя на его место: вы бы согласились обрекать себя на такие проблемы? Во-вторых, продать такой автомобиль можно только с существенным дисконтом. Ведь фактически — «сливается неликвид».
Поэтому куда логичнее будет сначала восстановить VIN, а потом уже заниматься продажей. Сразу же предостерегаем от опрометчивых действий: не пытайтесь самостоятельно выбить недостающие цифры, прибить новую табличку, очистить номер от ржавчины и т. д. Можно повредить VIN и сделать только хуже: в лучшем случае последствия деятельности просто вызовут подозрение у инспектора ГИБДД, а в худшем — можно попасть под ту самую статью 326 УК РФ. Максимум, что можно сделать самому — аккуратно протереть VIN-номер влажной тряпочкой, а при наличии ржавчины — тряпочкой, смоченной в коле. Не помогло? Тогда обращаемся к профессионалам.
Спешить здесь тоже не надо. Если через интернет находится фирма, которая обещает быстро и безо всяких проблем своими силами сделать «точно такую же» табличку с VIN или заменить поврежденную деталь, установить новую с правильным номером или вварить кусок со старым VIN в новую деталь, знайте: все это — так же незаконно! Иногда может доходить до курьезов. Представьте ситуацию: табличка с VIN цела, но вылетела заклепка. Кажется, что проблемы нет: нужно просто установить новую. Однако и закон, и судебная практика непреклонны — так делать запрещено.
Как же надо поступать? С 1 января 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1653 единственный законный способ легализовать автомобиль с поврежденным VIN — нанести специальную дополнительную маркировку в уполномоченной на это организации. Это стало возможным после вступления в силу закона «О госрегистрации транспортных средств». «Такая процедура допускается только в случае, если есть соответствующее направление от ГИБДД. Оно выдается только после проведения соответствующей экспертизы, если автомобиль будет идентифицирован именно как тот самый, на котором ранее был нанесен “родной” VIN, — пояснил Дрому адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — То есть возможность получения разрешения в ГИБДД на нанесение дополнительной маркировки целиком и полностью зависит от результатов идентификации автомобиля после изучения оставшихся частей VIN-кода, а также наличия на автомобиле VIN в других местах, где он дублируется, что бывает далеко не на всех автомобилях», — добавил юрист.
Если отобразить схематично, то порядок действий в этом случае будет такой:
- Обратиться в ГИБДД с заявлением о нанесении дополнительной маркировки (если обращается уже покупатель, это будет заявление о регистрационных действиях). Инспектор ГИБДД осмотрит автомобиль и укажет на имеющиеся основания для нанесения дополнительной маркировки, после чего машину могут отправить на криминалистическую экспертизу.
- Если автомобиль не был угнан, ГИБДД откажет в возбуждении уголовного дела, нанесет на несъемные части автомобиля специальные пломбы или бирки и внесет информацию о них в форму заявления.
- Теперь, получив на руки заявление с уточнениями от ГИБДД, а также забрав автомобиль с пломбами, собственник может обратиться в специальную аккредитованную организацию, занимающуюся нанесением дополнительной маркировки. Полный список таких организаций можно посмотреть на сайте Евразийской экономической комиссии.
- После обращения в организацию и предоставления всех необходимых документов на неповрежденные детали автомобиля нанесут новую маркировку, а владельцу — выдадут на руки специальное свидетельство установленного образца с фотографиями новой маркировки.
- Если автомобиль продается, то с этим свидетельством, предыдущим пакетом документов и, конечно, самим автомобилем нужно вновь приехать в ГИБДД и перерегистрировать транспортное средство.
«Документ правительства дал вторую жизнь автомобилям, у которых сгнил VIN-номер, либо которые были угнаны и возвращены владельцам. То есть правительство прекратило “вечный учет”, когда собственник мог эксплуатировать автомобиль, но не мог его продать. Теперь он может обратиться в ГИБДД, нанести дополнительную маркировку и подарить машине “новую жизнь”», — пояснил Дрому генеральный директор компании «Услуги Авто», занимающейся нанесением дополнительной маркировки, Юрий Пархоменко.
Вот так выглядит нанесенная дополнительная маркировка. Сверху нанесен номер оригинального VIN, снизу — код аккредитованной организации, выполнившей работы по его нанесению
Пару слов о технологии восстановления VIN. «Дополнительная маркировка обязательно наносится автоматическим маркиратором. Размер шрифта и требования к нему прописаны в техническом регламенте. А сам VIN обязательно наносится в две строки: сам номер и специальный номер, закрепленный за организацией, которая нанесла маркировку», — пояснил Юрий Пархоменко, добавив, что дополнительная маркировка всегда наносится на основной компонент кузова. По словам эксперта, из-за этого иногда возникают проблемы, поскольку у некоторых автомобилей минимум плоских частей кузова. Как следствие, иной раз допмаркировку приходится наносить на пол в районе задних сидений или на дверную стойку, если позволяют размеры автомобиля.
Повторим еще раз: обращение в ГИБДД за разрешением нанести дополнительную маркировку в специальной уполномоченной организации — это единственный законный способ восстановить VIN. «Все иные способы (например, кустарное изготовление таблички, самостоятельное нанесение или восстановление букв и цифр и т. п.) являются незаконными и не дающими основания для регистрации автомобиля», — отмечает адвокат Сергей Радько.
Подведем краткий итог:
- VIN — идентификационный номер, который заслуживает повышенного внимания. Повреждение номера из-за времени, коррозии или ДТП не обещает автовладельцу ничего хорошего. Однако…
- Поврежденный VIN — это не приговор. Машину с поврежденным VIN-номером можно даже продать, хотя цена будет очень невысокой. Но лучше восстановить номер.
- Единственный легальный способ восстановления VIN — нанесение дополнительной маркировки. Его осуществляют специальные аккредитованные организации и только после соответствующего направления от ГИБДД.
- Кустарное восстановление или гравировка VIN, установка новых табличек или заклепок, врезка старого VIN в новую деталь и т. д. запрещены и грозят владельцу автомобиля ответственностью по ст. 326 УК РФ.
Предложить тему или сотрудничество с редакцией: ms@drom.ru
Источник https://autotonkosti.ru/q/vin-nomer-avtomobilya-isportilsya-i-ne-chitaetsya-chto-delat-mozhno-li
Источник https://www.pnp.ru/social/chto-zhdyot-avtomobilista-za-rzhavyy-nomer-kuzova.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/vin-vin-84258.html